Федеральное
агентство по образованию
Уральская
академия государственной службы
Факультет переподготовки
государственных и муниципальных служащих
Кафедра государственного и муниципального управления
Логика
Контрольная работа
Шайгинуровой Натальи Руслановны
группа ГМУ-313, специальность
080504.65
"Государственное и муниципальное
управление"
Проверил:
Максимов Александр Александрович,
к. ф.
н., доцент
Екатеринбург
2010
1)
Дать логическую
характеристику понятию: кошка.
Решение:
Т.е. необходимо
определить вид по содержанию и объему
По объему: общее (кошки
бывают разных пород)
регистрирующее (элементы
множества поддаются учету)
разделительное (к каждому
элементу множества – породе – применимо
название кошка)
По содержанию: конкретное
(в понятии мыслится класс предметов)
положительное (содержание
составляют признаки, присущие предмету)
безотносительное (понятия
могут мыслиться без своей противоположности)
2)
Противопоставить
предикату: Понедельник – день тяжелый.
Решение:
– Понедельник есть
тяжелый день
S есть Р, исходное суждение вида А
– Понедельник не есть
нетяжелый день
S не есть не Р, превращенное суждение
вида Е
– Нетяжелый день не есть
понедельник
Не Р не есть S, суждение вида Е с
противопоставлением предикату
Или другими словами:
Легкий день – это не понедельник.
3)
Восстановить
энтимему: некоторые люди, живущие в XVIII веке, были поэтами, так как Пушкин жил в XVIII веке.
Решение:
А) определим вид умозаключения:
скорее всего, это простой категорический силлогизм
Б) определим структуру
умозаключения:
"Некоторые люди,
живущие в XVIII веке, были поэтами" – это
большая посылка
"Пушкин жил в XVIII веке" – посылка
Значит, в нашем суждении
пропущено заключение
Б.п. М – Р Некоторые
люди, живущие в XVIII веке, были
поэтами
М.п. S – М Пушкин жил в XVIII веке
S – Р
Скорее всего, это I фигура. Восстановим заключение S – Р
J Некоторые люди, живущие в XVIII веке, были поэтами
А Пушкин жил в XVIII веке
А Пушкин был поэтом
Восстановили, получили: Некоторые
люди, живущие в XVIII веке, были
поэтами, а Пушкин жил в XVIII
веке, значит, он был поэтом
В) Проверим схему
рассуждения на соответствие правилам силлогизма
Структура рассуждения
соответствует I фигуре простого категорического
умозаключения. Первая фигура имеет правило: большая посылка – общее суждение,
меньшая – утвердительное. В имеющемся рассуждении большая посылка –
частно-утвердительное суждение. Следовательно, рассуждение неправильно. Средний
термин (М) не распределен ни в одной из посылок. Таким образом, рассуждение
неверно
4)
Определить вид и
проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: студент может быть
отчислен из Академии, если он пропускает занятия, если он не сдал сессию или
вообще на нее не являлся. А Вася не может быть отчислен из Академии…
Решение:
Если студент пропускает
занятия, или не сдал сессию, или вообще не пришел на сессию, то он может быть
отчислен из Академии. А Вася не может быть отчислен из академии. Следовательно,
он или не пропускал занятия, или сдал сессию, или пришел на сессию.
(((р àq) v (c àq) v (i à q)) ۸ q‾ ) à (p‾ v c‾ v i‾)
Вид умозаключения:
деструктивная дилемма условно-категорического силлогизма
5)
Привести пример
ошибки при рассуждении по аналогии
Решение:
Алюминий – твердое тело.
Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, свинец, барий, кадмий –
тоже твердые тела. Вероятно все металлы – твердые тела.
Ошибка заключается в
следующем: это аналогия ни по свойствам, ни по отношениям. В нашем примерно
правильнее было бы сделать так: Алюминий – твердое тело. Железо, медь, цинк,
серебро, платина, золото, никель, свинец, барий, кадмий – тоже твердые тела.
Вероятно, все металлы – твердые тела.
Но, как известно, металлы
могут быть и жидкими (например, ртуть). Следовательно, рассуждение по аналогии
не верно, т.к. сравнивались объекты, а не свойства или отношения, и на примере
наличия у нескольких объектов одного свойства делается вывод обо всех
субъектах, принадлежащих данной группе. Без учета их особенностей.
6)
Правильно ли дано
следующее определение: (если нет, почему, указать ошибки): жук – это насекомое,
с жесткими надкрыльями, обитающее в Средней Азии
Решение:
А) объемы должны быть
тождественными (в нашем случае это правило нарушено, т.к. они очень узкое – "обитающее
в Средней Азии" - не все жуки обитают именно там, они могут обитать где
угодно)
Б) определение не должно
содержать порочного круга, т.е. Dfd не
находится в составе Dfn (в нашем
случае это правило соблюдается, пример ошибки: жук – это жук, который….)
В) определение не должно
содержать отрицание – данное правило соблюдено
Г) определение не должно
содержать метафору – в нашем случае данное правило соблюдено
ВЫВОД: определение дано
не верно.
Другие работы по теме:
Модальности
Модальности (от лат. modus - вид, способ) - тип отношения высказывания к реальности. Наиболее известные нам модальности - это наклонения: изъявительное - оно описывает реальность ("Я иду"), повелительное - оно ведет диалог с реальностью ("Иди").
