Ричардсон Семюэл (Samuel Richardson, 1689—1761) — английский романист, один из основоположников европейского сентиментализма . Родился в семье столяра. Работал наборщиком, корректором, позднее стал собственником небольшой типографии. Конец жизни провел в материальном достатке, окруженный почетом и известностью.
Лит-ую деятельность Р. начал поздно. В 1740—1741 он дебютировал романом в письмах «Pamela, or the virtue rewarded» (Памела, или вознагражденная добродетель), быстро завоевавшим себе широкую популярность не только в Англии, но и на континенте. Роман повествует о несокрушимой добродетели девушки-служанки, за которой настойчиво ухаживает ее господин, распутный повеса лорд. Чтобы сломить сопротивление девушки, он пускает в ход все средства, вплоть до оскорблений и клеветы. Но все напрасно. Добродетель Памелы торжествует, и в конце концов лорд женится на ней, покоренный ее стойкостью и незлобивостью. Победа оказывается на стороне мещанской морали, аристократический Дон-Жуан безоговорочно капитулирует. Пользуясь эпистолярной формой, автор широко раскрыл внутренний мир своих героев, набросал картину сложных душевных переживаний. Роман быстро стал знаменем борьбы мелкой буржуазии в европейском масштабе. Зато со стороны враждебного лагеря на него посыпались многочисленные пародии («Поведение Памелы в высшем свете», 1741; «Анти-Памела»; «Памела осужденная»; пародия Филдинга «Джозеф Эндрюз», 1742, и др.), стремившиеся ослабить огромное впечатление, произведенное романом.
Популярность Р. еще больше возросла после выхода в свет его второго романа «Clarissa Garlow, or the history of a young lady» (Кларисса Гарло, 7 тт., 1747—1748), в котором изображалась трагическая судьба молодой девушки из богатой-буржуазной семьи, падающей жертвой своей любви к красавцу аристократу, повесе и бреттеру Ловеласу (имя, ставшее нарицательным). По словам автора, в романе затрагиваются «важнейшие отношения семейной жизни», особенно же показываются несчастья, проистекающие из «непредусмотрительного отношения детей и родителей в делах брака». «Кларисса» — ярчайший образчик семейного буржуазного (т. н. сентиментального) романа. Произведение это имело шумный успех. Читатели оплакивали судьбу Клариссы, но также, что уже шло в разрез с намерениями автора, весьма тепло отнеслись к образу обаятельного волокиты Ловеласа. Чтобы дать читателям подлинного «героя», Р. выпустил свой третий роман «History of Sir Charles Grandison» (Сэр Чарльз Грандисон, 6 тт., 1753). Грандисон должен был явить идеал «порядочного» человека, истого джентельмена, как его понимал мелкий буржуа. Но аристократ в роли олицетворения мелкобуржуазных пуританских добродетелей оказался сухой и мертвой фигурой. Роман этот такого успеха, как первые два, не имел. Между тем дух пуританского морализирования, столь резко выявившийся в «Грандисоне», вообще составляет характерную черту художественного метода Р. За психологом в Р. неизменно скрывается мыслитель-моралист, внимательно изучающий внутреннюю жизнь человека со стороны ее нравственных функций как возможную иллюстрацию к тем или иным положениям буржуазно-пуританской этики. Его интересуют не страсти сами по себе, но психологическая механика добродетели или порока. Отсюда тот рассудочно-аналитический характер, которым отмечены психологические зарисовки Р. (стремление к систематизации чувствований, каталог нравственных достоинств Памелы в конце одноименного романа, аналитические штудии Клариссы: стремясь все увидеть, обсудить и оценить, она делает для себя подробное перечисление и классификацию достоинств и недостатков Ловеласа с обозначением их всех по номерам и пр.). В этом — характерная особенность Р., резко отличающая его жанр от молодого Гёте и др. сентименталистов-штюрмеров, иррационалистов по своим основным тенденциям. От последних Р. отличается и неприязнью ко всему экзальтированному, стихийно необузданному. Его герои чуждаются бурных порывов, сильных восклицаний, их речь часто впадает в книжную правильность или даже напыщенность. При всем этом творчество Р. сыграло огромную роль в деле ниспровержения канонов классицистической литературы.
Огромная масса английской мелкой буржуазии, вызванная к широкой политической жизни двумя предшествующими революциями и началом промышленного переворота, увидела в Р. своего крупнейшего писателя. Французская буржуазия, подготовлявшая почву для революции 1789, особенно восторженно встретила произведения Ричардсона. Дидро поставил Р. наряду с Гомером, Софоклом, Еврипидом. Руссо считал, что ничего подобного романам Р. ни на одном языке создано не было. В Германии Клопшток, Виланд, Геллерт и др. восхваляли Р. Романы Р. были также в конце XVIII и начале XIX вв. весьма популярны и в России. С начала XIX в. популярность Р. стремительно падает. В условиях XIX века проблематика его романов утратила свою актуальность, и за Ричардсоном установилась репутация многословного и скучного писателя.
