А.А. Гусейнов
Добродетель (греч. arete, лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue) — деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Д. является одной из двух основных форм объективаций морали наряду с принципами, нормами; в отличие от последних, фиксирующих надличностную и общезначимую сущность морали, Д. выражает индивидуализированность и произвольность морали. Ее можно определить как явленность морали в индивиде, мораль, ставшую мотивацией поведения.
Для понятия Д. существенными являются следующие признаки. Она 1) всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; 2) сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями), практикуется ради самой себя; 3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, «души») человека; 4) представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, соотнесенных с практикуемыми в обществе образцами поведения; 5) выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; 6) деятельно противостоит пороку. Среди конкретных теорий Д. наиболее значительными, обозначающими важнейшие исторические вехи в ее понимании являются теории Аристотеля и И. Канта.
Аристотель связывает Д. со счастьем, видя в ней и путь к счастью и существенную часть самого счастья. Понимая Д. как наилучшее, совершенное состояние души, Аристотель видит это состояние в том, что неразумно-аффективная часть души слушается указаний ее разумной части подобно тому, как ребенок слушается указаний отца. Результатом является обладание серединой: «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает». Д. и пороки различаются не предметом, а способом, каким осуществляется то или иное дело; грани между ними являются подвижными. Середина — не арифметическая формула, а совершенный и каждый раз конкретный выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора: «Установленных правил нет в поступках и действиях». Добродетельные умения (привычки) человека соотнесены с привычными формами полисной жизни, которая также представляет собой воплощенный, предметно развернутый разум. Добродетельный индивид оказывается основной несущей конструкцией полисной морали.
Кант развивает свое учение о Д. в прямой полемике с Аристотелем и его традицией. Для его позиции существенны следующие моменты: Д. сопрягается с такой целью, которая сама по себе есть долг; она выводится из чистых основоположений и вовсе не является навыком, привычкой к добрым делам; Д. нельзя определять как середину, различие между ней и пороком имеет качественную природу. Кант разрывает связь Д. со счастьем и подчиняет ее долгу.
Аристотель и Кант своими подходами к Д. обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и Средневековья, в значительной мере имевшим форму личных связей. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов. За таким взглядом стоял исторический сдвиг, в ходе которого общественные отношения приобретали безличный, вещный характер, а нравственность из области личностных добродетелей перемещалась в область нормативных систем (прежде всего права).
От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность. Рассудительность — свойство ума, разумной части души (дианоэтическая Д., по классификации Аристотеля) и имеет отношение ко всем др. Д. (стоики считали ее единственной Д.). Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество — воинская Д., способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям.
Аристотель расширил каталог Д., добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие, любезность и правдивость. В патристической и схоластической этике ряд Д. был дополнен теологическими (богословскими) Д. веры, надежды и любви, заимствованными у ап. Павла (1 Кор. 13: 13). В Новое время произошли изменения, в контексте которых традиционный каталог Д. был, с одной стороны, расширен, а с другой — смещен из центра на периферию нравственной жизни; сформировалась Д. терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям др. верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в пользу последних.
Другие работы по теме:
Этические знания
Студента 1-ого курса отделения социологии Недашковского Андрея Киев 1998 1. Гедонизм Гедонизм (греч. hedone наслаждение)
Мандевиль
Имя Бернарда Мандевиля (Bernard Mandeville, 1670-1733), английского писателя-моралиста, философа и врача, долгое время пользовалось скандальной известностью, а его взгляды были предметом суровых идейных нападок.
Типология добродетелей
В соответствии с "Никомаховой этикой" Аристотеля, Фома утверждает, что если бы человек был чистым духом или его тело было полностью ему подвластно, то ему достаточно было бы просто знать, что делать, чтобы действовать добродетельно
Добродетели разума и добродетели веры
Августин присоединяет к античным самодостаточным добродетелям специфически христианские добродетели - веру, надежду и любовь. Правда, последние не только дополняют нравственную жизнь субъекта, но и создают в ней внутреннее напряжение.
Правила построения силлогизмов
Упражнение 1 Упражнение 2 Упражнение 3 Список литературы Упражнение 1 Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической силы, потому что оно получено с нарушением закона.
Проблемы добродетелей в беседах Сократа
В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. В этой связи Он ставит весьма «понятный» вопрос: как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть «нравственное», является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели.
Диалог Платона Менон
«Менон» участниками диалога являются: Менон, Сократ, раб Менона, Анит. В первой части диалога рассматривается вопрос что такое добродетель и можно ли ей научиться.
Учение Аристотеля о душе и этике
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ И ЭТИКЕ Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры) - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественноисторическому исследованию природы.
Гносеология и логика
Вопрос о познаваемости мира. Этика и политика. Два вида добродетели. Этические добродетели.
Вышеславцев Борис Петрович
Вышеславцев Борис Петрович- философ и богослов. Разрабатывал проблематику "философии сердца", антропологии, теории культуры.
Десять глав о добродетеле и пороке, Преподобный Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник Десять глав о добродетели и пороке 1. Тяжкие страдания святых есть арена борьбы зависти и добродетели: зависть, чтобы одолеть, упорствует, а добродетель, чтобы остаться непокоренной, все переносит. И зависть борется, чтобы процветал порок через наказание преуспевающих в добродетели, а добродетель противоборствует, дабы стойко держались люди благие, даже в тяжких бедах и страданиях.
