Р.М. Абакарова
Кавказ отличается особой сложностью этноконфессиональной структуры населения. Широкое распространение на Кавказе имеют мировые религии — ислам и христианство, однако в жизни кавказских народов продолжает сохранять сильное влияние традиционный институт «адат» как нравственный регулятор отношений как между субъектами внутри этноса, так и между представителями различных этносистем.
После распада СССР на Кавказе религия активно выступает важным, иногда определяющим фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов. Конфликтность и нестабильность региона во — многом связана с существенной спекуляцией религиозными мотивами в политических событиях. Длительное господство атеизма препятствовало объективному освящению этноконфессиональной ситуации, роли традиционных институтов в формировании этнокультурного менталитета. Без понимания роли религии и традиций в жизни народов Кавказа невозможно адекватно осмыслить происходящие там процессы. Исследование религии и традиций кавказских народов позволяет глубже вникнуть в духовный мир народа, показать особенности его этнопсихологии, под влиянием которых формируются внутри этнические и межэтнические отношения.
В общественном сознании у большинства народов Кавказа наблюдается неразрывное единство религии и традиций, то есть такой феномен как «двоеверие» (Двоеверие обосновано двумя причинами: во-первых: каноны ислама изложены на арабском языке, знание которого владеет абсолютное меньшинство, большинство же населения обращается к Аллаху на своём, большей частью фольклорном, языке; во-вторых: интерпретаторы религиозных принципов, рассказывают их с субъективной точки зрения, что обуславливает соответствующее восприятие и исполнение их), который характерен и для других этнокультур. В силу географических и исторических особенностей, канонические (истинные) ценности ислама и христианства распространялись только среди тех, кто мог читать и понимать смысл священных книг. Те же, кто знакомились с канонами религий опосредованно через священнослужителей, воспринимали и исполняли языческие ритуалы как часть религиозных канонов, что и есть, по сути, двоеверие. В домонотеистичесий период среди Кавказских народов отношения субъектов внутри этноса и между субъектами различных этносов регулировались нравственно-регулятивным институтом «Адат». Адат — это существующий на Кавказе естественно выработанный закон, регулирующий поведение по принципу «так всегда было» и поддерживаемый и контролируемый общественным мнением. Адат может быть представлен как институт обычного права. Адат рассматривается как область должного, реализующий себя в сущем как нравственный регулятор поведения субъектов этноса.
Адат трансформируется в шариат именно как нравственный регулятор взаимоотношений. Тем более что люди привыкшие веками жить по законам адата, не способны реализовать в привычной жизни абстрактные нормы религиозной морали. Насаждаемая из вне мусульманская мораль, не успев утвердиться, из-за короткого исторического времени, с завоеванием Россией Кавказа, потеряла свою жизнеспособность. Существует множество исторических примеров, когда, после пленения Шамиля, совет старейшин восстанавливал свои функции по рассмотрению дел по адату; в силу много вековой привычки.
Шариат как моральный, религиозный институт, перенял многие нравственные принципы из норм адата, но не включил их в область долженствования, то есть в заповеди. Моральные заповеди ислама, сформировавшиеся в определённом географическом и историческом пространстве, не достаточно функциональны в ином пространственно-временном пространстве. Так неодинаковы условия для исполнения, например хаджа — одного из пяти обязательных столпов, для мусульман Саудовской Аравии и мусульман Кавказа, что способствует возникновению «святых мест», где покоятся святые люди, что граничит с языческим обрядом идолопоклонства, при том, что в исламе, как и в христианстве, Бог един. Таким образом: моральные ценности ислама или христианства проходя путь от повествования до восприятия и исполнения большинством видоизменяются до состояния двоеверия.
Другие работы по теме:
Понятие менталитета этнокультурных общностей.
Наличие многих нерешенных и спорных вопросов в национальной политике государства, недостаточные теоретические знания, накопленные в марксистский период развития отечественной науки, подсказывают необходимость новых подходов к решению проблем.
Султан Магомедов
Народным певцом, народным соловьем называли в Чечне Султана Магомедова. Начиная с 1957 года, его голос не переставал звучать, радуя и вдохновляя людей. Оригинальный, чарующий голос Султана Магомедова невозможно забыть, услышав хотя бы раз. «Вдали от Родины», «Прекрасное утро Кавказа», «По горным дорогам», «Песня пастуха» — эти и другие песни в исполнении С.
Лермонтов м. ю. - люблю я кавказ
С синими горами. Кавказа у М. Ю. Лермонтова была связана целая глава жизни лучшая глава. Свобода и поэзия героизм и храбрость опасность и истинный патриотизм вот что этот скалистый край будил в сердце вольнолюбивого поэта.
Лермонтов м. ю. - Кавказ в лирике а. с. пушкина и м. ю. лермонтова
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как орлы”. Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля.
Лавр благородный
Родовое название растения, возможно, произошло от кельтского “lauer” — зеленый и латинского nobilis — благородный, так как лавровым венком в древности венчали героев.
Картины природы в поэме Лермонтова Мцыри и их значение
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» имеют важное значение. Мир, в котором живет герой, – это монастырь, душные кельи, тюрьма, как считает юноша. Природа Кавказа – это тот мир, куда он стремится, необыкновенно яркий и прекрасный.
