Непосредственной целью науки является описание, объяснение и
предсказание процессов и явлений действительности, составляющих пред-
мет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в
той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методоло-
гии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Филосо-
фию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме пост-
роения знания, к логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая
единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала фило-
софию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение
подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а по-
рой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный
характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для
философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий фи-
лософов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода
игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснова-
ний, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же
такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обра-
тившись к истории.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом су-
ществующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое
время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из ко-
торых занята исследованием своей области явлений, он определил филосо-
фию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах
бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с
возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту
область знания 'госпожой наук', считая что другие науки, как рабыни,
не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено
характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и спе-
циальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация
сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвер-
дился в сознании философов титулами 'королева наук' и 'наука наук'.
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей
науки - само слово 'философия' означает 'наука'. Эта наука была нап-
равлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать
объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, фило-
софия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась
отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных
наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религи-
озной жизни. Идеи а[НЕРАЗБОРЧИВО]стики, первоначально выдвинутые еще в
античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественно-на-
учный факт - можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по
отношению к естествознанию.
В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противо-
положные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это
время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма,
поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее на-
учность, одним словом развенчивающее 'королеву наук' в 'служанки'. В
позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат
науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сло-
жилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познава-
тельные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозгла-
шается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно
брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будора-
жившие умы в течении столетий.
Ко всему прочему отличием философского знания от других является
то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие,
какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Посмотрим как наука и философия взаимодействуют между собой.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функ-
ций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как
обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее
общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бы-
тия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность
философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза,
формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также
первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных
специально-научными методами.
На основе общих принципов рационального понимания философская
мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений,
формирует общие предположения о их природе и возможных способах позна-
ния. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания,
практики, она создает философские 'эскизы' тех или иных природных или
общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную
проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принци-
пиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. филосо-
фия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит
и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в свя-
зи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, нали-
чием 'белых пятен' познавательной картины мира. Конечно, в конкретном
- научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей
системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического
мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются
в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства,
общих закономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений не
вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мысли-
тельный инструментарий(категории, принципы, различные методы позна-
ния), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,
осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и
теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и
формируются в сфере философии.
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть
много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нель-
зя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее науч-
ность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы,
проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда
теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутс-
твует.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Броуновская экономика
Лекция по экономике №1 Броуновская экономика Философия хозяйства является основой современной экономики. философия хозяйства зародилась давно и берет начало от Сократа и Платона, но в современном этапе экономического развития в начале прошлого века для большинства экономистов открыл Булгаков С.
Структура философского знания
Характеристика и структура внутренней специализации философии, сущность ее основополагающих разделов: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Роль и значение законов и принципов в становлении философского знания как системы.
Предмет и основные проблемы философии науки
Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания.
Почему философию принято называть теоретическим мировоззрением
3. Как Вы думаете, ? Вряд ли можно спорить с тем, что философские взгляды играют важную роль в мировоззрении людей. Значительность этой роли нередко побуждает к тому, чтобы саму философию понять и определить с помощью отсылки к мировоззрению. Представить её, как теоретическую форму мировоззрения или как его теоретическое ядро.
Марксистская философия 3
Марксистская философия Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия и религия сходства и отличия
Философия и наука: сходства и отличия Перечислим аспекты, подтверждающие сходство философии и науки: 1) выражение знания в теоретической форме; 2) общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности; 3) кумулятивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов); 4) постепенный переход от предметной к проблемной ориентации; 5) одновременное возникновение; 6) институционное оформление в XVΙΙ веке.
История философии
Тестовые задания по теме «История философии» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания История философии Философия древности Философия Средних веков
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Аналитическая философия
Аналитическая философия, направление современной буржуазной, главным образом англо-американской, философии, которое сводит философию к анализу языковых и понятийных средств познания.
Философия Дании
Для развития датской философии характерны переработка идей, заимствованных из Германии и Англии, отсутствие склонности к систематическим построениям, тяготение к этической и психологической проблематике.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Русская философия XIX века 2
Text Text - человек есть соединение материального и духовного - жизнь человека возможна в коллективе - история движется по божественному
Предмет философии и ее функции
Предмет философии и ее функции Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. №696 представляются следующие рекомендации по изучению предмета «История и философия науки» и проведению экзамена по этой дисциплине
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17. 02 2004 №697 кандидатский экзамен по истории и философии науки сдается в следующем порядке
Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами.
Корректировка некоторых афоризмов
Философия начинается там, где кончается проявление эмоций в форме видимых реакций, где вся энергия эмоций направляется на работу мозга, осмысляющего породившую эмоции ситуацию.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Бенедетто Кроче
Croce, Benedetto (1866–1952), итальянский философ, историк, критик, издатель и политический деятель. Представитель неогегельянства.