Полибий о государстве и праве
Полибий 210-123 до н.э. Произведения - история Рима в 40 книгах. Его идеал - Сократ, его идеи. Также учения стоиков. Основной момент (принцип стоицизма) все что случается случалось раньше и случится снова.
Сочинения на свободную тему - Мой друг заболел спидом. ..
Тот, кто в борьбу не вступает, Жертвою станет потом... Е. Евтушенко Честь, совесть, долг, нравственность, добродетель. Люди, обладающие этими нравственными качествами, издревле почитались на Руси. Каждому человеку присущи они, но не каждый развивает их в себе, доводит до совершенства. Еще совсем недавно Коммунистическая партия, комсомольская и пионерская организации в какой-то мере удерживали людей от морального разложения.
Сочинения на свободную тему - Вечный спор добра и зла
AlignjustifyВопрос греха и добродетели один из так называемых вечных вопросов мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались дать окончательное последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то чтобы выяснить как соотнесены грех и добродетель какова граница после которой добродетель становится.
Сочинения на свободную тему - Грех и добродетель людская
Не скажу что я верю в Бога. Пожалуй я даже не верю в него. Это приходит со временем. Я хочу верить потому что верующие люди самые счастливые люди на земле. Они знают что такое истина что такое любовь что такое грех и добродетель людская.
Толерантность
Сочинение-рассуждение В Украине проживают люди 134 национальностей. Каждая имеет свою самобытную культуру, историю, традиции. Но всем нам следует быть толерантными по отношению друг к другу.
Добродетель, любовь, милосердие, бескорыстие атавизмы
Добродетель, любовь, милосердие, бескорыстие 8230 атавизмы Наверное, многие люди задавались этим вопросом. Эта тема в наше время злободневна, как никогда. Я тоже не раз задумывалась над этой проблемой. Сейчас, когда многие люди находятся в постоянной погоне за деньгами, когда материальное благополучие является самоцелью большей части нашего общества, когда темпы жизни растут день ото дня, когда главным жизненным кредо становится выражение «хочешь жить - умей вертеться», может ли идти речь о таких вещах, как добродетель, любовь, милосердие, бескорыстие?
Честность
Сочинение-размышление Родители учат нас быть человечными, опрятными, уважать работу, хорошо учиться. И им очень нелегко общаться с нами, когда мы говорим неправду. Поэтому они стараются убеждать нас, что надо быть честными: «Честность - лучшая добродетель».
Народ в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание — качества, сформированные многовековым рабством.
Карась-идеалист
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил. Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».
Волшебная сила искусства
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство обогащает нашу жизнь. А один из его видов – литература - встречает нас в самом начале жизненного пути и остается навсегда. Книга, подобно заботливым родителям, воспитывает и учит нас. Читая в детстве сказки, мы начинаем отличать добро от зла, правду от лжи, добродетель от подлости.
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист 2
Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности убедить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди, проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника.
Доблесть, честь и достоинство
Автор: Сочинения на свободную тему С раннего детства наши родители стараются воспитать в нас все самые положительные и благородные качества, присущие добропорядочным гражданам. В пример нам они ставят наших любимых героев из прочитанных нами книг или увиденных на телеэкране. Мы же, подражая им во время детских игр, закладываем в своё подсознание доблестные намерения, достойные и честные поступки, мужество и благородство…
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Философские взгляды Сократа 3
Философские взгляды Сократа Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.
Танидзаки Дзюнъитиро. Татуировка
«Это было во времена, когда люди почитали легкомыслие за добродетель, а жизнь ещё не омрачали, как в наши дни, суровые невзгоды. То был век праздности…» Люди шли на все ради красоты, не останавливаясь перед тем, чтобы покрыть свое тело татуировкой.
Чичисбей
Чичисбе́й (итал. cicisbeo, мн. ч. cicisbei) — в старой Италии постоянный спутник замужней женщины, сопровождающий её в общественных местах, зачастую также её любовник.
Симеон Юродивый
(Симеон Эмесский[1], Симеон Палестинский, Емесский, Христа ради юродивый) — христианский монах, отшельник, юродивый и святой VI века. Родился в богатой семье и до возраста 30 лет проживал в городе Едесса[2].
Батлер, Джозеф
Джо́зеф Ба́тлер (англ. Joseph Butler) — английский философ-моралист. Биография В 1715 году поступил в Ориел Колледж Оксфорда. В 1718 году после получения степени и посвящения был назначен проповедником в церковь в Лондоне. В 1738 году епископ в Бристоле. В 1740 году настоятель собора Святого Павла.
Семюэл Ричардсон
Ричардсон Семюэл (Samuel Richardson, 1689—1761) — английский романист, один из основоположников европейского сентиментализма . Родился в семье столяра. Работал наборщиком, корректором, позднее стал собственником небольшой типографии.
Огюст Барбье
Барбье Огюст (Auguste Barbier, 1805–1882) — французский поэт, принадлежавший к романтической школе; выступил на литературное поприще непосредственно после установления Июльской монархии (сборн. «Ямбы» — «Jambes», 1831).