Еще раз вспомним, что общественное мнение это выражение определенной позиции (оценочного мнения) общности людей на какую-либо проблему.
Общественное мнение непостоянно и неоднородно. Социальным психологом Х.Кэнтрил были сформулированы некоторые законы, управляющие формированием общественного мнения.
1. Мнение людей чувствительно к важным проблемам.
2. Необычные события могут временно колебать общественное мнение от одной крайности к другой. Мнение не стабилизируется, пока не будет видна перспектива.
3. На мнение сильнее действуют события, чем слова, если сами слова не интерпретируются как события.
4. Словесные утверждения и действия максимально значимы тогда, когда мнение еще не сформировалось или когда люди поддаются внушению и доверяют надежному источнику.
5. Если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно.
6. Когда мнение принадлежит незначительному большинству или когда оно не структурировано, то на его принятие влияет совершенное действие.
7. В критическое время люди более чувствительны к своему лидеру. Если они доверяют ему, то проявляют более чем простую ответственность, а если нет то менее терпимы, чем обычно.
8. Люди лучше воспринимают и легче формируют мнение по отношению к целям, чем к методам их достижения.
9. Общественное мнение так же, как и индивидуальное, окрашено желанием (интересом); и когда оно базируется на нем, а не просто на информации, то наиболее остро реагирует на события.
10. Важными психологическими характеристиками мнения являются направленность, интенсивность, широта и глубина.
Нельзя говорить о законах применительно к такому сложному явлению, как общественное мнение, но существует 5 основных идеи, которые присутствуют во всех исследованиях общественного мнения: 1. На мнение наибольшее влияние оказывают сами события. 2. Обычная реакция общественного мнения требование что-то сделать. 3. Личный интерес оказывает сильное влияние на мнение людей. 4. Лидерство высоко ценится, хотя не всегда объективно и критично. 5. Трудно оценить правоту общественного мнения. При формировании общественного мнения следует не забывать, что: а) надо поддерживать активных сторонников; б) попытаться склонить на свою сторону нерешительных; в) нейтрализовать или сильно ослабить оппозицию; г) ориентироваться не на отдельных людей, а на большинство. Хотя, если есть сильный лидер и в «вашем стане», то можно работать и через него. Если чьи-то позиции (убеждения) сильны, не тратьте время. Работать нужно с неопределившимися. Есть 3 пути влияния на людей: власть, покровительство и убеждение. Здесь мы подошли к вопросу о путях, средствах и методах убеждения. Итак: 1. Власть держится на авторитете. Один источник власти законы; другой влияние друзей, их просьбы и т.п. 2. Покровительство, например, включать плату кому-либо ради рекламы, вклад в какой-либо проект и т.д. 3. Убеждение. Здесь решающим фактором будет информация (или ее нехватка), а также способ, каким она подается (или сокрыта). Информация должна тщательно отбираться. Очень важным является вопрос что, кому и как говорить; правильный выбор средства связи доведения информации до людей. Таким образом, например, пользуется популярностью, обращает внимание на какие-то изменения (в обществе, городе, районе), показывает, где искать информацию. Но если нужно детализировать информацию, то лучше использовать печать. Для убеждения нужно использовать рациональные и иррациональные методы (например, курить вредно, натощак тем более, но...). СМИ тем больше влияют на значимость информации, чем больше они отводят времени на нее, чем чаще повторяют. При формировании общественного мнения используются разные методы и не все они честные. Есть много путей для обмана, известных как пропаганда. Например: 1. Наклеивание ярлыка. Может быть позитивным и негативным. 2. Звучные выражения, хотя и туманные («энтузиазм масс», «толпа приветствующих»). 3. Свидетельство. Известные люди (артисты, спортсмены говорят, что они голосуют за...; используют такой-то крем для бритья...). 4. Простота. «Я такой же простой человек», как и вы, несмотря на свое положение. 5. Подтасовка. Односторонняя подача фактов. 6. Эмоциональные стереотипы. Использование образов всех видов (добрый человек, отличная хозяйка...). 7. Умалчивание (намеки, клевета и пр.). 8. Уничтожение с помощью риторики (дискредитация мотивов личности ради оболгания идеи. Например, глава администрации хочет построить мост потому, что на другом берегу живут его родственники). Но слово «пропаганда» нельзя воспринимать лишь негативно. За ним конструктивизм мышления и поведения (пропагандисты учат что думать, а преподаватели как думать).
