Нехвядович Л.И.
Чтобы
определить место художественным явлениям в искусстве попробуем вывести его из
реальной истории принципы систематизации, стремясь к максимальной простоте и
наглядности, а вместе с тем к единству и всеобщности этих принципов.
Конкретное,
единичное художественное явление - это произведение искусства. Как в капле воды
содержатся все основные свойства, так и в художественном произведении
содержатся все основные элементы искусства. Но где найти ключ к постижению
данного явления в целом? Органами чувств (зрением, слухом) мы воспринимаем лишь
его чувственную оболочку, то есть внешнюю форму. Она представляет собой особую
структуру, элементами которой является материал искусства, композиция и т.д.
Если мы оставим материал в стороне как нечто самостоятельно существующее, то
совокупность особенностей, присущим элементам формы, можно определить как
манеру, в которой выполнено данное произведение. Этот термин постоянно и широко
используется в области пластических искусств, где внешняя - зримая - форма
выступает особенно наглядно и необходим специальный термин для обозначения ее
конкретного бытия в художественном произведении, ее особенной трактовки в
творчестве отдельного мастера.
Чувственно
восприняв внешнюю форму, мы постигаем в ней выраженную внутреннюю форму. Во
внешней оболочке образа проявляется его внутренняя сущность - характер. Способ
построения внутренней формы в единстве с внешней также требует наименования. В
соответствии с прочной традицией наиболее целесообразным представляется
использовать в этом смысле категорию стиль. Стиль включает в себя манеру, но не
сводится к ней. Кратко его можно определить как эстетически организованную
структуру образного строя и трактовки формы, помня, что в эти два компонента
входит очень многое: взаимоотношения характера и среды, образа и обстоятельств,
особенности овеществления сюжета и образов в чувственно воспринимаемых образах.
За
выступающей в стиле структурой образного строя и формы скрываются принципы ее
практического, творческого осуществления. Для их обозначения наиболее
подходящим является понятие творческий метод. Он существует более или менее
осознанно до создания художественного произведения в
интеллектуально-эмоциональной сфере духовной деятельности художника, направляя
его работу и реализуясь в ее процессе. Реализацией метода и является стиль
произведения искусства. И стиль, и метод связаны только с проблемой
"как", "каким способом" воплощено в художественном
произведении идейно-эстетическое и эмоционально-эстетическое содержание. Только
к содержанию относится вопрос "что" воплощено - какая тема, идея, чувство
и т.п. Метод обслуживает содержание и передает его в соответствующем стиле.
Поэтому входящие в метод и стиль, и их структурные соотношения аналогичны. В
общем, кратко можно определить творческий метода как способ формирования образа,
способ трактовки формы и организации художественного произведения, включающей
сюжетную взаимосвязь образов и композиционного построения.
Если
мы возьмем совокупность произведений одного художника, во всяком случае, на
протяжении определенного периода, когда его творчество не претерпевало коренных
качественных изменений, мы увидим присущие им общие особенности как в стиле (а
значит и в методе), так и в содержании. Эта общность является индивидуальным
стилем художника, и в зависимости от степени такой общности можно говорить о
большей или меньшей определенности стиля и индивидуального метода, которым он
обладает.
Художников
в свою очередь всегда можно объединить в группы по общности, присущей их
индивидуальным стилям и методам, а значит, в конечном счете, и каким-то важным
сторонам содержания их творчества. Так мы поднимаемся на следующую ступень
обобщения по лестнице типизации художественных явлений и понятий. Совокупность
произведений многих художников, связанных общими принципами метода, соответственно
стиля, а затем и существенной общностью содержания, мировоззрения образует
конкретно-историческое художественное направление. Его историческая
конкретность заключается в том, что оно неразрывно связано с определенной
эпохой, обусловлено неповторимыми особенностями данного этапа исторического
развития и поэтому само является неповторимым.
Вместе
с тем один и тот же тип исторических условий в разных странах может приобретать
разную специфику. Эта специфика, как и географические, этнические, национальные,
психологические особенности, определяет характер национальных культурных
традиций. В результате на параллельных этапах исторического процесса в разных
странах могут возникать направления при всей их общности разные по стилю. Мы
видим это, например, сравнивая стадиально близкие этапы развития средневекового
искусства Западной Европы с одной и, с другой, - Византии, Руси, Грузии, Армении.
Различия сказываются здесь не столько в основных принципах метода, сколько в
конкретных внешних формах его стилевого воплощения. В результате стили, не
теряя родственности, выступают как самостоятельные явления. А объединенные ими
художественные произведения образуют уже не только конкретно-исторические, но и
конкретно-национальные направления.
При
слиянии искусства разных стран в одно стилевое направление вопрос о
национальных художественных особенностях не снимается. В таком случае эти
особенности недостаточны для того, чтобы создать разные стили, но достаточны
для выделения такой промежуточной категории, как национальная художественная
школа и соответственно ее стиль. Если в одной стране отдельные районы или
отдельные культурные центры, в силу различных исторических причин живут
достаточно самостоятельной духовной жизнью, в национальных школах выделяются
еще и местные школы по присущим их искусству своеобразным признакам.
Так
создается ступенчатая связь:
отдельное
художественное произведение;
совокупность
произведений, созданных одним художником в пределах качественно устойчивого
метода и стиля;
еще
более широкая общность творений искусства и их творцов в рамках местной, а
затем и национальной школы;
самая
широкая общность - стилевое направление.
