ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

Остальные рефераты » ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно Скачать

Реферат.

http://www.pjatjorochnik.ru


Реформы проведенные Екатериной II

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Глава 1 Актуальность проведенных Екатериной II реформ в управлении государством.

Глава 2. Екатерина II ее личностные качества взгляд на государство российское вступление на престол.

Глава 3. Реформы проведенные Екатериной за время своего царствования.

Глава 4. Влияние проведенных реформ на развитие государства российского.

Глава 5. Области управления охваченные реформами Екатерины II.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

До прихода к власти Екатерины II Россией правил племянник Елизаветы Петровны Петр III. За время своего недолгого правления он успел провести некоторые реформы которые неблагоприятно сказались на внутренней политике государства. Например был подписан Указ «О возвращении опальных людей» была упразднена Тайная канцелярия наводившая ужас на Россию произведено изъятие владений у православного духовенства (закрытие домовых церквей уничтожение икон в церквях) был отменен Указ Петра Великого «Об обязательной службе дворянства» и др. В связи с этим приход к власти Екатерины был весьма актуальным на тот период и значимым для сохранения мощи империи. С ее приходом было положено начало эпохи «просвещенного абсолютизма» которая продолжалась в России более пятидесяти лет. Политика просвещенного абсолютизма сводилась к тому чтобы не меняя по существу абсолютной формы правления сверху проводить реформы в экономической политической и культурной областях. На том же принципе строится внутренняя политика России в наше время. По мнению историка А.Б. Каменского именно Екатерина II оказалась «быть может самым успешным российским реформатором: за три с лишним десятилетия ею были осуществлены серьезные преобразования коснувшиеся едва ли не всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение». Пребывая на престоле почти 35 лет она расширила и укрепила границы государства усилила его позицию в международных делах; при ней завершился начатый при Петре I процесс превращении России в великую европейскую державу. Объектом исследования в этой работе выступает Екатерина II. Что же представляла собой личность Екатерины II? Будущая императрица родилась в 1729 году в г. Штеттине в семье прусского генерала. В 1744 году по приглашению Елизаветы Петровны она приехала в Россию приняла крещение в православную веру. А в 1745 году стала женой цесаревича Петра III. Она выучила русский язык начала активно интересоваться политикой государства. Очень быстро разобралась в тонкостях внешней политики и твердо высказывала Елизавете свое мнение. Елизавета Петровна оценила её твердый ум и гордость и часто прибегала к её советам в Европейской политике. Все министры стали считаться с великой княгиней больше чем с наследником престола. И сам Петр Федорович видел в ней свою опору. Таким образом Екатерина II начала в какой-то мере управлять государством и оказывать свое влияние на его развитие еще до вступления на престол. Воцарение Екатерины II на российский престол произошло 28 июня 1762 года в результате дворцового переворота и последовавшего убийства ее мужа – императора государства Российского Петра III. Екатерина вступила на престол с определенной политической программой основанной с одной стороны на идеях Просвещения а с другой учитывавшей особенности исторического развития России. Сразу после вступления на престол новая императрица стала активно проводить государственные реформы. В основном это экономические и политические реформы. Ей предпринимались попытки создания правовых основ государственности (правового государства) конституции культурного просветительства. В этой работе проведем более глубокое исследование этих реформ. Цель данного исследования – выяснить какие факторы повлияли на систему управления государством в период правления Екатерины II. Политика Екатерины была национальной и благоприятной дворянству. Правительство Елизаветы отличалось