Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный технический университет»
________________________________________________________________Система управления качеством подготовки специалистов
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА обучения и оценки успеваемости студентов
Методические рекомендации
Тверь 2008
Утверждаю
Ректор ТГТУ
Б.В. Палюх
«_____» ___________ 2008 г.
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА обучения и оценки успеваемости студентов
Методические рекомендации
РАЗРАБОТАНЫ Центром качества образования ТГТУ под руководством проректора по качеству образования Белова В.В.
СОСТАВИТЕЛИ: Петропавловская В.Б., Клингер А.В., Вишнякова А.А.
ОБЩАЯ РЕДАКЦИЯ: Белов В.В.
ВНЕСЕНЫ Центром качества образования ТГТУ.
РАССМОТРЕНЫ И РЕКОМЕНДОВАНЫ к введению в действие решением президиума методического совета ТГТУ от 10.04.2008 г. протокол №4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения………………………................................................. | 4 |
2 Модель модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов………………….................................................. | 5 |
3 Организация работы преподавателей, учебной деятельности студентов и контроля успеваемости в течение семестра…………......... | 9 |
4 Основные функции участников модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов…………............................ | 11 |
Приложение А. Рейтинг-план дисциплины.............................................. | 13 |
Приложение Б. Рейтинговая ведомость учета успеваемости студентов в Тверском государственном техническом университете …………...... | 15 |
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» и «Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой аттестации выпускников», принятым на заседании УСУ ТГТУ 13 марта 2002 г., протокол № 9.
1.2 Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы по направлению (специальности) высшего профессионального образования с использованием модульного принципа построения учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится систематизированный текущий контроль успеваемости студентов по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом.
1.3 Целью внедрения модульно-рейтинговой системы является внедрение альтернативной формы контроля учебного процесса, путем формирования системы внутреннего контроля успеваемости студентов и оценки уровня подготовки специалистов для интенсификации учебного процесса, активизации работы, развития самостоятельности и ответственности студентов при освоении образовательных программ.
1.4 Задачи модульно-рейтинговой системы:
- повышение объективности оценивания знаний, умений и навыков студентов преподавателями за счет высокой дифференциации баллов и выработки четких параметров контроля выполнения студентами учебной работы;
- создание информационного банка данных, отражающего в динамике успеваемость каждого студента;
- повышение уровня организации образовательного процесса в университете;
- повышение качества подготовки и развитие самостоятельности и ответственности будущих специалистов.
1.5 Основные принципы модульно-рейтинговой системы:
структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части – дисциплинарные модули;
интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;
рейтингование (оценивание) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования;
регулярность и объективность оценки результатов работы студентов.
1.6 Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов вводится сначала в порядке эксперимента на одном или нескольких факультетах (специальностях) ТГТУ, как правило, для первых двух курсах, по решению ученого совета соответствующего факультета. После апробации модульно-рейтинговой системы по решению ученого совета университета она может быть использована на младших, а после накопления опыта и на старших курсов всех факультетов дневного обучения ТГТУ. По мере развития дистанционного обучения модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов может использоваться и для факультетов заочного обучения и дополнительного профессионального образования и переподготовки.
1.7 Основные понятия и термины.
Дисциплинарный модуль (ДМ) – часть учебной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется контроль знаний студентов в виде рубежного рейтинг-контроля.
Текущий рейтинг-контроль (ТРК) – результаты оценивания всех обязательных видов аудиторной и внеаудиторной работы студентов, выраженные в баллах, в период изучения дисциплины.
Рубежный рейтинг-контроль (РРК) – оценка знаний, умений и навыков по результатам выполнения контрольно-тестовых (проверочных) заданий (тестирование, контрольная работа или коллоквиум) по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля.
Рейтинг по дисциплинарному модулю (РДМ) – сумма баллов, полученных по результатам оценивания рубежного рейтинг-контроля и постоянного контроля текущей работы в период изучения дисциплинарного модуля.
Суммарный рейтинг по дисциплине (СРД) – сумма баллов, которая складывается из результатов рейтингов по дисциплинарным модулям.
Рейтинг-план дисциплины (РПД) – документ, определяющий количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях.