Эффективность убеждения
Обращаясь к побуждениям людей, необходимо учитывать две вещи:
1. Возможен так называемый «познавательный диссонанс» (когда под давлением власти или агитации действия людей расходятся с их убеждениями, пытаются оправдать свои поступки, изменить представления).
2. Истина имеет личностную окраску (например, мировые религии. Все они провозглашают истину, хотя в учениях немало путаницы).
Возникает вопрос о манипуляции общественным мнением. Связан ли он с коммуникационным мастерством или широтой знания? Не всегда. Когда есть возможность «давления» на СМИ, можно получить обратный эффект. Следует отличать агитацию человека человеком и через СМИ. Первое более эффективно, потому что опирается на прямые и обратные информационные связи, на возможность одобрять (поощрение) и быть недовольным (наказывать). Задача же СМИ формировать установки и образцы поведения в определенном направлении. Существуют устные и письменные средства убеждения. Через речь оказывается личностное эмоциональное воздействие на людей ю Его сила связана с простотой, точной адресностью и гибкостью благодаря обратной связи. Нет нейтральных речей. Все они в чем-то убеждают (преподаватель, например, в правильности теории, а продавец в качестве своего товара). Слово несет одновременно и информацию, и воздействие. Малая информативность, но частая повторяемость простых и привлекательных истин связана с пропагандой, которая внушает то, что нужно агитатору. Работа с общественностью предполагает цивилизованные формы убеждения, основанные на партнерстве и взаимной выгоде. Но, вместе с тем, партнеры всегда имеют личный интерес и стремятся отстоять его. Поэтому в устном сообщении следует четко представлять свои цели и говорить только то, что нужно и только тогда, когда нужно. Еще одним залогом успеха является эмоциональная и логическая убедительность. Речь должна быть простой и эмоционально яркой (без избытка). Но самый главный «двигатель» убеждения логическая доказательность, аргументированность.
Список литературы
1. Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использование в управлении социальными процессами. М., 1987.
2. Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903.
3. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
4. Яковлев И.П. Паблик Рилейшенз в организациях. СПб., 1995. Короткова Л. Н. Социология общественного мнения: Конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 г. 32 с. sociology.extrim.r
Другие работы по теме:
Макроэкономика
В этом докладе рассмотренны понятии и цель макроэкономики.
Общечеловеческие ценности иллюзия и реальность 2
Общечеловеческие Ценности — словосочетание, активно используемое в манипуляции общественным мнением Утверждается, что несмотря на различие национальных культур, религий, уровня жизни и развития народов Земли существуют некие одинаковые для всех ценности, следовать которым должны все без исключения Ещё один миф и выдумка, дабы создать иллюзию в понимании человечества как некоего монолитного организма с единым для всех народов путём развития и способами достижения своих целей Во внешней политике США и их сателлитов разговоры о защите «общечеловеческих ценностей» (свобода, демократия, защита прав человека и т д) перерастают в открытую военную и экономическую агрессию против тех стран и народов, которые хотят развиваться своим традиционным для них путём, отличным от мнения мирового сообщества Мало кто задумывается над тем, что абсолютных общечеловеческих ценностей не существует Например,
Управление общественными отношениями 3
Введение Воздействие на общественность и общественное мнение, с целью управления общественными отношениями, является на сегодняшний день основной задачей многих предприятий, управленческих сфер, политиков и дипломатов. Управление общественными отношениями является искусством, а специалист, владеющий достаточными знаниями для управления общественными отношениями, является незаменимым во многих сферах управления.
Общественное мнение и управление
КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Профессиональная переподготовка по направлению
Социологическое изучение общественного мнения
Понятие общественного мнения: сущность и признаки, объекты и субъекты. Формирование общественного мнения, средства манипулирования. Сравнение понятий "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Значение термина "мнение общества".
