Игра "Жизнь" и "компьютерное" представление о мире и Боге
1. Введение
В статье излагается спекулятивная гипотеза о материи, пространстве, времени и Боге, навеянная бурным развитием компьютерной техники за последние 20 лет. Отправной точкой служит одна сравнительно новая математическая теория, а именно теория клеточных автоматов (cellular automata). Ярким примером последней является игра "Жизнь", компьютерные реализации которой, начиная с 70-х годов и поныне, получили широкое распространение в среде аспирантов и ученых. К настоящему времени, с другой стороны, отшумели бурные дискурсии 20-30-х годов в среде физиков, ряд предсказаний теории нашли подтверждение в опытах с элементарными частицами в 60-80-х годах, некоторые гипотезы спорны и сейчас. Наиболее важными для наших целей являются: 1) явление рождения элементарных частиц в их столкновениях; 2) явление существования короткоживущих частиц; 3) гипотеза о дискретной природе пространства и времени, в частности, понятие "планковской длины".
Есть уже сейчас попытки связать клеточные автоматы с квантовой хромодинамикой, создана калибровочная теория решеток [1, Internet]. В свете предлагаемой гипотезы по-иному видятся основоположения квантовой механики и теории относительности. Хотелось бы привлечь внимание к этой тематике, однако в более общем виде [2], имевшем бы более непосредственное влияние на физику вообще и философию, в особенности на проблему отношений Бога и мира, какими они могут видиться в конце ХХ-го века.
2. Клеточные автоматы и правила игры "Жизнь"
Теория клеточных автоматов берет свое начало с сер.50-х годов, когда Дж. фон Нейман поставил перед собой задачу доказать возможность существования самовоспроизводящихся автоматов [1]. К классу клеточных автоматов относится игра Дж. Конвэя (J. Conway), созданная им в 1970г. Простота ее правил и богатство возникающих вариантов не уступают по красоте фрактальным образам Мандельброта.
В классическом варианте на разбитую на квадраты плоскость кладут фишки (аналог биологической клетки). Колония клеток на следующем ходу изменяется: 1) клетка гибнет, если ее окрестность (8 квадратов) перенаселена (более 4-х клеток) или пустынна (менее 3-х клеток); 2) клетка выживает, если число соседей равно 2,3,4; 3) клетка рождается, если число соседей равно 3. Соответственно можно предложить более сложные сценарии: сделать поле игры конечным (в коробке) или бесконечным, либо разбить плоскость на правильные шестиугольники, либо считать окрестность клетки только имеющие с ней общую сторону клетки (т.е не 8, а 4 соседние клетки), либо разделять клетки на молодые и старые, либо вообще сделать правила выживания асимметричными (сосед, например, справа имеет особое значение), либо, наконец, перенести арену борьбы в пространство (3-х мерная доска). Но даже классический случай дает пищу для размышлений: помимо устойчивых конфигураций типа блок (квадрат из четырех клеток), сигнальные огни (три клетки в линию) существуют движущиеся конфигурации, классическим примером которой является глайдер. Помимо этого энтиузиасты выявили такие интересные объекты, как "глайдерное ружье" (эта фигура испускает с периодичностью из себя глайдеры) ,"сад Эдема" (эта фигура не имеет для себя предшественника), r-пентамимо (завершает свою эволюцию через несколько десятков ходов в виде устойчивых фигур и шести глайдеров). Разумеется, с усложнением правил игры могут выявиться новые свойства (например, детерминированный хаос при переходе в трехмерье). Математически игру Конвэя можно представить булевым полем над двумерной решеткой:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а | * |
|
|
| б |
|
|
|
| в |
|
|
|
| г |
|
|
|
|
| д |
|
|
|
|
|
| * |
|
| * |
| * |
|
|
|
| * |
|
|
| * |
|
|
|
|
|
| * |
|
|
* | * | * |
|
|
| * | * |
|
| * |
| * |
|
|
|
| * | * |
|
|
|
|
| * |
|
|
|
|
|
|
| * |
|
|
|
| * | * |
|
|
| * | * |
|
|
|
| * | * | * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е | * |
|
|
| ж |
|
|
|
| з | * |
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| * |
|
|
| * | * | * |
|
|
| * |
|
|
| * | * | * |
|
|
|
|
|
|
|
|
| * |
|
|
|
|
|
|
|
|
| * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. На верхних рисунках а-д показана эволюция фигуры "глайдер", которая за 4 хода транслируется на 1 клетку по диагонали вниз. На рисунках е-и показаны "сигнальные огни", совершающие колебания за 2 хода.
