Ценность времени и возможности ноосферного развития

Рефераты по экологии » Ценность времени и возможности ноосферного развития

Большаков В.П.

К концу XX века перед человечеством явно обозначилась дилемма: или погибнуть — или стать единым как бы это ни было сложно преобразовавшись в сторону очеловеченности и действительной разумности жизни. Об этом мечтали В.И.Вернадский Тейяр де Шарден и другие мыслители создавая концепцию ноосферы. Но если цивилизация сохранится и будет изменяться в перспективном направлении то помимо всего прочего в уже не столь отдаленном будущем должны измениться динамика жизни ее темпы ритмы само течение времени его характер и его ценность. Это связано с очевидно неизбежным замедлением скорости научно-технического прогресса традиционного типа и усилением внимания к душе каждого человека ибо именно отдельный человек должен стать высшей ценностью в случае превращения мировой цивилизации в мировую культуру которой пока что нет.

Есть разные культуры разных типов и возможности их сближения диалогов между ними осложнены многим а в частности тем что каждая из них породила свои особенности времени и его ценности существенно воздействующие на нее на жизнь людей. Так европейский Запад (а позже это развилось в США) создал необычайно рационализованное время которое дальше рационализует жизнь. При этом стали ценны исчезающие мгновения и их быстротекущая череда. Ценность времени — высока но ценно прежде всего настоящее в его отношении к будущему.

Хотя имеются региональные и немалые отличия — для всего азиатского Востока характерна скорее ценность вечности даже в сиюминутном. С этим связана ориентированность на сохранение традиций вкусов вообще прошлого в настоящем и будущем. Это фиксируется в рационализованной ритуализации жизни и в длящейся неге пребывания “здесь и теперь” порой нарушаемой впрочем взрыванием длительности.

Доминантой африканских и латиноамериканских культур в плане темпоральности похоже является эмоциональная ритмичность ориентация на четко-ритмичную дробность длительности. Время же само по себе кажется не существует в качестве ценности в этих культурах но зато оно и не очень давит человека.

В русской культуре время не только более аморфно чем в других но и ощущаемо как чуждая духу давящая антиценность созданная цивилизацией. Русским присущи презрение к ценности времени к расчету его нелюбовь делать что-либо вовремя и размеренно нежелание благоустраиваться в настоящем и неспособность отрешаться от давления времени ни в африканском (или латиноамериканском) варианте ни в наслаждении от расслабленности лени азиатского типа (наша лень совсем другая) ни в созерцательности углубления в вечность.

Важно понимать что все особенности времени и его ценности возникали в общем стихийно. Время и мыслилось как нечто объективное внешнее как то в чем человек и его жизнь находятся. Но отношение “человек — мир” уже давно осмысливается по-другому. Н.Н.Моисеев пишет о духовном мире человека который должен стать определяющим фактором планетарного или даже космического развития. Что касается времени то еще П.Чаадаев заметил что Бог его не создал а предоставил его создавать человеку. П.A.Флоренский утверждал что время может расстраиваться пассивностью сознания и строится его активностью. Перспективы ноосферного развития связаны с этим ибо если человечество будет двигаться в направлении к единству основанному на действительном приоритете ценности отдельного человека то потребуется строение времени разумное в высшей степени. Ведь говоря о разумности следует иметь в виду не рацио не рассудок а человеческий разум который не может быть безразличным к тому что называется душой сердцем к тому без чего человек не является человеком по крайней мере в нашем нынешнем понимании.

Список литературы