Трудовые традиции моей семьи
Автор: Сочинения на свободную тему Тема сочинения подтолкнула меня к размышлениям о нашей семье. Может быть, я впервые задумалась о том, что нас объединяет , какие семейные традиции выработались з амноги годы, кто в главный в семье.
Пейзаж и его роль в романе Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»).
Обычаи, традиции и обряды
В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Русский язык на Северном Кавказе
Вопрос о положении с русским языком на Северном Кавказе необходимо рассматривать в контексте этнической структуры населения, политической, экономической и языковой ситуаций в данном регионе и идеологии регионального образования.
Нижне-Архызское городище
Введение 1 История 2 Информация о городище Список литературы Введение Нижне-Архызское городище (Архызское городище) — археологический памятник X—XII веков, остатки крупного аланского города на Северном Кавказе.
Гризерские петроглифы
, англ. Greaser Petroglyph Site находятся на земле, принадлежащей Бюро по управлению землёй на востоке округа Лейк в штате Орегон, примерно в 40 км от города Лейквью.
Тбилисский эмират
— исламское государственное образование под эгидой Арабского халифата, существовавшее в Восточной Грузии с 736 по 1122 годы (фактически — до 1080 года). Эмират управлялся сперва династией Шуабидов (ветвь династии Омейядов), а затем после отступничества эмира Саака, ее сменила династия Джафаридов.
Щелкун посевной западный
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Проволочники 3 Экология Список литературы Введение Щелкун посевной западный (лат. Agriotes ustulatus) — вид щелкунов из подсемейства Agrypninae.
Латинский союз Древний Рим
Латинский союз — в древности федерация городов Лация (современный Лацио, Италия), возникшая в начале 1-го тыс. до н. э. и насчитывавшая, согласно античной традиции, 30 общин. Члены Латинского союза имели общие религиозные праздники, союзное собрание решало общие вопросы и споры между членами союза.
Райнеггс, Якоб
Якоб Райнеггс (нем. Jacob Reineggs, наст. фамилия Энхлих, 28 января 1744, Айслебен — 1 марта 1793, Санкт-Петербург) — авантюрист и дипломат XVIII в., родом из Саксонии.
Кавказская война 3
Кавказской войной в истории России называют военные действия 1817 - 1864 годов, связанные с присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-западного Кавказа к России. Одновременно с Россией в этот регион пытались попасть Турция и Иран, поощряемые Англией, Францией и другими западными державами.
Хьюсен, Роберт
Роберт Хьюсен (англ. Robert H. Hewsen) — американский учёный-кавказовед, специалист, главным образом, по изучению истории Армении и Кавказской Албании[1][2].
Кавказский комитет
Кавказский комитет — особый междуведомственный орган, созданный в 1840 году царским правительством для разрешения вопросов, связанных с включением Кавказа в состав Российской империи.
Дольмены
Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol – стол и men – камень), древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек.
Скифская культура
В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших, по данным Геродота, территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном.
Двоеверие на Руси
Сохранение языческих обрядов и праздников на Руси. Примеры проявления двоеверия.
АБИХ Герман Вильгельмович
(Знаменитый геолог) Родился 11 декабря 1806 года в Берлине, в 1833 году предпринял ученое путешествие по Италии, после чего напечатал "Ueber die Natur der vulkanischen Bildungen" (Брауншв., 1841). В 1842 году занял в Дерпте кафедру геологии, в 1844 году, привлеченный известным извержением Арарата 30 июня 1840 года, отправился на Кавказ.
Северо-Кавказский федеральный округ
– это не только общее географическое, но и историческое пространство, в котором на протяжении нескольких столетий живут различные по своей культуре и вероисповеданию народы. Среди причин создания Северо-Кавказского федерального округа на первое место выступает проблема нестабильности внутриполитической ситуации на Северном Кавказе.
Кавказ
Вдоль южной границы Русской равнины протянулись Кавказские горы. Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих Русскую равнину на юге. В пределах России располагается только Предкавказье и часть Большого Кавказа (северные склоны).
Растительность гор
Основной закономерностью дифференциации растительного покрова в горах, так же как и почвенного покрова, является высотная зональность, которую геоботаники и ботаникогеографы называют высотной поясностью.
Владикавказ
Владикавказ (осет. Дзауджикау), столица Северной Осетии, в 1923 км к югу-востоку от Москвы. Расположена на Северном Кавказе, по обоим берегам р. Терек, на Осетинской наклонной равнине.
Кубачинцы
Кубачинцы (самоназв.: угбуган, угбуганти, уг`буг), народ в России, жители поселка Кубачи Дахадаевского района в Дагестане (1900 чел.); живут также в городах Кавказа и Средней Азии.
Осетины
Осетины, ирон, дигорон (самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг, - двалы, группа осенин Наро-Мамисонского региона, и хусайраг - хусары, группа осетин Южной Осетии) - народ в Российской федерации.
Балкарцы
Балкарцы, таулула (самоназв., "горец"), народ в России (78,3 тыс. чел.), коренное население Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казахстане (3,0 тыс. чел.), Киргизии (2,1 тыс. чел.). Общая численность - 85,1 тыс. чел.
Белоголовый сип
Крайне редкий, исчезающий вид, заходящий в Россию северной окраиной своего ареала. Длина крыла 700-735 мм. Высокогорье Кавказа.