разумностью гуманностью благоговением к памяти Петра Великого но не имело своей программы. Правительство же Екатерины умной талантливой императрицы использовало старые образцы правления но и вело государство вперед по собственной программе которую приобрело по указаниям практики и отвлеченных теорий усвоенных императрицей. При ней была система в управлении и поэтому случайные лица фавориты менее отражались на ходе государственных дел чем при Елизавете. Благодаря своей любви ко всему русскому а также стремление лучше узнать русскую историю Екатерина II завоевала благосклонное к себе отношение со стороны дворянства и народа. Зная религиозность русского народа Екатерина педантично выполняла обряды православной церкви подолгу молилась и постилась что тоже вызывало симпатию со стороны ее подданных. Эти факторы помогали императрице осуществлять свои планы в области реформирования. Но впоследствии некоторые реформы вызвали яростное сопротивление со стороны дворянства. В силу чего Екатерине не удалось их воплотить в жизнь. А также в период правления Екатерины II бесправие крестьян и торговля ими достигло невиданных размеров что впоследствии повлекло народные восстания. Произошло это потому что царское правительство ратовало за предотвращение надвигавшегося экономического упадка дворянства а крестьяне в свою очередь находились во все более бедственном положении. Она также утвердила указ Петра III об отнятии церковных имуществ чем вызвала недовольство духовенства. Духовенство имело огромное влияние на народ который также был недоволен царицей. Опасаясь что может произойти переворот и ее может постичь судьба ее покойного мужа Екатерине приходилось в некоторых случаях уступать дворянству. В связи с этим ей не удалось полностью реализовать свои планы. Проведя это исследование выясним какие задачи ставила перед собой Екатерина II вступая на престол государства Российского. Первые годы правления Екатерины были для неё трудным временем. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников. Екатерина не могла сразу выработать определенную программу правительственной деятельности. Упорно трудясь Екатерина провела первые годы своего царствования в том что знакомилась с Россией и с положением дел подбирала советников и укрепляла свое личное положение во власти. Екатерина изыскивая средства поправить финансовое положение занималась крестьянским вопросом в результате чего окончательно закрепостила их. Она выразила желание привести все правительственные места в должный порядок дать им точные «пределы и законы». По мнению Екатерины древняя Россия жила с чуждыми нравами которые следовало переделать на европейский лад потому что Россия – страна европейская. Губернские учреждения императрицы Екатерины составили эпоху в истории местного управления России. Изменив областные границы учреждение о губерниях изменило и устройство областного управления. Становясь привилегированным и обособленным сословием дворянство не имело ещё сословной организации а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 года давая дворянству самоуправление этим самым давали ему внутреннюю организацию. Дворянин стал членом губернской дворянской корпорации привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины особенно замечательны меры относительно народного образования и заботы о народной гигиене. Её экономическая политика отличалась существенно от политики предыдущих царствований. Она содействовала развитию промышленности и торговли. Также она считала что лучше чем русские никто не сможет управлять российским государством и народом. Поэтому при ней у дел стояли только русские люди и интересы России понимались чисто по-русски. В этой работе будет проведено исследование всех реформ проведенных во время правления Екатерины II. Будет рассмотрено влияние этих реформ на развитие России. Какое влияние она оказывала с момента своего появления в российской столице на ход событий в огромной империи. Какие реформы ей удалось провести более удачно а какие потерпели крах. Рассмотрим какие изменения повлекли эти реформы во внутренней и внешней политике.

