Cтрахование ответственности

Рефераты по страхованию » Cтрахование ответственности

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  УКРАИНЫ

 

ТЕРНОПОЛЬСКАЯ  АКАДЕМИЯ  НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА


 


Реферат  по предмету: "ОСНОВЫ СТРАХОВОГО ДЕЛА"

 тема: "СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ"

2001 год

ПЛАН

Введение............................................................................................................стр.   2

 

1. Общее понятие ответствености и ее страхование

1.1. Определение объекта страхования.................................................................................стр.   4

1.2. Срок страхования.............................................................................................................стр.    6

1.3. Страхование ответственности.........................................................................................стр.   7

 

2.  Страхование гражданской ответственности собственников

     транспортных средств

2.1. Необходимость страхования............................................................................................стр.   8 2.2. Объекты и субъекты страхования...................................................................................стр.   9

2.3. Сущность договора обязательного страхования гражданской     

       ответственности собственников транспортных средств..............................................стр.  10  

2.4. Порядок возмещения убытков и страховые полисы.....................................................стр.  11

2.5. Система  «Зеленая карточка»...........................................................................................стр. 16

 

3.   Страхование ответственности работодателя

3.1. Необходимость страхования............................................................................................стр. 21                                                                 

3.2. Основные положения условия и исключения в договорах

       страхования ответственности работодателя..................................................................стр.  21

3.3.  Андеррайтинг...................................................................................................................стр.  24

 

4.   Страхование профессиональной ответственности

4.1. Необходимость страхования профессиональной ответственности.............................стр. 26

4.2. Сущность страхования условия и исключения в

       договорах  страхования....................................................................................................стр.  26

4.3. Андеррайтинг....................................................................................................................стр.  29

 

5.   Страхование ответственности за экологическое загрязнение

5.1. Экологическое страхование его необходимость..........................................................стр.  32

5.2. Сущность загрязнения и особенности ответственнности............................................стр.  33

5.3. Условия страхования исключения сроки и прочее.....................................................стр.  34

5.4. Андеррайтинг...................................................................................................................стр.  36

5.5.  Затраты на очищение последствий загрязнения..........................................................стр.  36

 

6.    Комбинированный полис страхования гражданской

       ответственности........................................................................................стр.  38


Выводы..............................................................................................................стр.  40

 

Список используемой литературы..............................................................стр.  42

 

Введение

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества вступая между собой в производственные отношения испытывали страх за его сохранность за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями пожарами грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы равные по величине стоимости своего имущества что естественно разорительно.

Между тем жизненный опыт основанный на многолетних наблюдениях позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено что число заинтересованных хозяйств часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей.

При этом чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба тем меньшая доля средств приходиться на долю одного участника. Так возникло страхование сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба.

Наиболее примитивной формой раскладки ущерба было натуральное страхование но по мере развития товарно-денежных отношений оно уступило место страхованию в денежной форме.

Раскладка ущерба в денежной форме создавала широкие возможности прежде всего для взаимного страхования когда сумма ущерба возмещалась его участниками на солидарных началах либо после каждого страхового случая либо по окончании хозяйственного года. Взаимное страхование в условиях капитализма стало закономерно перерастать в самостоятельную отрасль страхового дела. Если при взаимном страховании еще не формировался заранее рассчитанный с помощью теории вероятности страховой фонд то в дальнейшем вероятная средняя величина возможного ущерба приходящаяся на каждого участника страхования стала применяться в качестве основы страховых взносов для заблаговременного формирования страхового фонда.

В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности доходов и других интересов предприятий организаций фермеров арендаторов граждан.

Классификацию по объектам с выделением областей подобластей и видов страхования можно считать классическим подходом в теории и практике отечественного страхования. Она является наиболее обычной для национальных страхователей и очень важной с теоретической точки зрения.

Закон Украины «О страховании» определяет что объектами страхования могут быть три группы имущественных интересов:

1)    связанные с жизнью здоровьем трудоспособностью и дополнительной пенсией страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

2)    связанные с владением пользованием и распоряжением имуществом (имущественное страхование);

3)    связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда физическому лицу или его имуществу а также вреда причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Рассмотрим  одну из областей страхования - страхование ответственности.


