Особенности
познания и осмысления мира в литературе эпохи Возрождения
Впервые
термин «Возрождение» употребил Джорджо Вазари, в книге «Жизнеописание наиболее
знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Под этим термином они понимал
возрождение интереса к искусству античности. В XVIII веке данный термин ввел
в широкое употребление Вольтер, подразумевая под ним возрождение интереса к
личности человека. Существует точка зрения, что данный термин применим только к
описанию культурного феномена Италии, так как именно в этом регионе была
возможность взять в качестве образца античную культуру, ее мировоззренческие и
эстетические принципы. Однако общепризнанной является точка зрения, согласно
которой Возрождение – это период в истории культуры, который характеризуется возрождением
интереса к человеку, к красоте и свободе личности, развитием светской культуры
и гуманистического отношения к миру. В связи с этим основной чертой культуры
эпохи Возрождения является признание гармонии в понимании человека, жизни и
культуры. Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы Возрождения были
активными философами, талантливыми писателями и поэтами, смелыми инженерами.
Свидетельством тому – поэзия Микеланджело, научные трактаты Леонардо да Винчи,
философские размышления Петрарки.
Переход к
новому восприятию мира и человека способствовал коренным преобразованиям в
искусстве. В эпоху Возрождения изменилась ориентация искусства. Оно обратилось
к человеку в реальном мире. Наиболее ярко новые представления о человеке и его
месте в мире проявились в литературе данной эпохи. Объектом литературы при этом
становится обычная земная жизнь во всем ее многообразии. Особое внимание
уделялось изображению личности и ее переживаний, взаимоотношениям личности и
общества. Писатели и поэты стремились в своих произведениях прославить красоту
человека, отразить поэзию земного мира. Все это послужило толчком для развития
лирической поэзии, а потом и драматургии. Тем более, что в самом начале
Возрождения поэзия стала одним из основных способов познания и осмысления мира.
Характерной
особенностью литературы данного периода было то, что произведения писались как
на латыни, так и на национальных языках. Все это привело к осознанию авторами
собственной личности, и тем самым был поставлен вопрос о самобытности литературного
творчества.
В литературе
возрождаются забытые жанры диалога, трагедии, комедии; появляются новые
литературные формы: новелла и сонет, развивается лирическая и эпическая поэзия.
Весьма специфическим жанром в литературе эпохи Возрождения стал диалог:
стремление автора дать все «за» и «против» с тем, чтобы читатель сам смог
сделать выводы.
Одним из
пионеров культуры Возрождения, известным гуманистом был Франческо Петрарка
(1304–1374), в творчестве которого наблюдается отход от схоластической традиции
и аскетических идеалов Средневековья к новой культуре, обращение к проблемам
земного бытия человека, утверждение ценности его творческих сил. Имя Петрарки
обессмертила лирическая поэзия, написанная в стиле вольгары (народный
итальянский язык) – «Книга песен», посвященная Лауре. В ней воспевается красота
земной женщины, облагораживающая сила любви (даже, как у Петрарки,
неразделенной). Для его творчества характерны любовь к древним образцам
духовности; реабилитация языческой литературы. Он собирал античные рукописи,
изложил основы филологии.
Средние века
он оценивал негативно, называл их «господством варваров», был противником
схоластики. Главное внимание науки, по его мнению, должно быть обращено на
человека, и в этом контексте особо подчеркивалась роль филологии, риторики,
поэзии, моральной философии. Петрарка указывал, что овладение культурным опытом
древних должно иметь целью воспитание духовно богатого и нравственно
совершенного человека, руководствующегося разумом и высокими нормами
добродетели.
Продолжателем
начинаний Петрарки был Джованни Боккаччо (1313–1375), выходец из купеческой
семьи, автор знаменитого «Декамерона». Он показывает пестроту жизни с
богатством людских характеров и житейских обстоятельств. Образы его новелл
жизненны; его герои ценят земные радости, плотские удовольствия. Раскрывается
возвышенная нравственная сторона любви, критикуется ханжеская мораль,
реабилитируется женщина, отстаиваются ее права. Это был новый жанр городской
новеллы.