Глава 1

Актуальность проведенных Екатериной II реформ в управлении государством.

Рассмотрим важнейшие мероприятия Петра и причины прихода к власти Екатерины. В 1762 году в Сенате Петром III был подписан Указ «О возвращении опальных людей» была упразднена тайная канцелярия наводившая ужас на Россию произведено изъятие владений у православного духовенства (закрытие домовых церквей уничтожение икон в церквях) был отменен Указ Петра Великого «Об обязательной службе дворянства – дворянам службу продолжать по своей воле сколько и где пожелают». Уже при Елизавете дворянство становится привилегированным классом получившим имущественные права каких не имели другие общественные классы. Освобождая его от личной государственной службы Петр III создает личные привилегии чуждые другим классам. Ко времени Екатерины II дворянство делается уже вполне привилегированным сословием. Но оно не имеет внутренней организации до сих пор ему организацию давала сама служба по полкам его соединяли служебные связи теперь организация должна была потерять свою прежнюю роль ибо дворянство усиленно уходило из службы в деревню и нуждалось в новой организации – сословной. Её дала дворянству Екатерина II. Петр III усилил строгости в армии которые повторились потом при его внуке Николае Павловиче. За малейшие провинности солдата били палками давали по 2000-3000 ударов. Петр подражал Фридриху и его прусской дисциплине; подражал рабски слепо. Петр III повлиял на внешнюю политику России. Он прекратил войну с Пруссией. Войска вернулись в Россию и заключили с Пруссией сепаратный мир. Австрия Испания Франция были поражены такими действиями союзника. Петр приобрел сильнейших врагов в лице союзных королей и посланников. Все это было на руку Екатерине. «Управлять – значит предвидеть» говорила Екатерина. А Петр не умел предвидеть. Он не только не умел предвидеть но и не видел ничего. Нерешительность и медлительность погубила Петра. Деятельность и личность Петра вызывали народное негодование. Ропот был «всенародным». Все хотели перемены на престоле и говорили об этом открыто. Петр ко всему относился легко. Это и помогло развитию заговора который созрел по обычаю восемнадцатого века при дворе и в гвардии. Вследствие заговора во время ссоры с одним из фаворитов Екатерины Петр был убит. Так закончилось время Петра и наступила эпоха Екатерины Великой. Как говорили современники «Маленькая немецкая княжна захватила корону и немецкого принца». Она получила престол и свободу. Екатерина чтобы оправдать свой поступок выпускает манифест. В манифесте она не поскупилась на краски в нем было сказано что политика Петра была не православна и не национальна и доказывалось это очень пространно. «Не имели Мы намерения ни желания таким способом воцариться каковым Бог по неведомым Его Промыслам нам определил Престол Отечества Российский воспринять. Вступление наше на императорский престол есть доказательство той истины что де действует нелицемерные сердца там рука Божия предводительствует…» Политика Екатерины была национальной и благоприятной дворянству. Правительство Екатерины умной талантливой императрицы использовало не только старые образцы правления но и вело государство вперед по собственной программе которую приобрело по указаниям практики и отвлеченных теорий усвоенных императрицей. В этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была система в управлении и поэтому случайные лица фавориты менее отражались на ходе государственных дел чем это при Елизавете хотя фавориты Екатерины были очень заметны не только деятельностью и силой влияния но даже капризами и злоупотреблениями. Первые два-три года царствования Екатерины II заслуживают специального рассмотрения по двум причинам: В эти годы императрица разбирала «завалы» оставленные предшествующими императорами а с другой стороны в эти же годы выявились зачатки новой политики получившей название просвещенного абсолютизма. Спустя семь лет после переворота когда положение Екатерины на троне стало достаточно прочным и казалось ничто ей не грозило она мрачными красками обрисовала положение страны в год когда заняла престол. Финансы находились в запущенном состоянии отсутствовали даже сметы доходов и расходов армия не получала жалованье флот гнил крепости разрушались повсюду народ стонал от произвола и лихоимства приказных служителей повсюду царил неправый суд тюрьмы были переполнены колодниками в неповиновении находились 49 тыс. приписных к уральским заводам крестьян а помещичьих и монастырских крестьян в Европейской России – 150 тыс. Рисуя столь безотрадную картину императрица конечно же сгустила краски но во многом она соответствовала действительности. Очень сложно обстояло дело с решением внутриполитических задач. Именно в этой сфере от императрицы требовалось проявить максимум осторожности предусмотрительности умения лавировать и даже действовать вопреки своим убеждениям. Этими качествами она обладала в полной мере. Первый период царствования Екатерины II – это время ее активной реформаторской деятельности. В это время в месяц издавалось в среднем по 22 указа. Однако цельного представления о необходимом государственном устройстве об общественном идеале у императрицы на тот момент еще не было. Провозглашая себя продолжательницей дела Петра I Екатерина II и во внутренней политике и во внешней пыталась следовать его линии. Однако в своих попытках реформирования она натыкалась на непреодолимые препятствия. Российское общество на тот момент еще не созрело для кардинальных перемен и ее идеи были не совсем актуальны. Так как Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей она вскоре умело подобрала себе сотрудников не боясь людей ярких и талантливых. Екатерина вступила на престол с определенной политической программой основанной с одной стороны на идеях Просвещения и с другой учитывавшей особенности исторического развития России. Важнейшими принципами реализации этой программы были постепенность последовательность учет общественных настроений. Именно благодаря такому подходу к реализации своих идей ей все же удалось воплотить многие из них в жизнь что было необходимо сделать. Учитывая что предшественники императрицы вели внутреннюю политику государства негативно отражающуюся на его благосостоянии – реформы Екатерины II были достаточно актуальны.

Глава 2

Екатерина II ее личностные качества взгляд на государство российское вступление на престол.

