ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

Остальные рефераты » ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно Скачать

Реферат.

http://www.pjatjorochnik.ru


Предмет науки истории и функции исторического познания.

История - одна из древнейших наук ей около 2500 лет. Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности о том что когда-то было с человеком народом обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий процессов состояний. Такое понимание истории является не точным и не полным более того - внутренне противоречивым. Благодаря истории историческому познанию прошлое не умирает а продолжает жить в настоящем служит современности. История есть коллективная память народа память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia" что значит "расследование" "узнавание" "установление". Таким образом первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого). Однако как самостоятельная область знания тем более научного история не рассматривалась еще долгое время. Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.).

В связи с тем что содержанием исторической науки является исторический процесс раскрывающийся в явлениях человеческой жизни а явления эти чрезвычайно многообразны соответственно и история - наука многоотраслевая она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания а именно: политическая история гражданская история хозяйства история культуры военная история история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов; история отдельных стран и народов. Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма) нумизматика (монеты ордена медали) топонимика (изучение названий географических мест) источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История - наука конкретная требующая точного знания хронологии (дат) фактов событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни история отличается тем что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания из теоретического обобщения исторических фактов выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения становления и функционирования Российского государства на различных этапах. Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том что история как наука выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс избегать субъективных решений. Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир общество законы его развития. Мировоззрение может быть научным если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты. Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность формирует гуманистические гражданские качества патриотизма помогает понять такие категории как честь долг перед обществом позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

Методология истории и принципы изучения исторических фактов.

Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции в истории считают что дух и сознание первичны и более важны чем материя и природа. Тем самым они утверждают что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития а другие процессы в том числе и в экономике вторичны производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей а человеческое общество развивает сам человек на основе своих способностей данных ему Богом. Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей то именно экономические структуры процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми. Для большинства отечественных историков дореволюционной поры более был характерен идеалистический подход. С распространением марксизма в России некоторые историки стали придерживаться диалектико-материалистического метода который стал определяющим научным принципом в советский период. Современная историческая наука не отстранилась от диалектико-материалистического метода рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс классов политических партий лидеров. Объективность научного познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие. Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло какие этапы в своём развитии прошло чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций. Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании не искажённые и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости в совокупности как положительных так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды культура методологии профессиональное мастерство и честность. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения различных форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств партий личностей. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события явления процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны увидеть неиспользованные возможности процесса извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Основные концепции (интерпретации) исторического процесса.

Наличие различных мировоззренческих позиций обусловило наличие различных концепций мировой истории. Наиболее ранней является ХРИСТИАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема - вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу в познании конечной истины дарованной человеку в Откровении. Содержанием исторического процесса является освобождение человека превращение его в сознательного исторического деятеля. Отсчет человеческой истории ведется от грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая. Идея конца истории (конца света) сроки которого скрыты от человеческого разума замалчивается. Тот факт что различные народы живут в разном историческом времени объясняется различием сроков принятия христианства в связи с чем выделена магистральная линия истории (христианские народы) и тупиковые ее линии (языческая периферия). Христианская интерпретация истории оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории.

С началом нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению. Появилась РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ (ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ нашедшая философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса. Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. И Гегель и Маркс считали историю универсальной развивающейся по общим и объективным законам. Для обоих мыслителей характерен тезис о том что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Конкретизацией и дальнейшем развитием марксистского понимания истории стала концепция общественно-экономической формации.

рационалистическая (всемирно-историческая) интерпретация истории имела огромное научное значение для понимания исторического развития. Но присущий ей европоцентризм затруднял отражение многомерности многообразия исторического процесса и это обусловило появление альтернативных концепций исторического развития. Так появилась КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ (ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД). Основной структурной единицей исторического процесса с точки зрения этого подхода является "цивилизация". Термин "цивилизация" происходит от латинского корня "civil" - государственный городской гражданский. Первоначально слово "цивилизация" использовалось имея три распространенных значения. Первое - синоним культуры второе - ступень общественного развития следующая за варварством третье - уровень ступень общественного развития материальной и духовной культуры. В силу универсальности и многозначности этой категории она трудно поддается определению. Существует более ста определений "цивилизации". Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу огромное значение имеет понимание "цивилизации" как целостной общественной системы все составные которой тесно взаимосвязаны несут на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Сама же система имеет внутренний (самостоятельный) механизм функционирования. По мнению ученых существо цивилизации ее своеобразие определяет ряд факторов: природная среда система ведения хозяйства политическая система и социальная организация общества религия (или идеология возведенная в ранг религии) духовные ценности менталитет. При этом менталитету (ментальности) уделяется особое внимание. Единого общепринятого понятия ментальности (менталитета) не существует однако в широком историческом контексте понятие ментальности адекватно особенностям общественного сознания.

