Реферат: Курс состоит из лекционных и семинарских занятий. Проводится два письменных тестирования, необходимо написание а. Условия и критерии выставления оценок - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Курс состоит из лекционных и семинарских занятий. Проводится два письменных тестирования, необходимо написание а. Условия и критерии выставления оценок

Остальные рефераты » Курс состоит из лекционных и семинарских занятий. Проводится два письменных тестирования, необходимо написание а. Условия и критерии выставления оценок

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ 2003-04 учебный год


Специальность: ФИЛОСОФИЯ

Эстетика

(5 семестр, лекций 36, семинаров – 18 часов, экзамен – 5 семестр)


Кредит 3

Лекции: 36

Семинарские занятия: 18


Преподаватель: к.ф.н. Матюшова Мария Петровна

Кафедра: онтология и теория познания

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами):

(или по договоренности)

телефон: 434-50-88

E-mail:


Описание курса


Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний в области эстетики. Целью курса является подробный анализ основных категорий эстетики на основе исторического материала.

Содержание курса. В курсе рассматривается история эстетических учений от античности до середины XIX в. Анализируются основные категории эстетики, показывается эволюция и специфика искусства как формы человеческой деятельности. Особое внимание уделяется характеристике таких категорий как прекрасное, гармония, мера, норма, мастерство, совершенство.

Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекционных и семинарских занятий. Проводится два письменных тестирования, необходимо написание реферата.

Условия и критерии выставления оценок: От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, работа над первоисточниками, написание реферата. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход), а также качество подготовки реферата, контрольных работ, конспектов.


Балльная структура оценки:

Посещение занятий – 10 баллов

Внутрисеместровая аттестация - 25 баллов

Конспекты - 20 баллов

Работа на семинаре - 18

Реферат - 10

Итоговая аттестация - 25

Всего – 108 баллов


Шкала оценок:




Неуд

3

4

5

Кредит Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

3 108 менее 37 37 55 64 73 91 100









Пояснение оценок














A Выдающийся ответ





B Очень хороший ответ




C Хороший ответ





D Достаточно удовлетворительный ответ


E Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа
FX Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа
F Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)

ТЕМЫ Лекций

Семестр (сентябрь 2005- январь 2006)


Неделя 1: 2005

Тема: Предмет эстетики как науки. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание.

Предмет эстетики. Предпосылки возникновение эстетической деятельности и ее особенности. Идея биологического происхождения эстетического чувства (Ч. Дарвин). Теория возникновения искусства из игры ( Хейзинга, Финк). Происхождение искусства и магия. Структура эстетического сознания.

Эстетическая потребность, эстетическое чувство, вкус, идеал, оценка.


Литература:

Обязательная:

Адорно Т. Эстетическая теория. М.,2001

Лукач Д. Своеобразие эстетического. Соч. в 4-х тт. М.,1986. Т.1,3

Плеханов Г.В. Письма без адреса. – Эстетика и социология искусства: в 2-х Т., М.,1978-1979

Чернышевский Н.г. Эстетические отношения искусства к действительности. – Избр. Эстет. Произведения. М.,1974

Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры.1992

Шеллинг Ф. Философия искусства. М..1966

Шиллер Ф. собрание сочинений, т.1-7. М.,1955-1957


Дополнительная


Берн Д. Игры, в которые играют люди. М.,1991

Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.1978

Столович Л.Н. Искусство и игра. М., 1987

Червяков И.В. Игра и художественная деятельность. М., 1991

Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства

Бычков В.В. Эстетика. М.,2002

Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.1979

Кривцун О.А. Эстетика. М.1978

Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.,1960

Эстетика. Словарь. М.,1989

Бореев Ю. Эстетика. М.1988


Неделя 2:

Тема: Эстетика античности

Эстетические теории древней Греции, их связь с античным мировоззрением и искусством. Категориальный аппарат античной эстетики (прекрасное, гармония, мера, канон). Эстетика Сократа и Платона.


Литература.

Обязательная:

Гегель Г. Эстетика. т.4, М., 1973.