София Августа Фредерика (так звали Екатерину при рождении) родилась в семье находившегося на прусской службе принца Христиана Августа Ангальт-Цербского. Она состояла в родстве со многими королевскими домами и владетельными родами Европы. Получила домашнее лютеранское образование: обучалась иностранным языкам танцам музыке основам истории географии богословия. В 1744 году была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной крещена по православному обычаю наречена Екатериной Алексеевной и невестой великого князя Петра Федоровича с которым обвенчалась в 1745 году. Как она сама впоследствии признавалась она поставила себе цель завоевать расположение императрицы своего мужа и русского народа и прилагала все усилия для достижения этой цели. Немка по рождению француженка по любимому языку и воспитанию Екатерина стремилась доказать что она способна выражать национальные интересы русского народа. Ей была непонятна нелюбовь Петра III ко всему русскому. Она напротив стремилась лучше узнать русскую историю обычаи историю окружавших ее знатных семейств. Зная религиозность народа Екатерина педантично выполняла обряды православной церкви подолгу молилась и постилась. «Я хотела быть русской чтобы русские меня любили» - напишет она в своих «Записках». Это стремление сделалось особенно заметным после того как она сама стала самодержавной императрицей. Екатерина II вступила на престол в июне 1762 года в результате дворцового переворота и последовавшего убийства императора Петра III. Именно Екатерина была главным организатором заговора его душой и мозгом. В этих событиях в полной мере проявился ее жесткий характер умение достигать цели всепоглощающее стремление к власти. Екатерина ощущала в себе способности и желание править она была убеждена что сумеет прославить себя и страну и доказать что народ не ошибся передав ей корону российских государей. Фактически прав на престол у нее не было. В царствование Екатерины II исследователи обычно выделяют два периода: до восстания Пугачева и после. В первом периоде императрица была полна реформаторского оптимизма находясь под сильным влиянием западных философов. Немало идей из их трактатов она пыталась использовать в своей многогранной деятельности. Со многими из них императрица вела личную переписку причем всегда умела произвести на них самое благоприятное впечатление обеспечив себе этим соответствующий имидж на Западе. Анализируя деятельность Екатерины на троне можно подчеркнуть что всегда и во всем ею руководило огромное честолюбие даже тщеславие. А главной ее целью было любыми способами удержаться у власти. Ради сохранения власти она могла жертвовать всем. По мнению В.О. Ключевского ум Екатерины II не был умом творческим но вместе с тем это безусловно был ум ясный гибкий и осторожный быстро отзывавшийся на изменение ситуации. Особенности долгой и не очень радостной жизни при дворе до воцарения приучили Екатерину к осторожности и прагматизму к умению подчинять свои душевные порывы разуму.

Глава 3

Реформы проведенные Екатериной за время своего царствования.

1. Отсутствие подготовительных работ.

2. Непрактичность и неопределенность внешней организации дела.

3. Практическое неумение руководителей.