В творчестве Шекспира
культура
английского Возрождения достигла своей вершины. Его образы грандиозны, как сама
эпоха, породившая их. Отелло и Лир, Гамлет и леди Макбет, Шейлок и Клеопатра – в
какой бы среде, стране, эпохе ни жили эти люди, они полны тех страстей и
раздумий, которые в той или иной мере тревожили самого Шекспира и его
современников. И в то же время это люди, живущие во
вполне реальной исторической обстановке, действующие в соответствии со своими
характерами, а не по воле авторского замысла. В этом и заключался могучий
реализм Шекспира, реализм, имеющий глубокие народные корни: не во внешнем
правдоподобии, не в копировании деталей быта, а в самой сущности характеров и
обстоятельств, в которые они поставлены.
В Англии в
это время уже формировалась идея национальной государственности, Шекспир же
уделяет большое внимание переосмыслению трагичности уже сложившихся отношений «человек-общество-государство».
В
шекспировских трагедиях («Король Лир», «Макбет» и др.) присутствует идея природного
космоса. В идеи этого космоса отражено ощущение того, что над личной жизнью
человека высится еще какой-то всеопределяющий мир, в рамках которого герои
действуют. Мир надличной воли – это общественно-государственные связи, которые
подчиняют естественность человека нормам и правилам государства.
Герои
Шекспира действуют в двух мирах: личном («естественной индивидуальности») и
общегосударственном (социально-гражданском). Но для самих героев не существуют
эти миры: их человеческое разрушает основы общественного мира. Эта
противоречивость – это и есть «ядро» трагедий Шекспира.
Все творчество Шекспира восстает против действительности, губящей
личность, любовь, человеческое достоинство; против тех сил, которые сковывают
способности человека – Шекспир верил, что они безграничны, – против всяческой
регламентации и канонов. Свободная стихия шекспировской драматургии и сама не
укладывалась ни в какие каноны; в ней искусно и с величайшим художественным
тактом все перемешано – трагическое и смешное, возвышенный монолог и грубый
фарс, философский афоризм и непристойная шутка.
В эпоху
Возрождения Шекспир продемонстрировал разлад между личной «естественной» и
общественной жизнью. Но при этом оно показывает, что разрушить внутреннюю связь
между этими двумя сферами жизни одного и того же человека никому не дано – гибель
неизбежна. Но как тогда жить? Человек оказывается перед поиском и неизменным
выбором.
Эстетическая
реакция на мир, природу, идеи – ядро мироощущения этой эпохи. Возрождение
создало особую атмосферу эстетизма, недаром его называют Золотым веком
европейского искусства. Стремление к эстетическому переживанию, эстетическому
наслаждению отличает Возрождение от всех других эпох.
Список
использованной литературы
1. Брагина Л.М. и др.
Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. Мос. Гор. Архив. 1996.
2. Горфункель А.Х. Философия
эпохи Возрождения. М., 2007.
3. Образ человека в зеркале
гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.)
/ Сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева.
М.: Изд-во УРАО, 1999.
4. Сочинения итальянских
гуманистов эпохи. Возрождения (XV век) / Под ред. Л.М. Брагиной. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Другие работы по теме:
Десакрализация
Обесценивание сакральных (священных) образцов, религиозных представлений, мировоззренческих установок и т.д.
Историческое значение Возрождения
историческое значение Возрождения Особое историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога.
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Православие и судьбы Украины
Естественной реакцией на десятилетия насильственного атеизма стала своеобразная мода на православие. С годами новизна религии ушла, оставив разве что обязательный церковный церемониал во время торжественных мероприятий.
Литературный герой ГАРГАНТЮА
Гаргантюа фр. Gargantua que grand tu as букв ну и здоровенная она глотка у тебя один из главных героев романа Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль которому целиком посвящена первая из пяти книг опубликованная в г.
Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
Основой искусства Возрождения был гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности.
Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве
Новое художественное направление в литературе XVII ст. — классицизм — снова, как и предшественники, пора барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. classicus — образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм.
Трагедия Гете Фауст 2
Трагедия Гете Фауст В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», которая возвращает молодость и здоровье.
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. М.Горький. Мать.
Автор: Горький М. В 1909 году М.Горький записал: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбрав Ниловну, а не Павла Власова, в качестве центрального персонажа, Горький стремился подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходили, по его мнению, в среде рабочего класса.
Трагедия “Гамлет”
Шекспировский герой. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения.
Литература Эпохи Возрождения
Возрождение — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями).
Ход анализа образа Дом Гуана (Точка зрения Г. А. Гуковского)
Точка зрения Г. А. Гуковского представляется мне и глубже и плодотворнее. Действительно, Пушкин воссоздает в «Каменном госте» «дух» эпохи Возрождения, атмосферу «жизнерадостного свободомыслия», когда «все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется».
Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте
«Божественная комедия» - величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери - вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.
Искусство Италии 15 века
Это время возникновения и подъема многих территориальных художественных школ, активного взаимодействия и борьбы различных направлений. Но в этих сложных условиях четко обрисовывается магистральная линия развития раннеренессансного искусства.
Литература итальянского возрождения
Ставропольский государственный аграрный университет Кафедра «Философии» Реферат не тему «Литература итальянского возрождения» Выполнил студент 1 курса
Искусство Нидерландов
В Нидерландах в гораздо большей степени, чем в Италии, художник сохранил живые связи с ремесленной средой, а понятие художественного и личного артистизма не занимало в сознании живописца сколько-нибудь заметного места.
Романтизм
(Франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
О Флаэрти, Лиам
Введение 1 Биография 2 Творчество Введение Лиам О’Флаэрти (англ. Liam O'Flaherty, ирл. Liam У Flaitheartaigh, 28 августа 1896 — 7 сентября 1984) — англо-ирландский писатель-новеллист, один из ярких представителей «кельтского возрождения».
Анахронизм 2
Анахрони́зм (от греч. ανά — против и χρόνος — время) — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.
Гвиччардини, Франческо
Франческо Гвиччардини (итал. Francesco Guicciardini; 6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540) — выдающийся итальянский политический мыслитель и историк времён Высокого Возрождения.
Северное Возрождение
План Введение 1 Отличие от итальянского Возрождения 2 Периоды 3 Представители Список литературы Введение Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Партия исламского возрождения Таджикистана
(тадж. Ҳизби Наҳзати Исломии Тоҷикистон) — оппозиционная политическая партия Таджикистана, единственная исламистская партия, официально действующая на территории Средней Азии.
Фуке, Жан
Введение 1 Биография 2 Произведения 2.1 Книжная графика 3 Библиография Введение Жан Фуке (фр. Jean Fouquet) (Тур, ок. 1420—1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы.
Софроний Врачанский
Софро́ний Врача́нский (до пострижения Стойко Владиславов ; 1739, Котел — 22 или 23 сентября 1813, Бухарест) — болгарский епископ, один из вдохновителей болгарского национального возрождения XVIII века.
Рисаль, Хосе
Хосе Протасио Рисаль-Меркадо и Алонсо-Реалонда (исп. Dr. Josй Protasio Rizal Mercado y Alonso Realonda; 19 июня 1861 — 30 декабря 1896) — филиппинский и малайский писатель и поэт, переводчик, идеолог возрождения народов Юго-Восточной Азии, прозванный «гордость малайской расы». Казнён за подготовку восстания против испанского господства на Филиппинах.
архитектура Брунеллески в период Раннего Возрождения
В культуре итальянского Возрождения архитектура занимает выдающееся место. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в 15 в. все другие страны Европы. Итальянское искусство Кватроченто развивалось в рамках локальных школ.