Индикаторы риска в системе контроля таможенной стоимости товара

Рефераты по таможенной системе » Индикаторы риска в системе контроля таможенной стоимости товара

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы контроля таможенной стоимости товара

1.1 Система контроля таможенной стоимости

1.2 Применение системы управления рисками в процессе контроля таможенной стоимости

Глава 2. Индикаторы риска при контроле таможенной стоимости

2.1 Индикаторы риска при контроле таможенной стоимости

2.2 Методика контроля таможенной стоимости с использованием профилей риска

Глава 3. Перспективы применения индикаторов риска в системе контроля таможенной стоимости на примере ДВТУ

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

В настоящее время Россия активно предпринимает попытки интегрироваться в мировое сообщество что подразумевает под собой заключение двусторонних соглашений с таможенными администрациями стран − торговых партнеров электронного информирования о товарных партиях сопряжение транзитных систем расширение применение технологии «Зеленый коридор» а также разработка мер по осуществлению контроля таможенной стоимости. Это значительно усиливает влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Выбранные ориентиры развития таможенных органов основанные на информационных технологиях совпадают с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира. Определение четких и понятных правил таможенного оформления базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов нашей страны.

Вступление в силу с 1 января 2004 г. Таможенного кодекса Российской Федерации создало необходимые предпосылки для формирования практически новой соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов РФ. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы связанные с их деятельностью.

Одной из основных продолжает оставаться проблема занижения таможенной стоимости товаров и других ключевых показателей влияющих на величину взимаемой таможенной пошлины что напрямую влияет на собираемость федеральных платежей.

Для решения этой проблемы российские таможенные органы должны активно использовать систему управления рисками основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков которая в таможенном законодательстве официально закреплена как инструмент выбора объектов таможенного контроля.

Таможня как и любая другая организация должна управлять своими рисками. Это требует систематического применения предназначенных для сокращения таких рисков процедур управления в целях обеспечения выполнения своих задач с максимально возможной эффективностью и действенностью. В число таких процедур входят определение анализ оценка обработка мониторинг и обзор рисков которые могут повлиять на выполнение данных задач.

Правильное управление рисками является важным для эффективной работы таможни и было бы правильно отметить что все администрации применяют некоторую форму управления рисками либо формально либо неформально. Исходя из разведданных информации и опыта таможня стараясь сократить свои риски всегда внедряла процедуры предназначенные для выявления незаконной деятельности. За последнее время растущая сложность скорость и объемы международной торговли подпитываемые развитием технологий революционизировавших мировую практику торговли оказали значительное влияние на выполнение таможенными органами своих обязанностей. Как следствие многие администрации реализовали более дисциплинированный и структурный подход к управлению рисками. Это также помогло им повысить эффективность своей деятельности и рационализировать свои процессы и процедуры

Одна из основных функций таможенных органов – взимание таможенных платежей причитающихся к уплате в связи с ввозом и вывозом товаров.

Таможенная стоимость является основой для начисления сборов за таможенное оформление при уплате пошлин акцизов и НДС. Все это образует совокупный таможенный платеж который и поступает в Федеральный бюджет РФ. Как мы знаем таможенные органы в данный момент обеспечивают пополнение бюджета на 52% чем и определяется важность и значимость правильного определения и контроля таможенной стоимости товара.

С правовой точки зрения контроль таможенной стоимости в существующей сегодня редакции Закона «О таможенном тарифе» должен быть абстрагирован от различного рода ценового контроля. Использование его в любых формах с целью принятия решения о возможности использования того или иного метода с последующей корректировкой таможенной стоимости изначально будет неправомерным.

Исходя из этого представляется наиболее правильным разработка профилей риска в которых в качестве индикатора риска будут использоваться не контрольные уровни а условия сделки наличие которых исключает возможность использование метода по стоимости сделки.

В тоже время результаты функционирования системы управления рисками показывают что в практике ведения внешнеэкономической деятельности в целях минимизации своих расходов в том числе и уклонения от уплаты таможенных платежей отдельные участники ВЭД применяют различные скрытые схемы недостоверного декларирования в целях занижения таможенной стоимости и таможенных платежей. И основным средством борьбы с недостоверным определением таможенной стоимости и служат индикаторы риска позволяющие инспектору выявить возможный факт нарушения и предотвратить его дальнейшее появление.

