Петров-Водкин К.С.

Рефераты по биографиям » Петров-Водкин К.С.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

Художник-живописец теоретик рисовальщик создатель фресок произведений в технике темперной живописи. Представитель русского модерна.

Творческая судьба К. С. Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург Москва Мюнхен Рим Париж) его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным.

В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности с одной стороны и космический размах гипотез проектов удивительная свобода мышления интеллектуальное бескорыстие - с другой.

Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В 1895 г. с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в ЦУТР. Однако спустя два года осознавая свое живописное призвание Петров-Водкин перешел в МУЖВЗ. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской В. А. Серова. Кроме того в 1901 г. он был в Мюнхене где посещал художественную школу А. Ашбе. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия) подчас столь интенсивными что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой.

Путешествие в Италию длительное пребывание во Франции учеба в парижских студиях знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ показанных в парижском Салоне (1908) а затем и на родине. В 1909 г. в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства" с которым был связан до его роспуска (1924).

Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия" 1906; "Берег" 1908; "Сон" 1910). "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций оказавшемуся столь плодотворным.

На протяжении 1910-х гг. рядом с холстами монументально-декоративного характера не лишенными стилизации ("Девушки на Волге" 1915) возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня" 1916). Наиболее органичными представляются произведения связанные с темой материнства проходящей через все творчество Петрова-Водкина ("Мать" 1913; "Мать" 1915; "Утро. Купальщицы" 1917).

Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный желтый синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина.

Космологический символизм сказывается в портретах ("Автопортрет" 1918; "Голова мальчика-узбека" 1921; "Портрет Анны Ахматовой" 1922 и др.). Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.

В тяжелые голодные 1917-1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери названный им "Петроградская мадонна". В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто и вопрошающие глаза новгородских древних икон. За окном - Петроград торговые ряды на Невском оклеенные листовками очереди за хлебом в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы объединены малыми сюжетами как в клеймах житийных икон.

В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира - он накреняется как палуба корабля и только образ Богоматери остается неизменным незыблемым несмотря на потрясения мира: линии описывающие ее голову мягкий наклон к младенцу направленный на нас взор.

В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт" 1918; "Натюрморт с зеркалом" 1919; "Натюрморт с синей пепельницей" 1920). Предметы включены в то же единство всеобщей космической связи: взятые с высокой точки зрения в ясно обозримых пространственных отношениях они активно взаимодействуют общаются друг с другом на своем предметном языке. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка" "Скрипка" оба 1918).

Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде" 1920; "После боя" 1923; "Смерть комиссара" 1928) что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.

На рубеже 1920-х и 1930-х гг. Петров-Водкин вынужденный из-за болезни на время оставить живопись вновь обратился к литературному творчеству. Именно тогда им написаны автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида" в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности искусства.

Последнее значительное произведение Петрова-Водкина - "1919 год. Тревога"(1934). Тревога за отечество за человеческие судьбы за будущее детей в 1934 г. приобрела иной смысл нежели в 1919-м.

Ориентация на вечные ценности присущая творчеству Петрова-Водкина не могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти художника его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х гг. произошло новое открытие Петрова-Водкина благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.