2 МОДЕЛЬ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ обучения и ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов основана на суммировании и учете накапливаемых баллов за выполнение учебных поручений (текущий рейтинг-контроль) и результаты выполнения контрольно-тестовых (проверочных) заданий (рубежный рейтинг-контроль) по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля в период изучения дисциплины.
2.2 Количество дисциплинарных модулей в семестре по каждой дисциплине определяется ведущим преподавателем – лектором в зависимости от объема дисциплины в семестре и логики ее построения. Рекомендованное количество дисциплинарных модулей дисциплины в семестре для применения модульно-рейтинговой системы от двух до четырех.
2.3 Максимальное количество баллов, которое соответствует полному освоению данной дисциплины в семестре в сумме по всем дисциплинарным модулям, составляет 100.
2.4 Текущий рейтинг-контроль включает оценивание в баллах факта и качества выполнения и защиты лабораторных и самостоятельных работ, выступлений на семинарах и практических занятиях, выполнения письменных и устных домашний заданий и расчетно-графических работ, а также других обязательных учебных поручений. Суммарное количество баллов за текущий рейтинг-контроль по мере изучения данной дисциплины в семестре по всем дисциплинарным модулям в зависимости от качества выполнения указанных выше работ может составлять от 30 (минимальное значение) до 40 (максимальное значение) баллов.
2.5 Рубежный рейтинг-контроль включает оценивание в баллах знаний, умений и навыков студентов, приобретенных ими в рамках данной дисциплины, и проводится преподавателем в конце изучения дисциплинарного модуля в одной из трех форм: тестирование (компьютерное или письменное), контрольная работа или коллоквиум. Суммарное количество баллов за рубежный рейтинг-контроль в семестре по всем дисциплинарным модулям в зависимости от полноты и качества ответов на контрольные задания может составлять от 20 (минимальное значение) до 60 (максимальное значение) баллов.
2.6 Рейтинговые баллы за текущий рейтинг-контроль и рубежный рейтинг-контроль распределяются по дисциплинарным модулям ведущим преподавателем – лектором в зависимости от объема и значимости модуля. Для того, чтобы учесть количество часов и значимость материала модуля в объеме всей дисциплины преподавателем-лектором может быть введен коэффициент веса (C1, С2, С3, С4) каждого дисциплинарного модуля, выраженный в долях от единицы.
В таблице 1 приведен расчет минимального и максимального количества баллов в неравноценных дисциплинарных модулях в семестре (при необходимости округление осуществляется до целого числа в соответствии с математическими законами). В качестве примера в таблице 2 приведены минимальное и максимальное количество баллов в равноценных дисциплинарных модулях в семестре.
2.7 При необходимом условии выполнения текущей работы (обязательных учебных поручений), которое оценивается набором минимального или большего количества баллов за текущий рейтинг-контроль по каждому дисциплинарному модулю, и набором минимального или большего количества баллов за рубежный рейтинг-контроль по каждому дисциплинарному модулю, что в сумме должно составить 50 баллов или более, студент может получить итоговую оценку по дисциплине по суммарному рейтингу без сдачи экзамена до начала сессии. Полученная итоговая оценка выставляется в ведомость и зачетную книжку в день экзамена во время экзаменационной сессии.
В университете действует следующая шкала пересчета суммарного рейтинга по дисциплине в итоговую оценку по 4-х балльной шкале:
от 50 до 75 – «удовлетворительно»;
от 76 до 90 – «хорошо»;
от 91 до 100 – «отлично».
Минимальное количество баллов в каждом дисциплинарном модуле по каждому виду контроля, необходимое для получения итоговой оценки по дисциплине без сдачи экзамена до начала сессии, является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях и по другим видам контроля.
