Важнейшим источником роста эффективности производства является
постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. В
любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и имеет спрос
у потребителя. Поэтому новейший подход к стратегии производства и
предпринимательства состоит в понимании того, что качество является единственным
и самым эффективным средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении
требований потребителей, снижении издержек производства. А для достижения
высокого уровня качества продукции необходимо уметь управлять качеством.
Для эффективной организации управления качеством продукции
необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы
четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше
осознать и организовать весь процесс.
В отношении управления качеством продукции следует выделить
как минимум следующие категории:
Объект управления – качество продукции. Иногда в
качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или
какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может
выступать вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа
или отдельное свойство.
Цель управления – уровень и состояние качества
продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также
требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую
совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом
достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень
соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности
производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень
себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя.
Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее
производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с
конкурентоспособностью.
Субъект управления – управляющие органы всех
уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого
состояния и уровня качества продукции.
Методы и средства управления – способы, которыми
органы управления воздействуют на элементы производственного процесса,
обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества
продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1) экономические методы, обеспечивающие создание
экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских,
технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать,
изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и
запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования,
условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований
стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба
потребителю за реализацию ему некачественной продукции;
2) методы материального стимулирования,
предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и
изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся:
создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к
заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее
некачественности;
3) организационно – распорядительные методы,
осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов,
указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов
управления качеством продукции относятся также требования нормативной
документации;
4) воспитательные методы, оказывающие влияние на
сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к
высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления
качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое
качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.
Выбор методов управления качеством продукции и поиск их
наиболее эффективного сочетания – один из самых творческих моментов в создании
систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей,
участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию
человеческого фактора.
Средства управления включают оргтехнику (в том числе,
компьютеры), средства связи, словом, все то, что используют органы и лица,
управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством. В
состав средств управления качеством продукции также включаются:
банк нормативной документации, регламентирующей показатели
качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления
качеством;
метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня
системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие
средства измерений;
государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
государственная служба стандартных справочных данных о
свойствах веществ и материалов (ГССД).
Управленческие отношения, то есть отношения
субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).
Отношения субординации обычно характеризуются вертикальными
связями от руководителя к подчиненным. Содержание этих отношений определяется
степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством
продукции. На уровне предприятия отношения субординации по управлению качеством
определяется производственной структурой предприятия и структурой действующей
системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании
единоначалия, коллегиальности, активности членов трудового коллектива, на
экономических, моральных и материальных стимулах.
Отношения координации характеризуются горизонтальными связями
между отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие
ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его улучшения.
Таким образом, современное управление качеством на
предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности,
должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной
стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности
рынка, а с другой – разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие
потребности и будущие запросы рынка.
Список литературы
Саватеев А.Ф. Управление качеством: Учебное пособие/ ГУУ. М.,
1999. 88с.
Гличев А.В. “Современные методы управления качеством” / ж. “Стандарты и качество” // №4,
9 1996г
Другие работы по теме:
Качество продукции как экономическая категория
12.КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Качество продукции - это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Комплексная система управления качеством продукции
МИНЮСТ РОССИИ Рязанская академия права и управления Заочныйэкономическийфакультет Кафедра экономики и производственного менеджмента КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ТЕМУ
Объект стандартизации продукция, процессы, услуги
Объект стандартизации: продукция, процессы, услуги. Цель стандартизации: выявление наиболее экономически оправданного решения. Стандартизация – деятельность, направленная на достижение максимальной степени упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач.
Макроэкономика Республики Хакасия
Хакасия относится к субъектам Российской Федерации, располагающим значительным экономическим, ресурсным и инвестиционным потенциалом. В настоящее время в Республике Хакасия прослеживается позитивная тенденция к созданию благоприятных условий для активной реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов и развития мощностей по производству конкурентоспособной продукции.
Мировой опыт управления качеством
Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции. Важная роль в этом деле отводится законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения.
Системный подход к управлению качеством и практика его применения
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства.
Понятие качества в трудах Гегеля
Ознакомление с понятием качества как духовным основанием всех признаков, свойственных данной вещи, согласно концепции Гегеля. Характеристика взаимосвязей между логическими моментами бытия в диалектической системе - мерой, качеством и количеством.
Название курсовой работы
Закрепление на практике теоретических знаний, развитие умений и практических навыков использования статистических методов управления качеством в различных ситуациях
Обеспечение качества продукции
Введение Глобализация привела к тому, что сегодня предприятия ведут свои дела совсем не так, как раньше. Современные условия конкуренции не оставляют места для ошибки. Вот почему неотъемлемой частью нашей культуры стало общее управление качеством.
Основные понятия и категории управления качеством
Определение качества и функций управления качеством продукции. Основы квалиметрии. Методы и средства управления качеством, основные понятия данной области: свойство, дефект продукции. Система управления качеством продукции и государственная аттестация.
Обеспечение качества продукции
Понятие и принципы управления качеством на современном предприятии, определение его необходимости и значения. Менеджмент как сфера деятельности, уровни решения его управленческих задач. Основные принципы обеспечения качества продукции, стандарты.
Система организации производства компании Тойота
КАНБАН Система организации производства компании «Тойота» Одной из первых попыток практического внедрения концепции «точно в срок» явилась разработанная корпорацией «Тойота Моторс» микрологистическая система КАНБАН (что в переводе с японского означает «карта»).
Управление качеством на предприятии
Характеристика подпроцессов управления качеством на примере частной фирмы "Модерн", основным видом деятельности которой является реализация натяжных потолков. Сертификация, гарантии, качество операций и готовой продукции в процессе эксплуатации.
Менеджмент и управление
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Роль квалиметрии и оценки товара в управлении качеством
Оценка уровня качества объекта и классификация показателей качества рассматриваются в квалиметрии. Квалиметрия - отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества. Основные задачи квалиметрии: обоснование показателей качества, разработка методов их определения, расчета и оптимизации, совершенствование типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка обобщенных показателей и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.
Показатели качества товара
Расчет относительного показателя качества товара с использованием дифференциального метода оценки уровня качества, расчет единичного, интегрального и комплексного показателя качества. Пример служебной записки по переводу рабочих цеха на самоконтроль.
Отечественный опыт управления качеством
. Применение системного подхода в управлении качеством продукции Системный продукт в управлении качеством продукции на предприятиях машиностроения – есть результат эволюции форм и методов работ по качеству, начиная от индивидуальной формы организации работ по качеству и, заканчивая повсеместным внедрением системной организации работ по качеству.
Свойства, признаки и качество продукции 2
Министерство образования и науки Российской Федерации Всероссийский заочный финансово-экономический институт КОНТРОЛЬНАЯ работа по дисциплине «Управление качеством»
Управление качеством продукции 14
Охарактеризуйте процесс оптимизации создания изделий по критерию качества В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”.
Контроль качества 5
13. Контроль качества Организация контроля качества продукции и профилактики брака. Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества.