Сесиль Лупан
Я усиленно размышляю на эту тему и спрашиваю себя, почему же для раннего этапа ускоренного обучения младенца в качестве основных дисциплин выбрали именно географию и историю, отодвинув на задний план зоологию и ботанику, предметы, которые для малышей, безусловно, были бы гораздо интереснее.
Вот тут я и наталкиваюсь на книгу Энгельмана “Как обеспечить максимальное интеллектуальное развитие вашего ребенка”, вышедшую в Париже в 1967 году в серии “Ответы”. В этой книге я нашла множество ответов на мучившие меня вопросы, и главное - автор подтвердил мои интуитивные предположения. Энгельман советует родителям побольше рассказывать своим малышам о динозаврах и планетах, развивать у них чувство времени и пространства: “Давным-давно, так давно, что и папа твой еще не родился, и бабушка еще не родилась и даже бабушка твоей бабушки еще не родилась, так вот тогда было…” или: “Если подняться в небо очень-преочень высоко, гораздо выше облаков, то…”. Конечно, овладеть понятиями времени и пространства необходимо. Рассказывать ребенку о таких противоположностях, как динозавры и планеты, очень важно, это поможет ему ощутить, что мир не ограничен сегодняшним его состоянием и данной окружающей средой и что за пределами современного мира что-то существует и существовало всегда. Вот таким именно образом, основываясь на идеях Домана и Энгельмана, я разработала систему преподавания истории своим детям, успех которой подтверждает сама жизнь.
В основе моего метода лежит несколько принципов. Сначала нужно охарактеризовать задачу изучения хронологии, сделав это увлекательно и кратко, иначе многие неизбежные повторения могут стать для ребенка утомительными. Материал следует преподносить таким образом, чтобы, не тратя специально времени на подготовку, иметь возможность проводить “урок” в любых условиях. Поэтому за основу я взяла считалки и простые песенки: дети их обожают и готовы усваивать в любом количестве, если им их поют часто и весело. Между тем, как только дети видят, что родители взяли на себя труд их чему-то научить, они неизбежно приходят к внутреннему убеждению, что это важно.
…
История - это наука, которая дала мне возможность разработать методику, позволяющую ребенку иметь в процессе приобретения знаний постоянный ориентир, помогающий обрести свои корни. Ранее я уже рассказала о том, что натолкнуло меня на ее создание. Ниже приводятся практические советы и рекомендуется последовательность этапов обучения.
Прежде всего, нужно познакомить малыша с понятием времени. Чтобы осознать все нюансы этого понятия, например, разобраться в том, что означает “вчера” и “на прошлой неделе”, ему понадобится несколько лет, однако он научится довольно быстро располагать в хронологическом порядке какие-либо периоды времени. Поэтому в первую очередь ребенка нужно научить делить время на отрезки. Тут надо придерживаться определенной системы и не спешить!
Первый этап - прошлое ребенка. Когда вашему сыну или дочери начинает нравиться, что, рассказывая ему различные истории, вы показываете при этом картинки в книге, возьмите альбом с фотографиями малыша. Проследите, чтобы они располагались в хронологическом порядке, и торжественно объявите, что теперь он услышит свою собственную историю. Объясните, что не всегда он был таким большим, как сейчас. Вначале, совсем маленький, он не мог самостоятельно передвигаться, все время спал. Рассматривая фотографии, покажите, как он постепенно рос, отмечайте знаменательные этапы развития: вот он начал садиться, а теперь - самостоятельно ест, вот научился ползать, вставать, ходить… Вспомните, когда он начал говорить, какими были первые слова, какие смешные звуки ему нравилось издавать. Дети обожают, когда им рассказывают про них самих. Говорите своему ребенку об этом почаще и обещайте, что будете продолжать альбом по мере его роста. Когда вы почувствуете, что он хорошо понимает свою собственную историю, переходите к следующему этапу, не забывая первого.
Второй этап - история родителей. Возьмите альбом с вашими детскими фотографиями. Объясните малышу, что вы тоже когда-то были совсем маленькой, а его дедушка и бабушка в те времена - молодыми родителями. Точно так же познакомьте его с фотографиями вашего супруга, где он запечатлен мальчиком. Покажите ребенку, что жизнь в то время отличалась от теперешней, особенно это касается одежды и машин.
Поделитесь с малышом наиболее ярко запомнившимися эпизодами из вашего детства, чтобы факт его существования стал для него реальным. Ведь ребенку очень трудно поверить, что родители тоже были детьми. Покажите ему, как выглядели ваши папа и мама (его дедушка и бабушка), когда вы были такой, как он сейчас.
Третий этап - история дедушек и бабушек. Объясните, что вы тоже никогда не видели своих родителей детьми (так как в то время вас еще не существовало), но его дедушка и бабушка тоже когда-то давно были маленькими. Рассказывайте по той же схеме, что и о вашем детстве. Если у вас есть фотографии своих дедушек и бабушек, покажите их ребенку и растолкуйте, что все люди сначала были детьми и имели родителей, которые в свою очередь раньше были детьми, и т.д.
Четвертый этап - динозавры. Когда ребенок хорошо усвоит принцип смены поколений, можно приступить к совсем удивительной теме: “Очень, очень, очень давно, задолго до того, как твоя бабушка была маленькой девочкой, СОВСЕМ НЕ БЫЛО ЛЮДЕЙ!!! Мир существовал, но не было людей! В те времена на Земле жили очень странные животные: динозавры!” Достаньте книгу с хорошими иллюстрациями на эту тему. Перечислите названия различных динозавров (запомнить слово “диплодок” не труднее, чем “бегемот”). Можно также купить дешевые пластмассовые фигурки таких животных. Они помогут запомнить названия странных зверей, которых больше нет, но которые жили, КОГДА ЛЮДЕЙ ЕЩЕ НЕ БЫЛО!
