СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ образовательного уровня муниципальных служащих в Сибирском федеральном округе 5
2. Меры по совершенствованию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров для муниципального управления весьма актуально в условиях современной России. Законодательно в РФ установлено требование об обязательном прохождении муниципальными служащими обучения по программам повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет. Однако существующая система подготовки кадров не в состоянии справиться с предстоящей нагрузкой по дополнительному обучению кадров значительного числа вновь образованных муниципальных образований. В результате реформы местного самоуправления создано к 2006 году более 14 тысяч новых муниципальных образований, что потребует привлечения квалифицированных кадров с наличием специальных знаний в области муниципального управления. В наиболее худшее положение попали малые муниципальные образования поселенческого типа, профессиональные кадры в которых отсутствуют. При этом соответствующие кадры не только отсутствуют в органах местного самоуправления, но и не проживают в сельских поселениях.
Специфические сложности в подготовке муниципальных служащих связаны с отсутствием у последних возможности длительного повышения квалификации с отрывом от рабочего места. Это определяет необходимость разработки специальной системы повышения квалификации с разбивкой программы по краткосрочным модулям, проведения обучения на рабочих местах с использованием практических курсов, внедрения системы взаимо- и само-подготовки на базе имеющихся методических материалов и трансляцией новых знаний служащими, прошедшими подготовку. Это потребует разработки специальной методологии обучения.
Ситуация осложняется и недостаточным информационным обеспечением органов местного самоуправления.
Острый дефицит квалифицированных управленцев препятствует рациональному использованию ресурсов, снижает качество предоставляемых населению услуг, снижает общую эффективность местного уровня власти, особенно в сельской местности.
В этих условиях исключительно важны создание и развитие системы подготовки кадров для муниципальных образований, включая государственный заказ, организация получения и распространения успешного опыта развития местного самоуправления, информационно-правового сопровождения реформы.
1. Анализ образовательного уровня муниципальных служащих в Сибирском федеральном округе
Анализ образовательного уровня муниципальных служащих Сибирского федерального округа выявил серьезные проблемы и недостатки:
1. Не имеют высшего профессионального образования либо имеют непрофильное высшее образование, из 27,7 тысяч муниципальных служащих -30%, замещающих должности категории «руководители», 3% - категории «советники (помощники)», и около 35% - категории «специалисты».
2. Различными формами переподготовки и повышения квалификации в 2008 году из них было охвачено лишь около 20%. По муниципальным служащим органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации этот показатель составляет - 12% (из 27,7 тысяч человек).
Анализ показал, что за последние три года не получали дополнительное профессиональное образование 39% муниципальных служащих Сибирского федерального округа. Следовательно не соблюдается требование Федерального закона № 79-ФЗ, в соответствии с которым повышение квалификации гражданского служащего должно осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Вместе с тем, потребность в получении дополнительного профессионального образования на 2008 г. зачастую обеспечена финансированием далеко не в полной мере. Финансирование обучения муниципальных служащих составляет 25% от имеющейся потребности по федеральному округу (в Читинской области - 42%).
Анализ показывает, что в связи с проводимой административной реформой, реформой местного самоуправления, из-за возрастной ротации государственных и муниципальных служащих потребность в подготовке кадров для органов местного самоуправления будет только возрастать.
3. Нормативная правовая база, регламентирующая деятельность по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и профессиональному развитию кадров органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, нуждается в совершенствовании, унификации.
То же относится и к ведомственным нормативным правовым актам, которыми руководствуются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
4. Во многих территориальных образованиях РФ и в частности Сибирского федерального округа комплексный анализ эффективности системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации не проводится. На местах руководство муниципальных образований, как правило, не владеет информацией о состоянии работы с кадрами, в частности - не собираются сведения о базовом профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании и потребности обучения муниципальных служащих и, соответственно, не контролируют качество и своевременность их обучения.
Некоторые руководители направляют на дополнительную профессиональную учебу, особенно с длительным отрывом от работы, тех сотрудников, в ком они не заинтересованы, и не отпускают, исходя из так называемой «производственной необходимости», именно тех, кто в силу своей профессиональной компетентности является перспективным для дальнейшей карьеры и нуждается в новых знаниях.
