Начальным этапом развития театральной культуры Башкортостана явились любительские театры. Его зачинателями стали политические ссыльные. Уже в 70-х гг. 18 в, польскими конфедератами, сосланными в Оренбургскую губернию, в Уфу и в другие города края было организовано несколько драмматических и музыкальных обществв и кружков, в том числе крепостные театры. Поступательное развитие любительского театра приводит в 1-й трети 19 в. к учреждению крупных художественных объединений в Уфе, Стерлитамаке, Бирске, Белебее, среди них уфимский "Общество любителей пения, музыки и драматического искусства" (1885- 1917). Подлинный взрыв любительского театра наблюдается в 1919-1921гг. В городах и крупных поселках, а также на предприятиях и в воинских формированиях существовали театральные художественные коллективы. Некоторые из них работали на профессиональной основе: 1-й и 2-й рабочие театры, Мастерская революционной сатиры и вольной комедии в Уфе, оперная студия в Стерлитамаке, драм. театры в Златоусте и Давлеканово, Уфимский рабочий передвижной театр губ. отдела нар. образования и др. Профессиональный русский театр в Башкирии берет начало с антрепризы известного театрального деятеля П.А. Соколова (1841-43), где ставились "Ревизор" Н.В. Гоголя, опера "Аскольдова могила" А.Н.Верстовского. Крупные антрепризы представляли объединения под руководством актеров и режиссера М.П. Васильева-Гладкова, Д.А. Хотева-Самойлова, П.М. и П.П. Медведевых, Н.С. Вехтера и Р.А. Крамеса, П.П. Струйского, С.Я. Семенова-Самарского (1890-91), в оперной труппе которого сразу в 3 произведениях дебютировал Ф.И.Шаляпин. На рубеже 19- 20 вв. широко развертывается гастрольная деятельность столичных театров в Уфе и губернии. Различные товарищества, артели, целые труппы из Москвы и С.-Петербурга представляют выдающихся мастеров русской сцены А.А. Яблочкину, Ф.П. Горева, Г.Н. Федотову, А.Л. Вишневского, К.А. Варламова, И.Ф. Арбенина, В.В. Стрельскую, Н.Н. Ходотова, бр. Адельгейм и др. деятелей театра, представленные в Уфе в антрепризах Медведева, Струйского, Е.Д. Плахотникова в годы Октябрьской революции и Гражданской войны, составили 1-ю труппу государственного театра (см. Республиканский русский драматический театр).
Республиканский русский драматический театр. Город Уфа.
Профессиональные театры БАССР сложились в разное время в Бирске, Белорецке, Стерлитамаке, а также при Башкирских государственных филармонии. В настоящее время русский национальный театр представлен коллективами Республиканского русского театра, Русского драматического театра, Театрального объединения города Стерлитамака, русскими труппами Национального молодежного театра РБ (см. Театр юного зрителя) и Башкирского театра кукол. Особую страницу истории русского театра в Башкортостане составляет музыкальный театр (см. Театр оперы и балета).
Первое здание Башкирского государственного театра драмы. Город Стерлитамак, 1919.
Башкирский национальный театр в своем историческом развитии отражает целостный образ и особенности театральной культуры края. Уже в 10-х гг. В.Г.Иманский и его "Товарищество" апеллируют к традиционным ценностям башкирской национальной культуры и осваивают формы народного исполнительства. Эпические и исторические сюжеты и обрядовые формы народной культуры привносят в театр методологии, принципы и поэтику народного театра. Становление национальной драматургии углубляет процесс формирования самобытной эстетики башкирской сцены. В 1919-1924 гг. складывается театральная система Иманского, реализованная в деятельности Башкирского передвижного театра. Она представляла широкий творческий метод, объединяющий разнообразные художественно-эстетические и поэтико-стилевые начала от последовательного реализма до экспрессионизма и конструктивизма. В центре системы - учение о художественном ансамбле как театрально-сценическом отражении народного обряда. Взгляды Иманского нашли отклик в теоретических работах и художественной практике И.Зайни, Г.Мингажева, Б.Юсуповой, Г.Альмухаметова, Ф.Гаскарова. В общей форме они вошли в принципы и нормы художественной деятельности др. творческих коллективов республики, в частности, Сибайского театра драмы, Салаватского драматического театра. С кон. 20-х гг. областная партийная организация предпринимает ряд акций, направленных на нейтрализацию национального своеобразия театральной культуры Башкортостана.
