Асс. Джиоева О.О.
Кафедра экономической теории.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
В статье рассматриваются методологические основы ценообразования информации на фирме, в основе которых лежат различные подходы.
Приведена классификация моделей ценообразования информационных продуктов, где даются основные типы моделей цены научно-технической информации.
В основе различных подходов к ценообразованию информации лежит разное понимание учеными стоимости информации, общественно необходимых затрат труда на ее производство, структуры этих затрат, полезности и результативности ее применения в производстве.
Цена информации формируется в результате сложного взаимодействия составляющих ее специфики, законов спроса и предложения, предельной производительности и стоимости ее воспроизводства и т.д. В современных условиях на этот процесс влияют и такие факторы, как востребованность производства в информации, ее себестоимость, меры государственного вмешательства (например, налоговая политика государства), научно-технический прогресс и т.д.
При определении цены на информацию методологическая сложность состоит в том, что информация имеет ряд следующих особенностей, выделяющих ее среди материальных объектов фирмы:
1. Общественное производство информации как стоимости и реализация ее как потребительной стоимости не всегда реально связаны друг с другом. Потребительная стоимость информации (ее полезность, ее способность удовлетворять общественную потребность) не зависит от произведенных затрат и эффекта ее реального использования.
2. Необходимо учитывать (выделять и объединять) затраты на производство непосредственно информации (ее получение) и ее отражение на материальных носителях . Стоимость информации и стоимость носителя ее часто не связаны друг с другом, поэтому цена одной и той же информации на разных носителях может существенно отличаться.
3. Информация не позволяет связывать ее реализацию как потребительной стоимости с определенным объемом производства. Информация в 1 экземпляре имеет такое же содержание, как и во многих экземплярах. В то же время реализация информации как стоимости существенно зависит от степени применения этой информации в сфере материального производства.
4. В отличие от материальных вещей, информация должна быть приобретена в «полном количестве», ибо только при этом она способна обеспечить ожидаемый результат в производстве. Частичный, неполный объем приобретенной информации, может вообще оказаться бесполезным для деятельности фирмы.
5. Информация имеет длительный, но все же ограниченный по времени срок функционирования, как и любой другой истощаемый ресурс. Физический износ обусловлен временным ограничением существования любого носителя информации, заложенным механизмом старения самой информации. Подобно обычному объекту производства, информация способна морально устаревать до того, как произойдет физический износ ее носителя, что обусловлено высокими темпами современного общества. Моральный износ определяет необходимость постоянного обновления информации на протяжении всего периода жизни фирмы.
6. Еще одной особенностью является то, что в отличие от процесса амортизации физического объекта производства, организованного таким образом, чтобы к концу срока службы основных фондов полностью списать их, окончание использования носителя информации не означает, что накопленный запас информации (в виде знаний, технологий, опыта и т.п.) полностью обесценился.
7. Информация выявляется, создается и формируется конкретным человеком (или группой людей) в процессе труда и поэтому неотделима от живой человеческой личности, которая осуществляет производство. Обособляться и отчуждаться могут лишь готовые продукты умственного и физического труда, которые можно запатентовать или продать. Для производства желателен воспроизводственный процесс, обеспечивающий приращение информации в виде знания, без накопления которого невозможна материализация информации в производстве. Поэтому фирма должно поддерживать способность трудовой силы к созданию новой информации (например, в форме осуществления фундаментальных работ) и способность к ее реализации в производственном процессе в виде новых видов продуктов.
Выделяют различные модели и методы ценообразования информационных продуктов. В классификации моделей ценообразования информационных продуктов выделяют следующие основные типы моделей цены научно-технической информации:
– аналитические модели, представляющие цену как определенную функцию некоторых экономических величин. Включают, например, затратные и договорные методы ценообразования;
– параметрические модели выражают взаимную связь между стоимостными и техническими характеристиками информационного продукта. Они представляют цену информации как функцию технических параметров и на основе цены предшествующих аналогов;
– ступенчатые модели предполагают возможность стоимостной дооценки информации по фактическим затратам на ее производство и по фактическим результатам ее производительного применения;
– вероятностные модели рассматривают цену информационного продукта как случайную математическую величину (что ограничивает применимость на практике).
Таким образом, с нашей точки зрения, цена информационного продукта – сложная многофункциональная категория, которую следует рассматривать как разновидность цен вообще.
Другие работы по теме:
О "Методологии и методике экономической оценки земли"
Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий проводится одновременно на всей территории РФ по единой методике сверху вниз по схеме: субъект РФ – административный район – землепользование юридического или физического лица.
