Структурные проблемы организации научных исследований и условия их организации

Остальные рефераты » Структурные проблемы организации научных исследований и условия их организации

Канашский филиал

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по НИР

Вариант 3

Студента 2 курса экономического факультета

Асанова Алексея Викторовича

Шифр: 04653033 Учебная группа: 53-06

Домашний адрес:

Работа выслана в Чувашский госуниверситет

«____» ____________2008 г.

Передана на кафедру «Экономики и управления»

Оценка___________ «___» _____________2008г.

Преподаватель: Краснова Ольга Александровна

Возвращена в деканат______________________


Структурные проблемы организации научных исследований и условия их организации.

План:

Введение

1. Положения об организации научных исследований

2. Организация Министерством образования России

научных исследований по проблемам образования

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее научная деятельность) - деятельность направленная на получение и применение новых знаний в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения функционирования и развития человека общества окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность направленная на получение применение новых знаний для решения технологических инженерных экономических социальных гуманитарных и иных проблем обеспечения функционирования науки техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность которая основана на знаниях приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта и направлена на сохранение жизни и здоровья человека создание новых материалов продуктов процессов устройств услуг систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности определяет цели направления формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки техники и реализации достижений науки и техники.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат в том числе результат интеллектуальной деятельности предназначенный для реализации.

Гранты - денежные и иные средства передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами а также международными организациями получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке на проведение конкретных научных исследований на условиях предусмотренных грантодателями.


1. Положения об организации научных исследований

Приказом Министерства образования Российской Федерации

от 17.07.2000 N 2219

Положение об организации научных исследований проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств федерального бюджета (далее - Положение) разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации федеральными законами Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Настоящее Положение устанавливает порядок планирования организации и приемки результатов научно-исследовательских работ проводимых по заданиям Министерства образования Российской Федерации(далее - Министерства) и финансируемых из средств федерального бюджета и распространяется на образовательные учреждения высшего профессионального образования и научные организации Министерства (далее - вузы и организации) проводящие научные исследования предусмотренные их уставной деятельностью и финансируемые из средств федерального бюджета Министерством.


Организация Министерством образования России научных исследований по проблемам образования

Министерство образования России рассматривает научные исследования как один из важнейших факторов модернизации российского образования в первую очередь профессионального. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается что в ближайшие годы особое внимание будет уделено развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического потенциала народного хозяйства страны.

Основные усилия и средства Министерства образования Российской Федерации в организации научных исследований в 2003 году были направлены на сохранение и развитие научно-педагогических коллективов вузов привлечение и закрепление талантливой молодежи в сфере науки и образования создание условий для проведения научных исследований на высоком уровне и повышение престижности научно-педагогической деятельности.

Российская образовательная система начала ХХI века включена в решение целого ряда многоуровневых социальных и культурных проблем связанных с определением стратегических перспектив развития нашего общества. Социально-гуманитарные науки призваны осмыслить эти проблемы и ориентировать систему образования на производство кадрового потенциала будущей России. Это и определяет важное место занимаемое социально-экономическими и гуманитарными науками в системе российского образования.

В структуру Минобразования России входит 332 вуза и 135 самостоятельных научных организаций в которых работает 181250 человек профессорско-преподавательского состава и 15431 научный сотрудник. При этом 35% вузов осуществляет подготовку по гуманитарным и социально-экономическим специальностям. В системе Минобразования России работает 22614 докторов наук и 97129 кандидатов наук из которых представителями социально-гуманитарных дисциплин являются 36756 человек что составляет 30% от общего числа специалистов высшей квалификации.

Основными источниками финансирования научных исследований проводимых вузами и научными организациями Минобразования России являются средства федерального и региональных бюджетов (около 40%) и внебюджетные средства (около 60%).

Основными формами организации научных исследований финансируемых Минобразованием России из федерального бюджета являются тематические планы вузов научно-технические программы и гранты.

Доля научно-исследовательских работ по общественным наукам составляет 35% по естественным и точным наукам – 23% по техническим и прикладным наукам – 36.7% по общеотраслевым и комплексным проблемам – 5.3% от общего объема НИР финансируемых Минобразованием России из средств федерального бюджета.