Соответственно
многоступенчатым оказываются понятия творческого метода и стиля:
в
одном художественном произведении;
в
индивидуальном творчестве художника;
в
местной или национальной школу;
в
том или ином направлении.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта inostranka-newlife
Другие работы по теме:
Синекдоха
Синекдоха (греч.) — вид тропа, употребление слова в переносном значении, а именно — замена слова, обозначающего известный предмет или группу предметов, словом, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет.
Йога
Йога (санскр.– «сопряжение»), универсалия индийской культуры, означающая: 1) духовную практику в более широком смысле, разрабатываемую с различными вариациями и в разных направлениях всеми религиозными течениями Индии.
Бесконечность в философии
Бесконечность в философии-понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная Бесконечность, выражаемая в законах науки, количественная Бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений.
Содержание программы введение. Региональная экономика как наука
Курс "Основы региональной экономики" рассматривает теоретические, инструментальные и прикладные проблемы развития экономики регионов и систем регионов, размещения в пространстве различных видов экономической деятельности, региональных аспектов развития национальной экономики
1. Введение в антикризисное управление
Проблемы антикризисного управления. Понятие антикризисного управления. Содержание процесса антикризисного управления. Функции антикризисного управления. Особенности системного подхода в антикризисном управлении. Модель процесса антикризисного управления. Системная концепция антикризисного управления
Особенности процесса производства культурных услуг
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕСА ПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ ПЛАН Двойная роль на рынке, которую играет театр как культурный и экономический фактор, отражается на его основной роли как экономического предпренимательства на рынке.
Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой Реквием
Трагическая судьба поколения, пережившего революцию, Гражданскую и Отечественную войны, коллективизацию, репрессии и другие социальные катаклизмы, нашла свое поэтическое выражение в стихах русской поэтессы А.А. Ахматовой. В поэме «Реквием» в разделе «Вместо предисловия» Анна Андреевна описала случай, происшедший с ней, когда она стояла в «тюремной очереди» в 1937 году.
Анализ стихотворения А. А. Блока Ты в комнате один сидишь.
Автор: Блок А.А. Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». Вся лирика Блока разделена на 3 книги и восемнадцать лирических циклов. «Возмездие» - один из циклов, который посвящен теме «страшного мира».
Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку.
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Критерии типологии библиотек
Типология - синтез общего и особенного, сходства и различия изучаемого объекта. Типологизация библиотек как метод научного познания. Формальные, содержательные и системные признаки. Логическая интеграция элементов знания по изучению системы библиотек.
Эстетическое формирование
Формирование в начальный период воспитания. Эстетическая и художественная культура. Эстетические чувства. Художественная культура личности.
Караваджо и караваджизм
Караваджо (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец.
МАПП
(Московская ассоциация пролетарских писателей) , была основана в марте 1923 года группой «Октябрь». В неё вошли также группы «Молодая гвардия» и «Рабочая весна». Придерживалась наиболее радикальных классовых позиций в области литературы («напостовство»).
Викицитатник
Викицита́тник (англ. Wikiquote) — свободное собрание из цитат из высказываний известных личностей или героев художественных произведений, создаваемое читателями совместно. Этот сайт создан Фондом Викимедиа на движке MediaWiki.
Фонвизин, Павел Иванович
Па́вел Ива́нович Фонви́зин (1744—1803) — русский писатель, поэт. Младший брат Дениса Фонвизина. Ещё в университете Павел Фонвизин обнаружил интерес к словесности, много занимался переводами из античных и европейских авторов, писал стихи, принимал участие в популярном университетском издании «Собрание лучших сочинений к распространению знаний» в качестве переводчика, а в середине шестидесятых годов перевёл с французского несколько художественных произведений.
Японизм
В.ван Гог."Куртизанка" Японизм (от франц. Japonisme) — направление в европейском искусстве XIX cтолетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии (укиё-э и художественных ремёсел. Мотивы, техника и подача цвета в японском искусстве отразились на творчестве таких мастеров, как Мане, Гоген, Винсент ван Гог и других импрессионистов.
Сравнительно-исторический анализ
— научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода.
Тина, Брэндон
План Введение 1 Биография (на английском) (на русском) Введение Брэндон Тина (англ. Brandon Teena; 12 декабря 1972, Линкольн — 31 декабря 1993, Фоллз-Сити) — FtM транссексуал из США, жертва преступления на почве ненависти, чья судьба привлекла общественное внимание и послужила сюжетной основой для ряда художественных произведений.
Романизм
Романизм (от Roma — Рим) — эклектическое течение в нидерландской живописи XVI в., появившееся благодаря расширению культурных связей с Италией[1]. Романизм стремился соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма.[2]
Куписнике
Керамика Куписнике , Cupisnique — доколумбова культура, существовавшая на территории тихоокеанского побережья Перу в период примерно 1500—1000 до н. э. (о проблемах датировки и терминологии см. ниже). Характерным для Куписнике является особый стиль глинобитной архитектуры. В то же время, у неё было немало общих художественных и религиозно-символических характеристик с Чавинской культурой, существовавшей на этой же территории в более поздний период.[1]
Природа и человек в лирике ФИ Тютчева
Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта.
Шолом-Алейхем
В своих многочисленных произведениях разных жанров, которые он писал на русском, идише и иврите, Шолом-Алейхем запечатлел в художественных образах трагические судьбы обездоленных евреев, в массе своей оторванных от родных корней.
Бурлюк Д.Д.
Поэт, художник, один из основоположников российского футуризма.