Платон. Апология Сократа, Гиппий Больший, Ион. Соч. в 3-х т. Т.1., М.,1968

Платон. Пир. Соч. в 3-хт. Т.2. М.,1968


Дополнительная:


Античность как тип культуры. М., 1988.

Античная цивилизация. М., 1973.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии.М.,1957.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. т.1-4, М., 1963-74.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт. т.1, М., 1990.

Словарь античности. М., 1989

Татаркевич В. Античная эстетика. М.,1977


Неделя 3:

Тема: Эстетика античности.


Лекция 2: Эстетика Аристотеля.

Определение прекрасного. Учение о подражании. Смысл катарсиса. Классификация искусств.


Литература.

Обязательная:

Аристотель. Поэтика. Л., 1957.

Гегель Г. Эстетика. т.4, М., 1973.


Дополнительная:


Античность как тип культуры. М., 1988.

Античная цивилизация. М., 197311.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.,1957.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. т.1-4, М., 1963-74.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт. т.1, М., 1990.

Словарь античности. М., 1989

Татаркевич В. Античная эстетика. М.,1977


Неделя 4:

Тема: Эстетика эллинизма.

Эллинизм как синтез культур. Учение стоиков о природе как о космическом художнике. Учение о симметрии как основе и сущности красоты. Скептики о невозможности существования объективных критериев науки об искусстве. Витрувий и его учение об архитектуре.

Неоплатонизм (Плотин, Прокл).


Литература.

Обязательная:

Апулей. Метаморфозы. М., 1956.

Вергилий. Энеида. М-Л., 1933

Витрувий Десять книг об архитектуре. М.,1936

Наука любви. М.1990

Секст-Эмпирик. Сочинения в двух томах. М.,1975-1976

Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси,1972


Дополнительная:

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.У., М., 1979.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв.н.э. М.,1979.

Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III вв. М., 1981.

История римской литературы. Т.1, П.М., 1952-54 .

Искусство Древнего Рима. Т.1, П. М., 1985.

Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л., 1950

Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

Тацит К. Соч., т.1, П. Л., 1969.


Неделя 5:

Тема: Эстетика Средневековья.

Поздняя античность. Изменение эстетического идеала под влиянием христианской идеологии. Западная патристика. Эстетические идеи в концепциях Августина, Фомы Аквинского.


Литература.

Обязательная:

Августин М.А. Исповедь. М., 1991.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.М.,1989.

Данте А. Божественная комедия. М..1969

Данте А. Малые произведения. М.,1968

Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. С-П., 2003


Дополнительная:

Бычков В.В. Эстетика поздней античности П-Ш века. М., 1981.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972

Идеи эстетического воспитания. т.1-2. М.,1974

Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Музыкальная эстетика Западной Европы западноевропейского средневековья и Возрождения. М.,1966

Ястребицкая А.П. Западная Европа ХI - XIII вв. М., 1978.


Неделя 6:

Тема. Эстетика Возрождения.

Гуманистические идеалы искусства Ренессанса, отражение их в эстетике Альберти, Пико дела Мирандола, Леонардо да Винчи. Проблема прекрасного в эстетике Возрождения. Проблемы теории искусства в ренессансной эстетике. Эстетика маньеризма.


Литература

Обязательная

Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве, т1-2., М.,1935

Альберти Леон Батиста. Сборник статей. М.,1977

Вельфин Г. Ренессанс и барокко. С-П.,2004

Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.,1934

Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т-1-2, М.-Д,1935

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека.//Эстетика Ренессанса. М.,1981.,Т.1

Дополнительная

Аллем Г.фон. Ренессанс в Италии. М., 1916.

Баскин М.П. Об эстетических теориях европейского средневековья и Возрождения. – Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М,1961

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М.,1977

Буркгард Я. Культура Италии эпохи Возрождения. СПб.,1904-1906

Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934.

РутенбургВ.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.


Неделя 7:

Тема. Эстетика XVII в.