В органах государственной власти ряда субъектов Российской Федерации анализ качественного состояния кадрового состава муниципальных служащих также не организован, а порой отсутствует даже их учет, как статистический, так и по персональным данным, включая сведения о профессиональном образовании и потребности в дополнительном обучении.
5. Система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих практически во всех субъектах Российской Федерации в пределах Сибирского федерального округа не сформирована. Зачастую отсутствует плановая кадровая работа и плановое финансирование дополнительного профессионального образования в органах местного самоуправления с учетом действительной потребности.
Заслуживает внимания комплексный подход к обучению государственных и муниципальных служащих в Читинской области. Так, в 2008 году прошли обучение 1400 муниципальных служащих, в том числе 438 муниципальных служащих Читы, составляющих резерв на муниципальные должности во вновь образуемых муниципальных образованиях. В 2008 году в Чите было проведено исследование по оценке и анализу потребностей в обучении государственных и муниципальных служащих.
Результаты исследования позволили выработать схему формирования потребности, государственного заказа и программ переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных и муниципальных служащих автономного округа.
6. Высшие учебные заведения Сибирского федерального округа лишь на 50% могут обеспечить потребность в получении дополнительного профессионального образования муниципальными служащими (в Читинской области – 65%). Причем даже эти возможности используются органами государственной власти регионов лишь наполовину.
В высших учебных заведениях очень медленно перестраиваются учебные программы, слабо учитывают новые подходы муниципальном управлении. Некоторые учебные планы и программы переподготовки и повышения квалификации содержат неоправданно большой объем различных обзорных курсов, общетеоретических проблем, не имеющих конкретного практического значения, и, наоборот, - явно недостаточный объем специальных, узко направленных управленческих дисциплин.
За редким исключением, вузы не могут предложить обновленные программы переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, удовлетворяющие одновременно требованиям комплексности (включающие в себя экономические, правовые, административные, социальные и другие аспекты) и узкой специализации (для соответствующих направлений деятельности).
Сегодня нужно научить муниципального служащего не только оперативно реагировать на заученные стандартные ситуации, а развивать его способности, чтобы адекватно воспринимать новые условия, диагностировать и анализировать их, прогнозировать последствия, вырабатывать конструктивные решения и умело претворять их в жизнь.
Система дополнительного профессионального образования должна основываться на принципе актуального восполнения знаний, необходимых для успешного решения практических задач.
Следует выработать конкретные практические действия органов местного самоуправления и высших учебных заведений по формированию эффективного кадрового потенциала государственной и муниципальной службы в Сибирском федеральном округе.
Сегодня необходима целевая подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих, которая должна формироваться во взаимосвязи с системой аттестации муниципальных служащих и их карьерным продвижением.
Поэтому важно предложить конкретные практические действия органов местного самоуправления и высших учебных заведений по обеспечению формирования и подготовки действительно эффективного кадрового потенциала муниципальной службы в Сибирском федеральном округе.
2. Меры по совершенствованию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащихРуководителям муниципальных образований субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ необходимо:
Провести в 2009 году комплексный анализ эффективности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, качественный анализ структуры кадрового потенциала муниципальной службы субъектов Федерации.
Рассмотреть вопросы совершенствования системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в 2009 году.
Обеспечить решение проблем финансирования дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в соответствии с действительной потребностью; направлять на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в государственные высшие учебные заведения; внедрять в систему профессионального образования служащих дистанционную форму обучения, иные современные образовательные технологии.
Обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для органов местного самоуправления: глав органов местного самоуправления и их заместителей, специалистов в области финансов и права, социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, управления муниципальным имуществом.
Совместно с высшими учебными заведениями Сибирского федерального округа разработать и утвердить программы переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих указанных категорий.
Внести необходимые коррективы в работу по формированию кадрового резерва, организацию его обучения и эффективного использования.
Руководителям высших учебных заведений совместно с органами муниципальной власти в Сибирском федеральном округе своевременно осуществлять разработку и корректировку учебных программ переподготовки и повышения квалификации в соответствии со специализацией муниципальных должностей. Практиковать комплектование профессионально однородных учебных групп служащих муниципальной службы.
