Реферат: Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие

Рефераты по психологи и педагогике » Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие

.

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых субъект деятельности осознает себя как такового (Столин).

Уровни самосознания:

Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий: то, что я переживаю – именно я (филогенетические предпосылки самосознания появляются одновременно с предпосылками сознания).

Социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога ребенка со взрослым, у ребенка появляется возможность децентрации. Возможность говорить не означает возможности вести продуктивный разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это – моя точка зрения).

Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов.

Уровни развития самосознания

Уровни Самопознание (познавательная часть) Самоотношение (эмоциональная и волевая компоненты)
Природный Когнитивное представление о себе, схема тела, связана с доречевым сенсомоторным интеллектом – чувственная, двигательная и сенсорная стороны Смутное или мышечное чувство – общее переживание комфорта или дискомфорта
Социальный Я-образ (восприятие себя), формируется при сравнении себя с другими. Перцептивное представление о себе, адаптация перцепции и поведения Самоуважение (Маслоу) – аффективная, эмоциональная саморегуляция – волевая часть
Личность Я-концепция (интеллектуальное, мыслительное представление о себе), понимание причин своего поведения Самооценка (Роджерс) – понимание, переживание своего реального Я; понимание ближайших возможностей своего развития.

Уровни самосознания. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях:

Отражение субъекта в системе его органической активности.

Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений.

Отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания:

На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу.

На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность.

На уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г) вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.

Самосознание: - Процесс сознавания человеком самого себя

- Продукт процесса сознавания (Я-концепция)

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития:

Предпосылки самосознания: единство организма как целого, реальная самостоятельность его органической жизни.

Овладение собственным телом, возникновение произвольных движений.

Начало ходьбы, самостоятельного передвижения.

Развитие речи

Начало трудовой деятельности и т.д.

Эти и другие события вызывают изменения не только в поведении, но и во взаимоотношениях с окружающими людьми, а также влияет на внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутренне отношение и к другим людям и к самому себе.

Этапы развития самосознания.

1 этап - пассивный; самосознание развивается вслед за развитием личности, автоматическое следствие.

2 этап - активный (с подросткового возраста); самосознание включается в процесс развития личности и во многом его определяет.

Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.

Бернс. Структура Я-концепции:

Образ Я - когнитивная составляющая, представление индивида о себе , совокупность знаний о себе различного рода (о способностях, биографии и пр.)

Самооценка – аффективная оценочная составляющая, выражает отношение к себе, различным компонентам своего образа Я.

Факторы, влияющие на формирование самооценки:

расхождение между реальным и идеальном представлениями о себе (идеальное Я – система ценностей, которые задают жизненное направление)

оценки других людей (м.б. комплекс неполноценности)

степень развития идентичности человека; у человека, обладающего идентичностью самооценка выше.

Потенциальная поведенческая реакция, поведенческая установка. Характеризует готовность человека действовать в соответствии со своими представлениями о себе.

Формирование самооценки.

1) Обусловленность социальными шаблонами и прототипами, присвоенными субъектом.

2) Позитивная и негативная реакция окружающих, например, на свою внешность (социальные реакции).

3) Ценности. 3 группы: общечеловеческие; групповые; индивидуальные. Сквозь призму ценностей происходит перераспределение удельного веса моих свойств.

4) Зависимость самооценки от обстоятельств. (В разных ситуациях одно и то же свойство может оцениваться по-разному).

5) Зависимость от самого когнитивного содержания (место жительства, внешность, образование, вспыльчивость, робость - оценка этих свойств будет различна).

6) Самонаблюдение. Рефлексия субъекта (работа над собой, осознание своих свойств и на основе этого выводы).

Основные функции Я-концепции:

Функция интеграции знаний о самом себе, средство обеспечения их внутренней согласованности. Согласовывает имеющуюся Я-концепцию с новыми знаниями о себе. Забота о том, чтобы всякое новое представление не противоречило уже имеющимся (инстинкт самосохранения Я-концепции от разрушения. Близка к теории когнитивного диссонанса; использует защитные механизмы)

Функция интерпретации опыта. Участие Я-концепции в образовании личностных смыслов – средство индивидуального субъективного пристрастного осмысления событий и ситуаций в целом (мужчина уступает место - женщина может оценить как знак вежливости, как оскорбление, как знак симпатии и желание познакомиться).

Функция предвосхищения. Представления о себе и своих возможностей могут предвосхищать наступление тех или иных событий.