Все это вместе взятое позволяет сделать вывод о том что оба подхода - формационный и цивилизационный - дают возможность рассматривать историческое развитие человеческого общества под разными углами зрения с разных сторон. Каждый из рассматриваемых подходов имеет сильные и слабые стороны.

Факторы определившие самобытность отечественной истории.

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора определивших особенности (отсталость задержку самобытность своеобразие) русской истории: 1) природно-климатический; 2) геополитический; 3) конфессиональный (религиозный); 4) социальной организации.

Природно-климатический фактор. Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса. В течение по крайней мере 400 лет русский крестьянин находился в ситуации когда худородные почвы требовали тщательной обработки а времени на нее у него просто не хватало как и на заготовку кормов для скота... Находясь в таком жестком цейтноте пользуясь довольно примитивными орудиями крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким что он не всегда мог вернуть в урожае даже семена... Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха труда днем и ночью с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков на мужских работах женщин и т.д.). Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта господствующие слои создавали жесткие рычаги государственного механизма направленные на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта которая шла на потребности самого государства господствующего класса общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права в России.

Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. «Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном счете наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер. Прежде всего речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции.

Геополитический фактор. Обычно отмечаются следующие геополитические условия повлиявшие на специфику русской истории: обширная слабо заселенная территория незащищенная естественными преградами граница; оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли); благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий. Слабая заселенность земель Восточно-европейской равнины и Сибири ставших объектом приложения сил народов России имела многообразные последствия для ее истории. Наличие обширных земельных резервов создавало благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации. Данное обстоятельство вынуждало государство и эксплуататорские слои общества усиливать контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников дохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в прибавочном продукте тем более жестким становился этот контроль приведя в XVII в. к закрепощению значительной массы русского крестьянства.

С другой стороны из-за слабой заселенности страны русские в процессе колонизации не имели нужды отвоевывать себе «место под солнцем» в борьбе с коренными народами Центральной России (финно-уграми) и Сибири: земли хватало на всех. Поэтому в России до сих пор сохранилось множество этнических групп исповедующих различные религии и обладающих собственными культурными традициями. Кроме того колонизация земель была народной. Кроме того экстенсивность становилась фактором экономического развития.

Крайне осложнил историческое бытие русского народа такой фактор как естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря ни горные цепи. Данное обстоятельство естественно использовали соседние народы и государства: Польша Швеция Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарские ордена в Прибалтике Германия в I и II мировые войны) и даже Франция (при Наполеоне I) с одной стороны и кочевники Великой степи – с другой. Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат а также людских ресурсов (и это при малочисленном и редком населении.). Еще один геополитический фактор – оторванность от морей и морской торговли. Из-за этого приходилось продукты своего экспорта продавать задешево посредникам а продукты импорта покупать задорого у тех же посредников; и все это вынуждены были делать жители и государство бедной земледельческой страны. Чтобы пробиться к морям России пришлось столетиями вести напряженные кровопролитные войны.

Влияние на русскую историю религиозного фактора. Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России темперамент навыки и привычки русского народа то религия – восточное христианство православие – воспитала их душу. В результате того что Россия и Запад получили христианство через разных посредников особенности христианского воспитания у них кардинально различались: «богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности – в православном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа; там раздвоение сил разума – здесь стремление к их живой совокупности там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий – здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной цельности и сосредоточению разума; там искание наружного мертвого единства – здесь стремление к внутреннему живому; там церковь смешалась с государством соединив духовную власть со светскою и сливая церковное и мирское значение в одно устройство смешанного характера – в России она оставалась не смешанною с мирскими целями и устройством; там схоластические и юридические университеты – в древней России молитвенные монастыри сосредоточивавшие в себе высшее знание; там рассудочное и школьное изучение высших истин – здесь стремление к их живому и цельному познаванию... одним словом там раздвоение духа раздвоение мыслей раздвоение наук раздвоение государства раздвоение общества раздвоение семейных прав и обязанностей раздвоение нравственного и сердечного состояния раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого общественного и частного; в России напротив того преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего общественного и частного умозрительного и житейского искусственного и нравственного... раздвоение и цельность рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности». Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти православие тем не менее оказало определяющее влияние на русскую политическую традицию.

Под воздействием вышеуказанных факторов: природно-климатического геополитического религиозного – в России сложилась специфическая социальная организация. Ее основные элементы следующие:

1. первичная хозяйственно-социальная ячейка – корпорация (община артель товарищество колхоз кооператив концерн и т. д.) а не частнособственническое образование как на Западе;

2. государство – не надстройка над гражданским обществом как в западных странах а становой хребет порой даже демиург (творец) гражданского общества;

3. государственность либо обладает сакральным характером либо неэффективна;

4. государство общество личность не разделены не автономны как на Западе а взаимопроницаемы целостны соборны;

5. государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство номенклатура и т.д.).

Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и меняя свои формы а не суть воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории обеспечивая жизнеспособность русского общества внутреннее единство его исторического бытия.

Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины в I тыс. до н.э- I тыс. н.э.

С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселения различных народов. Первыми обитателями Северного Причерноморья имя которых сохранила письменная история были киммерийцы жившие здесь в 8-7 вв. до н.э. и представлявшие собой сильный союз племен. С 7 века Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев из Греции основавших там немало колоний: Ольвию Херсонес (Корсунь в русской летописи расположенную близ нынешнего Севастополя) Феодосию Пантикапею Финагорию Танаис. Эти города были значительными торговыми факториями. Торговля процветала на базе развития земледелия ремесел рыболовства. Политическим центром региона была Пантикапея находившаяся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшаяся долгое время столицей Боспорского царства - единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нынешнего времени дошли шедевры античных ремесел скульптуры мозаики литературы. В истории среди многих народов особое место всегда отводилось скифам. В представлении русских историков и литераторов скифы оказывались то нашими предками то их ожесточенными противниками. Главные сведения о скифах дают археология и книги Геродота. Образовавшись в Азии этот народ к 8 веку до н.э. распространился до северных берегов Черного моря. Он представлял собой большое племенное объединение и занимал в 7-5 вв. до н.э. среднее и южное Поднепровье Нижний Дон Кубань и Тамань. Могущественная скифская держава сумела противостоять военно-политическим претензиям персов и македонян. У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры. Известный поэтический образ скифов как "азиатов с раскосыми и жадными очами" созданный А.Блоком не соответствовал действительности: антропологические материалы доказывают что никаких монголоидных черту скифов не было. Они являлись типичными европеоидами. По языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины - потомки сарматов ближайших родственников скифов. Сарматы и скифы оказались непримиримыми соперниками. Перейдя в южнорусские степи из Западной Азии во 2 веке до н. э. сарматы разбили скифов в истребительной войне и заняли земли Причерноморья и Прикаспия. В течение нескольких последующих столетий остатки скифов растворились среди новых пришельцев - сарматов аланов готов. Одновременно с сарматами но с другой стороны - из Прибалтики в южнорусские степи пришло германское племя готов вступив в соперничество с сарматами и аланами. Военно-политический перевес готов проявился только через несколько веков. В 4 веке н.э. их вождь Германарих образовал царство раскинувшееся от Дуная до Кубани. Готской власти подчинилось разноплеменное население. Государство готов просуществовало недолго пав под ударами гуннов. Воинственные гунны оттеснившие готов на запад были выходцами из монгольских степей откуда они откочевали через Забайкалье сначала в западную Сибирь где вошли в военно-дипломатический союз с вогулами (манси) а затем - в Причерноморье. Мощный союз гуннских племен под главенством их вождя Аттилы по второй половине 4 века ворвался в Европу произведя опустошения среди встречных народов. Имя гуннов впоследствии долго сохранилось как синоним варварства необузданной воинственности и жестокости. Провоевав в Европе около 80 лет гуннский племенной союз распался. Одна часть племен оставшись на Дунае и Причерноморье постепенно была ассимилирована их соседями. Другая часть ушла обратно на восток где также "потерялась" в круговороте этнических и политических перемен. В середине 6 века на Алтае и в Монголии сложился обширный и влиятельный Тюркский каганат военным путем расширивший свою территорию до Китая Амударьи и Нижнего Дона. При распаде каганата образовались тюркские племенные союзы некоторые из них - аварский хазарский и булгарский - создали развитую государственность. Авары в 6 веке повторили путь гуннов из Азии в Центральную Европу - в район между Дунаем и Карпатами где и было образовано аварское государство просуществовавшее до начала 9 века. Движение авар через южно-русские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. Поработив часть славянских племен авары ("обры" в славянском варианте) подвергали их жестокому угнетению. Воинственность авар толкала их на конфликты с Византией с баварцами и франками. Принесшие массу беспокойства соседним народам и государствам авары в 9 веке внезапно исчезли поголовно вымерли от тяжелой эпидемии. Около 7 века в прикаспийской части Северного Кавказа и на Нижней Волге сложилось Хазарское государство. В течение двух веков власть хазар распространилась на Крым Приазовье и Среднюю Волгу. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата своего правителя называли каганом. В Хазарии было построено несколько крупных городов: Беленджер на реке Сулак Семендер (возле современного Дербента) Итиль на Волге (столица население которой отличалось этнической пестротой и достигало 100 тыс. человек) Таматарха и Финагория на Тамани Саркел и др.