Выявить и устранить такие схемы обычными формами таможенного контроля установленными Таможенным кодексом в процессе основного таможенного оформления представляется проблематичным по ряду объективных причин. Такие схемы вероятнее всего можно вскрыть только с использованием оперативно-розыскных мероприятий и проведением таможенной ревизии. В процессе таможенного оформления система управления рисками при срабатывании ценовых индикаторов риска должна использовать защитные механизмы не связанные с корректировкой таможенной стоимости и изменением метода определения таможенной стоимости.

Так конечным результатом контроля таможенной стоимости при выявленном занижении таможенной стоимости и применении методов отличных от метода по стоимости сделки является доначисление таможенных платежей до величины соответствующей уровню таможенного налогообложения идентичных (однородных) товаров таможенная стоимость которых не вызывает сомнений в достоверности. Такое увеличение величины таможенной стоимости достигается путем ее корректировки при изменении метода определения таможенной стоимости. Именно такой механизм в настоящее время заложен в технологиях контроля таможенной стоимости.

Объектом изучения в данной работе является контроль таможенной стоимости товара предметом – индикаторы риска.

В связи с этим цель работы – изучение индикаторов риска в системе контроля таможенной стоимости товара.

Исходя из поставленной цели в настоящей работе предпринята попытка решения следующих основных задач:

1. Дать характеристику законодательству регулирующему систему контроля таможенной стоимости.

2. Установить порядок функционирования назначения и использования индикаторов риска при контроле таможенной стоимости товара.

3. Определить значение индикаторов риска в торговом обороте.

4. Выявить основные проблемы использования системы рисков при контроле таможенной стоимости.


Глава 1. Теоретические основы контроля таможенной стоимости товара

1.1 Система контроля таможенной стоимости

Контроль заявленной декларантом таможенной стоимости проводится таможенными органами в соответствии с Положением о контроле таможенной стоимости товаров ввозимых на таможенную территорию РФ утвержденным Приказом ГТК России от 05.12.2003 № 1399.

Под контролем таможенной стоимости (КТС) понимается совокупность мер принимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ в части проверки достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости правильности применения избранного метода таможенной оценки и расчета таможенной стоимости товаров перемещаемых через таможенную границу РФ.

Также под системой контроля таможенной стоимости понимается совокупность взаимосвязанных следующих элементов обеспечивающих ее устойчивое функционирование и решение поставленных задач (см. Приложение 1):

- методологическая основа

- субъект контроля таможенной стоимости

- объект контроля таможенной стоимости

- предмет контроля таможенной стоимости

- организационная структура контроля таможенной стоимости

- правовая база контроля таможенной стоимости

Методологическую основу контроля таможенной стоимости составляют понятие контроля таможенной стоимости его цель задачи принципы методы и виды.

Контроль таможенной стоимости – совокупность последовательных и взаимосвязанных между собой таможенных операций осуществляющих таможенными органами направленных на обеспечение правового определения таможенной стоимости товаров перемещаемых через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством с применением специфических форм и методов его осуществления.

Исходя из этого - контроль таможенной стоимости непрерывный процесс сменяющих друг друга операций включая в себя процесс принятия

Решения (Приложение 2.).

Принципы контроля таможенной стоимости:

- всеобъемлемость КТС (все товары подлежат КТС);

- достаточность КТС (требования таможенных органов не могут служить препятствием для перемещения товаров);

- выборность КТС (использование СУР);

- сбалансированность (сохранение оптимального баланса между обеспечением надлежащего применения и соблюдения таможенного законодательства и содействием во взаимной торговле);

- непрерывность (взаимосвязанная цепочка последовательно сменяющих друг друга этапов: контроль до прибытия контроль на этапе таможенного оформления контроль после выпуска)

Основным методом КТС является проверка документов и сведений.

В рамках того или иного метода КТС могут использоваться различные способы:

- мониторинг;

- постановка участника ВЭД на учет;

- запрос дополнительных документов и сведений;

- сопоставимость заявленных сведений с информацией полученной из других источников;

- анализ сведений специальной таможенной статистики;

- обработка сведений с использованием программных средств;

- запрос сведений из банков налоговых органов

Классификация основных видов КТС:

I. По времени:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

II.По сфере охвата:

- сплошной;

- выборочный.