15 дек. 1931 Башкирский обком ВКП(6) принимает "Резолюцию о развитии башкирского национального театра". Документ положил начало "пролетарской классовой линии" в искусстве Башкортостана, "беспощадной борьбе против реакционно-националистической тенденции", обернувшихся унификацией творческого облика театра, искоренением наиболее самобытных форм национального театра. Разрывы в линии связей театра как с мировым художественным процессом, так и традициями народного искусства еще не были катастрофическими. Достоянием башкирского театра непосредственно становится круг эстетических доктрин А.Я.Таирова, В.Э.Мейерхольда и, главным образом, К.С.Станиславского, проводником которых становится М.А.Магадеев - "реформатор башкирского театра". Объявив о своей приверженности так называемому соцреализму [16-й съезд ВКП(б)], башкирский театр практикует метод и поэтику социольно-психологического реализма школы Станиславского. Крупные постановки сер. 30-х гг. составили славу национального театра в целом, а Башкирскому государственному театру драмы принесли звание академического. Жестокий урон театральной культуре Башкортостана был нанесен в 1937-1938гг. и 1946-1948гг, когда политические репрессии против деятельности сцены сомкнулись с разрушительной атакой на ее эстетические ценности. Полнота художественного мышления стала возвращаться в театр с сер. 50-х гг. Разнообразие жизненных тем, отказ от наиболее ортодоксальных нормативов соцреализма и норм "воинствующего гуманизма" во имя просто гуманизма, ознакомление с современными теориями мирового искусства всесторонне подняли уровень сценической культуры. Распад коммунистической системы толкнул театр Башкортостана на самобытные поэтические решения, в которых стали вызревать новые эстетические концепции. Наиболее плодотворна среди них концепция синтеза театра, совмещающего в себе творческие факторы реализма, мифологии и модернизма. Она вызревала исподволь и нашла конкретное выражение в драматургии М.Карима, проявилась в творчестве реж. Ш.Муртазиной, приобрела статус кредо в искусстве реж. Р.Исрафилова, сценографа Т.Еникеева, композитора М.Ахметова, С.Низамутдинова и др. деятелей сцены Башкортостана, в ключевых произведениях всех творческих коллективов республики.
Татарский театр в Башкортостане сложился на рубеже 19-20 вв., формировался и развивался под благотворным влиянием русской театральной культуры. Первый спектакль 1-й профессиональной труппы под руководством И.Б.Кудашева-Ашкадарского "Ученые и невежды", как и многие другие произведения раннего периода, являлся переводом и переделкой комедии А.Н.Островского "В чужом пиру похмелье...". Труппа, выступившая под названием "Мусульманская драма и мелодрама" ("Фажигэ уэ месэккин исламия"), дала начало основным театральным объединениям края. Это, прежде всего, "Сайяр", "Hyp" (см. Театр "Hyp") и труппа Муртазина-Иманского "Ширкэт", творчество которых сыграло роль в становлении как татарского, так и башкирского театра. Движение в сторону поэтического синтеза предстало в творчестве М.Файзи, утвердившего в татарской, а затем и в башкирской драматургии жанр музыкальной мелодрамы. После Октябрьской революции крупные силы татарского театра были сосредоточены в труппах Уфы и Стерлитамака и составили часть художественной традиции башкирской национальной сцены. Дальнейшая история татарского театра в Башкирии прерывиста. В 30-е гг. в республике было организовано несколько колхозно-совхозных театров, распущенных с начала Великой Отечественной войны. В начале 90-х созданы 2 татарских сценических коллектива - Уфимский татарский государственный театр "Hyp" и Туймазинский драматический театр.
Другие работы по теме:
Гостиница Мариотт Рояль Аврора
Text Кремль – 15 минут пешком. Ближайшее метро – Театральная. Аэропорт «Шереметьево-2» – 1 час на машине. Кремль – 15 минут пешком. Ближайшее метро – Театральная. Аэропорт «Шереметьево-2» – 1 час на машине. Гостиница Марриотт Роял Аврора расположена по адресу: 103031, Россия, Москва, Петровка 11/20 www.marriott-royal/ Центр Бронирования гостиниц Москвы (495) 585-96-52 Часы работы: Понедельник - пятница: с 10:00 до 19:00 Суббота: с 10:00 до 16:00 Воскресенье - выходной.