Связь эстетики и философии. Эстетические принципы барокко (дисгармония и диссонанс). Возникновение академий и эстетики классицизма. Рационализм как философская основа эстетики классицизма. Особенности классицизма во Франции, Германии.


Литература

Обязательная:


Буало Н. Поэтическое искусство. М.,1957

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М, 1980


Дополнительная:

Музыкальная эстетика стран Западной Европы XVII-XVIII вв. М.,1971

История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII в. М., 1963

Ренессанс. Барокко. Классицизм.М.,1966

Иванов И.И.Французский классицизм.М.,1901


Неделя 8:

Тема. Философия и эстетика Просвещения.

Своеобразие эстетики Просвещения в Англии, Франции. Эстетические взгляды Шефтсбери, Хатчесона, Э.Берка, Ж.Б.Дюбо


Литература.

Обязательная:


Берк Э. Философские исследования о происхождении наших представлений о возвышенном и прекрасном.. М..,1973

Дюбо Ж..Б. Критические размышления о поэзии и о живописи. М.,1976

Шефтсбери. Эстетические опыты. М.,1975

Хатчесон Ф., Юм. Д., Смит А. Эстетика. М., 1973

Хогарт В. Анализ красоты. М-Л., 1958


Дополнительная:


Гвардини Р. Конец Нового Времени. // В.Ф. 1990 N4.

История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII в. М., 1963.


Неделя 10:

Тема. Возникновение эстетики как науки.

Учение А.Баумгартена. Винкельман и первая попытка периодизации искусства античности. И.Г.Зульцер о воспитании вкуса как общенациональной задаче. Эстетические взгляды Г.Э.Лессинга. Движение «Бури и натиска».


Литература.

Обязательная:

Винкельман И.И. История искусства древности. Л.,1933

Винкельман И.и. Избранные произведения и письма. М-Л.,1935

Лессинг Г.Э. Лаокоон. // Избр. пр-я. М-Л., 1953.


Дополнительная:

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.,1967

Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М.,1962

.


Неделя 11: Тема: Немецкая классическая эстетика (лекция 1).

И.Кант об антиномиях вкуса. Учение об идеале. Ф.Шиллер об искусстве как игре, в которой проявляется свободное раскрытие сущностных сил человека. Искусство - игра познавательных способностей, создающая нечто идеальное (в сравнении с жизнью) и нечто реальное (в сравнении с продукцией чистого воображения).

Литература:

Обязательная:


Кант И. Критика способности суждения. Собр. Соч. в 6-ти т. М.,1964., Т.5


Дополнительная:

Неделя 12:

Тема: Эстетика Гегеля (лекция 1).


Учение об искусстве как бытии, обладающем способностью передавать глубочайшие метафизические и философские прозрения. Г.Ф. Гегель о связи искусства с религией и философией. Средство искусства - чувственное ощущение знания (оно доводит до сознания истину в виде чувственного образа), религии - духовное воображение (внутреннее представление), философии - мышление..


Литература:

Обязательная:


Гегель Эстетика в 4-х т.М., 1968 Т.1


Дополнительная:


Неделя 13:

Тема: Эстетика Гегеля (лекция 2).

Идея прекрасного в искусстве или идеал. Формы искусства как различные виды идеала: символическая, классическая, романтическая


Литература:

Обязательная:


Гегель Эстетика в 4-х т.М., 1968 Т.1


Дополнительная:

Неделя 14:

Тема. Эстетика романтизма

Основные черты культуры романтизма: историзм, культ "дикой" природы, акцент на миф и символ, подчеркивание роли воображения в поэзии. Культ музыки.

Романтизм в Англии. Романтизм во Франции. Романтизм в Германии. "Йенская школа" романтиков.


Литература.

Обязательная:

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.


Дополнительная:

Брандей Г. Романтическая школа во Франции. //Собр. соч.,т.9, СПб., 1908.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Европейский романтизм. М., 1973.


Неделя 15:

Тема. Искусство как специфическая форма деятельности и познания действительности.

