Польская музыкальная
культура - одна из древнейших среди славянских. До 1918 года она, как
венгерская и чешская, развивалась в трудных условиях национальной угнетенности.
Соответственно развитие духовного потенциала было ограничено. Лишь в 1918 году
польская культура получила возможность преобразования- страна стала независимым
государством.
Появились
замечательные исполнители международного класса. Такие пианисты как Йосиф
Гофман, Артур Рубинштейн, Леопольд Годовский, среди скрипачей - Бронислав
Губерман, Павел Кохановский.
Важным
фактором в развитии польской музыки стала деятельность творческой группы
«Молодая Польша», которая была организована в 1905 году в Варшаве. Композиторы -
Мстислав Карлович, Кароль Шимановский, Людомир Ружицкий, Бжегож Фишельберг-
поставили цель преодолеть академическую рутину и провинциализм,
господствовавшие в музыкальной жизни страны; стремились приобщить публику к
достижениям современной европейской музыки, а также поддержать прогрессивные
устремления творческой молодежи. Участники группы устраивали концерты новой
польской музыки, пропагандировали ее за границей, осваивали новые
художественные идеи начала 20-го века, стремясь сочетать их с развитием
традиций Шопена и Монюшко. «Молодая Польша» просуществовала недолго (распалась
после кончины М. Карловича), успев сыграть прогрессивную роль в истории
польской культуры.
Не менее
важным событием для музыкальной жизни Польши стало творчество Кароля
Шимановского, которое дало мощный толчок к развитию культуры страны.
Имя
Шимановского вошло в историю польской музыки как одно из самых значительных
после Шопена, как имя композитора, чье творчество стало вровень с наиболее
интересными явлениями музыкальной жизни нашего века. Интерес к его музыке
возник буквально с первых шагов, когда в начале столетия появился в Варшаве
двадцатилетний юноша, выходец из глухой украинской провинции. Он поразил
варшавских музыкантов тонкостью вкуса и культуры, талантливостью привезенных на
их суд произведений. Музыка Шимановского не вызвала ни споров, ни даже двух
мнений. Ясно было, что она очень талантлива, и что у ее истоков стоит Шопен. Но
не только. Что-то настороженное, тревожное звучало в девяти небольших
прелюдиях; какие-то новые гармонии, истаивающие недосказанные фразы, хрупкость
формы, которую именно так, чуть касаясь клавиатуры, и можно было донести до
слушателей. Это шло от Скрябина, чье раннее творчество тоже навеяно Шопеном.
Не связывая
себя с консерваторией, Шимановский стал учеником видного композитора и педагога
Зигмунда Носковского.
Ранний период
творчества Шимановского посвящен почти исключительно камерной
музыке-инструментальной и вокальной. В 1903-1904 годах Шимановский пишет более
крупные опусы, сонаты- фортепианную и скрипичную, рядом с ними- Вариации на
тему польской народной песни. В этих произведениях, равно как и в романсах на
слова Каспровича, Берента, Мициньского чувствуется уже рука мастера, нашедшего
свою манеру письма. В фортепианных произведениях постоянно обращает на себя
внимание изысканность колористической трактовки звучности, рафинированная
фактура, творческая непосредственность.
В первые же
варшавские годы он становится центром, к которому тяготеет талантливая
музыкальная молодежь. Ближайшими друзьями Шимановского становятся скрипач Павел
Кохановский и пианист Артур Рубинштейн, оба только начинавшие свою мировую
карьеру. В 1905 году в Берлине Шимановский знакомится с Гжегожем Фительбергом,
талантливым польским дирижером, страстным пропагандистом новой музыки,
неистовым поклонником Рихарда Штрауса, и другими талантливыми музыкантами,
которые составляли вышеупамятный актив «Молодая Польша».