Особое внимание Министерство уделяет фундаментальным научным исследованиям рассматривая их и как основу дальнейшего развития науки и как фактор модернизации образования. Поддержка этих исследований (в том числе исследований по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования) осуществляется Министерством в рамках тематических планов вузов грантов и отраслевой программы «Университеты России». Кроме того фундаментальные исследования составляют значительную долю работ выполняемых по федеральным целевым программам в первую очередь по ФЦП «Интеграция науки и образования России на 2002-2006 годы» ФЦП «Русский язык» на 2002-2005 годы и грантам предоставляемым вузовским ученым международными организациями. По тематическим планам НИР вузы Министерства проводят исследования по широкому спектру научных направлений в соответствии со сложившимися научными школами кадровым потенциалом научными интересами и ресурсными возможностями которые охватывают практически все основные области знаний характерные для высшей школы России. В 2002 году 21.08% исследований проводились в области общественных наук 40.17% - в области естественных и точных наук 35.33% - в области технических и прикладных наук 3.42% - по межотраслевым проблемам. Всего 2002 году по тематическим планам вузов было выполнено 2592 НИР а объем их финансирования составил 337.5 млн. рублей. Такое соотношение работ является стабильным на протяжении многих лет. Можно констатировать что проведение НИР по тематическим планам вузов является наиболее отработанной составляющей системы обеспечения научной деятельности высшей школы.

Ниже в таблице 1. представлено распределение объемов финансирования и количества НИР проводимых в 2003 г. по тематическим планам вузов и организаций по гуманитарным и социально-экономическим областям знания.

Распределение объема финансирования и НИР проводимых в 2003 г. по тематическим планам вузов и организаций по гуманитарным и социально-экономическим областям знания

Области знания Коды ГРНТИ

Кол.

НИР

% от общ. числа НИР Объем финансирования, руб. % от общ. объема финанс. Средний объем одной НИР, руб.
Общественные науки, в том числе: 00-26 477 17,97 78251106 17,3 164048
Философия 02 21 0,79 2640791 0,58 125752
История 03 38 1,43 6418303 1,41 168903
Социология 04 15 0,56 1739049 0,38 115937
Экономика 06 144 5,42 22826894 5,00 158520
Юридические науки 10 10 0,38 1505609 0,33 150561
Политические науки 11 7 0,26 841582 0,18 120226
Науковедение 12 35 1,32 5066024 1,11 144744
Культура 13 12 0,45 2427555 0,53 202296
Педагогика 14 104 3,92 19633241 4,30 188781
Психология 15 16 0,60 2051135 0,45 128196
Языкознание 16 35 1,32 4633218 1,01 132378
Литература, 17 3 0,11 423250 0,09 141083
Информатика 20 28 1,05 6292912 1,38 224747

Практика конкурсной поддержки фундаментальных научных исследований проводимых отдельными учеными или малыми научными группами существует уже больше 10 лет как система грантов Минобразования России. В настоящее время отработана технология организации и проведения конкурсов по гуманитарным естественным и техническим областям знания а также конкурсов для молодых ученых проводящих исследования совместно с зарубежными партнерами. По всем конкурсам НИР выполняемых в 2003 году по общественным наукам финансирование составило 24.6 млн. рублей или 15.1% от общего объема финансирования. Так например по конкурсу на соискание грантов «Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук» в 2003 году финансирование составило 14.652 млн. рублей на 291 грант.

Распределение объема финансирования по конкурсу на соискание грантов «Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук» в 2003 году

Область знания Кол-во НИР В % от общего числа НИР по конкурсу

Объем финансирования

% от общ. объема финанс. Средний объем одной НИР, руб.

Гуманитарные науки,

в том числе:

102 35 14652000 35,8 50350
Философия 20 6,9 1010988 6,9 50549
История 20 6,9 1010988 6,9 50549
Юридические науки 9 3 439560 3 48840
Психология 11 3,8 556776 3,8 50616
Языкознание 19 6,5 952380 6,5 50125
Литературоведение 12 4,1 615384 4,2 51282
Культурология и искусствоведение 11 3,8 556776 3,8 48840
Социально-экономические науки, в том числе: 89 31 4468860 30,5 50212
Социология 13 4,5 644688 4,4 49591
Политология 6 2 293040 2 48840
Экономические науки 70 24 3516480 24 50235

Программа «Университеты России» создана с целью возрождения ведущей роли университетов в развитии фундаментальных исследований поддержки ранее сформировавшихся научных школ подготовки высококвалифицированных специалистов способных быстро адаптироваться к условиям рыночной экономики а также с целью интегрирования университетов в международную систему образования и науки. Общая сумма финансирования Программы в 2002 году составила 45 млн. рублей количество НИР – 697 в 2003 году – 55 млн. рублей. В рамках Программы реализуется 13 научных направлений в том числе направление – гуманитарные науки.