Искусство как высшее проявление эстетической деятельности. Особенности художественно-образного мышления. Художественная условность, художественный символ. Содержание и форма в искусстве.


Литература:

Обязательная:


Дополнительная:

Бычков В.В. Эстетика. М.,2002

Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.1979

Кривцун О.А. Эстетика. М.1978

Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.,1960

Эстетика. Словарь. М.,1989

Бореев Ю. Эстетика. М.1988


Неделя 16:

Тема: Виды искусства.

Проблема классификации видов искусства в истории эстетической мысли. Специфика художественного языка различных видов искусства. Проблема ведущего вида искусства. Деление искусства на роды и жанры. Проблема синтеза искусства.


Литература:

Обязательная:


Дополнительная:

Бычков В.В. Эстетика. М.,2002

Шестаков В.П. очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.1979

Кривцун О.А. Эстетика. М.1978

Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.,1960

Эстетика. Словарь. М.,1989

Бореев Ю. эстетика. М.1988


Неделя 17

Тема: Искусство как общественное явление

Основные исторические этапы взаимодействия искусства и мифологии. Мифология как почва древнегреческого искусства. Гомеровская мифология как источник символики. Миф как основа художественного и религиозного сознания.

Мифология в XIX-XX вв. Ф.Ницше о мифе как основе любой культуры. З.Фрейд об универсальном смысле «мифа об Эдипе» в истории культуры.

Искусство и религия

Историческое взаимоотношение искусства и религии. Возникновение искусства и его связь с религиозным отношением к миру. Искусство как эмоционально-образное выражение религиозных идей.

Буддизм и искусство. Христианство и искусство. Ислам и искусство.

Искусство и мораль. Искусство и политика.


Литература:

Обязательная:

Августин М.А. Исповедь. М., 1991.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.М., 1989.

Коран.

Кассирер Э. Культура и символ. М.,1997

Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика//Природа № 1, 1978.

Леви-Стросс К. Структура мифа //Вопросы философии № 7 1990.

Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1991.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.,1993.

Шеллинг Ф. Философия искусства. М..1966

Юнг К.Г. Архетип и символ.М..1991


Дополнительная:

Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М., 1909

Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М.,1999

Карпушин И. Искусство и религия. М., 1991

Токарев С.Я. Религия в истории народов мира. М.,1986.

Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М.,1985

Бычков В.В. Эстетика. М.,2002

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.,1966

Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1995

Мифологический словарь. М., 1990.


Неделя 18

Тема: Искусство и массовая культура.

Социокультурные причины дифференциации элитарного и массового искусства. Искусство и научно-технический прогресс. Сущность элитарного и массового искусства


Литература:

Обязательная:


Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918.

Бердяев Н.А. Смысл истории. Берлин.1923

Вейдле В. Умирание искусства. СПб.,1996

Западное искусство XX в. М., 1978.

Ортега -и- Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 1991.

Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1995.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой //Искусство кино №12. 1990.

Хейзинга Й. Homo ludens // В тени завтрашнего дня. М.,1992.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории М.1994


Семинары


Неделя 1:

Тема: Эстетика античности.


Литература:

Обязательная:

Адорно Т. Эстетическая теория. М.,2001

Лукач Д. Своеобразие эстетического. Соч. в 4-х тт. М.,1986. Т.1,3

Плеханов Г.В. Письма без адреса. – Эстетика и социология искусства: в 2-х Т., М.,1978-1979

Чернышевский Н.г. Эстетические отношения искусства к действительности. – Избр. Эстет. Произведения. М.,1974

Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры.1992

Шеллинг Ф. Философия искусства. М..1966

Шиллер Ф. собрание сочинений, т.1-7. М.,1955-1957


Дополнительная


Берн Д. Игры, в которые играют люди. М.,1991

Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.1978

Столович Л.Н. Искусство и игра. М., 1987

Червяков И.В. Игра и художественная деятельность. М., 1991

Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства

Бычков В.В. Эстетика. М.,2002

Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.1979

Кривцун О.А. Эстетика. М.1978

Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.,1960

Эстетика. Словарь. М.,1989

Бореев Ю. Эстетика. М.1988


Неделя 2:

Тема: Эстетика античности.


