17 марта 1628 года - 1 сентября 1715 года
Франсуа Жирардон родился 10 марта 1628 года в провинциальном городке Труа в семье литейщика. Согласно местной традиции Франсуа уже в пятнадцать лет расписал капеллу Святого Жюля у северных ворот Труа сценами из жизни святого. Это утверждение дало повод одному из биографов Жирардона, Мариетту, утверждать, что «он взял в руки кисть раньше, чем резец».
Учителем Франсуа был почти неизвестный теперь скульптор Бодессон, который, по всей вероятности, выделялся среди других мастеров города. Не случайно именно к Бодессону с заказом украсить церковь Сен-Либо и Виллемор обратился уроженец Труа кавалер Сегье. Будучи другом художников, он играл большую роль в художественной жизни Парижа. Верно оценив способности Жирардона, Сегье отправил его в Рим, обеспечив материальную поддержку.
В столице Италии Франсуа встретился с художником П. Миньяром. Однако наибольшее влияние на становление творчества Жирардона оказал гравер Филипп Томассен, ставший его учителем. Из мастеров скульптуры молодой художник увлекся менее «классичным» фламандцем Ф. Дюкенуа и северянином Джамболоньей, который в его глазах воплощал традиции великих мастеров Возрождения. Большое значение для творческого роста французского скульптора имело творчество крупнейшего итальянского барочного мастера XVII века - Лоренцо Бернини. Последние исследования говорят о работе Жирардона в его мастерской.
В Риме Жирардон прожил только несколько месяцев. После смерти Томассена он вернулся на родину. Здесь он выполнил свою первую крупную работу - декорирование одного из красивейших отелей города. Примерно в 1652 году по вызову Сегье Жирардон отправился в Париж. В столице Франции вместе с другими мастерами он начинает работать по заказам дирекции королевских строений.
В 1657 году Жирардон поступает в Королевскую академию живописи и скульптуры, а еще через два года становится ее профессором. Быстрого успеха скульптор добился благодаря тесной связи с Шарлем Лебреном. Жирардон разделял взгляды последнего на искусство. Уже в начале пятидесятых годов он примкнул к академической группировке Лебрена. Здесь он научился свободному «обращению» с мифологией и символикой. Создавая свои произведения, Жирардон переосмыслял античность в современном духе, что характерно для классицизма второй половины XVII века. Скульптору удалось заручиться поддержкой влиятельных лиц - Кольбера и архитектора А. Маневра.
Шестидесятые годы для Жирардона стали особенно плодотворными. Все крупные заказы сосредоточились в руках людей, симпатизирующих мастеру. Лебрен получил сначала пост первого живописца короля, позднее - директора Королевской мануфактуры гобеленов и мебели, а Кольбер возглавил дирекцию королевских строений. Он декорирует свод Галереи Аполлона в Воле-Виконт, украшает Фонтенбло, но истинную славу Жирардону приносят работы, исполненные им в Версале. Присущее Жирардону мастерство рельефа проявилось в композиционных изображениях на декоративных вазах, предназначенных для Версаля («Триумф Галатеи», «Триумф Амфитриты»).
С украшением парадной резиденции Людовика XIV связаны две самые знаменитые работы скульптора «Аполлон, которому прислуживают нимфы» («Купальня Аполлона», 1666), первая прославившая его скульптурная группа, и ставшее апогеем его славы «Похищение Прозерпины» (1699).
Жирардон исполнил модель «Купальни Аполлона» в 1666 году, но работа по переводу ее в мрамор заняла еще пять лет. Она проходила в собственной мастерской скульптора, где ему помогал Т. Реньоден. В этот период Жирардон совершил вторую свою поездку в Италию Кольбер поручает ему проследить за украшением королевского флота, строившегося в Тулоне. Из Тулона скульптор уехал в Рим и пробыл там до мая 1669 года.
Вторая поездка в Рим, без сомнения, связана с началом работы над группой Аполлона. Эта скульптура самая «античная» из всего созданного мастером. Жирардон воплощает здесь мощь, силу и величественную красоту античности. Современники скульптора не могли не заметить этого. Они сравнивали его с великими мастерами древности. Закономерно, что именно Жирардону поручили реставрацию многочисленных античных статуй в королевских собраниях, и среди наиболее ответственных работ - восполнение отсутствующих рук в группе «Лаокоон».
