«Висла» - польская народная песня в обработке В. С. Иванникова. Она написана для женского трёхголосного хора a’cappella.
Владимир Сергеевич Иванников (1907 – 1987) – советский композитор. Ученик М. Ф. Гнесина. Среди его сочинений: 2 балета, оратория «Варшава» (1947), поэма для голоса, мужского хора и фортепиано «Необыкновенные приключения на даче» (на слова В. Маяковского, 1982); произведения для различных инструментов с фортепиано, в том числе «6 пьес на польские темы» для гобоя (1971); хоры и песни (около 50, в том числе вокальные циклы «Цитаты из Ломоносова», 1940; и «В дни войны», 1944); детские песни (около 200); музыка к кинофильмам; обработки народных песен (свыше 100).
В песне описывается красота реки Вислы, которая находится в Польше (это полноводная, очень широкая, большая река), и красота природы, окружающей её.
«Гей ты, Висла, голубая,
лес вокруг, лес вокруг.
Гей ты, Висла, голубая,
Как цветок, как цветок».
Повествование идёт от лица пастуха, который пасёт волов, играет на пастушьей свирели и любуется красотой родной природы.
По жанру это лирическая, протяжная песня. Мелодия напевная, спокойная, в тональности g-moll. Это светлая, мягкая тональность; использован мелодический вид минора, что придаёт большую прозрачность музыке, подчёркивая характер песни.
Польские народные песни в основном одноголосны, для них характерна связь с танцем. Преобладают трёхдольные ритмы с перемещением акцента с сильной доли на слабую.
Песня начинается с одноголосного запева сопрано (характерно для славянской народной музыки); широкого мелодического хода по трезвучию g-moll, а затем постепенное возвращение к тонике (1 – 2 такт). Следующий мотив вызывает ощущение колыбельной, покачивания на воде (3 – 4 такт) – он основан на терцовом ходе.
Во втором проведении мелодия повторяется, но к ней добавлен подголосок партии II сопрано, которые поют в терцию и сексту с основной темой (консонантные интервалы придают мягкость звучанию). В подголоске использованы VI # и VII натуральные ступени, что придаёт особую красочность, колорит звучанию. Альты поют самостоятельный подголосок к теме.
Мелодия 3-го предложения начинается с движения по звукам D 3/5, затем возвращается T3/5, а потом останавливается на звуках D (9 – 12 такт). Здесь все партии поют одновременно, но у альтов используется распевание слогов. Это элемент подголосочной фактуры, свойственный народной музыке.
Ритм во всём произведении выдержан плавный, спокойный, основан на чередовании и длительностей. В конце предложений у верхних голосов повторяется ритмическая фигура , что сближает с колыбельной, создаёт ощущение покачивания, плавного течения волн. Этому же способствует и трёхдольный размер. В этом размере подчёркивается слабая, 2-я доля такта (характерная чета польской народной музыки), что связано с логическим ударением во фразе (9 – 12 такт).
Произведение написано в куплетной форме (2 куплета). Куплет имеет форму периода (16 тактов), квадратного строения. Состоит из 4-х предложений по 4 такта каждое:
1 предложение – одноголосное (запев сопрано),
2 предложение – дуэт сопрано + подголосок альтов,
3 предложение – гомофонно-гармонического склада,
4 предложение – гомофонно-гармонического склада с элементами подголосочности.
Гармонический язык песни очень прост. Во 2-м предложении преобладают гармонии тонико-субдоминантовой группы: T – S – T – II7 – T – S (мелодич.) - S7 – D. Эти гармонии использованы в виде неполных аккордов, т. к. произведение трёхголосное. Они придают музыке плагальность, мягкость, лиризм, прозрачность. Заканчивается 2-е предложение на звуках D, тем самым подготавливая 3-е предложение, начинающееся с D3/5.
3-е предложение основано на чередовании аккордов: D – T – D6 – D – II7 – VI7 – D. Здесь использован нехарактерный для классической гармонии оборот VI7 – D; а 4-е предложение начинается с D, что придаёт музыке зыбкость, неустойчивость (как текущая в реке вода).