1. Общее понятие ответствености и ее страхование

 

1.1. Определение объекта страхования

Страхование ответственности направлено на защиту имущественных прав лиц пострадавших в результате действий или бездеятельности Страхователя. При этом возмещение убытков пострадавшим гарантируется страховой компанией и не зависит от финансового состояния Страхователя. Такое страхование защищает также и финансовое состояние самого Страхователя который при наличии страхового полиса освобождается от затрат связанных с вызванным им вредом. Суммы компенсаций могут быть очень значительными (убытки часто имеют катастрофический характер) да и процесс урегулирования исков по  таким убыткам довольно продолжительный. Благодаря экономической целесообразности и социальной весомости страхования ответственности появилось и на украинском рынке. Страхование ответственности перевозчиков судовладельцев собственников транспортных средств туристических организаций импортеров фармацевтической продукции уже широко осуществляется украинскими страховщиками как в обязательной так и в добровольной форме.

В основу всех видов страхования ответственности положены нормы отечественного и международного права. Уровень развития страхования ответственности прямо зависит от совершенства национальных правовых институтов. Для страхования представляют интерес виды ответственности которые имеют имущественный характер и связанные с компенсацией причиненного вреда. К таким видам ответственности принадлежат гражданская материальная и некоторые виды административной ответственности.

Административная ответственность — это одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за осуществление ими административного правонарушения.

Материальная ответственность — это обязанность работника возместить убытки причиненные предприятию в соответствии с порядком установленным трудовым законодательством. Материальная ответственность наступает только за убытки которые возникли вследствие явно противоправного поведения работника такого которое можно поставить ему в вину.

Гражданская (гражданско-правовая) ответственность возникает как юридическое следствие невыполнения или ненадлежащего выполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей которые связаны с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность состоит в применении к правонарушителю в интересах пострадавшего установленных законом или договором мер воздействия (санкций) имущественного характера. Речь идет о возмещении убытков уплату неустойки (штрафа пени) компенсацию вреда.

Возможны случаи когда для наложения ответственности на причинителя вреда необходимо наличие его вины; или ответственность наступает независимо от вины и даже без вины; иногда не только случай но даже действие непреодолимой силы не освобождает причинителя вреда от ответственности; учитывается специфика деятельности во время осуществления которой причиняется вред.

Гражданское право основывается на презумпции вины в соответствии с которой отсутствие вины должно доказываться самым правонарушителем. Правонарушитель считается виновным до тех пор пока он не докажет свою невиновность. То есть для возникновения ответственности потерпевший обязанный доказать факт осуществления против него правонарушения наличие у него убытков и наличие причинной связи между противоправным поведением и убытками.

В гражданском праве действует так называемый принцип генерального деликта согласно которому сам факт причинения вреда считается противоправным если причинитель вреда не докажет что имел право на действия которые послужили причиной вреда. Противоправный причиненный вред  подлежит возмещению во всех случаях. Вред вызванному правомерными действиями подлежит возмещению только в случаях предусмотренных законом.

Примером ответственности за вред вызванный правомерными действиями служат предусмотренные Кодексом торгового мореходства обязательства относительно распределения убытков которые носят название общей аварией. В соответствии с правилами об общей аварии убытки которые возникли при морской перевозке в результате целенаправленных повреждений осуществленных с целью спасания судна фрахта и груза который перевозится на судне от общей для них опасности распределяются между судном фрахтом и грузом соразмерно  их стоимости.

На специальных условиях строится ответственность собственника источника повышенной опасности ответственность профессионального охранника и в некоторых других случаях. Для возникновения этих видов ответственности не требуется наличия вины виновника вреда. Обычно ответственность которая возникает без вины называется безусловной  или суровой.