III. По отношению к плану:

- запланированный;

- внезапный

IV. По уровню управления:

- центральный

- региональный

- локальный.

Под технологией КТС следует понимать совокупность способов инструментов и порядок осуществления КТС.

Совокупность взаимосвязанных методов технологий и техники составляют механизм КТС. Субъектами КТС являются таможенные органы различного уровня осуществляющие функции по проверке правильности определения таможенной стоимости товаров.

К специфическим субъекта относятся: контрольные и правоохранительные органы (Счетная палата органы прокуратуры органы внутренних дел) которые в рамках своих полномочий могут осуществлять также проверку соблюдения участниками ВЭД и таможенными органами законодательства по вопросам таможенной стоимости.

Организационную структуры КТС образуют ее звенья – субъекты контроля уровень управления и порядок их взаимосвязей (Приложение 3).

Организационная структура системы КТС характеризуется различными признаками: количество субъектов контроля уровень принятия решений степень контроля.

Любую систему КТС можно охарактеризовать в зависимости от степени ее централизованности (Приложение 4).

Региональные оказывают помощь путем проведения проверок непосредственно в помещении импортеров. Локальные осуществляют упрощенный поверхностный контроль.

Выделим наиболее общие черты системы организации КТС:

- локальные и региональные таможенные подразделения отвечают за решение повседневных вопросов таможенной стоимости проверок ДТС;

- региональные таможенные подразделения занимаются ведомственными вопросами также проведением КТС после выпуска товаров и таможенного аудита координация локальных подразделений и ведомств контролирующих их деятельность;

- центральные таможенные подразделения занимаются вопросами разработки и обеспечения единообразного законодательных и нормативных документов инструкций касающихся вопросов таможенной оценки обеспечение единообразных подходов. Как правило в организационной структуре любой системы КТС в качестве звеньев выступают специальные подразделения существующие как правило на всех уровнях управления за исключением таможенных постов осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль[1] .

Совершенствуется также технология осуществления КТС основанной на распределении полномочий по КТС между таможенными органами в зависимости от цены за единицу товара. Отныне полномочия по принятию окончательных решений по таможенной стоимости в зависимости от цены за единицу товаров разграничиваются только между таможенным постом и ОКТС таможни. Новая технология предусматривает что в случае заявления декларантом таможенной стоимости ниже ценового диапазона установленного для принятия решения по таможенной стоимости к компетенции таможни таможня обязана провести другие виды проверок: кода ТН ВЭД происхождения соблюдения мер нетарифного регулирования достоверности паспорта сделки и т д.

Контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляют должностные лица функционального подразделения по контролю таможенной стоимости таможни если:

- заявленная таможенная стоимость определена декларантом по методу по цене сделки с идентичными товарами методу по цене сделки с однородными товарами или по резервному методу на их основе а таможенное оформление идентичных или однородных товаров производилось вне зоны деятельности того таможенного поста где проходит декларирование оцениваемых товаров;

- заявленная таможенная стоимость определена декларантом по методу вычитания стоимости или резервному методу на его основе;

- заявленная таможенная стоимость определена декларантом по резервному методу;

- изменяется первоначально заявленный таможенный режим;

- заявленная декларантом таможенная стоимость определена по методу по цене сделки с ввозимыми товарами но участники сделки в соответствии с которой перемещаются товары через таможенную границу Российской Федерации являются взаимозависимыми лицами и имеются основания полагать что взаимозависимость повлияла на цену сделки;

- в отношении товаров необходим контроль стоимостной квоты установленной законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляется путем проведения следующих операций:

- контроля правильности выбора метода определения таможенной стоимости т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

- контроля правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости;

- контроля документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;

- оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

По результатам проведенного контроля уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решение:

- о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

- о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений;

- о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

Принятое решение отражается на первом листе декларации таможенной стоимости в поле "Для отметок таможни" а в тех случаях когда она не заполняется - в графе "С" основного листа ГТД в виде одной из следующих записей с указанием цифрового кода по классификатору решений таможенного органа по таможенной стоимости товаров:

- "ТС принята"

- "ТС уточняется"

- "ТС подлежит корректировке".

