Анализ особенностей организации и управления виртуальными предприятиями

Рефераты по информатике и программированию » Анализ особенностей организации и управления виртуальными предприятиями

Катаев А. В.

Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм предприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков как глобализация рынков растущее значение качества товара его цены и степени удовлетворения потребителей повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками) а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.

Как известно в 80-е годы основными направлениями совершенствования деятельности предприятий было тотальное управление качеством и применение минималистких стратегий направленных на оптимальное управление различными ресурсами. В 90-е года основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнес-процессов направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес-процессам состоящим из автономных междисциплинарных групп ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков. К концу 90-х годов и началу 21-го века ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий [1 3 5 6 7].

В некоторых работах виртуальные предприятие обозначают и другими терминами: "сетевые предприятия" [3 4] "безграничные предприятия" [3] "расширенные предприятия" [5]. Как правило речь идет о сети партнеров (предприятий организаций отдельных коллективах и людей) совместно осуществляющих деятельность по разработке производству и сбыту определенной продукции.

Следует подчеркнуть что пространство виртуализации предприятий включает три основные категории явлений:

виртуальный рынок – рынок товаров и услуг существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей (Интернет);

виртуальная реальность т.е. отображение и имитация реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве которое одновременно является и инструментом и средой;

виртуальные (сетевые) организационные формы.

В данной статье исследуются именно особенности виртуальных организационных форм и подходы к управлению предприятиями использующими данную организационную форму. Вопросы относительно виртуального рынка и виртуальной реальности практически не затрагиваются хотя в реальной деятельности предприятий названные три категории могут быть взаимосвязаны.

Существует множество определений виртуального предприятия как сетевой организационной формы. Однако с учетом особенностей практического функционирования таких структур виртуальное предприятие можно определить как временную кооперационную сеть предприятий (организаций отдельных коллективов и людей) обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа базирующуюся на единой информационной системе [2].

С маркетинговой точки зрения цель виртуального предприятия – это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Очевидно что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но во-первых виртуальные предприятия как правило ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то "усредненного" сегмента рынка а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). И во-вторых виртуальное предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.

С практической точки зрения обычному ("монолитному") предприятию например для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами знаниями и способностями для совместной организации и реализации этой деятельности. Т.е. выбираются предприятия (организации отдельные коллективы люди) обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

Как правило партнерство заключается на определенный срок или до достижения определенного результата (например выполнения заказа). Другими словами партнерство является временным и например на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации могут в сеть привлекаться новые партнеры или исключаться старые.

Естественно что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей сети должны базироваться на согласованном хозяйственном процессе. Когда же например для наилучшего соответствия рыночным потребностям в сеть объединяется большое множество предприятий чаще всего удаленных географически тогда очевидно что таким предприятиям трудно согласовать свои действия без оперативной информации и коммуникаций. Следовательно для решения информационных проблем сеть должна иметь единую информационную систему основанную на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий.

С учетом выше сказанного можно выделить ключевое достоинство виртуальных форм организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий как:

скорость выполнения рыночного заказа;

возможность снижения совокупных затрат;

возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;

возможность гибкой адаптация к изменениям окружающей среды;

возможность снизить барьеры выхода на новые рынки.

Проведенный в [2] анализ деятельности виртуальных предприятий показал что основными характеристиками виртуальной формы организации являются:

открытая распределенная структура;

гибкость;

приоритет горизонтальных связей;

автономность и узкая специализация членов сети;

высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

Очевидно что для планирования организации и координации деятельности виртуальных предприятий необходимы и соответствующие управленческие подходы. Легко заметить что при создании виртуальных предприятий могут быть предприятия которые концентрируют свои усилия исключительно на управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такое предприятие должно обладать как минимум следующими способностями:

уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции необходимые для реализации проекта (аспекты менеджмента знаний);

на основе привеченных компетенций организовать процесс создания и сбыта продукции (аспекты функционирования сети).

На основе этого можно в общем виде сформулировать основные функции управление виртуальным предприятием как сетью партнеров:

Определение требований (задач) проекта.

Поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей).

Выделение исполнителей которые оптимально соответствуют задачам.

Привлечение и распределение исполнителей.

Постоянное отслеживание и перераспределение (если это необходимо) партнеров и ресурсов по задачам.

Наряду с перечисленными выше достоинствами виртуальные предприятия обладают и некоторыми недостатками точнее слабыми местами:

чрезмерная экономическая зависимость от партнеров что связано с узкой специализацией членов сети;

практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;

опасность чрезмерного усложнения вытекающая в частности из разнородности членов предприятия неясности в отношении членства в ней открытости сетей динамики самоорганизации неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия.

Другими словами принципы виртуальных организационных форм предопределяют "дефицит" автаркии и мотивации предпринимателей входящих в сеть [4]. Очевидно что отказ от испытанных организационно-управленческих принципов нуждается в определенных заменителях. Действительно в рамках сетевого подхода такими субститутами призваны служить принципы сетевой культуры взаимности и климата доверия. Однако по уровню разработки они пока не могут служить достаточной базой для возмещения упраздненных принципов.

В заключение следует подчеркнуть что процесс развития сетевых и виртуальных форм организаций характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих виртуальных предприятий очевиден в более широком контексте остаются открытыми многие вопросы организации и функционирования виртуальных предприятий. Некоторые проблемы здесь можно оценить как своего рода болезнь роста свойственную любой инновационной концепции.

Список литературы

Вютрих Х.А. Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления//Проблемы теории и практики управления №5 1999.

Катаев А.В. Виртуальные предприятия – новая ступень в организации НИОКР//Стратегические аспекты управления НИОКР в условиях глобальной конкуренции: Отчет по НИР № 01.2.00100692. Таганрог: ТРТУ 2001.

Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур//Проблемы теории и практики управления №3 1997.

Райсс М. Границы "безграничных" предприятий: перспективы сетевых организаций//Проблемы теории и практики управления №1 1997.

Тарасов В. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа//Проблемы теории и практики управления №1 1998.

Faucheux C. How virtual organizing is transforming management science//Association for Computing Machinery. Communications of the ACM; New York; Sep 1997.

Mowshowitz A. Virtual organization//Association for Computing Machinery. Communications of the ACM; New York; Sep 1997.