Понятие качества в трудах Гегеля
Проблема определения и характеризации качества является в настоящее время актуальной, так как в настоящее время назрела потребность в решении целого комплекса проблем, связанных с управлением различный сфер жизни и отраслей. А именно, в условиях рыночной экономики качество предлагаемого товара и услуги, а также качество управления является основой более полного удовлетворения требований ее потребителей, которые зачастую выбирают качество перед ценой.
Говоря об управлении качеством, необходимо отметить, что качество является одной из философских категорий. Гегель вторым после Аристотеля в трактате "Наука логики" дал определение категорий качества, которые могут применяться не только в философии, но и в управлении качеством. Для этого первоначально Гегелем было дано определение качества, согласно которому качество характеризуется как внутренняя характеристика, идентичная с бытием. По Гегелю качество – это свойство, которое дает характеристику объекта по отдельным элементам или целиком.
Гегель определяет качество через его признаки, то есть способности объекта взаимодействовать с другими объекта особенным образом. Качество, по Гегелю, определяется через его признаки. То есть признаки проявляются в отношении между объектами, явлениями и т.д.
Качество тех или иных объектов является ядром их свойств, таким образом Гегель показывает, что свойство – это нахождение качества в единственном из многих отношений рассматриваемого объекта к другим объектам.
Качество, по концепции Гегеля, выглядит как духовное основание всех признаков, свойственных данной вещи, но эта духовная основа обнаруживается только при взаимодействии данного объекта с другими объектами. Число признаков у каждого объекта в теории беспредельно, так как в системе универсального взаимодействия возможно безграничное количество взаимодействий. Различия между признаками объекта и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является признаком в одном отношении, становится качеством в другом отношении.
Учение Гегеля о качестве основано на его диалектическом представлении о мире, то есть для появления какого-либо понятия необходимо саморазвитие суждения об этом понятии.
Диалектика понятий Гегеля напрямую связана с диалектикой вещей и их свойств или качеств.
Гегель рассматривает категорию качества и количества. Для Гегеля эти две категории взаимопроникающие, он считал, что без количественных изменений не может быть качества, так же как и нет качества без количественной характеристики.
Одним из ярких примеров данной взаимопроникаемости у Гегеля является понятие категории меры. По Гегелю мера – это не только указатель на качество и количество, но и указатель на соответствие этих двух категорий друг другу. Данная категория определяет единство качественной и количественной характеристики, то есть согласно Гегелю и его определению меры одному и тому же качеству может соответствовать несколько количественных характеристик, что указывает на то, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.
Опровергая абсолютность качества, Гегель определял качество как результат скопления количественных характеристик. Приводя пример данного тезиса, Гегель говорил об агрегатном состоянии вещества, то есть плавлении, кипении и т.п. В данном примере каждое новое качество объекта, например, замерзание воды, есть итог количественных изменений, например, снижения температуры окружающей среды, а превращение ее в пар – есть итог повышение температуры окружающей среды. "Степень температуры воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лед".
Гегель говорил не только о переходе количества в качество, но и об обратном процессе. Данные переходы качества и количества друг в друга у Гегеля отражены как нескончаемый процесс, что по мнению Гегелю доказывает, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.
Таким образом, в диалектической системе Гегеля основными логическими моментами бытия являются мера, качество и количество, которые взаимосвязаны между собой.
Учитывая то, что Гегель понимал качество, как было сказано выше, как определенность, тождественную бытию, то можно сказать о том, что определенность выступает в роли представителя качества. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что первым условием существования качества в аспекте управления является всестороннее знание. То есть относительно управления - это знание процессов и знание людей, которыми ты управляешь. Это обосновывает одно из важнейших качеств руководителя – компетентность. Анализируя подход Гегеля к определению качества объекта можно сказать. Что качество в одном случае обладает одними характеристиками, а в другом – другими, возможно, совершенно противоположными. Поэтому, чтобы определить качество необходимо, по Гегелю, рассмотреть его количественные характеристики, а если интерпретировать в отношении управления качеством, то понять, в какой системе отношений оно получилось. Таким образом, можно сказать, что качество – понятие относительное.
Литература
1. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб, 1994. С.27-34
2. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994. С.52-56
3. Плотников Н. Дух и буква. К истории изданий Гегеля // Путь, 1995, № 7. – С.34-38
Другие работы по теме:
Теория регулярных соответствий
Одна из первых попыток создания полноценной теории перевода была предпринята в трудах русских ученых А.В. Федорова и Я.И. Рецкера. Они разработали лингвистическую теорию перевода, получившую название теории регулярных соответствий.
Апология диалектики в философии Джорджа Сороса
Что главное в философии? Главное - в осознании (или в ощущении) противоречивости бытия. Если в философии нет диалектики, то это не философия. Для философа должно быть очевидно, что для всякого "нечто" есть "свое другое", есть другая сторона.
Биография Гегеля
Министерство образования РФ . «Богословский аграрный колледж» Реферат по предмету : Философия. на тему: «Биография Гегеля». Выполнил: студентка группы 38
Учение Г.В.Ф. Гегеля
Принцип историзма, проводимый Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений. У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство.