Лица деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации промышленные предприятия строительства собственники автотранспортных средств и т.п.) обязаны возместить вред вызванный источником повышенной опасности если не докажут что вред возник вследствие непреодолимой силы  или  умысла пострадавшего.

Тем не менее предусмотренные гражданским законодательством случаи ответственности независимо от вины не делают ее безграничной. В некоторых случаях ответственность не наступает если имеет место умысел пострадавшего. Так собственник источника повышенной опасности освобождается от ответственности если докажет что вред возник вследствие умысла пострадавшего. В большинства же случаев ответственность снимается если имело место действие непреодолимой силы. Исключение составляет Воздушный кодекс Украины который возлагает ответственность за личный вред вызванный пассажиру при старте полете или посадке самолета даже в случае действия непреодолимой силы.

1.2. Срок страхования

 Поскольку иски по конкретному договору страхования потенциально могут быть предъявлены на протяжении нескольких лет когда возможно Страхователь будет страховаться уже у другого страховщика возникают трудности с определением «ответственного» по таким претензиям страховщика. Поэтому важно   какие именно принципы положены  в  основу договора страхования.  Выбор зависит от деятельности Страхователя и вида страхования ответственности. Если период между возможной неосторожнос-тью Страхователя и фактом вреда незначительный то договор заключается на основе «проявления». Если такой период может быть весьма продолжитель-ным (например при страховании фармацевтических препаратов) то целесообразнее заключить договор с «заявленными исками».

Страхование ответственности осуществляется как правило на основе «проявления». Это означает что Страхователь несет ответственность за вред который выявился на протяжении действия договора (хотя причиной возникновение такого вреда могут быть действия которые осуществил Страхователь до начала действия настоящего договора). Тем не менее страховщик не отвечает за вред который выявился после окончания договора. При этом если убытки стали очевидны после окончания срока страхования но вред выявился еще в момент действия договора то эти убытки покрываются страховщиком.

В последнее время распространились договоры на основании «заявленных исков». Иногда их называют еще договорами по условию «представленных требований». То есть договор покрывает иски которые впервые выдвигаются Страхователю во время действия договора. Во избежание исков «с длинным хвостом» (если вред выявился через продолжительное время) страховщики вводят ретроспективную дату. Все потери которые выявились до этой даты покрытию не подлежат. Итак страховщик точно знает сколько требований ему надо покрыть что смягчает проблемы создания достаточных резервов оценки рисков и расчеты тарифов.

Тем не менее существует проблема для Страхователя. Если на момент окончания действия договора возникнут обстоятельства которые возможно приведут к выдвижению требований против последнего то страховщик может отказаться переоформить полис а другие страховщики не возьмут риск на страхование. В такой ситуации Страхователь окажется без страховой защиты именно в то время когда потенциально ему может быть предъявлен иск. По этому поводу договоры с «заявленными исками» часто содержат условие о продолженном периоде предъявления исков — «условие последнего периода». Даже если страховщик выполнил свои обязательства относительно исков заявленных от ретроспективной даты и до окончания срока действия договора Страхователь имеет защиту еще некоторый обусловленный период (например несколько лет). Эта защита действует лишь относительно исков вызванных обстоятельствами сообщенными Страхователем страховщику до даты окончания договора страхования.

В национальных законодательствах могут помещаться положения которые влияют на определение «ответственного» Страхователя. Так суды США разработали систему «тройного условия». В соответствии с этой системой истец может сам указать какой из периодов наиболее отвечает его случаю — время нанесения вреда время выявления вреда или период между ними.

1.3. Страхование ответственности

Страхование ответственности - предоставление страховой защиты на случай предъявления Страхователю третьими лицами требований заявленных согласно с нормами действующего законодательства относительно возмещения имущественного вреда.

Особенности страхования ответственности:

1)    Имущественный компенсационный характер: лицо которое нанесло вред жизни здоровью или имуществу третьих лиц обязано полностью возместить убытки потерпевшей стороне.

2)    Третьи лица - неопределенный круг лиц которым Страхователь может нанести имущественный вред.

3)    Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон и часто называется лимитом ответственности.