Список литературы
I. The Works, ed. Е. Mangin, 19 vv., L., 1811
Works (Lesley Stephen), 12 vv., L., 1883
Novels, by Ethel M. M. M’Kenna, 20 vv., Philadelphia, 1901
The Shakespeare Head, Edition of the Novels of S. Richardson, in 18 vv., Oxford, 1930—1932
Памела, или награжденная добродетель, перев. Чертков, СПБ, 1787—1796 (4 чч.)
Английские письма, или история кавалера Грандисона, перев. А. Кондратовича, СПБ, 1793—1794 (8 чч.)
Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов, СПБ, 1791—1792 (6 чч.)
Кларисса, или история одной барышни, «Биб-ка для чтения», 1848 (пересказ у А. В. Дружинина, Собр. сочин., т. V, СПБ, 1865).
II. Schmidt E., Richardson, Rousseau und Goethe, Jena, 1875
Neudr., 1924
Gassmeyer G. M., Richardsons Pamela, Diss., Lpz., 1891
Thomson С., Richardson, L., 1900
Dobson A., S. Richardson, N. Y., 1902
Dibelius W., Englische Romankunst, Bd I, Berlin, 1910
Danielowski E., Richardson’s erster Roman, Entstehungsgeschichte, Berlin, 1917
Schüking L., Die Grundlagen des Richardsonschen Romans, «Germanisch-Romanische Monatsschrift», Bd XII, 1924, S. 21—42, 88—110
Его же, Die Familie im Puritanismus, Lpz., 1929
Downs B. W., S. Richardson, L., 1928
Beckstein J., Richardson’s «Pamela» nach ihrem Gedankengehalt betrachtet, Erlangen Diss., 1930
Dottin P., S. Richardson, P., 1901
Его же, L’accueil fait à «Pamela», «Revue anglo-américaine», 1930, Août
Батюшков Ф. В., Западная литература накануне XIXв., в изд. «История западной литературы XIX в.», т. I, изд. «Мир», М., 1912. Общие курсы по западно-европейской литературе: Фриче В. М., Когана П. С., Стороженко Н. И. и др.
Другие работы по теме:
Тематика
Тематика — совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) — предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении.
Градостроительное развитие Сан-Франциско
Министерство Образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Градостроительство» Реферат «Градостроительное развитие Сан-Франциско»
Психология агрессии
Природа агрессии в отечественной и зарубежной литературе. Структура агрессии.
Диагностика агрессивного поведения человека
Контрольная работа по предмету «Юридическая психология» Тема: «Диагностика агрессивного поведения человека» Содержание Содержание 2 Введение 2 Понятие агрессии, основные теории 3
Агрессия и ее производные
Понятие агрессии в психолого-педагогической литературе. Степень вредоносности агрессивных действий, их "лечение" и предупреждение. Проявления агрессии как психическое состояние, его феноменология, познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.
Сотовые телефоны третьего поколения (3G)
Задача создания мобильных сетей третьего поколения. Представления потребителей о мобильном устройстве нового века. Зависимость успеха сотовой связи от разработки мобильных телефонов, которые сделают возможным использование мультимедийных средств.
Backstreet Boys
Квинтет привлекательных поющих красавчиков, Backstreet Boys, по крайней мере на первый взгляд, идут по хорошо утоптанной дороге, проложенной их знаменитыми предшественниками из бинтаунской пятерки.
Caravan
"Caravan" является одной из самых значительных британских прогрессив-групп, несмотря на то что у себя в Англии в начале своей карьеры она имела относительный успех и получила всемирную известность лишь в 1975 году.
Firehouse
Организовали данный проект, исполняющий мелодичный коммерческий хард-рок, бывшие участники "Maxx Warrior" вокалист Карл Снэре и басист Перри Ричардсон, взявшие себе на подмогу гитариста Билла Леверти и барабанщика Майкла Фостера.
Gorefest
Голландская дэтовая команда "Gorefest" из провинции Зиланд появилась на свет в 1989 году. Основали ее Ян Крис Де Койер (бас, вокал), Франк Хаартхорн (гитара), Алекс Ван Шаик (гитара) и Марк Хугедурн (ударные).
Эрнест Миллер Хемингуэй
Text Text Text Text Париж Париж Graphics В 1922 году Эрнест знакомится с Сильвией Бич, хозяйкой книжной лавки «Шекспир и компания». Между ними завязываются тёплые дружеские отношения. Хемингуэй часто проводит время в заведении Сильвии, берёт напрокат книги, знакомится с парижской богемой, писателями и художниками, которые также являются завсегдатаями лавки.
