Бутузов Пётр
12 А.
Нравственные проблемы в зарубежной литературе.
Огородник может решать, что
хорошо для моркови, но никто
не может решать за другого,
что есть благо.
Ж. Сартр
Что такое нравственность? Энциклопедический словарь говорит, что это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. То есть, нравственность в широком смысле, это всё то, что регулирует поведение человека в обществе.
Разумеется, такая важная тема как регуляция межчеловеческих отношений с помощью комплекса норм, не могла не быть темой для обсуждений во все времена. Так Ницше писал «Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, еще позднее — свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом». Но скажем, Тагор утверждал, что «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтоб остаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга», тем самым он говорил, что в любом обществе должны присутствовать хотя бы зачатки нравственности и морали. И слова Хуана Мануэля: «Жить, как хочешь не всякий может; надо жить как должно» только подтверждают это.
Итак, вся жизнь человека в обществе состоит из следования определенным нормам. Как правило, эти нормы незаметны, так как выполняются, согласуясь со здравым смыслом. Но что делать, если нормы общества давят на человека? Не дают ему само выражаться, стремятся уничтожить личность. Как поступать в такой ситуации? Смирится с обществом, или сражаться с ним? Забыть о своих мечтах и жить тем, что есть, или рискнуть всем для осуществления своей заветной мечты?
Наиболее красивое раскрытие этой темы я нашёл у двух авторов. Это Рей Брэдбери в его произведении «451 градус по Фаренгейту», и Джордж Оруэлл и его произведение «1984».
Оба эти произведения, несмотря на свою разность, имеют много схожих черт. В обоих произведениях действие развивается в странах сильно сковывающих человеческие свободы. При этом ограничение свобод у этих двух писателей происходит по-разному. У Оруэлла описано типично тоталитарное общество, со всеми его атрибутами, такими как ― строгие регламентированные нормы поведения, слабое экономическое развитие, фигура вождя в образе «старшего брата», тотальное наблюдение за каждым человеком. Но у Брэдбери описано совершенно другое общество. На первый взгляд в мире Брэдбери царит полное благополучие: нет голода, явного насилия, более того, отсутствует видимая власть, нет ни картин лидеров, ни трансляции пламенных речей, ни каких других атрибутов тоталитарной власти. Но на фоне видимого благополучия могут развиваться гораздо более страшные вещи. У обоих писателей сравнивается образ мысли главного героя с образом мысли абсолютно лояльных обществу людей, и как не странно, у обоих авторов в роли такой противоположности к героям выступают их жёны (правда, в случаи с Оруэллом бывшая). Сходно у обоих авторов и то, что катализатором, взбунтовавшим обоих героев против режима, стала девушка. Обращает на себя внимание и социальный статус главных героев обоих романов, оба они имели некоторое положение в обществе, и могли пользоваться определённым набором благ, то есть нельзя сказать, что им было совершенно нечего терять. Чрезвычайно схожи и способы воздействия властей на умы населения; в обоих романах наиболее важным способом влияния на человека является телевидение, транслирующее огромное количество патриотических программ у Оруэлла или совершенно бессмысленные мыльные оперы у Брэдбери.
Но что двигало этими совершенно разными людьми, что заставляло идти их против общественной морали, рисковать всем тем, что они имели в жизни. Как ни странно, но и тут прослеживаются явные параллели между творчеством Брэдбери и Оруэлла. У обоих главной движущей силой для их персонажей стали две вещи: любовь и литература. Движение к знаниям двигало этими людьми. И опять-таки, нельзя не обратить внимания на сходства между ними: профессией для обоих было уничтожение информации; как сжигание книг у Брэдбери, так и работа над корректированием истории у Оруэлла.
Видя столько сходных черт в произведениях этих достаточно разных писателей, нельзя не сделать некоторых выводов. Учитывая, что оба этих произведения были написаны примерно в одно и тоже время («451 по Фаренгейту – 1953, «1984» - 1945) можно считать вероятность того, что Брэдбери пользовался при написании своего романа романом Оруэлла стремящейся к нулю. В таком случаи можно сказать, что взгляды писателей на общество, угнетающее человека (как тело, так и разум), весьма схожи. Схожи их взгляды и на те силы, которые должны противостоять злу ― любовь, верность, тяга к знанию и независимости мышления.
Вместо эпиграфа:
Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.