Таблица 1 – Распределение баллов по неравноценным дисциплинарным модулям дисциплины в семестре
Виды контроля | Количество модулей в семестре | |||||||||
2 модуля | 3 модуля | 4 модуля | ||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Текущий рейтинг-контроль | min | С1*30 | С2*30 | С1*30 | С2*30 | С3*30 | С1*30 | С2*30 | С3*30 | С4*30 |
max | С1*40 | С2*40 | С1*40 | С2*40 | С3*40 | С1*40 | С2*40 | С3*40 | С4*40 | |
Рубежный рейтинг-контроль | min | С1*20 | С2*20 | С1*20 | С2*20 | С3*20 | С1*20 | С2*20 | С3*20 | С4*20 |
max | С1*60 | С2*60 | С1*60 | С2*60 | С3*60 | С1*60 | С2*60 | С3*60 | С4*60 | |
Рейтинг по дисциплинарному модулю | min | С1*50 | С2*50 | С1*50 | С2*50 | С3*50 | С1*50 | С2*50 | С3*50 | С4*50 |
max | С1*100 | С2*100 | С1*100 | С2*100 | С3*100 | С1*100 | С2*100 | С3*100 | С4*100 | |
Суммарный рейтинг по дисциплине | min | 50 | 50 | 50 | ||||||
max | 100 | 100 | 100 | |||||||
Коэффициенты веса | С1+С2=1 | С1+С2+С3=1 | С1+С2+С3+С4=1 |
Таблица 2 – Распределение баллов по равноценным дисциплинарным модулям дисциплины в семестре
Виды контроля | Количество модулей в семестре | |||||||||
2 модуля | 3 модуля | 4 модуля | ||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Текущий рейтинг-контроль | min | 15 | 15 | 10 | 10 | 10 | 7 | 8 | 7 | 8 |
max | 20 | 20 | 13 | 13 | 14 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Рубежный рейтинг-контроль | min | 10 | 10 | 6 | 7 | 7 | 5 | 5 | 5 | 5 |
max | 30 | 30 | 20 | 20 | 20 | 15 | 15 | 15 | 15 | |
Рейтинг по дисциплинарному модулю | min | 25 | 25 | 16 | 17 | 17 | 12 | 13 | 12 | 13 |
max | 50 | 50 | 33 | 33 | 34 | 25 | 25 | 25 | 25 | |
Суммарный рейтинг по дисциплине | min | 50 | 50 | 50 | ||||||
max | 100 | 100 | 100 | |||||||
Коэффициенты веса | С1=С2=0,50 | С1=С2=0,33; С3=0,34 | С1=С2=С3=С4=0,25 |
2.8 При несогласии студента с итоговой оценкой по дисциплине, определенной по суммарному рейтингу, он может сдавать экзамен во время экзаменационной сессии. Экзамен сдается в обязательном порядке также, если студент не набрал минимального количества баллов равного 50 в суммарном рейтинге по дисциплине. При этом допуском к экзамену является выполнение всей текущей работы (обязательных учебных поручений), которое оценивается набором минимального количества баллов (не менее 30) в текущем рейтинг-контроле по всей дисциплине и минимального количества баллов по каждому дисциплинарному модулю.
Итоговая оценка по дисциплине определяется по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга (таблица 3).
Таблица 3 – Определение итоговой оценки по дисциплине по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга
Суммарный рейтинг | Оценка, полученная за знания, проявленные на экзамене | |||
«неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «отлично» | |
30 - 49 | «неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» |
50 - 60 | «неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «хорошо» |
61 - 75 | «удовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «отлично» |
76 - 90 | «удовлетворительно» | «хорошо» | «хорошо» | «отлично» |
2.9 Если дисциплина изучается в течение нескольких семестров, в последнем из которых учебным планом предусмотрен экзамен, то итоговая оценка по дисциплине определяется либо по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга, который рассчитывается как среднее арифметическое суммарных рейтингов по дисциплине за все пройденные по данной дисциплине семестры, в соответствии с таблицей 3, либо студент может получить итоговую оценку по дисциплине по суммарному рейтингу без сдачи экзамена до начала сессии. Полученная итоговая оценка выставляется в ведомость и зачетную книжку в день экзамена во время экзаменационной сессии.
2.10 Академический зачет по итогам изучения дисциплины в семестре выставляется при условии выполнения текущей работы (обязательных учебных поручений), которое оценивается набором минимального или большего количества баллов в текущем рейтинг-контроле по каждому дисциплинарному модулю, и набором минимального или большего количества баллов в рубежном рейтинг-контроле по каждому дисциплинарному модулю, что в сумме (суммарном рейтинге по дисциплине) должно составить 50 баллов и более.