Джонатан Свифт 2
Джонатан Свифт (1667—1745), выдающегося публициста и великого сатирика. Глубокая народность Свифта с полной силой проявилась в произведениях, написанных им во время пребывания в Ирландии — этой первой колонии английского капитализма. Его памфлеты — «Письма суконщика», «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», «Скромное предложение о детях бедняков» и др. — проникнуты горячим сочувствием к страданиям ирландского народа и ненавистью к его поработителям — английским лордам и финансовым дельцам.
Странная любовь к Родине в лирике М.Ю.Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и тому подобное.
Романтизм в английской литературе
Основные представители направления романтизма в английской литературе: Ричардсон, Филдинг, Смоллетт. Тематика и анализ некоторых произведений авторов, особенности описания ими образов героев, раскрытия их внутреннего мира и интимных переживаний.
Чейни, Ричард
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Интересные факты Введение Ричард Брюс «Дик» Чейни (англ. Richard Bruce «Dick» Cheney; 30 января 1941, Линкольн, Небраска) — американский политик, республиканец, работал в администрациях четырёх президентов США. В администрации Дж. Буша-старшего 1989—1993 министр обороны США.
Ричардсон, Уильям Блейн
Введение 1 Биография 2 Политическая карьера 2.1 Деятельность в Палате представителей Конгресса США 2.2 Посол США в ООН 2.3 Секретарь (министр) энергетики США
Гамильтон, Александр
Введение 1 Детство 2 Начало карьеры 3 Секретарь казначейства 4 Дальнейшая деятельность 5 Посмертная слава Введение Александр Гамильтон (англ. Alexander Hamilton, 11 января 1755/1757—1804) — государственный деятель США, видный деятель Первой американской буржуазной революции. Идеолог и руководитель Партии федералистов с момента её создания.
Тина, Брэндон
План Введение 1 Биография (на английском) (на русском) Введение Брэндон Тина (англ. Brandon Teena; 12 декабря 1972, Линкольн — 31 декабря 1993, Фоллз-Сити) — FtM транссексуал из США, жертва преступления на почве ненависти, чья судьба привлекла общественное внимание и послужила сюжетной основой для ряда художественных произведений.
Бентсен, Ллойд Миллард
Ллойд Миллард Бентсен-мл. (англ. Lloyd Millard Bentsen Jr., 11 февраля 1921, Мишн, Техас — 23 мая 2006, Хьюстон, Техас) — политик США, демократ. После окончания Школы законоведения Техасского университета в 1942 поступил в американскую армию, до начала 1944 работал в разведывательной службе в Бразилии, а затем — пилотом ВВС в Италии.
Сентиментализм 2
План Введение 1 Сентиментализм в английской литературе 2 Сентиментализм во французской литературе 3 Сентиментализм в русской литературе 4 Основные черты литературы сентиментализма
Свиток и Ключ
План Введение 1 История 2 Факты 3 Выдающиеся члены Список литературы Введение Свиток и Ключ (англ.Scroll and Key) — тайное общество старшекурсников Йельского университета, основанное в 1841 году. Это второе старейшее тайное общество университета (Первое — Череп и кости).
Коэн, Уильям Себастьян
Уи́льям Себастья́н Ко́эн (англ. William Sebastian Cohen, р. 28 августа 1940, Бангор, штат Мэн) — американский юрист, политик и государственный деятель, занимавший пост министра обороны США в администрации президента Клинтона в 1997—2001 годах.
Ричардсон, Сэмюэл
Введение 1 Биография 1.1 Ранний период жизни 1.2 Ранняя карьера 2 Романы 3 Влияние Список литературы Введение Сэмюэл Ричардсон (англ. Samuel Richardson; 19 августа 1689, Дербишир — 4 июля 1761, Парсонс-Грин) — английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. Известность ему принесли его три эпистолярных романа: «Памела, или награждённая добродетель» (1740), «Кларисса, или история юной барышни» (1748) и «История сэра Чарльза Грандисона» (1753).
Роль медуз в завоевании Мирового океана
Ученые предсказывают захват Мирового океана медузами. По их мнению, теперь спасти человечество от такого последствия глобального потепления и хозяйственной деятельности сможет только массовое увлечение блюдами из медуз и восточной медициной.
Барт Генрих
Немецкий путешественник. За шесть лет прошел по Сахаре и Судану более 20 тысяч километров, составил довольно точные карты посещенных им стран и собрал обширные географические, этнографические и лингвистические материалы.
Макензи Александр
Макензи Александр (1764-1820) шотландский купец, агент Северо-Западной пушной компании. В 1789 году исследовал реку Невольничья, Большое Невольничье озеро, открыл реку, горы, низменность и залив, названный его именем, горы Франклин и хребет Ричардсон.
Джон Джеймс Осборн
Osborne, John James (1929–1994), английский драматург. Родился 12 декабря 1929 в Лондоне. В молодости работал актером, в свободное время писал стихи и пьесы. Известность пришла к нему в 1956 после премьеры на сцене театра «Ройял Корт» Оглянись во гневе.