В 1679 году «Купальню Аполлона» описал Фелибьен «Солнце, завершив свой путь, спускается к Фетиде, где шесть ее нимф прислуживают ему, помогая восстановить силы и освежиться, группа из семи фигур белого мрамора, четыре из которых выполнил Франсуа Жирардон и три - Тома Реньоден». «Скульптора захватил не только сюжет, - отмечает С. Морозова, - но и возможности его интерпретации. Ни одна из античных групп, за исключением «Фарнезского быка» и «Ниобид», не включала более трех фигур. Античная статуя «Аполлон Бельведерский» послужила образцом при создании Жирардоном фигуры главного персонажа, которая дана в укрупненном масштабе по сравнению с изображениями нимф за его спиной. Но успех группы был предопределен не только обращением к античному образцу. Ее выразительность - в гармоническом соединении естественности и идеальной красоты, современности и тонко воспринятой античности, в единстве высокой интеллектуальности и выраженной в ней духовности 17 века».
Вслед за установкой группы Аполлона в романтический скалистый грот, спроектированный Гюбер Робером, последовали новые заказы для Версаля. Только в 1699 году установлена другая его работа, бесспорно, принадлежащая к лучшим творениям французского искусства XVII века - «Похищение Прозерпины».
Скульптура помещена в центре круглой, изящной по формам и пропорциям колоннады, созданной архитектором Ардуэном-Мансаром. На постаменте цилиндрической формы, опоясанном рельефом с изображением погони Цереры за Плутоном, увозящим на колеснице Прозерпину, возвышается сложная по композиционному и динамическому построению скульптурная группа. В соответствии с назначением этого произведения Жирардон главное внимание уделяет декоративной выразительности скульптуры рассчитанная на обход со всех сторон, группа обладает большим богатством пластических аспектов.
«Несмотря на влияние Бернини, - пишет С. Морозова, - Жирардон в своей скульптуре во многом противоположен ему. Он разрабатывает группу из трех фигур, компонуя ее по вертикали, добиваясь единства и цельности композиции. Мастерство скульптора в том, что группа высечена из единого блока камня, и с какой достоверностью и естественностью он сумел передать в пластике фигур стремительное движение и накал страстей! По яркости замысла и гениальности воплощения эту группу часто сравнивают с выдающимся творением классицизма 17 века - трагедией Ж. Расина «Ифигения».
Жирардон работал и в других видах монументальной скульптуры. Так, ему принадлежит надгробный памятник Ришелье в церкви Сорбонны (1694).
В 1692 году в центре Парижа, на Вандомской площади, был установлен памятник королю Франции - Людовику XI, которого льстивые придворные называли «королем-солнцем». Король изображен восседающим на торжественно ступающем коне, в одеянии римского полководца и парике. Скульптор нашел нужные пропорциональные отношения статуи и постамента, а также всего монумента в целом - с окружающим его пространством площади и ее архитектурой, благодаря чему конная статуя оказалась подлинным центром величественного архитектурного ансамбля.
Это произведение Жирардона в течение всего XVIII века служило образцом для конных памятников европейских государей. Через сто лет, в дни Великой французской революции, памятник как символ королевской власти был уничтожен. Но сохранилась его модель. Она находится в Эрмитаже, занимая центральное место в зале французского искусства второй половины XVII века.
Умер Жирардон 1 сентября 1715 года в Париже.
Другие работы по теме:
Балада прикмет
Автор: Франсуа Вийон. Я знаю - мухи гинуть в молоці, Я знаю добру і лиху годину, Я знаю - є співці, сліпці й скопці, Я знаю по голках сосну й ялину, Я знаю, як кохають до загину,
Франсуа Буше
Text Text Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис Буше отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры.
Жилле, Николя-Франсуа
Николя-Франсуа Жилле (фр. Nicolas-Franзois Gillet; 2 марта 1709, Мец — 7 февраля 1791, Пойзи) — французский скульптор, занявший видное место в истории русского искусства.
Франсуа Жирардон
Жирардон, Франсуа (Girardon, Francois) (1628–1715), французский скульптор, родился в Труа 17 марта 1628.
Келлерман, Франсуа Кристоф
Франсуа-Кристоф Келлерман (герцог де Вальми , фр. Franзois-Christophe Kellermann, duc de Valmy; 28 мая 1735, Страсбург — 23 сентября 1820, Париж) — французский военачальник Революционных войн, при Наполеоне I — почётный маршал Франции.
Захват Маракайбо 1666
Был произведён в 1666 году французским флибустьером Франсуа Олоне совместно с г-ном д’Артиньи (Мигелем Баском). В начале похода они захватили два испанских галиона; один на северном побережье Эспаньолы, 16-пушечный торговый корабль, направляющийся из Пуэрто-Рико в Новую Испанию с грузом какао и драгоценностей.
Партия Патриотов
Canadian patriot support pamphlet Движение Патриотов — политическое движение, организованное в Нижней Канаде (современный Квебек) в конце XIX века. Движение было реакцией против колониального контроля правительства в Нижней Канаде и националистической реакции против британского присутствия и доминирования над бывшей территорией Франции.
