"Все величие в романе отдано ей..."(образ Сони Мармеладовой)
План.
Две идеи – бунт и смирение.
Путь Сони Мармеладовой
Причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой
Вера
Надежда
Любовь
Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет где-то посередине, а Соня в самом центре чаши весов праведных дел. В своей записной книжке Достоевский как-то отметил: "Две великие идеи - бунта и смирения, обе требуют подвига". Бунт или смирение (символически - топор или крест) - основная мировоззренческая проблема писателя и его героев.
В романе "Преступление и наказание" бунт выбрал Раскольников, смирение - Соня Мармеладова. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, продолжающихся и по настоящее время.
Смирение Сони Мармеладовой – это смирение в чистом виде, как искусство ради искусства. Это смирение не ищет причин и следствий, не задается глобальными вопросами, оно просто есть, это смирение, существует как аксиома, как непреложная истина, как всеобщий мировой закон. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, она не только приобщает его к этому смирению, но и показывает, что именно это путь к очищению.
Не стоит думать, что Соня Мармеладова слаба душой, ибо не смогла сопротивляться внешним обстоятельствам. Она очень сильная личность, и может быть, именно потому, что она так сильна, она смогла «пойти по желтому билету», пожертвовать собой ради других, а не броситься с моста в реку, как предлагает Раскольников: «Да скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» Смирение не педполагает самоубийства. И это лишний раз показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой. И хоть они и на разных чашах весов с Раскольниковым, все же эти чаши уравновешены, так как по силе характера они равны.
Интересно проследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой. Вообще, София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”. И, действительно, в душе Сони Мармеладовой заключена такая неизбывная мудрость, такое величие, как и в Библии, в древнейшей книге, известной человечеству. И кажется, что образ Сони Мармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь, воительниц. Фамилия Мармеладова тоже может нам о много рассказать. Это и ирония, связанная со «сладкой» жизнью семьи Мармеладовых, и сон в котором как бы все время пребывает Соня, оставаясь чистой духовно и запятнанной в обществе. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Наежды и Любви. И именно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. Посмотрим, как развивается это в романе.
Вера – это основная составляющая жизни Сони. Без веры она слаба и беспомощна, вместе с нею – она сильна и мужественна. Именно из уст Сони мы слышим притчу о Лазаре, именно вера Сони Мармеладовой спасает Раскольникова. Ибо в Сонечке так много этой веры, что она распространяется на всех: «- А тебе бог что за это делает? - спросил он, выпытывая дальше. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения. - Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!.. - вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него». Соня не может защитить себя, а вот свою веру она готова защищать до последнего вздоха, и если надо пойдет за нее на костер. Наверное такими как Соня Мармеладова были первые христианские мученики, умиравшие за веру. И Соня тоже мученица, ибо она приносит себя в жертву на алтарь своей семьи и других людей, но жертва эта не оценена никем из них. Слова Мармеладова, вымаливание прощения на коленях Катериной Ивановной – это внешние проявления принятия этой жертвы. Но всю боль и прелесть ее могли осознать только Раскольников и господин Свидригайлов, который с Раскольниковым «одного поля ягоды». Эту жертву могут оценить люди, которые также переступили через себя, пережили внутренний слом. Соня знает, как это тяжело, поэтому первые ее слова, после признания Раскольникова в убийстве, это: «Что вы, что вы это над собой сделали!» Именно над собой, потому что Раскольников совершил прежде всего духовное самоубийство, а это, по мнению Сони, самый худший из грехов.
Но там где живет вера, там живет и надежда, неразлучная сестра ее. Надежда эта тоже всепоглощающа и величественна, ибо это надежда на грани веры. Соня верит, что Раскольников раскается, Соня верит, что Екатерина Ивановна хорошая, верит, что Полечка не пойдет по тому же самому пути, что и она. И еще Соня надеется и знает, что за муки и страдания на этом свете, обязательно воздаться в следующей жизни, хотя может быть этой будущей жизни вовсе нет, но где-то в глубине души Соня надеется, что и она вместе с Лизаветой «Бога узрит». И ее надежда оправдывается в конце, когда она понимает, что Раскольников любит ее: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...»
Про любовь разговор особый. Соня Мармеладова – это, вообще, синоним любви. Когда мы просто слышим упоминание ее имени, сразу же на ум приходит одно слово – любовь. Автор дает нам пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, которую испытывает Соня Мармеладова. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в виде слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся горемыка Мармеладов преклоняется перед нею, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила. Соня Мармеладова видится нам как высшее существо, сочетающее в себе только эту любовь вкупе с верой и надеждой. Она как праматерь всего человечества, когда люди еще были чистыми и светлыми и были равны Богу. Поэтому святых и называют равноапостольными. И мы все, читатели, испытываем чувство трепета, читая страницы романа, посвященные Соне Мармеладовой, точно также как она испытывала трепет, читая о Лазаре: «Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: "не мог ли сей, отверзший очи слепому..." - она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют... "И он, он - тоже ослепленный и неверующий, - он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же", - мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания.» Вот так и мы дрожали от радостного ожидания, когда, наконец, на Соню снизошло величайшее чудо, которое только может случится на этом свете – ее полюбили, и она возродилась к жизни как Лазарь.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Образ сони мармеладовой
Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ. Сони Мармеладовой героини чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве тем больше начинаем задумываться Все поступки героини удивляют своей искренностью открытостью.