Философия языка
Диалектика. В неопозитивистских концепциях центральное место занимает, следовательно, философия языка. Почему? И еще одна проблема: ведь язык - сложное и многомерное
Логика
Предмет логики, ее значение и виды. Особенности определения истинности сложного суждения по таблице истинности. Построение фигуры категорического силлогизма на основании посылки: "Все люди – смертны". Путь формирования логической культуры мышления.
Деонтическая логика
Деонтическая логика (от греч. deon — должное, правильное), или Логика норм, нормативная логика — раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний (норм).
Философия языка
Диалектика. В неопозитивистских концепциях центральное место занимает, следовательно, философия языка. Почему? И еще одна проблема: ведь язык - сложное и многомерное
Математическая логика
Ее еще называют символической логикой. Математическая логика - это та же самая Аристотелева силлогистическая логика, но только громоздкие словесные выводы заменены в ней математической символикой.
Многозначные логики
Обычная Аристотелева логика называется двузначной, потому что ее высказывания, имеют два значения, то есть они могут быть либо истинными, либо ложными. Однако мы знаем, что в реальности далеко не всегда можно определить точно истинность или ложность.
Доказательство
Рассуждение, устанавливающее истинность к.-л. утверждения путем приведения др. утверждений, истинность которых уже установлена.
Основные понятия логики
Значение логики, понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий. Единичные и общие, конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные понятия. Семантическая характеристика высказываний.
Умозаключение
Умозаключение - форма мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Виды умозаключений. Логика суждений (высказываний). "Аксиомы" логики суждений. Правила вывода логики суждений. "Условный силлогизм".
Гиляров-Платонов Никита Петрович
Гиляров-Платонов Никита Петрович- философ, публицист. Профессор Московской Духовной Академии. Пытался проанализировать диалектику Гегеля с позиций формальной логики. Близок славянофилам.
Грот Николай Яковлевич
Попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям) была сделана Н.Я.Гротом в его "Реформе логики" и отчасти И.Ягодинским в его книге "Генетический метод в логике".
Эпистемическая логика
В качестве эффективного инструмента реконструкции и анализа теоретико-познавательных контекстов и проблем обычно используется особый вид интенсиональной логики – эпистемическая логика.
Контрольные вопросы по логике
Что изучает логика. Что мы называем истиной и ложью. Когда возникла логика как наука. Зачем нужно изучать логику. Определение понятия. Какие функции выполняют понятия.
Контрольные вопросы по логике
Принципы моделирования. Теоретико-множественные средства моделирования. Средства моделирования логики высказываний. Средства моделирования логики предикатов. Логика научного познания. Доказательство и дедуктивный вывод. Виды индукции. Аналогия.
Буль Boole Джордж
Буль (Boole) Джордж (2 ноября 1815, Линкольн, Великобритания - 8 декабря 1864, Баллинтемпль, Ирландия), английский математик и логик, один из основоположников математической логики. Разработал алгебру логики (булеву алгебру) ("Исследование законов мышления", 1854), основу функционирования цифровых компьютеров.
по Логике 10
Московский Государственный Университет Печати Контрольная работа по дисциплине ЛОГИКА Выполнила: Студентка группы ЗКЖ2 Савина А.М. Москва 2010 Задание 13.
Предмет логики. Основные логические формы
Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин "логос" в смысле "определения" или "разумности вообще".
Возникновение и развитие символической логики
Возникновение и развитие символической логики связано с работами Г.Фреге (1848–1925) и Ч.С.Пирса (1839–1914). После того, как Фреге в 1879 и Пирс в 1885 ввели в язык алгебры логики предикаты, предметные переменные и кванторы, возникла реальная возможность построения системы логики в виде логического исчисления, что и было сделано Фреге, который по праву считается основателем символической логики в ее современном понимании.
Логика как самостоятельная наука
Введение Еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения. Для того, чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.
Тривиум
Введение 1 Состав 1.1 Грамматика 1.2 Риторика 1.3 Логика Список литературы Введение Тривиум, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.
Баумейстер, Фридрих Христиан
Фридрих Христиан Баумейстер (нем. Friedrich Christian Baumeister; 17 июля 1708, Кёрнер, Тюрингия — 8 октября 1785, Гёрлиц) — немецкий философ школы Лейбница и Х. Вольфа, автор ряда учебников логики, метафизики и натуральной философии на латинском языке.
Плокке, Готфрид
Готфрид Плокке (нем. Gottfried Ploucquet; 25 августа 1716, Штутгарт — 13 сентября 1790, Тюбинген) — немецкий философ и логик, один из наиболее известных преподавателей логики и метафизики XVIII века, профессор (с 1750 года).
Юзеф Мария Бохеньский
Бохеньский был известным логиком и исследователем истории логики. Одним из первых продолжил программу историко-логических исследований, начатую Я. Лукасевичем в Польше.
Аристотель Стагирит
Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Описание работ.
Гаврилов Михаил Александрович
Гаврилов Михаил Александрович (1903-79), российский ученый, стоявший у истоков информатики в нашей стране, в частности технической кибернетики, теории автоматов и теории ЭВМ, член-корреспондент АН СССР (1964)
Карл Поппер
Поппер (Popper) Карл Раймунд (р. 28.7.1902, Вена), австро-английский философ-неопозитивист, логик и социолог.
Буль (Boole), Джордж
Его работы «Трактат о дифференциальных уравнениях» (1859г.) и «Трактат о вычислении предельных разностей» (1860г.) оказали колоссальное влияние на развитие математики. В них нашли свое отражение наиболее важные открытия Буля.