Культурное пространство обладает множеством измерений. Разнохарактерные типы творчества и духовной жизни, предметы, образы, идеи и живые личности вступают друг с другом в сложные и непредвиденные отношения. Как ориентироваться в огромном море взаимосвязей? В этом помогает пришедшая сравнительно недавно в российские вузы новая дисциплина – культурология, одна из ведущих дисциплин социогуманитарного цикла. Проблемы, которые изучаются в рамках культурологи, может быть, и обсуждались ранее другими науками, но не ставились в центр исследования.
Что же это за проблемы? Среди важнейших можно выделить следующие. Процесс человечества от «докультурного» состояния к культурному. Значение культуры для человека: является ли она средством адаптации, формой саморазвития или тяжелым бременем, ради которого надо жертвовать жизнью и здоровьем? Какова система культуры, как связаны в ней разнопорядковые явления, например, язык и политика, искусство и наука, религия и наука? Как объяснить стабильность и изменчивость культуры? Чем обусловлено отличие культур друг от друга? Как нам всем. Представителям различных культур, уживаться в мировом сообществе? Почему одни культуры растут, развиваются, усиливаются, а другие – слабеют и угасают? К тому же мы замечаем, что экономически и политически сильные культуры далеко не всегда наиболее богаты и здоровы в духовном отношении.
Сегодня мы с сожалением наблюдаем, как энергия мысли и чувства, время и жизнь людей нередко растрачиваются попусту. Процессы в культурном развитии приводят к тому, что зачастую великое, прекрасное, добродетельное, мудрое вытесняется из обихода и обесценивается, а ничтожное, безобразное, злое и глупое широко распространяется и возвеличивается.
Почему же наше современное человечество использует уже созданную культуру таким странным способом? Ответить на все эти подробные вопросы и призвана культурология – «место встречи» представителей разных наук. Она облегчает взаимопонимание и служит утверждению в обществе идеалов добра, красоты, гармонии, гуманизма, поиску новых отвечающих духу времени подходов в изучении общественных процессов, что обусловлено следующими причинами:
1.История мировой культуры, рисуя образ единого человечества, соответствует пафосу возрождения интереса к гуманитарным ценностям.
Череда верований, художественных шедевров, философских идей, научных открытий, обычаев свободно рассматривается без противопостановления архаичного и современного, передового и реакционного, развитого и отсталого, демонстрируя поразительное многообразие типов культур как средств и способов человеческой самореализации.
2.Современная культурология вынуждена восполнять отсутствующее пока у нас классическое гуманитарное образование, без которого представить себе не возможно мировую, и в первую очередь культурную европейскую традицию. Едва ли какой-нибудь другой курс может взять на себя подобную задачу. Роль культурологи как энциклопедии начальных сведений по мифологии, религии, истории искусств, науки сохранится до построения гуманитарного образования в России.
Волков Ю.Г., Нечепуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. История и современность. Ростов на Дону 1999г.
Другие работы по теме:
Автокоммуникация
Автокоммуникация - понятие, подробно проанализированное в рамках семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. При обычной коммуникации общение происходит в канале Я - Другой. При автокоммуникации оно происходит в канале Я - Я.
Нормативный и описательный подходы cоциологии
Существует два основных подхода к определению политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философ ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют на понимание и структурирование всех сфер социального и гуманитарного знания.
Социология культур
Социология культуры как социальная и историческая культурология. Культура как система духовного производства, ее сущность, типология, динамика. Основные типы социокультурной регуляции. Анализ взаимодействия культур и социокультурных характеристик России.
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 1
Учиться необходимо! Каждому человеку нужны знания в повседневной жизни. Надо уметь читать, писать, считать. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. Нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира.
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. №696 представляются следующие рекомендации по изучению предмета «История и философия науки» и проведению экзамена по этой дисциплине
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17. 02 2004 №697 кандидатский экзамен по истории и философии науки сдается в следующем порядке
Культурология в системе социально-гуманитарного знания
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостностном феномене. Становление отечественной идеологии. Методология культурологических исследований. Общенаучные и философские методы.
Взаимоотношение культурологии co смежными науками
Особенности культурологии как науки более понятны при рассмотрении ее взаимоотношений со смежными науками историей культуры, философий культуры, социологией культуры культурной и социальной антропологией.
Культорология как тип социальной теории
1. Культурология как тип социальной теории Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние ( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово
Эволюция представлений о культуре 2
Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение термина "культурология" восходит к работам американского антрополога Л. Уайта (1900-1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук.
Наука и техника в системе культуры
5.Наука и техника в системе культуры. Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания.
Культурология как система знаний
Культурология как наука о культуре. Междисциплинарный характер культурологии. Становление, элементы и задачи культурологии как системы знаний. Процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. История и философия культуры.
Культурология как научная дисциплина
Рассмотрение подходов к определению, объектов исследований, предмета и задач (построение "генетики" культуры) культурологии как научной дисциплины. Рассмотрение связи гуманитарной науки с социологией, философией, политологией, психологией и историей.
Проект культурологии Л. Уайта
Науки формируются не только "спонтанно", усилиями многих авторов, но могут быть "спроектированы" и "построены" одним человеком. Примеры авторских проектов - "всеобщая организационная наука" А.А. Богданова, кибернетика Н. Винера.
Проблемы культурологии
Проблема - это некое противоречие межу уверенностью и сомнением, очевидным и неопределенным.
Системный подход в культурологии
Системный подход в культурологии - методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры/
Культурология - как научная дисциплина
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем Уайт Лесли Алвин.
Развитие культурологии как научной дисциплины
Изучение истории становления, развития культурологии как науки и ее связи с другими гуманитарными дисциплинами (социологией, этнографией, эстетикой, литературоведением, историей, философией). Определение понятий субкультура, фетишизм, табу, геттоизация.
Культурология как наука
Роль культурологи в системе гуманитарного знания, особенности ее эстетического и антропологического характера, история становления понятия "культура". Интегративный характер культурологического знания, разработка продуктивной стратегии комплектарности.
Культурология в системе гуманитарного знания
Анализ культурных явлений и ознакомление с функциями культурологии, культурология как гуманитарная наука. Анализ культурных явлений и процессов, основные компоненты культуры. Причины возникновения и формирование капитализма, сигнификативная функция.
Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами.
Структура культуры
Культура и ее разделы. Виды культуры. Содержание и воздействие культуры на человека.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Репрезентация
(лат., repraesetatio, от re, и praesetare представлять) — представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя.
Контркультура 2
Введение 1 Возникновение 2 Принцип образования контркультуры Список литературы Введение Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.
Городецкий, Габриэль
Габриэ́ль Городе́цкий (род. 13 мая 1945 года) — профессор истории, директор Каммингсовского Центра по изучению России и Восточной Европы Тель-Авивского университета. Почётный доктор Российского государственного гуманитарного университета (с 2010 г.). Один из ведущих западных критиков теорий Виктора Суворова.