С середины 1770-х гг. начался новый этап реформ когда императрица уже сама разрабатывала важнейшие законодательные акты. В 1775 г. был издан манифест дозволявший всем кроме крепостных свободное заведение любых промышленных предприятий. Было также запрещено вновь закрепощать отпущенных на волю крестьян возрождены купеческие гильдии члены которых получили разнообразные привилегии. Это по мысли законодательницы должно было стимулировать развитие промышленности и торговли. В том же году была осуществлена губернская реформа которой введено новое административно-территориальное деление страны сохранившееся вплоть до революции 1917 г. Документом определившим направление новой губернской реформы стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Этот документ создавал ряд новых учреждений на местах в том числе органы социального обеспечения и судебные. Накануне реформы территория России была разделена на двадцать три губернии шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний их число было удвоено через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу без учета географических национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий – численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ на территории уезда – около тридцати тысяч душ. Во главе губернии стоял губернатор назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы решала Казенная палата. Вопросами здравоохранения и образования ведал Приказ общественного призрения. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернский стряпчих. В уезде эти задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник избираемый уездным дворянством как и коллегиальный орган управления – нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией земской полицией наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы он признавался главнокомандующим на своей территории мог вводить чрезвычайные меры непосредственно обращаться с докладом к монарху. Губернская реформа 1775 года усилила власть губернаторов и разукрупнив территории упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские карательные органы и преобразовывалась судебная система. В ходе судебной реформы была сформулирована и упрочена судебная система. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал Верхний земский суд состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных монархом председателя и вице-председателя и десяти заседателей избранных на три года дворянством. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты состоявшие из двух председателей и заседателей избираемых из состава горожан (губернского города). Государственные крестьяне судились в уездной Нижней расправе в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией Нижней расправы стала Верхняя расправа дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока. В губерниях учреждались совестные суды состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян – по дворянским делам горожан – по делам горожан крестьян – по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда рассматривал гражданские иски а также характер специального суда – по делам о преступлениях малолетних умалишенных и делам о колдовстве. Апелляционной и ревизионной инстанциями в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел рассмотренных в Верхнем земском суде губернском магистрате или Верхней расправе. К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы. Реформа 1775 года сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Становясь привилегированным и обособленным сословием дворянство не имело ещё сословной организации а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 года давая дворянству самоуправление этим самым давали ему внутреннюю организацию. Каждые три года для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом избирали уездного предводителя капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция и администрация находились в руках дворянского учреждения. По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда но и его администраторами. Отныне провинциальное дворянство получило властные полномочия в своих регионах. В этот период впервые в России были созданы профессиональные полицейские органы. Первоначально были созданы в Петербурге и Москве. В 1782 году в городах начали создаваться специальные полицейские органы – управы благочиния. Работа над проектом Устава благочиния началась в 1779 году. А в 1782 году Устав был опубликован и содержал 14 глав 274 статьи. В 1785 году Екатерина издала свои важнейшие законодательные акты – жалованные грамоты дворянству и городам. Была подготовлена также третья грамота – государственным крестьянам но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие. Основное значение грамот связано с реализацией главнейшей из целей Екатерининских реформ – созданием в России полноценных сословий европейского типа. Обе грамоты были составлены по единой схеме и наделяли дворянство и «третье сословие» однотипными правами. Однако поскольку дворянство как сословие в России уже существовало в то время как «третье сословие» только предстояло создать в соответствующей грамоте важное место было уделено разнообразным городским учреждениям а также организации купечества и ремесленников. Для дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий. Жалованная грамота дворянству (полное название – «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства») состояла из вводного манифеста и четырех разделов (92 статьи). В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг. Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство право на защиту чести личности и жизни освобождения от телесных наказаний от обязательной государственной службы и др. Имущественные права дворянства включали: полное и неограниченное право собственности на приобретение использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях торговать продукцией своих угодий оптом приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограниченны или ликвидированы только по решению суда: дворянина могли судить только равные ему (сословный суд) решения других судов для него не имели значения. Сословное самоуправление дворянства регламентированное Жалованной грамотой выглядело следующим образом: дворяне создавали общество или собрание наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финансы имущество учреждения и служащих). Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства как сословия завершилась. Закрепленные за ними права определялись как «вечные и неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти (регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных лиц и учреждений). Жалованная грамота городам (полное название – «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») была опубликована одновременно с Жалованной грамотой дворянству в апреле 1785 года. Она состояла из манифеста 16 разделов и 178 статей. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства личности и жизни права на перемещение и выезд за границу. К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение использовании наследование) право владения промышленными предприятиями промыслами право на ведение торговли. Екатерина мечтала о крестьянском освобождении строила его проекты но она взошла на престол и правила с помощью дворянства и не могла нарушить союз свой с господствующим сословием. При Екатерине крепостное право росло и в смысле его силы и широты его распространения. Но вместе с тем росли и думы о его уничтожении и в самой императрице и в людях. Законодательство о крестьянах времени Екатерины по-прежнему направлялось к дальнейшему ограничению крестьянских прав и усилению власти над ними помещика. Но такой взгляд на крестьянство не повёл к полному уничтожению гражданской личности крестьян: они продолжали считаться податным классом общества имели право искать в судах и быть свидетелями на суде могли вступать в гражданские обязательства и даже записываться в купцы с согласия помещика. Казна даже допускала их к откупам за поручительством помещика. В глазах закона таким образом крестьянин одновременно был и частным рабом и гражданином. Такая двойственность законодательства в отношении крестьян указывала на отсутствие твёрдого взгляда на них у правительства. У правительства было уже два известных нам направления в вопросе о крестьянах: императрица хотела их освобождения окружающие её – дальнейшего развития помещичьих прав. Вот почему в положении крестьянского вопроса при Екатерине наблюдается ряд противоречий. Рассмотрим некоторые из них. Рядом указов Екатерина старалась ограничить распространение крепостного права и прямо запрещала свободным людям и вольноотпущенным вновь вступать в крепостную зависимость. Учреждая новые города из сёл населённых крепостными правительство выкупало крестьян и обращало в горожан. Вся масса около миллиона крестьян принадлежащих духовенству была окончательно изъята из частного владения и превращена в особый разряд государственных крестьян под именем экономических (1763). Но рядом с этим Екатерина щедро раздавала приближённым людям имения и число новых крепостных в этих имениях достигало громадной цифры. Далее всё время своего царствования Екатерина искренне строила проекты освобождения крестьян; уже во вторую половину её царствования видели проект закона о том чтобы объявить свободными всех крестьян рождённых после Жалованной грамоты 1785 года. Но наряду с этим Екатерина воспретила свободный переход малорусских крестьян и тем формально водворила в Малороссии крепостное право хотя надо сказать что сама жизнь до неё уже подготовила его. Результатом таких противоречий было не прекращение или ограничение крепостного права а ещё больший его расцвет. Исследователи истории крепостного права замечают что век Екатерины был веком наибольшего развития крестьянской зависимости. И как раз в это же самое время общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права. В обществе явился так называемый крестьянский вопрос и два взгляда на него: один в пользу освобождения крестьян другой против освобождения. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах где судьба крестьянства давно составляла вопрос но и в сфере общественной жизни. В 1765 г. были введены еще два крупных новшества. Первое из них – открытие по инициативе Екатерины Вольное экономическое общество. Оно должно было помочь помещикам рационально организовать хозяйство приспособить его к рыночным отношениям. Другое новшество было связано с объявлением Вольным экономическим обществом конкурса на лучший ответ на вопрос: «Что полезнее для общества чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?» В течение двух лет Экономическое общество получило 162 конкурсные работы в том числе 129 прислали немцы 21 – французы 7 – русские. Конкурсные работы прислали Вольтер и Мармонтель Граслен и Эйлер. Они подвергли резкой критике крепостничество считали его противоречащим природе и человеческому разуму писали о неминуемом упадке общества в котором господствует рабство об угрозе выступлений народа доведенного до отчаяния о паразитизме дворянства. Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины особенно замечательны меры относительно народного образования и заботы о народной гигиене. С Петра образование в России носило практический характер – усвоение знаний для потребностей службы и жизни. Екатерина в своем «Наказе» первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботится об учреждении воспитательных заведений. Для того чтобы чтобы воспитать русское общество Екатерина лучшим средством считала «произвести сперва способом воспитания так сказать новую породу или новых отцов и матерей нравственно совершенных». Эта порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами явились: закрытые институты отдельно для девиц-дворянок и для девиц-горожанок и кадетские корпуса. Кроме заведений воспитательных Екатерина заботилась также о распространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были явиться Главные народные училища. В Екатеринославле Пензе Чернигове и Пскове предполагалось учредить университеты но не хватило средств. Энергия в этом деле Екатерины заслуживает благодарного внимания. Проживая в Москве сразу после своей коронации она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили поили одевали но и учили. Из «дома» они выходили уже самостоятельными людьми способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге. Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при Екатерине попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране. Медицинская комиссия учрежденная в 1763 году и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи. Каждый город обязан был иметь врачей не только города но и для уезда обязан также был устраивать госпитали и больницы заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало то их выписывали из-за границы и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов.