Восточные славяне на пороге образования государства.

Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу самых дискуссионных в исторической науке – и в первую очередь из-за малочисленности источников. Многие исследователи полагают что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII – VIII в. н.э. Существует предположение что продвигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат а Север – с побережья Балтийского моря. Соседи называли славян венедами. Под этим именем они были известны римским писателям. Византийские писатели VI в. н.э. оставившие сведения о славянах также не знали названий славянских племен и союзов. Им было известно старое собирательное имя славян – венеды или венеты (применительно к восточной части венетов – анты) и новое название – склавины славяне словене которое применялось первоначально лишь к населению окраин венетской земли а в последствии в IX – X в. стало общим собирательным названием. Почему именно с VI в. византийцы начинают писать о славянах? С чем это было связано? Сведения византийских писателей Маврикия Стратега и Прокопия Кесарийского о славянских племенах VI в. Требуют критического отношения. Византийцы не знали основной территории славян на Днепре Днестре Висле а могли наблюдать лишь тех переселенцев которые находились вблизи Византийской империи на левом берегу Дуная. Летописец Нестор опирался на Священное писание – Библию. Славяне по его представлениям были одним из тех народов которые были рассеяны по земле после Вавилонского столпотворения. Согласно летописи в среднем течении Днепра жили поляне и древляне. К северу от них по течению р.Север – северяне у оз.Ильмень и в бассейне р.Волхов – ильменские словене между Припятью и Западной Двиной – дреговичи на водоразделе Днепра Западной Двины и Волги обитали племена кривичей. Далее всех на восток в бассейн р.Оки продвинулись вятичи. По берегам р.Полоты проживали полочане по Сожу – радимичи. Большая часть территории занятой славянами была покрыта дремучим лесом со множеством рек и болот. Почва на севере не отличалась плодородием климат был суров что не благоприятствовало возникновению крупных очагов земледелия. Создание небольших пашенных участков требовало огромного труда. Земледельцы рубили и сжигали деревья выкорчевывали пни и распахивали пашню. Удобренную золой почву использовали до ее истощения а затем забрасывали до тех пор пока на ней не восстановится полностью естественный травяной покров. Славяне выращивали пшеницу и просо. На севере культивировали рожь. Хлеб был главной пищей людей отчего зерно называли житом. Основными сельскохозяйственными орудиями были плуг (на юге) соха (на севере) серп коса деревянный цеп каменные ручные жернова. Для изготовления сельскохозяйственных орудий славяне использовали железо. Его добывали из железной руды залежи которой часто обнаруживали в болотах. Люди разводили домашний скот – лошадей коз овец свиней охотились на пушного зверя лосей кабанов дикую птицу. Реки и озера изобиловали рыбой в лесах роились пчелы. Рыболовство и бортничество занимали важное место в жизни племени. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство что поселения обычно располагались по берегам рек. Что касается бортничества то славяне не просто собирали мед диких пчел но и ухаживали за дуплами – «бортями». Среди товаров которые славяне вывозили в соседние страны современники прежде всего называли пушнину и мед. Шкурки куницы и белки с древних времен служили эквивалентом обмена. Торговля с окрестными племенами и в особенности войны вели к разложению родоплеменного строя славян. Восточные славяне были язычниками обожествляющими силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце. Солнечными богами были также Ярило и Хорс богом огня – Сварог ветра и бури – Стрибог. Покровителем скота считался Велес божеством плодородия – Семаргл. Мокошь была единственным женским божеством в этом пантеоне и очевидно олицетворяла собой женское начало природы и женскую часть хозяйства (стрижку овец прядение и т.д.). Славяне воздвигали деревянные изваяния своих богов на открытых местах посреди «капищ». Каждый род чтил щура мистического предка-основателя рода. Священными почитались рощи озера и реки населенные лешими водяными и русалками.

