Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Рефераты по литературе и русскому языку » Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
»

Автор: Достоевский Ф.М.

Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви бескорыстия ненасилия даны ей от Бога запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру каждый из ее поступков.

Один из самых страшных эпизодов в романе - рассказ о том как Соня спасая от голодной смерти мачеху и ее детей впервые пошла на улицу: «И вижу я этак часу в шестом Сонечка встала надела платочек надела бурнусик и с квартиры отправилась а в девятом часу и назад обратно пришла... Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... а взяла только... платок... накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке только плечики да тело все вздрагивают...»

В глазах общества Соня становится презираемым падшим существом - она принуждена получить желтый билет (выдаваемый проституткам вместо паспорта) и жить отдельно от своей семьи по требованию квартирной хозяйки; Лебезятников заявляет что не может находиться под одной крышей с «таковской» Лужин называет се в своем письме к Пульхерии Александровне девицей «отъявленного поведения». Но и для Мармеладова горячо любящего свою дочь и для Раскольникова сочувствующего Соне очевидно что девушка какие бы обстоятельства ее пи оправдывали виновна в тяжком грехе. Отец в пьяном бреду предается каким-то болезненным и восторженным мечтаниям о том как Бог простит Соню в день Суда а Раскольников повторяет вслед за Соней что она «великая грешница» говорит с жестокой прямотой что лучше бы ей было «головой в воду и разом покончить».

Но Достоевский защищая свою героиню противопоставляет «букве» библейских заповедей «дух» евангельского учения. В ее «падении» автор видит высокий подвиг сострадательной и жертвенной любви он прибегает к сопоставлению «Сонечкина жребия» с крестными муками Христа.

Однако Соня не пассивная жертва злой судьбы - подобно Христу она губит себя сознательно делает вполне определенный нравственный выбор.

Достоевский рассматривает самые страшные самые «крайние» ситуации обнажающие подлинное лицо человека суть его «натуры».