Таможенная стоимость принимается если уполномоченными должностными лицами таможенных органов не выявлено признаков указывающих на то что декларантом неправильно избран метод определения таможенной стоимости и неправильно определена заявленная таможенная стоимость.

После принятия таможенной стоимости таможенные органы могут продолжить контроль таможенной стоимости после выпуска товаров в соответствии с установленным порядком[2] .

Уточнение заявленной декларантом таможенной стоимости требуется если согласно результатам контроля представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров или обнаружены признаки указывающие на то что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными.

В зависимости от условий конкретной сделки уполномоченные должностные лица таможенных органов проводят все или некоторые из ниже перечисленных мероприятий:

- запрашивают у декларанта дополнительные документы и сведения;

- запрашивают у декларанта пояснения по условиям продажи товаров которые могли повлиять на цену сделки;

- запрашивают у декларанта пояснения о влияющих на цену физических характеристиках качестве и репутации на рынке ввозимых товаров;

- в целях выпуска товаров направляют декларанту оформленное по установленной форме требование с приложением расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.

Если в установленные сроки декларантом не представлены запрошенные таможенным органом дополнительные документы и сведения и в письменной форме не дано объяснение причин по которым такие документы и сведения не могут быть представлены то в течение трех рабочих дней начиная со дня следующего за днем окончания срока должностные лица принимают решение о таможенной стоимости исходя из имеющихся в их распоряжении документов и сведений.

Уполномоченные должностные лица таможенных органов передают декларанту копию соответствующего листа ДТС или ГТД с решением о корректировке таможенной стоимости и расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.

Для проведения контроля таможенной стоимости должностными лицами специализированного подразделения по контролю таможенной стоимости таможни должностные лица таможенного поста направляют в уполномоченное подразделение таможни следующие документы:

- копии таможенных документов;

- копии документов и сведений представленных декларантом для таможенного оформления;

- копии описи документов представленных для подтверждения заявленной таможенной стоимости;

- копии запроса о представлении дополнительных документов сведений и пояснений (если такой запрос направлялся) и представленные декларантом дополнительные документы сведения пояснения;

- указание причин направления документов в вышестоящий таможенный орган.

Если к моменту направления запроса дополнительные документы сведения пояснения декларантом не представлены то их копии направляются в вышестоящий таможенный орган дополнительно в течение одного рабочего дня следующего за днем их получения таможенным постом[3] .


1.2 Применение системы управления рисками в процессе контроля таможенной стоимости

Цель системы управления рисками - создание современной системы таможенного администрирования обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля исходя из принципа выборочности основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации[4] :

- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин налогов в значительных размерах;

- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- затрагивающих другие важные интересы государства обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

СУР используется при выборе форм таможенного контроля который основывается на принципе выборочности.

Товары риска - товары перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

По товарам группы риска и группы прикрытия издано письмо ГТК РФ от 19 мая 2004 г. № 01-06/18051 "О перечне товаров группы "риска" и группы "прикрытия".

Итак исследуя определения данные в нормативных документах делаем следующие выводы:

Профиль риска это - совокупность сведений об области риска индикаторов риска а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский региональный и зональный.

Под профилем риска доведенном таможенными органами в бумажном виде понимаются нормативные правовые или правовые акты ФТС России в том числе утверждаемые целевые технологии таможенного контроля осуществляемого при выполнении мер таможенно - тарифного регулирования соблюдения законодательства по определению таможенной стоимости валютного законодательства правильности исчисления таможенных платежей и в составе которых доводятся указания о необходимости применения таможенными органами конкретных форм таможенного контроля либо их совокупности в целях минимизации рисков.