Евангельские мотивы в прозе Достоевского
Достоевский по праву считается христианским писателем. Все его произведения пронизывает мысль о том, что человечество, забывшее христианские заповеди добра и милосердия, пораженное болезнью индивидуализма неминуемо ждут катастрофические последствия. Каждый из его романов — это пророчество и предупреждение, попытка воззвать к совести и требование принять нравственный закон.
Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок... — говорит Мармеладов Раскольникову. — Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».
Трагедия Родиона Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание 2
Большинство творений Федора Достоевского — необычайно сложные произведения русской литературы, в которых автор проводит скрупулезные психологические изыскания. Достоевский глубоко убежден, что исключительно нравственное перерождение человека сможет изменить мир. В романе остро ставится проблема ответственности человека за содеянное преступление не только перед законом, но и, что самое главное, перед собой, перед своей совестью.
Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать Салтыков-Щедрин
В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил убийство, вычеркнув себя при этом из людей в том понимании, как это понимаем мы. Человек не может убить человека. Неужели человеческое никогда больше не вернется к Раскольникову? Нет, человеческое в нем восторжествовало. Восторжествовало благодаря Сонечке Мармеладовой.
Образ вечной Сонечки в романе Достоевского Преступление и наказание
Один из центральных персонажей романа «Преступление и наказание» — Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом.
Образ вечной Сонечки в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение.
Образ Петербурга в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Федора Достоевского 8220 Преступление и наказание 8221 Образ Петербурга занимает особое место в системе образов, возникающих на страницах романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.
Образ Наташи Ростовой в романе Война и мир
Наташа Ростова — один из самых любимых литературных образов Л. Н. Толстого. В ней писатель воплотил свой нравственный идеал женщины. Наташа — обаятельная девушка, пленяющая всех своей непосредственностью и естественностью. Мир для нее — сплошная гармония, наполненная поэзией и красотой. Поступки Наташи диктуются в большей степени сердцем и чувствами, чем рассудком.
Вечная Сонечка
Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание » — это для Достоевского воплощение вечного смирения и страдания женской души с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием. Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок.
Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Достоевский — тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в нашем сознании. Но если поверить наблюдениям литературоведов, то Достоевский, вернее его талант, блеснет еще одной потайной гранью.
Сюжет и проблематика романа Преступление и наказание
Сюжет и проблематика романа "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Основой сюжета романа "Преступление и наказание" является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей.
Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Противостояние между добром и злом – основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». По мнению писателя, зло порождается действительностью; например, яростной, ожесточенной реакцией на несправедливые жизненные условия. Добро же сосредоточено в духовном начале человека, «натуре», сопротивляющиеся проникновению идеи зла и насилия.
Правда Сонечки Мармеладовой
Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном.
Выбранные пути в жизни Сони и Раскольникова
Достоевский написал роман "Преступление и наказание" в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены.
Женские образы в прозе XIX века
Федор Михайлович Достоевский — писатель особого склада. Он не примыкал ни к либералам, ни к демократам, а вел в литературе свою тему, воплощая в образах обиженных и оскорбленных, поломанных судьбах людей идею всепрощения.
Сонина правда в романе Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины шестидесятых годов 19 века. Это время, когда Россия находилась в состоянии социального и экономического кризиса. По словам Салтыкова-Щедрина, «старые идеалы сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались».
Проблема семьи Мармеладовых.
Автор: Достоевский Ф.М. Роль семьи Мармеладовых в романе "Преступление и наказание" не ограничивается одним лишь созданием фона, она играет особую роль в этом произведении. Ведь именно Соне Мармеладовой Раскольников обязан своим духовным возрождением.
Психологизм Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский - выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
Правда Сони Мармеладовой по Преступлению и наказанию Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. В романе Достоевского «Преступление и наказание», как и в каждом романе, существует много различных героев. Главный из них – Раскольников – изучает остальных, создаёт на основе своих рассуждений теорию, у него появляется некое убеждение, которое и толкает его к преступлению.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Маленькие люди в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь.
Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского Преступление и наказание
Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Сколько живёт человечество, всегда в нём были Добро и Зло. Но кто из них кто – не всегда отличишь с первого взгляда. Самопожертвование, благородство – вот что всегда ценилось в людях. Но ценим мы лишь благородных рыцарей на белых конях.
Идеи героев в романе "Преступление и наказание"
"Человек есть тайна",- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе "Преступление и наказание" глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.
Нравственный идеал в произведениях Достоевского по роману Преступление и наказание
«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир.
Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается „эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего мира человека.
Лесная соня
Введение 1 Внешний вид 2 Распространение 3 Образ жизни и питание Список литературы Введение Лесна́я со́ня[1] (лат. Dryomys nitedula) — грызун семейства соневидных.