Балаганчик
Автор: Блок Александр. На сцене — обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью. У стола с сосредоточенным видом сидят Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях. У окна сидит Пьеро в белом балахоне. Мистики ждут прибытия Смерти, Пьеро ждет прихода своей невесты Коломбины, Неожиданно и непонятно откуда появляется девушка необыкновенной красоты.
Истоки современного понимания термина "культура"
В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен.
Архаический Юго-запад
, англ. The Archaic Southwest — термин, включающий археологические культуры юго-запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были свойственны следующие характеристики:
Возникновение и развитие первобытной культуры
Первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Поверти-Пойнт культура
Декоративные глиняные шарики из Поверти-Пойнт: вероятно, символы душ предков Культура Поверти-Пойнт — археологическая культура индейцев, обитавших в низовьях р. Миссисипи, ныне штат Луизиана. Существовала примерно в 17-7 вв. до н. э. Памятниками данной культуры являются сохранившиеся до наших дней колоссальные земляные сооружения (курганы) у Поверти-Пойнт около города Эппс в штате Луизиана.
Таланова, Хиония Ивановна
(поначалу называлась Стрелкова 1-я, позднее - Таланова); (1822(1822) г. — 5 (17) мая 1880 г.). Происходит из семьи крепостных актеров Стрелковых, родоначальники которой играли в крепостном театре кн. Н. Г. Шаховского в Н. Новгороде. В конце 30 и 40-х гг. 19 в. в Нижегородском театре работали около 10 актеров Стрелковых.
Жюльетта Друэ
(фр. Juliette Drouet; настоящее имя Жюльенна Говен, фр. Julienne Gauvain; 1806, Фужер, Бретань — 1883, Париж) — французская актриса. Оставшись круглой сиротой на втором году жизни, девочка воспитывалась у своего дяди Рене Друэ, затем в церковном пансионе для девочек в Париже. В 1825 г. Жюльенна стала любовницей скульптора Жана Жака Прадье, изобразившего её в виде аллегорической статуи города Страсбурга на площади Согласия в Париже.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Культура Донг-Шон
Изображение на бронзовом барабане из Нгок-Лу, Вьетнам Культура Донг-Шон , вьетн. Văn hуa Đфng Sơn — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению на севере Вьетнама, где были обнаружены её следы.
Яблочкина, Серафима Васильевна
Введение 1 Биография Список литературы Введение Яблочкина, Серафима Васильевна (урожденная Сорокина) (17(29). IV. 1842, Санкт-Петербург — 24.III(5.IV).1898, Москва) — драматическая актриса, иначе называемая Яблочкина 1-я. Жена Александра Александровича Яблочкина, мать Александры Яблочкиной.
Ортоироидная культура
(ортоироиды; Ortoiroid) — первая известная археологическая культура на островах Вест-Индии. Считается, что она происходит из бассейна Ориноко (север Южной Америки), откуда её носители мигрировали на Малые Антильские острова и дошли до Пуэрто-Рико. Согласно Раузу ортоироидная культура долгое время развивалась в Южной Америки прежде чем началось переселение на Антильские острова.[1] Наиболее ранние радиоуглеродные датировки для Тринидада относятся к 5230 году до н. э., наиболее поздние (190 год н. э.) получены для Пуэрто-Рико.
Скуратов, Павел Леонидович
Павел Леонидович Скуратов (1861(?) — ?) — русский актёр и антрепренёр. Учился в Петербурской консерватории (класс скрипки и композиции), где слушал курс драматического искусства под рук. Н. Ф. Сазонова и Д. Д. Коровякова. На сцене с 1881 года. В 1882—1884 годах — в Малом театре. С 1884 года — в провинции.
Васильев, Сергей Васильевич актёр
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Серге́й Васи́льевич Васи́льев — российский актёр, один из талантливейших актёров московского театра.[1]
Лавров, Иван Иванович актёр
Введение 1 Биография 2 Роли в театре Список литературы Введение Иван Иванович Лавров (1812—1890; настоящая фамилия Барсуков) — российский актёр и антрепренёр[1].