4-е предложение начинается как 3-е, а заканчивается иначе: D – T – D – T – D – T. Чередование D и T в конце произведения как бы утверждает основную тональность (g-moll).
Диапазон хоровых партий:
I сопрано II сопрано Альтов Всего хора
Тесситурные условия всех партий примерно одинаковые, удобные для исполнения (в основном использован средний регистр звучания партий), что будет способствовать естественности, мягкому характеру звучания песни. Динамика в произведении преобладает спокойная (mp, mf), что также не требует особого нажима, «надрыва» голоса. Звучание должно быть мягким, напевным, как рассказ героя о красоте и любви к родной природе, родным местам. Звук должен быть «тёплым», нежным, округлым, но не вялым.
Партия сопрано загружена несколько больше, чем альтовая, т. к. она исполняет запев каждого куплета.
Ансамбль хора в целом естественный. В 1-м предложении следует добиться унисона в партии сопрано (они поют одноголосно). Во 2-м предложении I и II сопрано должны звучать уравновешенно, а альты немного тише, т. к. они исполняют подголосок. В 3-м и 4-м предложениях ансамбль хора естественный, т. к. использована гомофонно-гармоническая фактура и все партии находятся в равных тесситурных условиях.
При исполнении партиям следует обратить внимание на интонирование:
VI# и VII# ступени должны интонироваться высоко, с ощущением тяготения к тонике (11-12 такты, партия альтов);
полутоны в хроматическом движении следует петь очень тесно, узко (7-8 такты, II сопрано);
при исполнении мелодического движения по звукам мажорного и минорного трезвучий следует быть внимательным к исполнению терции: в мажоре – высоко, в миноре – низко.
при распевании слогов не следует их «смазывать», а надо петь как бы слегка подчёркивая;
длинные ноты - - во избежание понижения следует петь с тенденцией к повышению, с ощущением внутридолевой пульсации;
при произношении слов: «Висла», «лес вокруг», «свирель пастушья», «слышишь», «песня» - следует как можно короче произносить согласные «с», «ш», перенося их к следующему слогу;
дыхание общехоровое, по предложениям, внутри предложений – цепное;
характер звуковедения во всём произведении – legato, необходимо добиваться мягкого, кантиленного звучания.
Других особых трудностей при исполнении сочинения нет.
Для исполнения польской народной песни «Висла» в обработке
В. Иванникова достаточно малого или среднего состава опытного самодеятельного или профессионального женского (детского) хора.
Куплетная форма этого произведения предполагает непрерывность развития. Основная кульминация произведения приходится на 3-е предложение 2-го куплета:
mp f sp
Слышишь, песня зазвучала вдалеке, вдалеке.
Использование sp на последнем слове предложения создаёт эффект «эхо».
I куплет спокойный по уровню динамики:
1-2 предложение - p, mp,
3-4 предложения – mf.
II куплет более насыщен динамически:
1-2 предложения - mp – mf,
3-4 предложения - f, mf.
Заканчивается песня ферматой на последнем звуке, что придаёт ей завершённость.
Исполнение польской народной песни «Висла» поможет певцам в овладении приёмами вокально-хоровой техники (кантиленой, цепным дыханием, sub.p и т. д.), а также будет способствовать воспитанию как у певцов, так и у слушателей любви к природе, родному краю, эстетического восприятия окружающего мира. Произведение познакомит с образцами польской народной музыки, расширит музыкально-исполнительский опыт хора.
Список использованной литературы:
Музыкальная энциклопедия.
Романовский. «Хоровой словарь».
Большая советская энциклопедия.
«Музыка славянских народов» (сборник статей).
Управление культуры
Администрации Приморского края
Находкинское музыкальное училище
Аннотация
на произведение по дирижированию.
(«Висла», польская народная песня
в обработке В. Иванникова).
Методическое пособие
для студентов 1-2 курсов
отделения хорового
дирижирования.
1998 год
Другие работы по теме:
Песни - Отечественная война и народная песня
Поэзия не только услаждает слух она способна бороться и побеждать. Маяковский говорил. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. Его желание сбылось. Во время борьбы с фашизмом песня шагала в одних рядах с воинами.