При проведении оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием СУР уполномоченные должностные лица таможенного органа осуществляют сравнение и анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией в следующем порядке:

1) на основании заявленных декларантом данных рассчитывают таможенную стоимость товара за основную либо дополнительную единицу измерения;

2) обеспечивают выбор источника информации для сравнения таким образом чтобы описание выбранного для сравнения товара его коммерческие качественные и технические характеристики условия поставки в наибольшей степени соответствовали описанию характеристикам условиям поставки оцениваемых товаров а также условиям сделки с оцениваемыми товарами; при этом таможенный орган выбирает тот источник ценовой информации который в наибольшей степени отвечает следующим требованиям:

а) наличие точного описания товара: коммерческое наименование товара описание на ассортиментном уровне сведения о фирме-изготовителе материал технические параметры и прочие характеристики которые влияют на стоимость данного вида товара;

б) обеспечение максимального возможного подобия сравниваемых товаров означающее что при выборе источника информации таможенный орган подбирает для сравнения идентичные товары затем однородные товары а при их отсутствии - товары того же класса или вида.

Для целей проведения объективного анализа и подбора сравниваемых товаров таможенный орган может обратиться к лицам осуществляющим ввоз и (или) реализацию идентичных однородных товаров или товаров того же класса или вида или заводу осуществляющему их переработку (обработку) для получения консультаций и более подробной информации о физических и иных характеристиках качестве и репутации таких товаров (например информационные раздаточные материалы инструкции по эксплуатации каталоги с описанием товара);

3) из выбранного источника ценовой информации определяют цену единицы товара того же класса или вида (идентичного однородного);

4) проводят при необходимости корректировку проверочной величины для учета различий в коммерческих уровнях продажи (оптовом розничном и ином) и (или) в количестве в дополнительных начислениях между оцениваемыми товарами и проверочными величинами[5] ;

5) сравнивают заявленную декларантом величину таможенной стоимости товара с проверочной величиной.

Сравнение и анализ производится с использованием источников информации имеющихся в таможенном органе в том числе полученной от вышестоящих таможенных органов о конъюнктуре рынка отдельных видов товаров а также полученной от иных органов информации о среднем уровне прибыли характерном для рынка товаров того же класса или вида а также об общих расходах возникающих в данной отрасли промышленности и (или) торговли.

Уполномоченные должностные лица таможенного органа принимают решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости если соблюдены условия принятия стоимости сделки в качестве таможенной стоимости и отсутствуют признаки указывающие на то что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными[6] .

Если по результатам сравнения и анализа заявленной декларантом таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией выявляется расхождение между величиной заявленной декларантом таможенной стоимости товара и проверочной величиной то это может служить признаком указывающим на то что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными или имеются условия которые повлияли на цену товара. В таком случае таможенный орган проводит в рамках сроков дополнительную проверку а выпуск товара осуществляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. При этом уполномоченные должностные лица в целях выпуска товаров направляют декларанту требование с приложением расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости[7] .

Такая дополнительная проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров обуславливающих расхождение между величиной таможенной стоимости товара и проверочной величиной.


Глава 2. Индикаторы риска при контроле таможенной стоимости

2.1 Индикаторы риска при контроле таможенной стоимости

Существующая в настоящее время нормативно-правовая база по контролю таможенной стоимости оказалась не в состоянии противодействовать формам и методам недостоверного декларирования. В связи с этим предлагаются альтернативные пути решения данной проблемы не связанные напрямую с процедурой корректировки таможенной стоимости. Проводимые корректировки таможенной стоимости позволили используя в рамках СУР формы и методы таможенного администрирования как инструмент борьбы с недостоверным декларированием увеличить среднюю стоимость по отдельным категориям товаров до уровня стран-партнеров и привести ценовые показатели импорта в соответствие с данными зеркальной статистики. Например по бытовой технике и электронике. Значительно сократились расхождения в зеркальной статистике по Китаю – до 13процентов и с ЕС – до 7 процентов. Таким образом удалось снизить риск возможного недостоверного декларирования и как следствие потери федерального бюджета а также в целом повысить эффективность контроля таможенной стоимости. В то же время применение методов таможенного администрирования в сочетании с административным ресурсом направленным на достижение контрольных показателей установленных в области контроля таможенной стоимости привело к появлению негативных последствий таких корректировок.

Интегрированная в технологию контроля таможенной стоимости система управления рисками в форме применения прямых мер по минимизации рисков и ценовых индикаторов установленных соответствующими профилями рисков создали по сути новую концепцию контроля таможенной стоимости основанную на субъективных оценках достоверности. При этом необходимо обозначить следующие понятия:

Область риска – отдельные сгруппированные объекты анализа в отношении которых требуется применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.