Во многих
работах о Шимановском, его творческий путь делят на три этапа- периода:
«романтический», «импрессионистский» и «народный». Первый период заканчивается
монументальным сочинением- Второй симфонией, написанной в 1910 году. До нее
написанная Первая (1907 год) исполнялась только один раз, в начале весны 1909
года. Автор остался крайне недовольным своим детищем, больше не направлял его
на эстраду и отказался печатать партитуру. Так, до сих пор она осталась в
рукописи. Другое дело- Вторая симфония. Впервые сыгранная под управлением
Фительберга в 1911 году, она завоевала прочное место в репертуаре.
После
Концертной увертюры (1905 год) и Второй симфонии имя Шимановского делается все
более известным в европейских странах. Он выступает в качестве пианиста,
исполняя собственные произведения, слушает свою оркестровую музыку, часто
разъезжая по столицам и другим музыкальным центрам Европы; несколько лет живет
в Вене, общаясь с крупнейшими музыкантами австрийской столицы.
С все
возрастающим вниманием Шимановский вслушивается в то, что ветер приносит из
Франции. Даже сами названия его сочинений таят в себе аромат французского
искусства: «Остров сирен», «Калипсо», «Наузикая»,- три эти поэмы образуют
фортепианный цикл «Метопы», а «Фонтан Аретузы», «Нарцисс» и «Дриады и Пан»-
цикл «Мифы» для скрипки и фортепиано. Не только названия, но и гармонический
язык, динамический оттенки близки звукозаписи Дебюсси.
Наиболее
полного выражения ориентализм Шимановского достигает в Тетьей симфонии,
написанной в 1916 году. Ее исполнительский состав необычен: оркестр, хор и
солист- тенор. Тексты заимствованы в стихотворениях Джалаллутдина Руми. Жанр
симфонии- кантаты, гигантский состав оркестра с учетверенным количеством
духовых инструментов, даже характер названия симфонии- «Песнь о ночи»,
ассоциируется с малеровским симфонизмом.
Годы первой
мировой войны Шимановский проводил на Украине. Директор Киевской консерватории
Р.М. Глиэр предложил ему вступить в число ее преподавателей.
Революцию
Шимановский принял как крах ненавистного царизма. Больше того, находясь в
Елизаветграде, он активно участвовал в новых формах культурной жизни - одно
время занимал должность «комиссара по делам искусств» и заместителя редактора
местной газеты, где ему неоднократно доводилось писать передовые статьи. Зимой
1918 года Шимановский вернулся в Варшаву, где началась новая фаза его
творческой жизни.
В течение
пяти лет (1927-1932) Шимановский стоял во главе Варшавской консерватории,
отдавая немало сил установлении в ее учебном процессе тех творческих принципов
новаторства, внимания к современной музыке, которые казались ему не менее
важными, чем традиции старого академизма. Творческой отдушиной стали для
Шимановского длительные концертные турне с Коханским и Рубинштейном по столицам
Европы и поездки в США.
Значительным
событием первых лет после возвращения в Варшаву становится премьера его
одноактной оперу «Хагит», написанной еще в Вене накануне первой мировой войны.
Следующие
опусы Шимановского- двенадцать «Курпиовских песен» для голоса и фортепиано и
шесть народных песен для хора, -свидетельствуют о том, что связи композитора с
народной музыкой укрепляются. Это подтверждает и сборник польских народных
песен, обработанных для фортепиано, и «Четыре танца» (Полонез, Краковяк, Оберек
и Мазурка). Последние произведения создавались в 30-х годах, и самое
значительное из них- Четвертая симфония, названная автором Концертной
симфонией. Посвящено оно Артуру Рубинштейну. Также следует из последних
произведений назвать известную ораторию «Stabat Mater» и Второй скрипичный
концерт.
Шимановского
нельзя целиком отнести к одному течению искусства. Его видение, звукосозерцание
было романтическим. Но на стилевом уровне его романтизм соседствовал и
взаимодействовал с импрессионизмом, неоклассицизмом, неофольклоризмом и даже в
какой-то степени с экспрессионизмом.
Другие работы по теме:
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Вокальная музыка барокко. Оперные школы
Музыкальная культура эпохи барокко характеризуется появлением и развитием следующих вокальных и музыкально-театральных жанров: оперы, оратории, кантаты, пассионов (страстей).