Глава 4.

Влияние проведенных реформ на развитие государства российского.

Глава 5

Области управления охваченные реформами Екатерины II.

Задачей исследования проведенного в этой работе определено выяснить какие области управления государством претерпели преобразования вследствие реформ проведенных Екатериной II за время своего правления. Проведя тщательный анализ можно увидеть что практически все сферы внутренней политики в разной степени были подвержены преобразованиям вследствие проведенных реформ. Некоторые были изменены кардинально. Так например претерпело серьезные изменения отношения светской власти и церкви. Вследствие секуляризации третья часть монастырей оказалась под полным контролем государства. А также была провозглашена веротерпимость прекращение политики насильственной христианизации и преследования инаковерующих. Это изменило влияние церкви на жизнь общества. В 1762году Екатерина в своем «Манифесте» от 6 июля желала чтобы «каждое государственное место имело свои законы и пределы». Поэтому она постаралась устранить неправильности в положении Сената и дефекты в его деятельности и мало-помалу свела его в степень центрального административно-судебного учреждения запретив ему законодательную деятельность. Таким образом изменив полностью структуру Сената и определив ему границы деятельности императрица изменила законодательную систему государства. Претерпела изменения система органов местного самоуправления в связи с новым территориальным делением государства на губернии. Целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. Губернская реформа разукрупнив территории упрочила положение административного аппарата на местах. Изменив областные границы учреждение о губерниях изменило и устройство областного управления. Екатерина стремилась увеличить силы администрации разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. С той же целью создавались специальные полицейские и карательные органы и преобразовывалась судебная система. В ходе судебной реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система. Эта реформа сделала попытку отделить суд от администрации. Но попытка не удалась так как губернаторы имели влияние на исполнение и утверждение приговоров. В это же время была создана новая система полицейских органов и основные направления их деятельности. Такова была система местных учреждений Екатерины II. При обилии новых учреждений выдерживается модный в XVIII веке принцип разделения ведомств и властей: администрация в них отделена от суда суд – от финансового управления. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления. Местная администрация приняла вид земского самоуправления под контролем немногих правительственных лиц и бюрократических органов. Практически не изменилось отношение государства к дворянству. Его положение укрепилось «Жалованной грамотой» и увеличилось количество прав и привилегий дворянства. Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. Ее экономическая политика существенно отличалась от политики предыдущих царствований. В экономической сфере деятельности Екатерина II выступала против вмешательства государства в торговлю. Она боролась против монополистской системы была сторонницей свободных торговых отношений и промышленности. В связи с этим был издан манифест о свободе предпринимательства который разрешал крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью. Много преобразований претерпела социальная сфера: образование медицина. Впервые государство стало проявлять заботу о больных и бездомных. Так как Екатерина была очень образованной и интеллектуально развитой женщиной она хотела повысить уровень образованности своего народа. С этой целью провела ряд реформ в области образования. В области медицины императрица пыталась организовать врачебную помощь в каждом городе. С этой целью была учреждена Медицинская комиссия. Первая прививка от оспы была сделана Екатерине и ее сыну Павлу а затем по Указу императрицы она сделалась обязательной для каждого. Также очень много сделала императрица для развития русской журналистики и музыки. Таким образом реформы проведенные императрицей Екатериной II во внутренней политике охватили практически все сферы жизни и деятельности государства и сословий народа населяющего его. Во внешней политике огромным вкладом стало территориальное расширение границ государства за счет отвоеванных территорий Турции (Южная степь) Крыма сначала Речи Посполитой а затем Польши Западной Украины Белоруссии Курляндии большей части Литвы. Императрица специально привлекала в страну иностранцев рассчитывая с их помощью освоить новые земли. Знаменитые победы одержанные русскими войсками достижения в области военного искусства повлияли важным образом на развитие русского самосознания и подняли международный авторитет России. Сама Екатерина благодаря своему умению в переговорах с иностранными дипломатами держаться всегда уверенно гордо и независимо укрепляла авторитет свой а вместе с тем и государства.

Заключение.