3. Формулировка гипотезы
Весьма примечательно, что сам Конвэй формально назвал скорость глайдера скоростью света В данном случае под скоростью понимается отношение суммы числа квадратов по вертикали и горизонтали, на которое переместилась фигура, к числу совершенных ходов. Скорость глайдера тогда равна 1/2 от максимальной скорости перемещения (1 квадрат за один ход). Аналогия "глайдер-фотон" ведет нас к дальнейшим обобщениям.
Итак, существуют абсолютное пространство и время, представленные соответственно индексами {i,j,k} (номер ячейки) и {t}(номер хода). Материальные характеристики физического объекта связаны с заполненностью (состоянием) ячеек. Во всяком случае дидактически можно отождествить массу тела с количеством заполненных ячеек, к нему относящихся. Многообразие устойчивых фигур игры "Жизнь" соответствует многообразию элементарных частиц в игре Природы, неустойчивые фигуры соответствуют короткоживущим или вообще еще не зарегистрированным частицам, а также тем, которые могли существовать только на заре становления Вселенной. Кстати, на автора в свое время произвел впечатление рассказ о парах виртуальных частиц в космическом вакууме, которые, не успев родиться, сразу умирают. Вселенная состоит из чудовищно гигантского числа заполненных и пустых попеременно ячеек. Большой Взрыв возник из фигуры, производящей из себя другие "летящие" фигуры (случай "глайдерного ружья", отчасти r-пентамимо). Вся эволюция мира есть образ доски игры "Жизнь", в которую играет или Природа, или Бог. Допустимо существование иных Вселенных с другими правилами игры, конгакт любого рода с которыми невозможен,- э0'e8я5 Вентамимо). Вся эволюция мира есть образ доски игры "Жизнь", в которую играетt3 ание аedа аеногоки игры "Жизнь", в которую играетt3 ание аedа аеногоки игры "Жизнь", в которую игэwигю1и й сбкорость п2ь п2ь п2ь п2ь по вертикали и горизонтали, на которое перparк`'edт4 de0 эвя о2ора ndrrаsWidth2tsWid'e8ем) ячdrout'edого'e3аebр'e2 сво3wWidthaoutset'e2'e3аf1 yell de0 эвя ь аclvertalt", в которую играетt3 анrdrw15l903wWicается 'fc", 1чpeeго чигs'fe иг7dых юсть п2ь п2ь п2ь п2ь по вертикали и горизонтали 1", взареP'eeгк. Во всяком случае дидактически можно отождествить мдак м1го0реаbrdrouts70ерерcf2аа'fb "Жиe8ем) яdrr |
Другие работы по теме:
Философия французского просвещения Общая характеристика и основные проблемы.
Философия французского просвещения: Общая характеристика и основные проблемы. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.
Гершензон Михаил Осипович
Гершензон Михаил Осипович- философ, историк литературы и общественной мысли. Окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1894году. Инициатор издания "Вех".
Фонвизин Михаил Александрович
Фонвизин Михаил Александрович - представитель утопического социализма. Член декабристкой организации "Союз спасения", готовил программу и устав Северного общества декабристов.
Лазертаг
Это не компьютерная игра, это реальная игра с реальными людьми. LaserTag - это имитация боевых действий с использованием оружия, “поражающим” датчики безвредным для человека импульсом инфракрасного света.
Тест для 5-х классов по гандболу
Сколько человек играет на поле? 6 человек 7 человек 8 человек Сколько пунктов дают за забитый мяч? Сколько минимально играков может играть на площадке?
Казахские национальные конно-спортивные игры
Многие праздники и торжества у казахов сопровождаются играми и конными соревнованиями. Самыми своеобразными и в то же время почему-то забытыми в наши дни являются игры, связанные со сватовством и свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, но и в том, что посредством игр, свадебный обряд превращался в удивительное представление.
Бадминтон
Предполагается, что бадминтон зародился сначала в Индии, где назывался «пуна» (poona). В конце 1860-х или начале 1870-х гг. британские офицеры привезли эту игру в Англию.
О том, что пост есть алкание Бога
Что же означает пост для нас, христиан? Прежде всего, это участие в постном опыте Самого Христа, которым Он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира. Но освобождение наше ни в коем случае не может быть полным.
Аллах
Аллах (араб. «Бог»). Археологические и лингвистические данные, а также сведения из иных источников свидетельствуют, что задолго до возникновения ислама некоторые арабы поклонялись высшему Богу, называя его Аллахом.
Анализ спам-статистики
Спам (англ. spam) - массовая рассылка рекламных, коммерческих, политический объявлений в подавляющем большинстве отправляемых по электронной почте без согласия на это получателя. Спам - непрошеное рекламное сообщение, сетевой мусор.