Индикаторы риска – определенные критерии с заданными заранее параметрами отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

Оценка риска – систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

Профиль риска – совокупность сведений об областях риска индикаторов риска а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский региональный и зональный[8] .

Правовой фундамент данной концепции основан на праве таможенного органа принимать решение о несогласии с избранным методом определения таможенной стоимости товаров при наличии признаков того что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и достаточными и исходя из этого самостоятельно проводить таможенную оценку[9] . При этом в качестве критерия наличия или отсутствия признаков недостоверности сведений и необходимости проведения дополнительной проверки используются субъективные оценки основанные на ценовых индикаторах профилей риска. В то же время установленный Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» порядок определения и заявления таможенной стоимости и в частности порядок применения метода по стоимости сделки.

Таможня предусматривает в качестве условия невозможности использования первого метода наличие признаков указывающих на недостоверность сведений. Возникает вопрос о правомерности и необходимости выявления признаков недостоверности которые законодательством не установлены в качестве условия препятствующего использованию метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Существующие сегодня формы таможенного контроля не позволяют на этапе таможенного оформления в достаточной степени проверить ее достоверность а значит имеется потенциальный риск ее занижения и как следствие возможность недобора таможенной пошлины в процессе таможенного оформления.

Конечным результатом процедуры контроля таможенной стоимости является сумма таможенной пошлины. С этой точки зрения нет никакой разницы каким способом будет определена эта величина. Важно чтобы она была определена на основании контролируемых с достаточной степенью достоверности сведениях.

Для решения этой задачи необходимо соединить результаты функционирования системы управления рисками в части формирования и использования ценовых индикаторов риска и методы таможенно-тарифного регулирования путем использования полученных методом анализа источников СУР расчетных ценовых индикаторов при расчете специфической составляющей комбинированной пошлины.

Математически этот способ предлагаю показать следующим образом: Комбинированная ставка имеет вид – П % но не менее Х за 1 кг где П – установленная таможенным тарифом в процентах к таможенной стоимости величина адвалорной пошлины по оцениваемому товару; Х – величина специфической ставки пошлины которую необходимо определить используя формы и методы СУР[10] .

Величина Х определяется по следующей формуле:

Х = N х П / 100

(где N – величина индикатора риска за единицу оцениваемого товара определенная с использованием форм и методов СУР).

Приведенная формула позволяет используя систему управления рисками в совокупности с методами таможенно - тарифного регулирования начислить таможенную пошлину в сумме аналогичной той которая была бы исчислена при корректировке таможенной стоимости с использованием методов определения таможенной стоимости отличных от метода по стоимости сделки.

Таким образом данная методика в качестве альтернативы позволяет контролировать уровень таможенного налогообложения отдельных товаров «групп риска» методами таможенно - тарифного регулирования в случаях недостоверного декларирования без изменения установленных адвалорных пошлин. При этом исключается риск возможного недобора таможенной пошлины и таможенных платежей при заявлении недостоверных сведений относящихся к определению таможенной стоимости без проведения корректировки таможенной стоимости оцениваемых товаров и тем самым обеспечивается защита экономических интересов России.

Для этого таможенные органы должны проводить аналитическую работу и выявлять определенные критерии (индикаторы риска) для определения случаев когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра дополнительной проверки документов и т.п. Однако проблема заключается в том что в настоящей момент на практике таможенные органы зачастую используют слишком упрощенные индикаторы риска. Это в свою очередь приводит к тому что снижается экономическая эффективность от использования системы управления рисками что в частности очень ярко видно на примере практики контроля таможенными органами таможенной стоимости.

В целях совершенствования технологий разработки в рамках системы управления рисками профилей риска направленных на усиление контроля таможенной стоимости ФТС России с учетом мнений таможен и РТУ подготовлены разъяснения по отдельным вопросам применения в процессе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля профилей риска по контролю таможенной стоимости[11] .