34-летнее царствование Екатерины II оставило яркий след в истории России. Бросается в глаза неординарность личности императрицы ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного: Петр Великий утвердился на берегах Балтики Екатерина Великая – на берегах Черного моря раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Одного этого достаточно чтобы потомки с благодарностью вспоминали имя Екатерины II. При Екатерине высокого уровня достигло распространение просвещения стали издаваться первые журналы появились писатели чьи произведения звучат актуально и в наши дни крупных успехов достигла историческая наука. Екатерину отличала невероятная работоспособность: «Я страстно люблю быть занятой и нахожу что человек только тогда счастлив когда он занят». В другой раз она писала: «Я по природе люблю трудиться и чем более работаю тем становлюсь веселее». Достаточно взглянуть на распорядок дня императрицы чтобы убедиться сколь много времени она посвящала делам управления. Екатерина энергично и постоянно законодательствовала ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования как Наказ Уложенной комиссии Учреждения о губерниях Жалованные грамоты дворянству и городам и многие другие. Но Екатерина сочиняла не только указы манифесты и инструкции. Она оставила колоссальное эпистолярное наследие. По ее признанию ей было совершенно недоступно стихосложение она не понимала музыки но охотно сочиняла пьесы водевили. Историческое значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того что было сказано выше об отдельных сторонах екатерининской политики. Мы видели что Екатерина по вступлении на престол мечтала о широких внутренних преобразованиях а в политике внешней отказалась следовать за своими предшественниками Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала от традиций сложившихся при Петербургском дворе а между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства. В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий во всей силе существовавшее при Петре Великом начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741) когда дворянство облегчая свои государственные повинности стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами. Наращение дворянских прав наблюдали мы во время и Елизаветы и Петра III. При Екатерине же дворянство становиться не только привилегированным сословием имеющим правильную внутреннюю организацию но и сословием господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в XVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом деятельность Екатерины II в отношении сословий (не забудем что административные меры Екатерины II носили характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя какие развивались в XVIII веке. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям завещанным ей от ряда ближайших её предшественников и довела до конца то что они начали. Напротив в политике внешней Екатерина как мы видели была прямой последовательницей Петра Великого а не мелких политиков XVIII века. Она сумела как Пётр Великий понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то к чему стремились веками русские государи. И здесь как в политике внутренней она довела до конца своё дело и после неё русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи потому что старые были исчерпаны и упразднены. Если бы в конце царствования Екатерины появился в России московский дипломат XVI или XVII вв. то он бы почувствовал себя вполне удовлетворённым так как увидел бы решёнными удовлетворительно все вопросы внешней политики которые так волновали его современников. По мнению современников и некоторых историков внешняя политика Екатерины была самой блестящей страницей ее царствования. Однако в исторической ретроспективе очевидно что многое из совершенного ею хотя она сама конечно этого предвидеть не могла создало впоследствии для России серьезные внутри- и внешнеполитические проблемы. Итак Екатерина – традиционный деятель несмотря на отрицательное отношение к русскому прошлому несмотря на то что она внесла новые приёмы в управление новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций которым она следовала определяет и двоякое отношение к ней потомков. Если одни не без основания указывают на то что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия тёмных эпох XVIII в. то другие преклоняются перед величием результатов её внешней политики. Как бы то ни было историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории завершились исторические процессы раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца до полного разрешения те вопросы какие ей ставила история заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля независимо от её личных ошибок и слабостей. Умерла Екатерина в ноябре 1796 г. не закончив намеченных преобразований и не успев реализовать некоторые уже готовые законопроекты. С ее смертью завершилась целая эпоха русской истории как бы вобравшая все самое важное в жизни страны в XVIII в. начатое реформами Петра I. Россия стала мощным бюрократическим государством с крепкой армией и флотом и заняла ведущие позиции в международных отношениях. Завершился важный этап в формировании новой русской культуры национальной науки искусства. За три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России ее богатства и могущества. В течение ее царствования выросло два поколения людей не знавших иного государя привыкших к внешнеполитическим победам и стабильности политической жизни. Это были по выражению Н.Я. Эйдельмана те самые «непоротые поколения» дворян детям которых предстояло сыграть определяющую роль в судьбах страны в следующем столетии.

Список литературы

1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие.– М.: ТК Велби Издательство Проспект 2004.- 336 с.

2. Стешенко Л.А. Шамба Т.М. История государства и права России: академический курс. В 2 т. – Т 1. V – начало XXв.– М.: Издательство НОРМА 2003 – 752 с.

3. История России: IX – XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие/ Отв. ред. Перехов Я.А. – Москва: ИКЦ «МарТ» Ростов-на-Дону: ИЦ «МарТ» 2003.-672 с.

4. Политическая история России: Учебное пособие/ Отв. ред. профессор Журавлев В.В.- М.: Юристъ 1998. – 696 с.