Диагностический минимум
Возрастная группа Изучаемая сфера познавательная Эмоционально- волевая деятельностная 2-я мл группа Воображение Половозрастная Идентификация Притязание на признание
Диагностический минимум
Методические рекомендации к практической деятельности. Настольная книга практического психолога в образовании. Варианты диагностического комплекса. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Игровая зависимость
Text 0)Отсутствие игровой зависимости («социальный» игрок). На этой стадии игра обусловлена познавательным интересом и используется для развлечения, отвлечения, расслабления, отдыха, отключения от проблем (семейных, личностных, потенциальных) 0)Отсутствие игровой зависимости («социальный» игрок).
Самые ценные бренды мира 2006
Ведущая международная бренд-консалтинговая компания Interbrand Group снова объединилась с BusinessWeek для публикации ежегодного рейтинга самых ценных мировых брендов. Уже шестой раз рейтинг «Самые ценные бренды мира» определяет 100 международных брендов, которые создают и поддерживают высокую стоимость на сегодняшнем конкурентном рынке.
Компьютерное тестування
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТУВАННЯ Тестування з метою вибору підходящих людей для певних цілей використовувалося протягом довгого часу. Сьогодні цей метод вибору найкращого з кандидатів для заповнення вакантної посади стає найбільш популярним.
Математическое ожидание
В выигрыше всегда оказывается казино. Это потому, что с математической точки зрения, игра не является справедливой. Понятие справедливой игры тесно связано с математическим ожиданием, которое впервые было введено голландским математиком Яном де Виттом.
Анализ стихотворения Мандельштама «Век»
Мой век… Это сочетание слов вызывает различные ассоциации, но, в большинстве своем, это что-то обязательно хорошее. Но, познакомившись со стихотворением Мандельштама «Век», осознаешь, что у каждого человека свое представление о жизни.
Рецензия на произведение Чехова Студент
Рецензия на произведение Чехова "Студент" Автор: Чехов А.П. Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода «хорошая, тихая», и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, когда он уходил из дома в академию, тема вечности и постоянно плохой жизни во все времена взволновала его мозг.
Памятник
Автор: Державин Г.Р. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Куприн Гранатовый Браслет
Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Нам говорит согласие струн в квартете, Что одинокий путь подобен смерти. Шекспир. Куприн, как и всё без исключения писатели всех времён и народов, не обошёл в своём рассказе тему любви, но у него любовь особая и не на что не похожая – безответная, но к этому вопросу мы вернёмся позже.
Анализ рассказа И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Действие рассказа происходит на большом пассажирском корабле, совершающем путешествие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско – умирает. Казалось бы – заурядное дело, ничего особенного. Что же привлекло в этой истории автора?
Игра и игрушка в сфере повседневной культуры
Как правило, когда решаются вопросы, связанные с игрой как феноменом культурной жизни, будь то научно-теоретический или обыденный контекст, остаётся в стороне атрибутивный аспект проблемы.
Тест для 5-х классов по гандболу
Сколько человек играет на поле? 6 человек 7 человек 8 человек Сколько пунктов дают за забитый мяч? Сколько минимально играков может играть на площадке?
PR спортсменов вне их профессиональной деятельности
Спорт-это (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport — «игра», «развлечение») — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Культура античности
Античностью принято называть совершенно различные эпохи, нации и страны (3 тыс. до н. э. - 4 в. н. э.), которые мы объединяем по одному единственному признаку - гармонии, величию и красоте, которые исходят от творений того времени.
Жё-де-пом
(фр. jeu de paume, от jeu — игра и paume — ладонь) — старинная игра c мячом, прообраз тенниса, в которой мяч перебивался через сетку или верёвку ракетками (первоначально руками, затем битами).
Рюдигер, Андреас
Связать Андреас Рюдигер (нем. Johann Andreas Rьdiger; 1673—1731) — немецкий философ, ученик Хр. Томазия; читал лекции по философии в Галльском и Лейпцигском университете.
Вестминстерское исповедание
План Введение 1 История 2 План Введение 2.1 Место Библии и учение о Боге 2.2 Учение о человеке 2.3 Учение о церкви 3 Значение Введение Библия Ветхий Завет · Новый Завет
Жизнь
Игра "Жизнь": устойчивые и осциллирующие формы "жизни" и определение минимальных и максимальных процентов первоначального заселения. Анализ соответствия и несоответствия между игрой "Жизнь" и реальными процессами развития жизни на нашей планете.
Дитрих Бонхёффер
Бонхёффер (Bonhoefer) Дитрих (1906–1945) – немецкий лютеранский пастор и теолог. Изучал теологию в Тюбингенском, а затем в Берлинском университете (под руководством А. фон Гарнака), защитил докторскую диссертацию (1927).