Литература.

Обязательная:

Гегель Г. Эстетика. т.4, М., 1973.

Платон. Апология Сократа, Гиппий Больший, Ион. Соч. в 3-х т. Т.1., М.,1968

Платон. Пир. Соч. в 3-хт. Т.2. М.,1968


Дополнительная:


Античность как тип культуры. М., 1988.

Античная цивилизация. М., 1973.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии.М.,1957.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. т.1-4, М., 1963-74.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт. т.1, М., 1990.

Словарь античности. М., 1989

Татаркевич В. Античная эстетика. М.,1977


Неделя 3:

Эстетика Возрождения


Литература

Обязательная

Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве, т1-2., М.,1935

Альберти Леон Батиста. Сборник статей. М.,1977

Вельфин Г. Ренессанс и барокко. С-П.,2004

Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.,1934

Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т-1-2, М.-Д,1935

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека.//Эстетика Ренессанса. М.,1981.,Т.1

Дополнительная

Аллем Г.фон. Ренессанс в Италии. М., 1916.

Баскин М.П. Об эстетических теориях европейского средневековья и Возрождения. – Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М,1961

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М.,1977

Буркгард Я. Культура Италии эпохи Возрождения. СПб.,1904-1906

Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934.

РутенбургВ.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.


Неделя 4:

Тема: «Критика способности суждения И.Канта»


Литература

Обязательная

Кант И. Критика способности суждения. Собр. Соч. в 6-ти т. М.,1964., Т.5


Неделя 5

Тема: «Философия искусства Г.В.Ф.Гегеля»

Литература:

Обязательная:


Гегель Эстетика в 4-х т.М., 1968 Т.1


Неделя 6

Тема: «Философия искусства Г.В.Гегеля».

Литература:

Обязательная:


Гегель Эстетика в 4-х т.М., 1968 Т.1


Тестирование (на семинарском занятии)


Неделя 7.

Тема: Искусство. Виды искусства


Неделя 8

Искусство как общественное явление.


Неделя 9


Тестирование на семинарском занятии.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ


Концепция искусства в античности, средние века, эпоху Возрождения и Новое время.

Роль социальной среды в становлении художника

Социальное положение (статус, социальное положение, социальная роль) художника в обществе и его историческая динамика.

Типология публики.

Публика и реклама в искусстве.

Публика как коллекционер.

Художественная критика и ее место в художественной культуре общества.

Социальные детерминанты искусства.

Противоречия художника и общества.

Проблема мастерства в искусстве.

Соотношение художественного и научно-технического прогресса.

Перспективы развития искусства в современную эпоху.

Мифология в XIX в. и в XX в.

Мифология и научно-технический прогресс.

Массовая культура и мифология.

Миф и искусство будущего.

Социокультурные причины дифференциации элитарного и массового искусства.

Искусство и научно-технический прогресс.

Искусство и техника. Влияние техники на появление новых видов искусства.

Сущность элитарного и массового искусства.

Природное и социальное в творчестве гения.

Социальная обусловленность творчества и бегство художника от действительности.

Искусство и рынок. Влияние коммерциализации на искусство.

Произведение искусства и современные формы рекламы.

Индустриализация искусства. Голливуд.

Рынок и посредники в искусстве.

Проблема художественного восприятия и критерий объективной оценки художественного произведения.

Распространение образования и художественный вкус публики.

Художественные принципы, лежащие в основе типологии публики.

Роль меценатства в мировой культуре.

Меценатство в античности, в эпоху Возрождения, в Новое время.

Меценатство в России: прошлое и современность.

Фонды как формы регуляции культурной деятельности.

Государственные и частные фонды поддержки искусства в развитых и развивающихся странах.

Российские фонды поддержки искусства.

Опыт различных стран в государственной и рыночной регуляции искусства.

Положение искусства в современной России.