Французская революция фильм
Введение 1 Сюжет 2 Реакция на фильм 3 В ролях 5 Ccылки Введение «Французская революция» — высокобюджетный кинофильм в двух частях, с участием международного состава актёров, совместного производства Франции, Германии, Италии, Великобритании и Канады. Фильм был снят в 1989 к 200-летию Великой французской революции.
Дюгомье, Жак Франсуа
Жан-Франсуа (Кокилль) Дюгомье (фр. Jacques Franзois Dugommier) (1738—1794) — французский генерал эпохи революционных войн. Родился 1 августа 1738 года на острове Гваделупе в богатой плантаторской семье Кокиль и рано избрал себе военную карьеру.
Битва при Абукире 1798
Сражение при Абукире (битва у Нила в заливе Абу-Кир (Aboukir Bay)) 1-2 августа 1798 года — решающее морское сражение между флотами Великобритании под командованием адмирала Горацио Нельсона и Франции под командованием адмирала Франсуа де Брюи, у острова Абукир в дельте Нила, на Средиземноморском побережье Египта, после того как французские корабли прорвались из Тулона, где были блокированы англичанами.
Конти, Франсуа де Бурбон
Франсуа де Бурбон, принц де Конти (фр. Franзois de Bourbon-Conti; 19 августа 1558(15580819) — 3 августа 1614) — второй сын первого принца Конде от брака с племянницей адмирала Колиньи. При разделе отцовских владений ему досталась сеньория Конти под Амьеном. Благодаря браку с Жанной де Коэм он также унаследовал Боннетабль в области Мэн.
Лакруа, Сильвестр Франсуа
Сильвестр Франсуа Лакруа (фр. Sylvestre Franзois de Lacroix; 1765 — 1843) — французский математик. Профессор парижских нормальной и политехнической школ, декан факультета наук, профессор в Collиge de France и член института. Был известен по составленному им курсу дифференциального и интегрального исчисления: «Traitй du calcul diffйrentiel et intйgral», по которому училось несколько поколений.
Тонтон-макуты
(Tonton Macoutes)— гаитянская гвардия (добровольцы национальной безопасности — Milice de Volontaires de la Sйcuritй Nationale, название с 1971 г.), служившие опорой режима Франсуа Дювалье. Отличительной особенностью тонтон-макутов были солнцезащитные очки, джинсовые рубашки и соломенные шляпы.
Жан Орлеанский
Жан Пьер Клеман Мари Орлеанский, герцог де Гиз (4 сентября 1874, Париж — 25 августа 1940) — сын Роберта, герцога Шартрского (1840—1910), внук принца Фердинанда-Филиппа, герцога Орлеанского и правнук Луи-Филиппа I, короля Франции. Его мать Франсуаза Орлеанская (1824—1898) — дочь Франсуа Орлеанского, принца де Жуанвиль и принцессы Франсиски Бразильской.
Саванье, Франсуа Карл Фридрих Август
Франсуа-Карл-Фридрих-Август Саванье (фр. Savagner, 1808—1849) — французский писатель, историк. Будучи офицером национальной гвардии, Саванье принимал участие в революции 24 февраля 1848 года. Во время июньского восстания он старался препятствовать кровопролитию и помешал даже устройству одной баррикады, тем не менее, он был приговорён к ссылке на остров Бель-Иль.
Французская Ост-Индская компания
Французская Ост-Индская компания (фр. Compagnie des Indes Orientales) — французская торговая компания. Основана в 1664 году министром финансов Жан-Батистом Кольбером. Первым генеральным директором компании стал Франсуа Карон, тридцать лет проработавший в Голландской Ост-Индской компании, в том числе 20 лет в Японии.
Прони, Гаспар де
Гаспа́р Клер Франсуа́ Мари́ Риш , барон де Прони́ (фр. Gaspard Clair Franзois Marie Riche, baron de Prony, 22 июля 1755(17550722), Шамле — 29 июля 1839, Аньер-сюр-Сен) — французский математик и инженер-гидравлик.
Ришелье, Франсуа дю Плесси де
Ришельё, Франсуа дю Плесси де (1548(1548) — 19 июля 1590) — французский государственный деятель времен правления Генриха III, отец кардинала Ришелье.
Отель-де-Виль Париж
План Введение 1 История 2 Скульптуры на фасаде 3 Фотогалерея Список литературы Введение Фасад Отель-де-Виля В парижской ратуше Отель-де-Виль (фр. Hфtel de Ville) с 1357 г. размещаются парижские муниципальные органы власти. Отель-де-Виль[1] с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve), ныне площади Отель-де-Виль в 4-м округе Парижа на правом берегу Сены.
Костюшко-Моризе, Натали
Натали Костюшко-Моризе (фр. Nathalie Kosciusko-Morizet; род. 14 мая 1973(19730514)) — французский политический деятель. Родом из семьи с большим политическим прошлым. Дальний предок Костюшко-Моризе был братом Тадеуша Костюшко. Её дед Жак Костюшко был послом Франции в США, прадед Андре Моризе — сенатором, отец, Франсуа Костюшко-Моризе (род. 1940), является мэром Севра.