Договором страхования могут быть предусмотрены сублимиты:

1) по одному страховому случаю; 2) за нанесение вреда жизни здоровью третьих лиц; 3) за нанесение вреда имуществу третьих лиц; 4) другие


2. Страхование  гражданской  ответственности  собственников транспортных средств

2.1. Необходимость страхования

Страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств является одним из наиболее массовых видов страхования которое в большинстве стран мира является  по форме обязательным видом страхования.

Осуществление такого страхования в обязательной форме предопределяется несколькими обстоятельствами.

Во-первых транспортное средство является источником повышенной опасности. Нормы гражданского законодательства большинства стран мира определяют именно собственника транспортного средства ответственным за причинение вреда здоровью или имуществу других лиц (третьих лиц) кроме случаев если дорожно-транспортное проишествие было следствием действия непреодолимой силы т.е. гражданская ответственность водителя транспортного средства перед третьими лицами наступает почти всегда в случаях дорожно-транспортного проишествия.

Во-вторых такие гражданско-правовые отношения касаются всего общества имеют массовый характер поскольку участником дорожно-транспортного проишествия потенциально может быть каждый гражданин. Каждый год в дорожно-транспортных проишествиях по вине водителей автомототранспорта гибнет или получает травмы  значительное  количество  людей например  в 1999 году в Украине произошло 34554 ДТП в которых погибло 5269 человек и ранено 38277 человек то вероятность того что каждый из нас независимо от того является ли он автовладельцем или нет может стать участником такого рода события.

Кроме этого ежегодно происходит свыше 200 тысяч автоаварий с материальными повреждениями транспортных средств дорожных сооружений зданий и т.п.. В результате причиняются огромные материальные и моральные убытки через суды проходят гражданские и уголовные дела десятков тысяч граждан на года растягиваются выплаты компенсаций пострадавшим виновниками автоаварий значительно ухудшается материальное состояние семей обеих сторон.

Больше двух тысяч дорожно-транспортных проишествий происходит по вине водителей неустановленного транспорта что требует создания особой системы социальной защиты пострадавших.

В-третьих даже установление гражданской ответственности собственника транспортного средства не обеспечивает своевременного и полного возмещения вреда потерпевшему прежде всего из-за отсутствия достаточных средств у собственника (водителя) транспортного средства. В этом понимании именно механизм обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев позволяет создать надежную систему социальной защиты как третьих лиц — потерпевших так и собственников транспортных средств.

Обязательное страхование собственников транспортных средств вопреки его очевидной социальной направленности в большинстве стран вводилось «административно-силовым» путем поскольку сталкивалось с определенным сопротивлением граждан-автовладельцев. Последние иногда воспринимают обязательное страхование как вид дополнительного обязательного сбора в виде страховых платежей. Обычному автовладельцам не всегда понятен и сам объект страхования — гражданская ответственность собственника источника повышенной опасности. Кроме того до момента происхождения дорожно-транспортного проишествия и наступления гражданской ответственности каждый водитель считает себя на дороге «наилучшим и безопаснейшим».

Законом Украины «О страховании» страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств включено в перечень обязательных видов. На основании этого Кабинет министров Украины принял постановление о введении с 1 января 1997 года обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств.

Обязательное страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств ставит целью обеспечить возмещение убытков причиненных дорожно-транспортным проишествием.

2.2. Объекты и субъекты страхования

Под собственником транспортного средства понимается юридическое или физическое лицо которое эксплуатирует транспортное средство которое принадлежит ему на правах собственности полного хозяйственного ведения оперативного управления или на других основаниях которые не противоречат действующему законодательству (договор аренды поручение и т.п.).

Обязательность такого страхования распространяется на резидентов и нерезидентов — собственников транспортных средств. Имеются в виду собственники автомобилей автобусов самоходных машин сконструированных на шасси автомобилей мотоциклов всех типов марок и моделей прицепов полуприцепов и мотоколясок которые эксплуатируют указанные транспортные средства на  улично-дорожной сети общего пользования.

Страницы: 1 2 3 4