Ценообразование и его особенности в малом бизнесе
Ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Этапы процесса ценообразования и их характеристика
Процесс ценообразования включает в себя следующие этапы: 1)ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ Любая фирма должна, прежде всего, определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Существует три главные цели ценовой политики:
Цели и задачи ценообразования 2
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Международный институт трудовых и социальных отношений Самостоятельная управляемая работа студента
Стратегии ценообразования 4
Содержание Содержание 1 Введение 1 Выбор стратегии ценообразования. 2 Метод установления цены товара на основе издержек производства 4 Ценовая стратегия, основанная на издержках. 4
Диагностика деятельности предприятия
Место экономического анализа в системе управления предприятием, организация аналитической работы, оценка потенциала предприятия. Показатели рентабельности, факторный анализ. Результаты технического и социального развития. Использование трудовых ресурсов.
Как менять цены себе не в ущерб
Для обоснования ценовых решений (впрочем, как и большинства управленческих решений) необходимо вычленить из общего потока бухгалтерской информации только те данные, которые относятся к продукции, затрагиваемой такими решениями.
Цели государственного регулирования цен
Государственное регулирование рынка и цен. Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования. Хозяйственная конъюнктура. Система цен. Либерализация цен. Элементы рыночной экономики. Изменение бюджетных расходов, процентных ставок.
Стратегии дифференцированного ценообразования
Цена как объективная экономическая категория, процесс и принципы ее формирования предприятием-производителем. Формы осуществления ценовой политики и обоснование выбора той или иной формы конкретной организацией исходя из ее целей. Виды ценовых стратегий.
Валы и оси
Выполнила Ольга Кирюшина студенка Технического университета города Омска Сдавался Меркушевой Ольге Сергеевне кафедра маркетинга и предпринимательства как
выпускная квалификационная работа содержит 111 страниц пояснительной записки формата А4, включающих 21 приложение формата А4, 41 литературный источник
Организационная структура, роль руководителя, анализ, персонал, стратегия, менеджмент, производительность, трудоемкость, туристская фирма, турагент, туроператор
Ценообразование кредитных ресурсов в Украине
Экономические реформы рыночной направленности, не смогли вывести экономику страны из сложного экономического положения. Создаваемая модель переходной экономики, утратив черты централизованно управляемого государства, не обрела органичных признаков рыночной экономики
Содержание
Теоретические и методологические основы политического менеджмента
Комплекс маркетинга понятие и характеристика
Кафедра экономики Контрольная работа по предмету «Маркетинг» на тему: «Комплекс маркетинга» Выполнил: Принял: 2009 г. г. Москва Комплекс маркетинга Комплекс маркетинга- это система основных маркетинговых средств, с помощью которых предприятие (фирма, компания) воздействует на целевой рынок, то есть на товар, цену, сбыт или распределение, а так же на систему маркетинговых коммуникаций.
Теоретические основы статистики 2
Теоретические основы статистики - экономическая теория. Она формирует различные определения, законы, понятия, утверждения и объясняет их сущность.
Стратегия ценообразования 2
Стратегия ценообразования – это выбор определенной динамики изменения исходной цены товара, максимально соответствующей целям предприятия. В зависимости от стадии жизненного цикла продукции политика цен, в рамках политики маркетинга, так же меняется. Согласно И. Ансоффу, на стадии внедрения нового вида продукции различают четыре стратегии ценовой политике.
Маркетинг на потребительском рынке 2
Маркетинг на потребительском рынке 1) Особенности потребительского рынка. 2) Стратегический маркетинг на потребительском рынке. 3) Особенности ценового маркетинга на потребительском рынке.
Методология истории
План Введение 1 Методы исторического исследования Список литературы Введение Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды и методы исторического познания).
База данных "Сотрудники"
Методика создания и описания работы базы данных, с помощью которой можно осуществить быстрый доступ к информации о сотрудниках фирмы. Пошаговая инструкция по использованию данной базой данных, содержащаяся в ней информация и оценка необходимости.
Виртуальный магазин
Разработка интернет-магазина для ООО «Электроприбор» Архитектура: Администрирование Инструменты управления интернет-магазином, общие и специальные настройки интернет-магазина.
Что такое интернет
Text Text большая библиотека из разных книг … большая библиотека из разных книг на Web-узлах, состоящие из интернет-страниц
Основы правовой информатики
Имущественные права на программу для ЭВМ и базу данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей. Преступления в сфере компьютерной информации. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Ценообразование 6
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.