Владислав Гагарский
При создании нового бизнеса одной из основных задач является разработка бизнес-модели деятельности, включающей в себя такие элементы, как:
• организационно-функциональная модель компании (или группы компаний);
• бизнес-процессы;
• ключевые характеристики деятельности – потенциальные поставщики и покупатели, номенклатура и прогнозные объемы продаж, и т.п.
По сути дела, все вышеперечисленное, за исключением модели бизнес-процессов, входит в такой основополагающий документ, как бизнес-план.
Однако ни для кого не секрет, что бизнес-план ориентирован в первую очередь на кредиторов, инвесторов и акционеров будущей компании. В то же время для менеджмента создаваемой компании большой интерес представляет именно модель бизнес-процессов, так как она описывает, как конкретно будет происходить текущая операционная деятельность.
Понятно, что проектировать бизнес-процессы приходится в условиях высокой неопределенности. Неопределенность заключается в том, что:
• деятельность фактически еще не ведется, поэтому нет возможности опираться на какие-то устоявшиеся модели бизнес-процессов;
• имеется высокая вариативность сценариев деятельности в зависимости от внешних и внутренних факторов (поставщики, конкуренты, потребители, продукты и услуги, и т.п.);
• имеется множество вариантов распределения видов деятельности по структурным подразделениям компании, причем выбрать оптимальный вариант затруднительно.
Очевидно, что для того, чтобы спроектировать бизнес-процессы в таких условиях, неопределенность и вариативность необходимо минимизировать, насколько это возможно. Скажем сразу: такая проблема не является сугубо теоретической, а имеет большой практический смысл. Чтобы не быть голословным, приведем описание проблемной ситуации, с которой пришлось иметь дело.
Пример:
Создается группа компаний, занимающейся продажей высокотехнологичного оборудования. В состав группы входят одна закупочная компания, две торговых и одна логистическая. Имеется также управляющая компания, координирующая деятельность операционных компаний. Проблемные зоны при проектировании бизнес-процессов следующие:
• неопределенность в разделении функций по операционным компаниям, а также между операционными и управляющей компанией;
• отсутствие у топ-менеджмента четкого видения бизнес-процессов группы компаний;
• несогласованность представлений о сфере ответственности операционных компаний и управляющей компании среди топ-менеджмента;
• высокая вариативность торгово-закупочной деятельности (например, различные варианты доставки товара покупателю, различные варианты заключения договора с покупателями, и т.д.)
(конец примера)
Какими способами можно минимизировать указанные выше неопределенности?
Прежде всего, экспертным путем были установлены наиболее вероятные схемы распределения функций между операционными компаниями, и между управляющей и операционными компаниями. В качестве экспертов выступали топ-менеджеры операционных и управляющей компании, а в качестве модераторов были привлеченные консультанты, которые консолидировали мнение экспертов.
В результате работы привлеченных консультантов был создан проект моделей бизнес-процессов, который сформировал у топ-менеджмента группы компаний единое устойчивое представление о разграничении сфер ответственности компаний и должностных лиц.
Отдельная проблема заключается в графическом отображении бизнес-процессов торговых компаний. Поскольку вариантов исполнения того или иного процесса, в зависимости от различных условий, достаточно много, то и непомерно раздувается количество сценариев прохождения сделки – начиная от поступления заказа и заканчивая завершением расчетов с покупателем. Однако было найдено простое решение: общая последовательность действий отображалась крупноблочно, с указанием совокупности вариантов исполнения процессов, а затем каждый вариант был детализирован отдельно.
Такой подход позволил более компактно и наглядно представить все основные бизнес-процессы группы компаний.
Итак, какие выводы можно сделать о том, как следует минимизировать неопределенность при проектировании бизнес-процессов для вновь создаваемой компании?
Обязательно требуется взаимодействие с первыми лицами компании, так как именно они устанавливают «правила игры» и дают целевые установки для бизнеса;
Использование экспертов в рассматриваемой предметной области;
Использование сравнительного анализа для изучения лучшей практики в аналогичных компаниях (бенчмаркинг), если это возможно;
Взаимное увязывание мнений экспертов, целевых установок первых лиц и результатов сравнительного анализа с помощью внешних консультантов.
Другие работы по теме:
Обеспечение качества моделирования бизнес-процессов
Моделирование бизнес-процессов — одно из наиболее динамично развивающихся направлений системного анализа. Но, несмотря на то, что существует множество инструментов и методик моделирования бизнес - процессов, нет единых стандартов их качества.