Р. Эмерсон
Другие работы по теме:
Учение Г.В.Ф. Гегеля
Принцип историзма, проводимый Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений. У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство.
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
(Реф.)
Осенний семестр (с 1 сентября по 25 декабря 2009 года) Филология; бакалавр филологии; очная ф.о.; 4 года Наименование дисциплины Всего часов Количество кредитов за один семестр
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Тема Кол-во страниц
Арсентьева, Н. Н и др. Русская и зарубежная литература конца 19-начала 20 века: основные течения. Часть Орел, 1998. 275с. – С. 216 – 233
Международный маркетинг 9
Международный маркетинг. 7.09.06. Тема №1. Концепция международного маркетинга. В отличие от внутерннего маркетинга международный маркетинг включает в себя деятельность не внутри одной страны, а изменяющей в зависимости от особенностей той или иной зарубежной страны.
Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве
Новое художественное направление в литературе XVII ст. — классицизм — снова, как и предшественники, пора барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. classicus — образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм.
Сочинение-вывод на тему Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сочинение-вывод на тему 8220 Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221 Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. (Печорин, “Герой нашего времени” ) Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности и моральности, зная при этом, что не каждый читатель поймет истинную суть его изложений.
Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века
Автор: Шолохов М.А. ...Земля... широко раскинулась... могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Н.Кун XX век оказался для русской литературы временем глубоких философских поисков, он подарил нам яркие произведения выдающихся писателей. Для меня вершинной книгой в русской литературе XX века стал роман “Тихий Дон”, произведение, обагренное трагедией социальной борьбы, войн и революций, сохранившее национальную духовность и высокую меру народной нравственности.
Образ автора в Слове о полку Игореве
Образ автора в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве», на мой взгляд, можно назвать самым ярким произведением, поскольку в нем поднимаются самые острые вопросы нравственности и морали, тем самым утверждается мысль о бесценности этого памятника древнерусской литературы.
Высокое небо по роману Л. Толстого Война и мир.
«)». Автор: Толстой Л.Н. Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывнo связаны) — наиболее интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли ее в литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед— для физики, Евклид — для геометрии.
Герой времени в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Преодолевая шаблоны легкой классической комедии, осваивая достижения русской и зарубежной драматургии, Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе - свой бессмертный шедевр “Горе от ума”. Комедию восторженно встретили декабристы.
Образы Гете
В своём произведении Гуно отказался от воплощения сложных философских проблем гётевской трагедии. "Єгмонт" - трагедия И. В. Гёте. Образ смелого, благородного героя, гибнувшего в борьбе за освобождение родины.
О. Уайльд
Оскар Уайльд (1854-1900) Прозаик, эссеист, драматург, поэт, Оскар Уайльд прожил недолгую, исполненную драматизма жизнь. Был наиболее характерным представителем эстетизма, художественно-философского течения, получившего развитие в Англии в 1870-1890-х гг. Его сторонники исходили из принципа "искусства для искусства", из того, что литературе нет смысла выполнять какую-то моральную миссию, учить добру, справедливости, что она "безразлична" к проблемам нравственности.
Боле, Эрнст Вильгельм
Введение 1 Биография 2 Награды Введение Э́рнст Ви́льгельм Бо́ле (нем. Ernst Wilhelm Bohle; 28 июля 1903 года, Брэдфорд, Великобритания — 9 ноября 1960 года, Дюссельдорф), партийный и государственный деятель Третьего рейха, гаулейтер, руководитель Зарубежной организации НСДАП, статс-секретарь Имперского министерства иностранных дел Германии, обергруппенфюрер СС (21 июня 1943 года).
Анахронизм 2
Анахрони́зм (от греч. ανά — против и χρόνος — время) — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.
Анийский собор
Кафедральный собор Святой Девы в Ани , или Анийский собор — армянский кафедральный собор в городе Ани. Возведён в 989—1001 годах по проекту архитектора Трдата.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Цихлида из Габона
Среди специалистов-ихтиологов до сих пор идет спор относительно определения хромидотиляпии кингслея (Chromidotilapia kingsieyae, Boulenger; синонимы: Pelmatochromis regani, P.haugi) как самостоятельного вида.
Дробницкий Олег Григорьевич
Главным и обобщающим трудом Д. стала фундаментальная монография «Понятие морали: Историко-критический очерк» (М., 1974), в которой развернуто определение морали как способа нормативной регуляции, а также механизмов ее функционирования.