Сиддонс, Сара
Введение 1 Биография 2 Признание Введение Сара Сиддонс (англ. Sarah Siddons, собственно Сара Кембл, англ. Sarah Kemble, 5 июля 1755, Брекон, Брекнокшир — 8 июня 1831, Лондон) — британская актриса.
Культура Тумако-Ла-Толита
— доколумбова культура, существовавшая в прибрежных районах Колумбии (Тумако) и Эквадора (Ла-Толита) в период с VI в. до н. э. по II в. н. э. Между устьем реки Сан-Хуан (Колумбия) и бухтой Байя-де-Сан-Матео (Эквадор) были обнаружены многочисленные археологические находки большой исторической и художественной ценности.
Среднестоговская культура
Введение 1 Погребальный обряд 2 Хозяйство 3 Антропологический облик Список литературы Введение Среднестоговская культу́ра — археологическая культура эпохи энеолита (4500-3500 до н.э), распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья[1].
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
Культура Санта-Мария
Введение 1 Культура Белен (Belйn) 2 Культура Санагаста (Sanagasta) 3 Культура Уальфин (Hualfнn) Введение Культура Санта-Мария существовала на территории современной Аргентины на северо-западе провинции Катамарка в период 1200—1470 н. э., в основном в долинах Кальчакиес и Йокавиль. По-видимому, была основана народом диагита, проживавшем в данном регионе со времён возникновения данной культуры.
Абжалилов, Халил Галеевич
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Роли в театре Список литературы Введение Халил Галеевич Абжали́лов (тат. Xəlil Ğali uğlı Əbcəlilev, Хәлил Гали улы Әбҗелилев) (17 (29) сентября 1896, с. Мустафино Оренбургской губернии, (ныне - Шарлыкский район Оренбургской области) — 18 марта 1963, Казань) — советский татарский актёр.
Культура Санагаста
Культура Санагаста , известная также как культура Ангуаласто , возникла на территории Аргентины около 1000 г. н. э. Её центр находился на территории современной провинции Риоха, а влияние распространялось до провинции Сан-Хуан.
Агеев, Виктор Иванович актёр
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького Список литературы
Тенерийская культура
Тенерийская культура — доисторическая культура, существовавшая в период примерно 5—3 тыс. до н. э. на территории пустыни Сахара. Это был влажный период в истории пустыни, известный как неолитический субплювиальный период.
Азильская культура
Азильская культура — археологическая культура (или технологическая традиция) эпохи эпипалеолита на севере Испании и юге Франции. Вероятно, азильская культура относится к периоду Аллерёдского климатического перепада около 8 тыс. л. до н. э., и следовала за мадленской культурой. По мнению археологов, азильская культура представляла собой финальную стадию мадленской, в то время, как потепление климата привело к изменениям в образе жизни людей в регионе.
Культура Кловис
Культура Кловис — доисторическая культура аборигенов Северной Америки, первым свидетельствам которой 13 000 лет (11 000 радиоуглеродных лет). Её начало связывают с концом последнего ледникового периода.
Бутмирская культура
Культуры неолита Европы Бутмирская культура — балканская неолитическая культура. Существовала в период 2600—2400 г. до н. э. Является одной из потомков культуры кардиальной керамики.
Викус культура
Культура Вику́с (по названию небольшого посёлка на севере Перу в 40 км на восток от города Пьюра) — археологическая доколумбова культура, датируется периодом примерно 5 в. до н. э. — 6 в. н. э., принадлежит к «классическим» доколумбовым культурам. Область распространения данной культуры пока определена недостаточно чётко; центр её находился предположительно в долине Пьюра; распространялась на север до территории современного Эквадора, а на юг — до долины Ламбайеке.
Нильский, Александр Александрович
Александр Александрович Нильский (настоящая фамилия Нилус; 1840—1899) — русский актёр. Биография Александр Нильский родился 10 (22) июля 1840 года[1]. Учился в Петербургском театральном училище, по его окончании был принят в Александринский театр, где работал в 1860—1883 и в 1892—1897. Поначалу стал играть роли героев и любовников, подвергаясь нападкам печати, отказывавшей ему в горячности и видевшей в нём артиста, вполне подходящего на амплуа фатов и простаков.
Додин Лев Абрамович
Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РФ, художественный руководитель Академического Малого драматического театра, профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской академии театрального искусства.