Формирование общественного мнения
Сущность и основные признаки общественного мнения, определение субъектов и объектов. Порядок формирования общественного мнения и средства манипулирования им. Понятия "субъект общественного мнения"; "выразитель общественного мнения"; "мнение общества".
Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа
Широкое распространение на Кавказе имеют мировые религии — ислам и христианство, однако в жизни кавказских народов продолжает сохранять сильное влияние традиционный институт «адат» как нравственный регулятор отношений.
Пиар в многонациональной среде
Учет российского менталитета в современной практике паблик рилейшнз. Использование технологий Public Relations в реализации этнонациональной политики.
Общественное мнение
Два аспекта проблемы. Логические границы способности суждения общественного мнения и объективные познавательные возможности массового сознания.
Конформизм и нонконформизм
Эссе на тему «» Конформизм – изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. Явление конформизма связано с группой. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы – он получает поддержку и одобрение.
Сonditio sine qua non
Почему юнионистское движение в странах СНГ не оправдывает надежды, возлагаемые на него общественным мнением. Почему оно маломощно.
Структура и основы управления общественным мнением
В отношении к определенному вопросу большинство людей занимают нейтральную позицию — это пассивное большинство, остающееся нейтральным и индифферентным. Трудно изменить мнение человека, решительно выступающего против определенной точки зрения.
Финансовая политика предприятия 3
Финансовая политика предприятия Финансовая политика предприятия - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач. Содержание финансовой политики предприятия многогранно и включает следующие аспекты:
Образование
В этом тексте публицист рассуждает над одной из самых сложных философских тем - образование. Основная проблема очерка автора заключается в значении роли образования в жизни каждого человека и объеме знаний, которые требуются той или иной личности.
Евгений Онегин и Александр Пушкин. 4
Евгений Онегин и Александр Пушкин. Автор: Пушкин А.С. Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его “энциклопедией русской жизни”. Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Американская ассоциация звукозаписывающих компаний
Введение 1 История 2 Судебные иски 3 Критика 4 Курьёзы Список литературы Введение Америка́нская ассоциа́ция звукозапи́сывающих компа́ний (англ. Recording Industry Association of America, RIAA) — ассоциация, представляющая интересы звукозаписывающей индустрии США.
Губная грамота
— акт, которым правительство царя Ивана Грозного предоставляло местному обществу право самому преследовать и судить татей и разбойников и полагало казнь на его души.
Сейм Латвии
План Введение 1 Хронология созывов 2 Результаты последних выборов (2010) 3 Результаты предпоследних выборов (2006) 4 Состав Сейма по фракциям (ноябрь 2010)
Союз благоденствия
Последователи философов-просветителей XVIII века. Численность организации. Литературное общество “Зелёная лампа”.
Such a Parcel of Rogues in a Nation
Введение 1 «Якобитские реликвии Шотландии» 2 Сюжет 3 Стихи и перевод Such a Parcel of Rogues in a Nation Введение Such a Parcel of Rogues in a Nation (Экая Шайка Разбойников в Стране) — шотландская народная песня, стихи которой взяты из одноимённой поэмы Роберта Бёрнса 1791 года.
Альберт Эйнштейн
Варнавский. Альберт Эйнштейн. (1879-1955) Альберт Эйнштейн родился в Германии, в городе Ульеме 14 марта 1879 года. С 14 лет вместе с семьёй жил в Швейцарии, где в 1900 году окончил Цюрихский политехникум. Уже в период обучения в политехникуме Эйнштейн своим мнением и высказываниями вошел в противоречие с классической Ньютоновской теорией, чем нажил себе недоброжелателей среди преподавателей и коллег.
Тема дружбы и любви в Евгении Онегине
ТЕМА ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ В "ЕВГЕHИИ ОHЕГИHЕ" В pомане А. С. Пушкина "Евгений Онегин" наpяду с дpугими пpоблемами, не маловажное место уделяется теме, пpедставленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дpужбы и любви.
Милиция общественной безопасности
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
Тенденции урбанизации
Урбанизация рассматривается учеными и общественным мнением как, в общем, позитивная тенденция развития мира.