Людвиг Фейербах 2
Одним из самых основательных критиков учения Гегеля был Людвиг Фейербах. Правда, в молодости он был учеником Гегеля и страстным приверженцем его идей. Об этом времени он вспоминал: “Да, моя связь с Гегелем была интимнее и значительнее, чем с кем бы то ни было из наших духовных предшественников, ведь я лично знал его, в течение двух лет я был его слушателем, его внимательным, единодушным, восторженным слушателем… Благодаря Гегелю я осознал самого себя, осознал мир.
Философия и энциклопедия права
Философия и энциклопедия права Учение естественного права стало проникать в Россию с начала XVIII века. По приказанию Петра I была переведена книга Пуффендорфа "О должности человека и гражданина по закону естественному" (Санкт-Петербург, 1726); ее же придерживались профессор Академии Наук Гросс и первый московский профессор Дильтей ; самостоятельное изложение теории естественного права сделано В.
Понятие качества в трудах Аристотеля
Выделение десяти категорий качества в трудах Аристотеля "Категории", их характеристики. Тесная взаимосвязь категории "качество" с такими категориями как "количество" и "отношение". Виды качеств: устойчивые, преходящие, претерпеваемые, качество-очертание.
Гегель (1770-1831 гг.) и его философская система
Биография немецкого философа Гегеля. История духовной культуры и развития различных ступеней человеческого сознания в трудах философа. Этапы процесса самопознания "абсолютной идеи", "мирового разума". Три закона диалектики, критика философии Гегеля.
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Философия культуры Гегеля
Три уровня, модификации существования мирового разума. Субъективный, объективный и абсолютный разум. История культуры по Гегелю.
Немецкая классическая философия
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы.
Основные положения системного подхода Блауберга
Основные положения системного подхода И. В. Блауберга Опираясь на сочинения Аристотеля, Шеллинга, Гегеля и других классиков философии, И. В. Блауберг сформулировал следующие главные антиномии целостности:
Философия рационализма и экзистенциализма
Рационализм в философии Нового времени. Отношение Гегеля к предшествующей философии, сущность его философской системы. История возникновения теорий экзистенциализма, развитие его религиозных и атеистических направлений, основные представители течения.
Неогегельянство
Неогегельянство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г. Гегеля.
Грановский Тимофей Николаевич
Грановский Тимофей Николаевич- историк и социолог. Профессор Московского университета. Сторонник западничества. Испытал влияние Гегеля /формируя постепенно критическое отношение к нему/ и Чаадаева.
Ильин Иван Александрович
Исследователь и интерпретатор Гегеля, Ильин создал затем оригинальную концепцию, в который обосновал необходимость "верующей мысли" и бесплодность "мышления баз сердца".
Дебольский Николай Григорьевич
Дебольский Николай Григорьевич- философ, математик, переводчик Гегеля. В своем "феноменальном формализме" применил философию Гегеля для укрепления теизма.
Давыдов Иван Иванович
Давыдов пытается обосновать "философию слова" (формирование языка связывает с историческими особенностями национального бытия и законами человеческого мышления), определяет ряд эстетических категорий и специфику литературных родов и жанров.
Гиляров-Платонов Никита Петрович
Гиляров-Платонов Никита Петрович- философ, публицист. Профессор Московской Духовной Академии. Пытался проанализировать диалектику Гегеля с позиций формальной логики. Близок славянофилам.
Тема: Понятие диалектики
В современном понимании диалектика философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира
Куябия
Куя́вия, , Куяба — один из трёх центров восточных славян (сакалиба), который упоминается в трудах арабских географов IX - X века [1][2] (Аль Балх, аль Истахри, Ибн-Хаукаль и др.) наряду Арсанией и Славией.
Редкин, Пётр Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Григо́рьевич Ре́дкин (16 октября (4 октября) 1808, Ромны Полтавской губернии — 19 марта (7 марта) 1891, Санкт-Петербург) — русский правовед, историк философии, ректор Санкт-Петербургского университета.
Национальный дух
Национальный дух (также народный дух , нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё.
Стэн, Ян Эрнестович
Ян Эрне́стович Стэн (латыш. Jānis Stens, 9 (22) марта 1899 — 20 июня 1937) — советский политический деятель, философ, специалист по диалектике, гносеологии, социальной философии.
Доброхотов Александр Львович
В историко-философских работах рассматривается историческая судьба западноевропейской метафизики как особого способа теоретической мысли, не сводимого ни к естественно-научной рациональности, ни к субъективно-личностной экспрессии.
Морис Блондель
Блондель (Blondel) Морис (1861 — 1949) — фр. философ, ученик А. Бергсона, приверженец католического модернизма и спиритуализма. В своих исканиях Б. опирался также на идеи Б. Паскаля, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Г.В.Ф. Гегеля, М.Ф.П. Мен де Бирана.
Бильбасов Василий Алексеевич
Знаменитый историк и журналист. Был профессором истории в Киевском университете. В трудах этого времени Бильбасов следует методам, выработанным германской школой историков.
Ильин Иван Александрович
Ильин Иван Александрович (1883-1954), российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма ('Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека', 1918).