Провести совещание ректоров вузов, для выработки практических шагов по созданию единого методического центра по вопросам переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальной службы, разработки программ дополнительного профессионального образования.
Организовать повышение квалификации сотрудников кадровых служб органов местного самоуправления по вопросам проведения аттестации и квалификационных экзаменов муниципальных служащих.
Организовать повышение квалификации преподавательского состава вузов Сибирского федерального округа, участвующего в обеспечении программ обучения муниципальных служащих.
Аппарату Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе необходимо осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления федерального законодательства по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕСистема подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, направленная на получение специалистов по профилю профессиональной деятельности в сфере государственной и муниципальной службы, приобретение соответствующих знаний, навыков и умений, в стране была создана в 90-е годы.
Подготовка муниципальных служащих осуществляется на основе баланса потребностей в специалистах и учета требований к ним в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками должностей и предусматривает целевое обучение на базе определенных учебных учреждений.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» особое место уделяет подготовке и переподготовке муниципальных служащих.
Один из важнейших вопросов сегодня связан с подготовкой муниципальных служащих. Слабым звеном в этом вопросе является недостаточная координация деятельности органов исполнительной власти, в области подготовки муниципальных кадров и использование возможностей участия в этой работе союзов и ассоциаций городов и регионов.
Существующие учебные программы подготовки переподготовки муниципальных служащих, составленные в соответствии с Государственным стандартом ВПО, на данном этапе современного развития муниципальных образований требуют постоянного совершенствования и поиска новых подходов.
В системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих действуют три самостоятельных субъекта: будущий специалист или муниципальный служащий, проходящий обучение; учебное заведение, реализующее программу обучения; и муниципальный орган, заинтересованный в получении квалифицированного, компетентного специалиста. Органы местного самоуправления, направляющие работников на обучение, в большинстве случаев отстранены от процесса управления обучением, хотя являются непосредственными «заказчиками» на образовательные услуги. Необходимо эффективное взаимодействие всех сторон, как на стадии разработки программы обучения и ее реализации, так и последующего использования специалиста с учетом полученных знаний.
Таким образом, совершенствование кадрового обеспечения муниципальной службы во многом зависит от масштабов, содержания и эффективности образовательной деятельности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих, которая ныне находится на начальном этапе и заметно отстает от преобразований в структуре власти, в организации и функционировании муниципальной службы и во многом отчуждена от практики.
Для совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по специальности «Государственное и муниципальное управление» (061000) выделены специальные государственные вузы, которые осуществляют региональную координацию учебной деятельности, основанную на системе управления специальностью по образовательным округам.
Муниципальные образования различных регионов РФ создают свои центры подготовки и переподготовки муниципальных служащих, которые замыкаются в рамках отдельных регионов. Необходима координация данных центров с ведущими вузами, научными школами и обмен опытом муниципальных образований. Для решения этой задачи в рамках учебно-методического объединения по специальности «Менеджмент» выделена секция «Государственное и муниципальное управление».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 10 ст. 1152.
Волкова В.В. Муниципальные служащие как субъекты института муниципальной службы // Ученые записки. - Волгоград: Изд-во Волгогр. ин-та экон., социол. и права, 2007, Вып. 6. - С. 140-144.
Киреева Е.Ю. Муниципальная служба: проблемы теории и практики. – М.: РАГС, 2007. – 388 с.
Туманов Р.В. Управление качеством юридической подготовки и повышением квалификации государственных и муниципальных служащих // Проблемы совершенствования преподавания юридических дисциплин в СЗАГС и ее филиалах. Материалы научно-методической конференции (27 апреля 2008 г.). - Петрозаводск: Изд-во СГАГС, 2008. - С. 20-22.
Фомичев Н.П. Основы региональной системы подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих // Проблемы совершенствования преподавания юридических дисциплин в СЗАГС и ее филиалах. Материалы научно-методической конференции (27 апреля 2008 г.). - Петрозаводск: Изд-во СГАГС, 2008. - С. 6-11.
Чихладзе Л.Т., Ежевский Д.О. Муниципальная служба в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2008. – 268 с.
Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. – М.: Феникс, 2008. – 426 с.
14