2.11 Остальные вопросы, связанные с учетом посещаемости студентами аудиторных занятий, порядком ликвидации задолженностей, пересдачи экзамена и т.п., решаются в соответствии с уставом университета и другими нормативными документами, регулирующими учебную деятельность.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА
3.1 Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов реализуется в соответствии с рейтинг-планом дисциплины (приложение А). Рейтинг-план дисциплины составляет ведущий преподаватель-лектор отдельно на каждую дисциплину для каждой специальности, руководствуясь рабочей учебной программой и государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности (направлению).
3.2 При составлении рейтинг-плана дисциплины преподаватель производит разделение учебного материала на самостоятельные структурно-логические единицы (модули), без нарушения полноты охвата предметной области и определяет виды текущей работы и формы проведения рубежных рейтинг-контролей, диапазоны рейтинговых баллов дисциплинарных модулей с выделением баллов за текущую работу по видам учебных поручений и рубежные рейтинг-контроли. При распределении баллов по видам текущей работы необходимо учитывать количество практических (семинарских, лабораторных) занятий и степень сложности учебного материала для чего могут быть использованы коэффициенты веса.
3.3 Рейтинг-планы рассматриваются на заседании кафедры и утверждаются заведующим кафедрой.
3.4 Рейтинг-план, его структура и числовые показатели остаются неизменными в течение учебного года/семестра, но могут быть модифицированы перед началом очередного учебного года/семестра в случае изменения учебной программы дисциплины, при внедрении инновационных педагогических технологий и т.д.
3.5 Рейтинг-план и правила, по которым рейтинговая оценка по дисциплине будет вычисляться в течение семестра, утвержденные заведующим кафедрой, доводятся до сведения студентов на вводном занятии по данной дисциплине.
3.6 В процессе обучения по дисциплинарному модулю преподаватель проставляет баллы в соответствии с рейтинг-планом за все виды текущей работы в журнале оценки знаний студентов. Постоянный контроль текущей работы осуществляется без специального прерывания занятий, предусмотренных расписанием, и является их составляющей (выполнение и защита лабораторных работ, оценка выступлений на семинарах и практических занятиях, самостоятельные работы, выполнение письменных и устных домашний заданий и расчетно-графических работ).
3.7 Рубежный рейтинг-контроль представляет собой самостоятельную форму контроля в структуре дисциплинарного модуля, определяемую преподавателем в одной из трех форм: тестирование (компьютерное или письменное), контрольная работа или коллоквиум. Он проводится в конце изучения дисциплинарного модуля во время текущих занятий без прерывания учебного процесса по другим дисциплинам.
3.8 По окончании изучения дисциплинарного модуля преподаватель выставляет в журнал рейтинг по дисциплинарному модулю, а по окончании изучения дисциплины – суммарный рейтинг по дисциплине.
3.9 Для учета успеваемости студентов по каждой дисциплине используется единая ведомость (приложение Б).
4 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Участниками модульно-рейтинговой системы являются студенты, профессорско-преподавательский состав, кафедры, деканаты (уполномоченные по качеству на факультетах), Центр качества образования.
4.1 Центр качества образования:
консультирует преподавателей по организации модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов;
осуществляет мониторинг успеваемости студентов в рамках модульно-рейтинговой системы;
изучает, обобщает и распространяет имеющийся опыт оценки успеваемости студентов по модульно-рейтинговой системе;
разрабатывает инструктивно-методические материалы по модульно-рейтинговой системе (положение, инструкции, рекомендации и др.).
4.2 Деканаты факультетов (уполномоченные по качеству на факультетах):
осуществляют контроль своевременности и полноты внесения кафедрами всех необходимых данных в единые ведомости оценки успеваемости студентов;
собирают, обрабатывают и анализируют информацию о результатах рейтингового контроля успеваемости студентов факультета;
принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы кафедр по модульно-рейтинговой системе и ее распространении.
4.3 Кафедры, участвующие в реализации модульно-рейтинговой системы:
утверждают рейтинг-планы дисциплин, в которых определяется распределение баллов, виды и формы учебной работы и контроля знаний студентов в дисциплинарных модулях;
регулярно анализируют информацию о текущей работе студентов и прохождении ими рубежных рейтинг-контролей; проводят индивидуальную работу со студентами на основе анализа данных об успеваемости;
обобщают совместно с уполномоченными по качеству на факультете опыт работы преподавателей по модульно-рейтинговой системе с целью активного внедрения прогрессивных подходов к учебному процессу.