В гуманитарных и социально-экономических областях знания объем финансирования по программе «Университеты России» в 2003 году составил 5.225 млн. рублей что составляет 10.2% от общего объема финансирования. Количество выполняемых проектов – 71 средняя стоимость проекта – 74.6 тыс. рублей.

Распределение объема финансирования НИР проводимых по программе «Университеты России» по гуманитарным и социально-экономическим областям знания в 2003 году

Области знания

Кол-во

НИР

% от общего

числа НИР

Объем НИР, руб.

% финансир. от общего объема

НИР

Средний

объем одной НИР, руб.

Гуманитарные

науки

6 8,45 447600 8,57 74600
История 13 18,31 969800 18,56 74600
Власть и общество 1 1,41 74600 1,43 74600
Лингвистика 1 1,41 74600 1,43 74600
Филология 9 12,68 671400 12,85 74600
Востоковедение 4 5,63 298400 5,71 74600
Философия 6 8,45 411800 7,88 68633
Культурология 7 9,86 486400 9,31 69486
Политология 2 2,82 149200 2,86 74600
Социология 3 4,23 223800 4,28 74600
Психология 6 8,45 447600 8,57 74600
Проблемы и перспективы фундаменталь-ного образования в России 11 15,49 820600 15,71 74600
Экономика и право 2 2,82 149200 2,86 74600

Управление программой осуществляют Экспертные Советы в состав которых входят ведущие ученые страны представители вузов и научных школ России по соответствующим направлениям исследований. Именно Экспертные Советы составляют основу Программы осуществляют ее непосредственную связь с научной общественностью.

Продолжается реализация федерально-целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». В результате выполнения программных мероприятий должна быть сформирована система фундаментальной и прикладной подготовки специалистов получения новых научных результатов сохранение и развитие ведущих научных школ широкое участие российской науки и высшего образования в международной научной и образовательной кооперации.

В 2002 году по программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» выполнялось 1179 государственных контрактов на общую сумму 172.2 млн. рублей. Данные по финансированию НИР по гуманитарным и социально-экономическим областям знания в 2003 году представлены в таблице 3. Доля финансирования НИР по гуманитарным и социально-экономическим областям знания составляет 13% от общего объема финансирования по Программе.

Распределение объема финансирования НИР проводимых в 2003 г. по ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы»по гуманитарным и социально-экономическим областям знания

Области знания Объем финансирования в руб.
Общественные науки, в том числе: 22384000
Философия 235000
История 4282000
Социология 1049000
Экономические науки 2255000
Педагогические науки 11990000
Филология 2008000
Психология 415000
Искусствоведение и архитектура 150000

Основные силы и средства программы в 2003 году были направлены на осуществление совместных фундаментальных и прикладных научных исследований академических научных организаций и вузов на основе комплексного использования их материально-технического и кадрового потенциала. Поддержаны мероприятия с участием молодых исследователей аспирантов и студентов вузов а именно – стажировки научной молодежи в ведущих научных центрах России и зарубежных стран проведение научных конференций подготовка монографий.

Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2002-2005 гг. была принята с целью развития и распространения русского языка не только как государственного языка Российской Федерации но и языка межнационального и международного общения сохранения чистоты русского языка повышения речевой культуры общества. Программа включает как научные исследования в области русского языка и литературы так и конкретные мероприятия направленные на выполнение задач федерального уровня.

В 2002 году по Программе было выполнено 62 государственных контракта на сумму 12290 тыс. рублей в 2003 году осуществляется 72 проекта с объемом финансирования 31568 тыс. рублей.

В результате выполнения программных мероприятий в части НИР проведен ряд исследований позволяющих проследить динамику языковой ситуации в отдельных субъектах Российской Федерации и в государствах-участниках СНГ и странах Балтии начать работу по формированию банка данных по русской литературе и культуре речи. Созданы научные труды посвященные различным хронологическим периодам развития русского языка экспериментальные учебные материалы по современному русскому языку и культуре речи для высших учебных заведений разрабатываются курсы дистанционного обучения русскому языку.