Висла , польская народная песня в обработке В. Иванникова
«Висла» - польская народная песня в обработке В. С. Иванникова . Она написана для женского трёхголосного хора a’cappella. Владимир Сергеевич Иванников (1907 – 1987) – советский композитор. Ученик М. Ф. Гнесина. Среди его сочинений: 2 балета, оратория «Варшава» (1947), поэма для голоса, мужского хора и фортепиано «Необыкновенные приключения на даче» (на слова В.
Японская музыка
История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток.
Радзивилл, Франциска Урсула
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Франци́ска Урсу́ла Радзиви́лл (польск. Franciszka Urszula Radziwiłłowa, белор. Францішка Ўршуля Радзівіл; 13 февраля 1705, Чарторийск — 23 мая 1753) — польская писательница и драматург, первая женщина-писатель в Польше и Белоруссии.
Музыкальная драматургия в рок музыке
Музыкальная драматургия, очевидно, подразумевает сложность и изысканность исполнения, «не простоту» музыкальных фраз, ориентированность на классическую симфо-музыку и школу игры, и театральность постановки выступления..
Культура США
Литература. Музыкальная культура. Изобразительное искусство.
Центральное антикоррупционное бюро
Введение 1 Цели 2 Структура и состав 3 Критика 4 После выборов 2007 г Введение Центральное антикоррупционное бюро (ЦАБ, польск. Centralne Biuro Antykorupcyjne, CBA) — польская служба по борьбе с коррупцией в государственном и частном секторе. Учреждена с июля 2006 г. согласно закону, принятому в июне 2006 г. по инициативе правящей тогда партии «Право и справедливость».
Желиговский, Люциан
Введение 1 Семья 2 Российская армия 3 Срединная Литва 4 Польская Республика 5 Поздние годы 6 Награды и звания Введение Лю́циан Желиго́вский (польск. Lucjan Żeligowski, 17 октября 1865, Ошмяны, Виленская губерния (Российская империя) — 9 июля 1947, Лондон) — польский генерал и политический деятель, друг Юзефа Пилсудского, глава Срединной Литвы.
Воспоминания солдата
Введение 1 План Введение 1.1 Возникновение бронетанковых войск Германии 1.2 Аншлюс и присоединение Судет 1.3 Польская кампания 1.4 Кампания в СССР Список литературы
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Польская военная организация
По́льская вое́нная организа́ция (ПОВ, POW, польск. Polska Organizacja Wojskowa) — подпольная военная организация, созданная во время Первой мировой войны в целях борьбы за освобождение польских территорий из-под российского владычества.
Список войн XVII века
Введение 1 1600—1609 2 1610—1619 3 1620—1629 4 1630—1639 5 1640—1649 6 1650—1659 7 1660—1669 8 1670—1679 9 1680—1689 10 1690—1699 Введение 1. 1600—1609
Обручение Польши с морем
Введение 1 История 2 Первое обручение 3 Последующие обручения Введение Обручения Польши с морем (10 февраля 1920[1]; 17 марта и 18 марта 1945 г.) — три военно-патриотических церемонии, организованные польскими военными в первой половине XX века с целью подчеркнуть символическую важность восстановления доступа Польши к Балтийскому морю, выход к которому был надолго утрачен после раздела Речи Посполитой в 1793.
Львовское воеводство
Введение 1 Уезды 2 Население 3 Львовские воеводы Список литературы Введение Льво́вское воево́дство — польская административно-территориальная единица в Галиции в период между двумя мировыми войнами. Территория в 1921 году — 27 024 кмІ, в 1939 году — 28 402 кмІ. Население в 1921 году — 2 718 014 человек, в 1931 году — 3 126 300 человек.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
Польская конституция 1921 года
— принята 17 марта 1921 года (потому иногда также называется «мартовской конституцией») учредительным сеймом под влиянием сильного демократического движения, развернувшегося в Польше после окончания советско-польской войны.
