СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий

Рефераты по издательскому делу и полиграфии » СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий Скачать

Швидунова А.

Теоретическая часть

Роль и функции политических коммуникаций в информационном пространстве страны

Введение: обоснование необходимости коммуникаций в политике

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере чем другие виды общественной деятельности нуждается в специальных средствах информационного обмена в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если например экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти а также между государством и гражданами.

Это обусловлено самой природой политики как коллективной сложно организованной целенаправленной деятельности специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства нации группы партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации обеспечивающих единство воли целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ СМК или масс-медиа.

СМИ - неотъемлемый элемент политических коммуникаций

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и особенно распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. СМИ представляют собой учреждения созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Отличительные черты СМИ:

- публичность т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;

- наличие специальных технических приборов аппаратуры для передачи информации;

- непрямое разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

- однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту невозможность перемены их ролей;

- непостоянный дисперсивный характер аудитории которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания проявленного к той или иной передаче или статье.

К СМИ относятся пресса массовые справочники радио телевидение кино- и звукозапись видеозапись.

В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи кабельного радио и телевидения электронных текстовых коммуникационных систем (видео- экранных и кабельных текстов) а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет дискет дисков принтеров).

СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение. Однако к такому пониманию роли СМИ в обществе политическая история пришла не сразу.

Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе численности агентов политики способов принятия политических решений размеров государства и некоторых других факторов. Естественно что в традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы курьеры и посланники передававшие в устной или письменной форме политическую информацию: королевские указы и распоряжения письма наместников и т.п. Изобретение и распространение в XIX-XX вв. телеграфной и телефонной связи радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали практически возможным существование многих демократических и тоталитарных идей казавшихся ранее утопичными значительно изменили способы легитимации и осуществления власти структуру ее ресурсов. Как отмечает О. Тоффлер высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания позволяющие "достичь искомых целей минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников". И именно СМИ являются на сегодняшний день основным инструментом достижения властью ее целей.

Политические функции СМИ

Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Является пожалуй важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включа-ет не только беспристрастное фотографическое освещение тех или иных фактов но и их комментирование и оценку.

Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например прогнозы погоды развлекательные спортивные и другие подобные сообщения) носят политический харак-тер. К политической информации относятся те сведения которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства парламента партий и других политических институтов об экономической культурной и иной жизни общества.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа сопровождая человека в течение всей его жизни в том числе и после завершения учебы в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания искажающие реальность при ее восприятии.

ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функ-цией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если политическое обра-зование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познаватель-ные и оценочные возможности личности политическая социализация означает интернализацию усвоение человеком политических норм ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

ФУНКЦИЯ КРИТИКИ. Эту функцию в политической системе осуществляют не толь-ко масс-медиа но и оппозиция а также специализированные институты прокурорского судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта который составляют и президент и правительство и суд и различные направления государственной политики и сами СМИ.

КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям их контроль часто не менее эффективен и даже более строг поскольку они дают не только юридическую но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

АРТИКУЛЯЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение находить и объединять единомышленников сплачивать их общностью целей и убеждений четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Круг политических функций СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые подходя к этому вопросу с других позиций выделяют такие функции СМИ как ИННОВАЦИОННАЯ проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; ОПЕРАТИВНАЯ - обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию) в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей на их образ мыслей способы и критерии оценок стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио телевидения газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта делают обозримым весь мир политики но! - через призму своего собственного видения политической реальности.

Следовательно можно сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического влияния.

Возможности политического влияния СМИ

Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе в реальной жизни они достаточно самостоятельны имеют собственные часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Влияние на политику СМИ осуществляют прежде всего через воздействие на информационный процесс что в свою очередь позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Основными этапами информационного процесса являются получение отбор препарирование комментирование и распространение сведений. От того какую информацию в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики очень во многом зависят их последующие действия. "Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть" - пишут авторы одного из самых известных учебных пособий по политологии ФРГ .

Непосредственное обладание такой властью - прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения поставляемые информационными агентствами но и сами добывают и оформляют их а также выступают их комментаторами и распространителями.

Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив что самостоятельно разобраться в ней не в состоянии ни отдельный человек ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление - важная задача всей системы СМИ что естественно открывает широкие возможности для манипулирования массовым сознанием.

Таким образом информированность граждан в том числе политиков прямо зависит от того как с какими целями и по каким критериям отбирается информация насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции осуществленных газетами радио и телевидением а также от способа и форм подачи информации.

СМИ как правило пользуются двумя основными способами распространения информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ - фрагментарная подача информации - особенно распространен на телевидении и имеет ряд особенностей порождая для слушателей или зрителей ряд трудностей в познании сути того или иного события или процесса.

Фрагментарность или дробление информации создавая видимость ее разносторонности и оперативности подачи препятствует непрофессионалам (подавляющему большинству граждан) сформировать целостную картину политических явлений или событий. Это дает коммуникаторам дополнительные возможности манипулировать аудиторией акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя другие. Фрагментарность подачи информации в конечном счете дезориентирует слушателей и либо гасит их интерес к политике и вызывает политическую апатию либо вынуждает полагаться на оценки комментаторов.

Фрагментарный способ подачи информации многие исследователи считают спецификой телевизионного жанра следствием присущего ему свойства называемого "давлением визуальности". Суть этого свойства состоит в том что в силу своих аудиовизуальных возможностей телевидение ориентировано на передачу главным образом визуализируемой т.е. имеющей зрительный образ информации. Поскольку же научная и другая серьезная информация обычно плохо совместима с экранным изображением то она оставляется для печатных коммуникационных средств и радио. Однако современная тенденция бесспорно выделяет телевидение среди других СМИ поскольку люди обычно склонны больше верить увиденному чем услышанному или прочитанному.