После того, как ребенок усвоит все услышанное, можно переходить к собственно истории. Разумеется, если он очень заинтересовался динозаврами, а у вас есть хорошие книги на эту тему, можно углубить его знания в данной области.
Сесиль Лупан “Поверь в свое дитя”
Другие работы по теме:
Беседа с ребенком о СПИДе
Полезные советы, почерпнутые из брошюры, опубликованной специальной комиссией по половому воспитанию - одним из наиболее авторитетных учреждений страны по данной проблеме.
Чем можно помочь неконтактному ребенку?
Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в ее рамках. Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив - придумать какую-то другую игру, где он будет более успешен.
Как научить ребенка вежливости
«Здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Как говорят взрослые – волшебные слова. Вам незнакома такая картина ? Стоят двое взрослых и ребенок. Ребенку протягивают конфету, он берет и тут же мама начинает громко говорить : «а что нужно сказать?»
Можно ли воспитать лидера и как это сделать?
Прежде чем взяться за этот труд, попробуйте ответить самим себе на вопросы, предложенные психологом Верой Брофман: Почему я хочу это сделать? А хочет ли мой ребенок становиться лидером? Какие качества я хочу в нем развивать и как я это буду делать?
Дисциплина и трудолюбие
Врожденные показатели дисциплины и трудолюбия очень важно знать как самому ребенку, так и родителям, для того чтобы избежать лишних психологических травм и конфликтов. Что такое трудолюбие? Часто его путают с дисциплиной.
Детская ревность
Часто с рождением второго ребенка в семье, родители начинают наблюдать неадекватную реакцию первенца. Первый ребенок может чувствовать себя ненужным, брошенным, и эти чувства зачастую проявляются источником агрессивного поведения или замкнутости.
Не разводиться - ради детей
Как родители принимают решение в случае кризиса в семье. В каком возрасте дети легче переносят развод родителей. Что советует врач родителем ребёнка.
Копилка педагогических ситуаций
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования НЕВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА Факультет Психологии Контрольная работа
Тревожность
Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.
Сочинения на свободную тему - сочинение - рассуждение
AlignjustifyКниги это источники информации знаний воспитания Они окружают нас с самого рождения. Вначале это малютки со множеством цветных картинок сказок загадок они помогают ребенку мыслить а потом произносить первые слова.
Вирус иммунодефицита человека ВИЧ
– это вирус, который, проникнув в организм человека, постепенно истощает иммунную систему. Иммунная система отвечает за защиту организма от чужеродных агентов, таких как бактерии, вирусы и простейшие, вызывающие разнообразные заболевания. Она также играет значительную роль в предотвращении образования опухолей.
Как правильно кормить грудью
Во время кормления мать должна сосредоточиться, внимательно следить за тем, чтобы ребенок взял не только сосок, но и околососковый кружок. Таким образом предупреждается захватывание воздуха при сосании.
Возбудитель гепатита В
Возбудитель гепатита В - ДНК содержащий вирус гепатита В (он же ВГВ и HVB), еще его называют частицей Дейна.
Изучение математики: как помочь ребенку
Многие дети испытывают трудности с математикой просто потому, что они ее боятся. Это происходит и со взрослыми тоже! Просто зайдите в любой форум или чат и упомяните “деление в столбик’’, а потом посмотрите, как взрослые мужчины и женщины начнут потеть.
Об учителях
Каждый человек проходит через волшебный, замечательный, сказочный мир детства. И очень важно, кто поведет его странными тропинками к познанию мира, открывая тайны знаний, силу предмета, науки, процесса самообразования и самосовершенствования. А. Дистервег подчеркивал, что настоящими учителями и воспитателями рождаются.
Чего достойны в жизни слова
Сочинение-размышление Грудной ребенок еще лежит в колыбели, а родители уже разговаривают с ним. Обращаются к ребенку с нежными, ласковыми словами. Утешают ребенка, стараются понять, что малыш хочет «сказать».
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Вопросы истории
Введение 1 История издания 2 Публикации 3 Информация Список литературы Введение Вопросы истории — главный российский академический журнал в области истории. Выходит ежемесячно. Учредители — редакция журнала и Российская академия наук.[1]. Главный редактор — Ахмед Искендеров.
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Преподавание истории в школе
(ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал, выходит с 1916 г. В 1920-е гг. не издавался, в 1934 г. издание возобновлено.
Заметки по еврейской истории
— сетевой портал, в рамках которого издаются ежемесячные издания: журнал «Заметки по еврейской истории» (с 2001 года) и альманах «Еврейская старина» (с 2002 года).
Вестник древней истории
Вестник древней истории Вестник древней истории (общепринятое сокращение — , англ. Journal of Ancient History) — важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук.
Библиотека РусАрх
Библиотека «РусАрх» — крупнейшая в Рунете некоммерческая специализированная электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.
Личные права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности родителей и детей Права и обязанности родителей и детей можно аналогично правам и обязанностям супругов разделить на две группы: личные и имущественные, а в составе последних их подразделяют на: а) права и обязанности по поводу имущества и б) алиментные права и обязанности.
Один дома
Как вести себя малым детям в критических ситуациях. Пособие для родителей.