4.4 Преподаватели:
разрабатывают рейтинг-планы дисциплин и знакомят студентов в начале семестра с их содержанием;
разрабатывают тестовые задания для осуществления рубежного рейтинг-контроля по дисциплинарным модулям;
ведут журнал успеваемости студентов в рамках модульно-рейтинговой системы;
заполняют рейтинговую ведомость учета успеваемости студентов в рамках модульно-рейтинговой системы;
представляют в конце семестра информацию об итогах текущего и рубежного рейтинг-контроля, а также суммарного рейтинга студентов по преподаваемым дисциплинам уполномоченному по качеству на факультете;
принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы по модульно-рейтинговой системе.
4.5 Студенты:
знакомятся с содержанием учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин, рейтинг-планами изучаемых дисциплин с целью организации своей учебной (в т.ч. самостоятельной) работы по изучению дисциплины;
выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную) в течение семестра и отчитываются об их выполнении в сроки, установленные в соответствующих документах (учебных планах, рабочих программах, технологических картах учебных дисциплин, программах практик и др.).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тверской государственный технический университет
Утверждаю
Зав.кафедрой_______________________________
«_____» _______ 2008 г.
РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
___________________________________________________________
(Название дисциплины согласно учебному плану)
Курс____, группа(ы)_____________, семестр________, 200 /200 уч. г.
Ведущий преподаватель: ____________________________________________________________
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
Кафедра: ________________________________________________________________
Объем дисциплины и виды учебной работы:
Курс(ы), семестр(ы)/учебных недель: ___
Лекций: ___ часов
Лабораторный практикум: ___ часов
Практические занятия: ___ часов
Расчетно-графические работы: _____ работ
Курсовых проектов/работ: ___ проектов/работ
…
Промежуточная аттестация: _______(зачет/экзамен)
Количество дисциплинарных модулей ___
Распределение баллов по дисциплинарным модулям дисциплины в ____ семестре
Виды контроля | Номер модуля | |||
1 | 2 | .... | ||
Коэффициенты веса | ||||
Текущий рейтинг-контроль | min | |||
max | ||||
Рубежный рейтинг-контроль | min | |||
max | ||||
Рейтинг по дисциплинарному модулю | min | |||
max | ||||
Суммарный рейтинг по дисциплине | min | 50 | ||
max | 100 |
Содержание 1-го дисциплинарного модуля (аналогично по следующим модулям).
Дисциплинарный модуль 1.
Продолжительность изучения модуля ________ недель
Вид контроля | Вид учебных поручений и форма отчетности или контроля | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | примечание |
Текущий рейтинг-контроль | Лабораторные работы (указывается перечень работ и форма отчетности) | |||
Практические занятия (указывается перечень занятий и форма отчетности) | ||||
........... | ||||
Рубежный рейтинг-контроль | Тестирование/контрольная работа/коллоквиум) | |||
Посещаемость, ч (всего/по ув.пр.) |
Приложение Б
Рейтинговая ведомость учета успеваемости студентов в Тверском государственном техническом университете
№_________
по дисциплине _________________________________________________________
(Название дисциплины согласно учебному плану)
Тверской государственный технический университет, кафедра ________________
Группа____________, семестр ___________________, 200__/200__ уч.г.
Преподаватель ___________________________________________________________________
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
Количество дисциплинарных модулей________
№ п/п | ФИО | № зачетной книжки | 1-й модуль | 2-й модуль | 3-й модуль | 4-й модуль | СРД | Экзамен | Итог | ||||||||
ТРК | РРК | РДМ | ТРК | РРК | РДМ | ТРК | РРК | РДМ | ТРК | РРК | РДМ | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||
Пояснения.
ТРК – текущий рейтинг-контроль;
РРК – рубежный рейтинг-контроль;
РДМ – рейтинг по дисциплинарному модулю;
СРД – суммарный рейтинг по дисциплине.
Подпись преподавателя-лектора ______________________________/____________________________/
Подпись зам.декана (уполномоченного по качеству на факультете)____________/____________________________/