***

СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

Однако нельзя не учитывать огромные возможности СМИ в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии человеке явлении. Особенно актуальной эта проблема стала для России страны в которой грамотность населения в сфере массовых коммуникаций низка а темпы развития информационных и политических технологий значительно опережают развитие законодательной базы в области информационной политики ограничивающей возможности использования СМИ в манипулятивных целях.

Манипулятивные возможности российских СМИ настолько велики а способы и техники манипулирования настолько многочисленны и разнообразны что данный вопрос невозможно оставить без внимания и не рассмотреть в отдельной главе настоящей работы.

Однако прежде чем приступить к рассмотрению отдельных направлений деятельности СМИ в области политических коммуникаций и конкретных способов их воздействия на общественное мнение необходимо на мой взгляд дать краткую характеристику рос-сийскому медиа-рынку и основным тенденциям его развития.

Современное состояние российского медиа-рынка

Основные тенденции развития современного российского медиа-рынка

В данной главе будет рассматриваться политическая составляющая российского медиа-рынка в частности отношения между властными структурами и другими субъектами политики с одной стороны и средствами массовой информации - с другой. Отличительной чертой этих отношений сложившихся на политическом рынке России в последние 3-4 года можно назвать непосредственное участие СМИ в многочисленных избирательных кампаниях ставших сегодня неотъемлемой частью жизни российского общества. При этом важно отметить что включенность СМИ в избирательный процесс чаще всего сопровождается так называемыми "информационными войнами" разгорающимися в борьбе за властный ресурс между крупнейшими политико-финансовыми группами страны. Поэтому вполне закономерен тот факт что важнейшей тенденцией последних лет стало возникновение мощных информационных структур впоследствии названных "медиаимпериями". Большая часть электронных и печатных СМИ сконцентрировалась в руках т.н. российских олигархов - бизнесменов и/или политиков извлекших непосредственную выгоду от переходного периода и контролирующих сейчас огромные империи. Среди лиц которым принадлежит подавляющая часть московских СМИ (и значительная часть тех что простирается в регионы) Ю. Лужков Б. Березовский В. Гусинский Р. Вяхирев и др.

Велики и государственные медиахолдинги . К ним относятся ВГТРК (телевизионный канал "Культура" "Радио России" "Радио Маяк" "Радио-1" 98 региональных теле- и радиостанций "РИА-Вести") 51% ОРТ "Интерфакс" (это формально независимое агентство фактически управляется заместителем главы президентской администрации) ОТИК (информационный канал) "Российская газета" и ИТАР-ТАСС.

Мэру Москвы Ю. Лужкову принадлежат 67% акций телесети "ТВ-Центр" (с кабельным вариантом и спутниковым каналом "Метеор-ТВ") "ТелеЭкспо" часть акций ТВ-6 и REN-ТВ. Ему принадлежат также издательский дом "Метрополис" контрольный пакет акций в "Литературной газете" и ее дочерних предприятиях: "Россия" "Метро" "Культура" "Вечерняя Москва" часть акций газет "Тверская 13" "Центр Плюс" "Куранты" "Общая газета" "Московский комсомолец".

Группе Четырех возглавляемой Б. Березовским (бывшим исполнительным секретарем СНГ основателем успешно действующей компании ЛогоВАЗ а ныне депутатом Государственной Думы) принадлежит 46% акций ОРТ а лично Березовскому - контрольный пакет акций ТВ-6. Березовскому также принадлежат контрольный пакет акций "Независимой газеты" (через контрольный пакет акций в объединенном банке которому официально принадлежит газета) "Новые Известия" журналы "Огонек" и "Метадор". Остальным членам Группы Четырех принадлежат часть ИТАР-ТАСС "Радио NSN" информационное агентство "Национальная служба новостей" "МузТВ" часть акций компании "Independent Media" рекламного агентства "Рекламный мир" "Сельская жизнь" и "Новая газета". Группе "Мост" возглавляемой В. Гусинским принадлежит холдинговая компания НТВ включающая НТВ "НТВ-плюс" "НТВ-Кино" "НТВ-Профит" "НТВ-Дизайн" телевизионную сеть ТНТ радио "Эхо Москвы" и "Бонум-1". "Мосту" принадлежат также акции издательского дома "7 дней" и журнала с таким же названием "Сегодня" "Итоги" журнал "Караван историй" "Новая газета" "Общая газета" "Искусство кино".

Во главе Газпрома - гигантской энергопроизводящей компании - стоит Р. Вяхирев. Через холдинговую компанию "Газпром-Медиа" он владеет акциями канала "Прометей" различных региональных сетей 30% акций НТВ 3% акций ОРТ "Открытого радио" и спутникового канала АСТ. Среди принадлежащих компании изданий - журналы для специалистов отрасли такие как "Газовая промышленность" и "Фактор" газеты "Трибуна" и "Труд" журналы "Профиль" и "Компания" и более 100 региональных изданий.

Среди медиакомпаний имеющих возможность самостоятельно определять информационную политику благодаря финансовому успеху и стабильности - "Совершенно секретно" "Аргументы и Факты" "Московский комсомолец" "Коммерсант" "Экономическая газета" "Московские новости". Все они начали с выпуска газет и затем распространились в смежные сферы включая телевидение и издательское дело.

Специфическим явлением стали "войны компроматов" регулярно разгорающиеся в СМИ. Они начинаются тогда когда группа СМИ принадлежащих одному собственнику начинает публиковать критические и компрометирующие материалы о конкретных политических фигурах или о деловых конкурентах. СМИ принадлежащие объекту нападения начинают отвечать тем же способом разыскивая и публикуя компрометирующие сведения о владельце первой группы СМИ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7