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Наша песня, наша дума
Много веков песня сопровождала украинцев на протяжении всей жизни. Новорожденный ребенок слышал первую в жизни и, наверное, наилучшую и нежнейшую песню - материнскую колыбельную. Подрастая, он сам начинал петь песни: весной - веснушки, летом - купальские, зимой - колядки, щедривки и т.п.. Потом приходила первая любовь, а с ним - лирические, задушевные песни.
Песня
Сочинение-рассуждение с элементами описания Известный украинский поэт и писатель И. Франко говорил: «Песня и работа - большие две силы!» Давайте задумаемся, что это за «силы»? Испокон веков живет на Отчизне песня, соединив в себе страстное, эмоциональное слово с обворожительностью музыки. Она сопровождает людей всю жизнь - от колыбели до могилы, так как нет такого события или такого чувства, которое не нашло бы своего отображения в песне.
Моя любимая песня
Сочинение-рассуждение в художественном стиле Я очень люблю как современную, так и классическую музыку, люблю петь песни. Трудно вообразить свою жизнь без них. Я долго думала, какую же из песен назвать любимейшей? И пришла к заключению, что это «Колыбельная» Моцарта. Так, именно это произведение я люблю превыше всего.
Моя любимая песня сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему В нашей семье очень любят петь песни и с удовольствием слушают как современную, так и классическую музыку. Просто невозможно представить себе нашу жизнь без песен. Каждый день мы слышим их по радио, телевизору, из окон домов и на концертах. Я долго думал, какую из песен назвать самой любимой? Наверное, это песни "Ты слышишь, море?" на стихи замечательного поэта Михаила Пляцковского.
Каким должен быть настоящий человек
Говорит народная мудрость: «Чтобы настоящим человеком стать, нужно хорошо работать». Следовательно, труд — это первооснова человеческой жизни, которая создала человека. А потому, мне кажется, без труда нет настоящего человека. Над большой силой труда я задумался еще в детстве. А помогла мне в этом сказка «Дедова дочь и бабья дочь».
Песня - душа народа
По мнению китайских исследователей, историю народа можно изучать по смыслу как народных, так и авторских песен. С этим нельзя не согласиться, поскольку украинская песня, которая своими корнями достигает в седую древность, - это гениальная поэтическая биография нашего народа. Во все времена человеческого бытия песня была частицей человеческой жизни, непочатым источником воодушевления, творением гения народа, дивом из дива мира.
Народная песня. Жанровая разновидность
Министерство культуры российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего Профессионального обучения «челябинская государственная академия культуры и искусств»
Вторая народная революция на Филиппинах
Вторая народная революция на Филиппинах Вторая народная революция на Филиппинах — цепь событий, произошедших в 2000—2001 годах, венцом которых стало свержение Джозефа Эстрады, обвинённого в разгуле коррупции в стране, с поста президента и приход к власти Глории Арройо.
Польская военная организация
По́льская вое́нная организа́ция (ПОВ, POW, польск. Polska Organizacja Wojskowa) — подпольная военная организация, созданная во время Первой мировой войны в целях борьбы за освобождение польских территорий из-под российского владычества.
Маршал, мы здесь
— фр. Marйchal, nous voilа ! — песня в честь маршала Петена, автор слов — Андре Монтагар (1888—1963), авторы музыки — Андре Монтагар (Andre Montagard) и Шарль Куртью (Charles Courtioux)[1]. Во время Режима Виши песня исполнялась на официальных мероприятиях сразу после «Марсельезы» (гимна Франции). После того, как немцы потребовали запретить «Марсельезу», песня стала фактическим гимном Франции.
Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон
Введение 3 Источники Введение «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» — песня Фёдора Анисимова, написанная в 1853 году в связи с началом Крымской войны. В ходе Гражданской войны в России Всевеликое Войско Донское приняло её своим гимном. 20 сентября 1918 года в текст были внесены изменения, из песни исчезли упоминания о царе.
Список президентов Венгрии
Введение 1 Революция 1848—1849 2 Венгерская Советская республика 3 Правитель королевства 4 Вождь нации 5 Президент (Венгерская народная республика)
Западная Пруссия
Западная Пруссия (нем. WestpreuЯen) была провинцией Пруссии на обоих берегах нижнего течения реки Висла со столицей в Данциге. Она существовала с 1773 по 1829 и с 1878 по 1919 г.