Реинжениринг-процессный подход
Процессный подход Основа реинжиниринга - процессный подход - не является противопоставлением функциональному подходу. Функции и процессы не могут существовать в отрыве друг от друга. Результат и функционального, и процессного подходов - одновременное проектирование организационной структуры (функциональных областей) и порядка взаимодействий в рамках этой структуры (процессов).
MACS: корпоративная стратегия, активированная рынком
Основная идея MACS заключается в следующем. Если корпорация может извлекать из принадлежащей ей бизнес–единицы больше стоимости, чем другие потенциальные собственники, то такую бизнес–единицу следует сохранять.
Как сделать бизнес инвестиционно привлекательным
Что такое инвестиционно привлекательный бизнес? «Понятный» и прозрачный для инвестора бизнес; bеет четкие приоритеты, цели и стратегию развития; gзволяет инвестору вернуть инвестиции, заработать и минимизировать свои риски.
Этика влияет на экономику
Репутация компании и ее руководителей играет огромную роль в современном бизнесе. Более того, существует четкая зависимость: чем лучше репутация той или иной фирмы, тем более успешно идут у нее дела.
Профессия «Бизнес-тренер»
Кто же такой бизнес-тренер? Если кратко и сухо: специалист, который помимо высшего образования, опыта работы в предметной области (маркетинг, продажи, управление и др.), является профессионалом в обучении взрослых людей - сотрудников компаний.
Семь правил роста для малых предприятий
Свода золотых правил из дюжины пунктов, гарантирующих рост компании, не существует. Однако есть семь определенных сфер, в которых компании, нацеленные на рост, концентрируют свои ресурсы.
Реинжиниринг бизнес процессов 2
Реинжиниринг бизнес-процессов Развитие экономического кризиса в мире и в России неизбежно требует от руководителей предприятий реального сектора экономики активного поиска путей выживания бизнеса. Менеджмент предприятий в условиях развивающегося глобального финансового кризиса обязан найти эффективные меры, направленные на сохранение бизнеса и повышение его устойчивости в нынешних тяжелых условиях.
Наиболее влиятельные идеи в области бизнес-стратегии
ЭССЕ на тему «Наиболее влиятельные идеи в области бизнес-стратегии» Прочитав 16 предложенных идей в области бизнес-стратегии, я сделал вывод, что фундаментом всех бизнес-стратегий должны являться примерно одни и те же тезисы, в частности идея о том, что бизнес (предприятие) должен быть настолько гибок, чтобы успевать вовремя приспосабливаться к вновь сложившимся условиям и менять свою стратегию, т.к. по мнению Р.Паскаля одна и та же бизнес-модель или стратегия не может быть всегда успешной.
Общий взгляд на проблему организационного развития
Деятельность по организационному развитию в компании в зависимости от ее целей. Проектирование и внедрение изменений по направлениям: организационная структура и численность, функции (бизнес-процессы), качество их выполнения, корпоративная культура.
Французская Ост-Индская компания
Французская Ост-Индская компания (фр. Compagnie des Indes Orientales) — французская торговая компания. Основана в 1664 году министром финансов Жан-Батистом Кольбером. Первым генеральным директором компании стал Франсуа Карон, тридцать лет проработавший в Голландской Ост-Индской компании, в том числе 20 лет в Японии.
Датская Ост-Индская компания
Датская Ост-Индская компания (дат. Dansk Шstindisk Kompagni) — датская торговая компания, осуществлявшая в 1616—1729 годах (с перерывом) торговлю с Азией.
Жизненный цикл автоматизированной системы
Построение моделей деятельности предприятия. Разработка системного проекта в соответствии с требованиями заказчика. Разработка предложений по автоматизации предприятия, его технического проекта. Этап разработки, тестирования и внедрения проекта.
Понятие реинжиринга бизнес-процессов
Южно-Уральский Государственный Университет «Факультет коммерции» Бирское представительство Реферат На тему: Понятие реинжиринга бизнес-процессов
Жизненный цикл автоматизированной системы
Жизненный цикл автоматизированной системы Современные информационные системы разрабатываются на основе стандартов. Стандарты жизненного цикла определяют то, как создается, развертывается, применяется и ликвидируется система.
Аудит системы управления персоналом
Аудит системы управления персоналом Аудит системы управления персоналом представляет собой всестороннее исследование HR-системы на стратегическом, функциональном и линейном уровнях. Основными направлениями исследования являются