При направлении в ГУФТД проектов профилей риска по контролю таможенной стоимости в которых показателем индикатора риска устанавливается конкретный контрольный уровень стоимости из расчета за единицу товара в качестве указанных материалов и источников информации могут быть представлены: прайс-листы производителей товаров прейскуранты цен данные информационной сети "Интернет" с обязательным указанием адресов сайтов внешнеторговые контракты и спецификации к ним на ввозимые добросовестными участниками ВЭД товары

Подмена предлагаемым проектом профиля риска положений действующего таможенного законодательства Российской Федерации в том числе существующих технологий осуществления контроля таможенной стоимости товаров.

В качестве примера можно привести риск неправильного учета в структуре таможенной стоимости ввезенных товаров транспортных расходов или риск влияния взаимозависимости между продавцом и покупателем на цену сделки. При этом в качестве прямых мер по минимизации данных рисков предлагались нормы предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации регулирующие порядок уточнения заявленной таможенной стоимости и проведения дополнительных проверок представленных документов и сведений.

В данных случаях издание профилей риска считаем бессмысленным и нецелесообразным. Так без издания каких-либо дополнительных нормативных актов ФТС России (в том числе профилей риска) необходимо учитывать и применять нормы и положения Таможенного кодекса Российской Федерации Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" приказа ГТК России от 05.12.2003 № 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" и иные нормативные правовые документы по контролю таможенной стоимости в соответствии с которыми по результатам проведенного контроля правильности определения декларантом структуры и документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решение об уточнении заявленных сведений по таможенной стоимости и в случае необходимости проведении корректировки таможенной стоимости.

Таким образом в настоящее время в абсолютном большинстве случаев причиной по которой проекты профилей риска по контролю таможенной стоимости поступающие из таможенных органов признаются ГУФТД нецелесообразными является недостаточная проработка при подготовке предлагаемых контрольных уровней таможенной стоимости а также подтверждения их обоснованности в первую очередь в части поиска обобщения анализа ценовой информации и представления в ГУФТД всех материалов использованных при подготовке проектов профилей риска. Отдельные проекты профилей риска разрабатывались только лишь на основании анализа базы электронных копий ГТД с установлением контрольного показателя по таможенной стоимости из расчета среднего уровня таможенной стоимости в регионе деятельности отдельно взятого таможенного органа что с точки зрения ГУФТД является недостаточным обоснованием.

Профилями риска по контролю таможенной стоимости устанавливается комплекс прямых мер по минимизации рисков которые должны осуществлять должностные лица таможенных органов в случае если заявленная декларантом таможенная стоимость товара ниже контрольного уровня определённого профилем риска.

Применение прямых мер по минимизации риска направлено в первую очередь на выявление фактов возможного занижения таможенной стоимости ввозимых товаров недобросовестными участниками ВЭД.

Вместе с тем заявление декларантом таможенной стоимости ниже контрольного уровня не ведет автоматически к принятию решения по корректировке таможенной стоимости ввезенных товаров. Непредставление декларантом по запросу таможенного органа прайс-листа производителя или иного другого запрошенного документа также не является основанием для проведения корректировки таможенной стоимости.

Формальный подход должностных лиц при осуществлении контроля таможенной стоимости ввозимых товаров подпадающих под действие профилей риска без учета принципов таможенной оценки установленных нормативными правовыми актами считаем неправомерным и недопустимым.

Формальное отношение таможенных органов к процедуре контроля таможенной стоимости товаров сводящееся к простому применению прямых мер по минимизации риска и принятию решений по таможенной стоимости без учета качественных характеристик ввезенных товаров и условий организации конкретной внешнеторговой сделки приводит к принятию необоснованных решений по таможенной стоимости и нарушению правовых норм установленных законодательством Российской Федерации.

Следует иметь в виду что факт срабатывания профиля риска свидетельствует о возможном наличии риска зависимости цены сделки от соблюдения условий влияние которых не может быть учтено. В связи с чем в данном случае прямые меры применяются несмотря на формальное представление соответствующих документов[12] .

В случае же выполнения всех условий необходимых для применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами установленных в том числе в результате применения прямых мер по минимизации риска цена сделки фактически уплаченная или подлежащая уплате должна приниматься в качестве таможенной стоимости несмотря на ее отличие от соответствующего контрольного уровня таможенной стоимости из профиля риска.

Страницы: 1 2 3