Образование Древнерусского государства. Деятельность первых русских князей (IX-сер. Х вв.)

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних так и внешних факторов. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. В первую очередь следует учесть те изменения которые происходили в хозяйстве восточных славян в VII - IX вв. Так уже отмеченное развитие земледелия особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья приводило к появлению избыточного продукта что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения большую роль продолжали играть промыслы а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины которая благодаря тому что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община как и раньше в основном состояла из родственников но в отличие от родовой общины пашенная земля разделенная на наделы и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Кроме того на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов. Социально-политические предпосылки. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге власть князя которую он стремился превратить в наследственную все менее зависела от воли вечевых собраний укреплялась а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников. Духовные предпосылки. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так по мере роста военного могущества князя приносящего добычу племени обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом в результате военных успехов выполнения им сложных управленческих функций отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины он наделялся сверхъестественными силами и способностями в нем начинали видеть залог благополучия всего племени а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации - обожествлению княжеской власти создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. Внешнеполитические предпосылки. К ним следует отнести то "давление" которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны. С одной стороны их стремление взять под контроль торговые пути связывающие Запад с Востоком и Югом ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок втягивающихся во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов в первую очередь пушнину и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов продавая им захваченных в плен иноплеменников местная знать все более подчиняла себе племенные структуры обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она объединившись с варяжскими воинами-торговцами начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений расположенных вдоль этих путей. С другой стороны взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Современные исследователи преодолевая крайности норманизма и антинорманизма пришли к следующим выводам:

- Процесс складывания государства начался до варягов сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том что эта форма власти была уже известна славянам.

- Рюрик - реальная историческая личность будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и может быть защитника от "заморских варягов" (свеев) захватывает власть подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства.

- Норманнская дружина не обремененная местными традициями активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов что в определенной степени ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.

- Олег объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь "из варяг в греки" подвел экономическую базу под складывающееся государство.

- Этноним "русь" северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен но скорее всего это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая а этносоциальная группа состоящая из представителей различных народов занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя. Тогда с одной стороны становится понятным быстрое распространение этого понятия уже не связанного с какой-либо этнической группой среди восточных славян чья племенная верхушка сливалась с пришлым элементом а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов принимавших к тому же восточнославянские языческие культы и не державшихся за своих богов.

Объединение восточно-славянских племен. В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех входящих в это объединение племен. Олег опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и "воев" (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге потерпев неудачу он заключил в 944 г. менее выгодный договор а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа она устанавливает фиксированную норму дани а для ее сбора устраивает "погосты" где "сидел" боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Политика сына Ольги Святослава (964-972) добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на Дунай (970-971) требовала мобилизации значительных сил. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Сын Святослава и Малуши Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась второй женой Святослава. У восточных славян - дохристианского периода было распространено многоженство. Он хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский стол. Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 20