Триалистическая федерация
— это государственное объединение, состоящее из 3 частей, связанных между собой федеративными отношениями. В 1906 году австрийский политик и юрист Аурел Петровичи составил проект преобразования Австро-Венгрии в триалистическую федерацию — Соединенные Штаты Великой Австрии, предполагалось создание 12 автономных «штатов»-национальных автономий-Немецкая Австрия, Чехия, Карниола(Словения),Хорватия,Трансильвания, Венгрия, Словакия,Восточная(русины)Галиция, Западная(польская)Галиция,Немецкая Моравия, Немецкая Богемия(Судеты),Воеводина.
Пацификация
(лат. pacificatio — умиротворение, замирение, успокоение, усмирение) — правительственная политика, направленная на насильственное умиротворение (в определенном смысле принудительный пацифизм, насаждаемый насильно) этнических и национальных меньшинств, направленный на частичное или полное подавление культурных, экономических и политических национальных инициатив, интересов и прав.
Польский сантехник
(фр. Plombier polonais, польск. polski hydraulik) — символический образ дешёвой рабочей силы из Центральной Европы, которая будет мигрировать в «старые» страны ЕС в результате принятия «Директивы по услугам на внутреннем рынке». Образ получил известность во Франции во время дискуссии вокруг референдума по Европейской конституции в 2005 году.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Русско-польская война 1792
Введение 1 Русско-польская война 1792: список битв 1.1 Литва 1.2 Украина 1.3 Малопольша (Люблинское воеводство) Русско-польская война (1792) Введение
Локоть посёлок
План Введение 1 История 2 Экономика 3 Образование и культура 4 Источники Введение Ло́коть — посёлок городского типа, административный центр Брасовского района Брянской области Российской Федерации.
Польская объединённая рабочая партия
Польская объединённая рабочая партия , ПОРП (польск. Polska Zjednoczona Partia Robotnicza, PZPR) — правящая партия в Польской Народной республике с 1948 по 1989. Образована в декабре 1948 года в результате слияния Польской Рабочей Партии (ППР) и Польской Социалистической партии. В принятых документах программного характера ПОРП отказывалась в государственном строительстве от модели народной демократии.
Культура Кловис
Культура Кловис — доисторическая культура аборигенов Северной Америки, первым свидетельствам которой 13 000 лет (11 000 радиоуглеродных лет). Её начало связывают с концом последнего ледникового периода.
Поляки в Казахстане
План Введение 1 История 1.1 Переселенцы конца XIX — начала XX веков 1.2 Депортация поляков после 1945 2 Расселение 4 Источники Введение Поляки в Казахстане — одна из национальных общин республики Казахстан. Часть мировой польской диаспоры, именуемой Полония. Перепись населения Казахстана 1999 года показала наличие в стране 40 тыс. польских жителей (0,3 % населения республики).
Шимановский, Кароль
Ка́роль Мацей Корвин-Шимано́вский (польск. Karol Maciej Korwin-Szymanowski; 6 октября 1882, деревня Тимошовка, Киевская губерния — 29 марта 1937, Лозанна) — польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. Один из наиболее заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века.
Войнаровская, Ванда-Цезарина Константиновна
Ванда-Цезарина Константиновна Войнаровская (польск. Wanda Cezaryna Wojnarowska, 1 мая 1861, Каменец-Подольский — 15 апреля 1911, Париж) — польская социалистка, участница российского, польского и французского революционного движения.
Правление Бориса Годунова 1598 - 1605 гг.
Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. Новый царь оказался талантливым политиком.
Онуфрович-Плосская, Софья Ильинична
Софья Ильинична Онуфрович-Плосская (польск. Maria Zofia Onufrowicz-Płoska, 15 марта 1862, Калинковичи — 2 сентября 1922, Краков) — польская революционерка, деятель I Пролетариата. Сестра Болеслава, Адама и Цезаря Онуфровичей, жена Эдмунда Плосского.
Польша
Краткая географическая характеристика Польши.
Эйтор Вилла-Лобос
Эйтор Вилла-Лобос /Heitor Villa-Lobos/ (родился 5 марта 1887г., в Рио де Жанейро — ум. 17 ноября 1959г в Рио де Жанейро) — бразильский композитор, гитарист.