В рамках Программы осуществляется ряд мероприятий имеющих большое международное и всероссийское значение таких как проведение Х конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы международных совещаний семинаров преподавателей русского языка и литературы работающих за рубежом конференций по проблемам русского языка и литературы ежегодных всероссийских и международных олимпиад и конкурсов школьников и студентов мероприятий приуроченных к Пушкинским дням. Издаются учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе для школ русской диаспоры словари русского языка ведется подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы.

В соответствии с основами политики Российской Федерации в области развития науки на период до 2010 года и дальнейшую перспективу Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года а также Болонской декларацией важнейшей задачей в области международного сотрудничества является создание благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного партнерства в образовательной и научной сферах.

В связи с этим важнейшей задачей Минобразования России является поддержка и поощрение активности вузов в международном научно-образовательном сотрудничестве. В настоящее время в систему образования привлекаются дополнительные финансовые ресурсы большого числа международных организаций фондов и Программ. По данным вузов общий объем привлеченного финансирования со стороны международных фондов и организаций ведущих мировых научных центров и университетов частных корпораций и совместных предприятий составил только в 2002 году более 60 млн. долларов США. При этом доля зарубежного финансирования в 2002 году по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам составила 39 % по естественно научным 28% и по техническим – 33%.

Для развития международного сотрудничества в науке Минобразованием России осуществляется:

государственная поддержка международного сотрудничества и международной кооперации в приоритетных областях науки расширение фундаментальных исследований;

стимулирование создания международных научных лабораторий научно-образовательных центров;

использование международного сотрудничества в подготовке кадров для образования и науки;

развитие научных связей с государствами-участниками СНГ создание единого научного и информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России;

Основными функциями Минобразования России в международном научном сотрудничестве являются:

реализация системного подхода обеспечивающего решение основных задач российского образования включение в международные программы и проекты задач нацеленных на модернизацию системы образования;

- бюджетное софинансирование проектов направленных на достижение приоритетных для Минобразования России целей таких как развитие фундаментальных исследований и грантовая поддержка молодых ученых и преподавателей;

- управление международным сотрудничеством в частности выполнение межгосударственных соглашений заключенных на уровне Правительств определение долгосрочных стратегических ориентиров в отношении направлений и проблематики научной и образовательной деятельности устранение возможного дублирования работ устранение препятствий в процессе международного сотрудничества;

- системная работа с международными организациями и фондами на уровне создания институциональных структур в российских вузах обеспечивающих устойчивость проводимых преобразований;

- участие в работе совместных руководящих органов программ и проектов;

- осуществление контроля над проведением конкурсов и участие в экспертизе проектов утверждение победителей конкурсов и их бюджетное финансирование;

- организация и проведение рекламных мероприятий публикаций в прессе;

- осуществление контроля над целевым использованием спонсорских и бюджетных денег.

За время деятельности зарубежных организаций фондов и программ поддерживающих образование и науку преподавателями и сотрудниками вузов было подано более 90 тысяч заявок на соискание грантов что в 1 6 раз превышает количество заявок поданных в российские программы и фонды.

Следует отметить что в деятельности донорских фондов и организаций за последнее время произошли значительные изменения что нашло свое проявление в следующем:

- происходит эволюция типов программ и форм поддержки: от программ индивидуальной поддержки ученых и преподавателей в виде гуманитарной помощи (например помощь Фонда Сороса) к программам по созданию межрегиональных институтов общественных наук а также к реализации целевых программных проектов таких как «Административное управление вузами» «Университетская библиотека» и т.п.;

меняются формы взаимодействия и сотрудничества фондов с государством: в частности с Минобразованием России фонды пытаются найти варианты интеграции своих программ в программы реализуемые государством что очевидно связано с переходом на системный принцип организации науки и образования;

изменяется политика софинансирования программ: доноры рассматривают участие Минобразования России в международном сотрудничестве как гарантию устойчивости программ и результативности проектов поэтому для них важнейшим аргументом при принятии решения об инвестициях является намерение Минобразования России проводить софинансирование программ;

создаются донорские коалиции что позволяет привлечь к реализации программ значительные спонсорские средства.

- расширяется география международных образовательных и научных программ: практически все регионы стали участниками международных программ; появляется российская частная благотворительность: это принципиально новое для нас явление которое должно поощряться и получить дальнейшее развитие однако по-прежнему налоговые условия для иностранных фондов существенно лучше а примеров российской частной благотворительности очень мало.

Страницы: 1 2