Пацификация
(лат. pacificatio — умиротворение, замирение, успокоение, усмирение) — правительственная политика, направленная на насильственное умиротворение (в определенном смысле принудительный пацифизм, насаждаемый насильно) этнических и национальных меньшинств, направленный на частичное или полное подавление культурных, экономических и политических национальных инициатив, интересов и прав.
Русско-польская война 1792
Введение 1 Русско-польская война 1792: список битв 1.1 Литва 1.2 Украина 1.3 Малопольша (Люблинское воеводство) Русско-польская война (1792) Введение
Новая Народная партия Кореи
(кор. 신민당, Синминдан) — марксистско-ленинская партия в Корее, существовавшая в 1946 году. История Основу партии составили корейские коммунисты, вернувшиеся из Китая и не подчинявшиеся северно-корейскму Оргбюро Коммунистической партии Кореи во главе с Ким Ён Бомом. На базе созданной в Яньани «Северокитайской Лиги независимости Кореи» 16 февраля 1946 года была образована Новая Народная партия Кореи[1], марксистская по своей идеологии, но более умеренная во многих вопросах по сравнению с ККП.
Дайновское княжество
Дайновское княжество — удельное княжество XIII—XIV вв. в составе Великого княжества Литовского. Занимало территорию между Неманом (правые притоки Дитва, Гавья с р. Жижмой) и Вилией. По реке Котра граничило с Городенским княжеством.
Польская объединённая рабочая партия
Польская объединённая рабочая партия , ПОРП (польск. Polska Zjednoczona Partia Robotnicza, PZPR) — правящая партия в Польской Народной республике с 1948 по 1989. Образована в декабре 1948 года в результате слияния Польской Рабочей Партии (ППР) и Польской Социалистической партии. В принятых документах программного характера ПОРП отказывалась в государственном строительстве от модели народной демократии.
Эренберг, Густав
Густав Эренберг (польск. Gustaw Ehrenberg; 1818—1895) — польский поэт, патриот и революционер, сосланный в Сибирь. По некоторым указаниям, в частности, согласно данным Третьего отделения, за ним следившего,[3] внебрачный сын Александра I.[4][5]
Дикси песня
«Дикси» , также известна как «Я хотел бы быть в Дикси» Земля Дикси » (англ. Dixie, «I Wish I Was in Dixie», «Dixie’s Land») — американская народная песня, один из неофициальных гимнов южных штатов США. Во время Гражданской войны была очень популярна среди конфедератов.
Южный Йемен
Йемен -1940 Южный Йемен — географическая область на юге Аравийского полуострова. C XIX века — британские протекторат и колония, называвшаяся Аден по имени административного центра.
Such a Parcel of Rogues in a Nation
Введение 1 «Якобитские реликвии Шотландии» 2 Сюжет 3 Стихи и перевод Such a Parcel of Rogues in a Nation Введение Such a Parcel of Rogues in a Nation (Экая Шайка Разбойников в Стране) — шотландская народная песня, стихи которой взяты из одноимённой поэмы Роберта Бёрнса 1791 года.
Правление Бориса Годунова 1598 - 1605 гг.
Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. Новый царь оказался талантливым политиком.
Онуфрович-Плосская, Софья Ильинична
Софья Ильинична Онуфрович-Плосская (польск. Maria Zofia Onufrowicz-Płoska, 15 марта 1862, Калинковичи — 2 сентября 1922, Краков) — польская революционерка, деятель I Пролетариата. Сестра Болеслава, Адама и Цезаря Онуфровичей, жена Эдмунда Плосского.
Польша 2
ПОЛЬША Польша, Республика Польша (Rzeczpospolita Polska), государство в Европе, в бассейне Вислы и Одры, на севере омывается Балтийским м. 312,7 тыс. км2. Население 38,5 млн. человек (1993), св. 98% поляки. Городское население 62,1% (1993). Официальный язык польский. Верующие преимущественно католики.
Польша
Краткая географическая характеристика Польши.