Карл IV Теодор
Карл Филипп Теодор (нем. Karl (oder Carl) Philipp Theodor (10 декабря 1724, замок Дрогенбуш, около Брюсселя — 16 февраля 1799, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Карл Теодор был сыном Иоганна Христиана Пфальц-Зульцбахского и Марии Генриетты де ла Тур, дочери Франсуа Эгона де ла Тур д'Овернь и Марии Анны де Линь из герцогского дома Аренберг.
Лувуа, Франсуа-Мишель маркиз де
Франсуа-Мишель Летелье (фр. Franзois-Michel Le Tellier, marquis de Louvois; 18 января 1641(16410118) — 16 июля 1691 — маркиз де Лувуа, граф де Тоннер с 1684 года, французский государственный деятель, сын Летелье. В 1668 году назначен государственным секретарем по военным делам (военным министром).
Вильруа, Франсуа де Нёвиль
Франсуа де Нёвиль, герцог Вильруа (фр. Franзois de Neufville, duc de Villeroi; 7 апреля 1644(16440407) — 18 июля 1730, Париж) — маршал Франции, командовавший французскими войсками в войне за испанское наследство.
Елизавета де Бурбон
(16 августа 1614 – 19 мая 1664) была внучкой короля Франции Генриха IV и предком многих королевских семей Европы. Ее потомками являются: король Испании Хуан Карлос I, король Бельгии Альберт II, великий герцог Люксембурга Анри и сын последнего короля Италии Виктор-Эммануил Савойский.
Ламбер, Жозеф-Франсуа
Жозе́ф-Франсуа́ Ламбе́р (фр. Joseph-Franзois Lambert; 1824(1824), Редон, Бретань, Франция — 1873, Коморские острова) — французский авантюрист, работорговец, промышленник и французский дипломат. Во второй половине XIX века Жозеф-Франсуа Ламбер принимал участие в развитии промышленности Магадаскара.
Франциск Феб
Франциск (Франсуа) Феб (фр. Franзois Phйbus, исп. Francisco Febo; 1467(1467) — 30 января 1483, Памплона) — король Наварры с 1479, граф де Фуа и де Бигорр, виконт де Беарн и пэр Франции с 1472, сын Гастона де Фуа, виконта де Кастельбон и принца Вианского, и Мадлен Французской, дочери короля Франции Карла VII.
Франсуа Шампольон
Краткая автобиография. В начале 1790 года жена Жака Шампольона лежала полностью парализованной. Врачи отказались от лечения, считая, что дни ее сочтены. Тогда Жак призвал на помощь местного знахаря-колдуна по имени Жаку. Колдун приказал положить больную на разогретые целебные травы и дал ей выпить горячего настоя, объявив при этом (это потрясло всех присутствующих), что она выздоровеет и родит младенца который покроет себя немеркнущей славой.
Бонивар, Франсуа
Франсуа Бонивар (фр. Franзois Bonivard или Bonnivard; 1496—1570) — швейцарский патриот и историк, история жизнь которого послужила основой для поэмы Байрона «Шильонский узник»[1].
Ребеки, Франсуа Трофим
Франсуа Трофим Ребеки (фр. Franзois Trophime Rebecqui, в некоторых источниках встречается транскрипция Ребекки; 1760 (или 1744)—май 1794[1]) — марсельский негоциант, деятель Великой французской революции, депутат Конвента, жирондист. Покончил жизнь самоубийством, утопившись в море.
Конти, Франсуа Луи
Франсуа-Луи де Бурбон-Конти́ (фр. Franзois Louis de Bourbon-Conti; 30 апреля 1664(16640430), Париж — 9 февраля 1709, Париж) — граф де Ла Марш, граф де Клермон, принц де Ла Рош-сюр-Ион, затем 3-й принц де Конти (1685), известен как
Лабурдонне, Бертран Франсуа де
Памятник мореплавателю Бертран Франсуа Маэ де Лабурдонне (фр. Bertrand-Franзois Mahй de La Bourdonnais; 11 февраля 1699(16990211), Сен-Мало, Франция — 10 ноября 1753, Париж, Франция) — французский мореплаватель и военачальник.
Мари Франсуа Биша
Биша, Мари Франсуа Ксавье (Bichat, Marie Fran ois Xavier) (1771–1802), французский анатом, физиолог и врач, один из основоположников гистологии и патологической анатомии.
Ибер, Жак Франсуа
Ибер, Жак Франсуа (Ibert, Jacques Franсois) (1890–1962), французский композитор.
Даниэль Франсуа Обер (Auber)
Французский композитор, один из основоположников жанра французской комической оперы (opera comique). Родился 29 января 1782 в Кане.