.
С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Ситнианович (1629— 1680). Он родился в г. Полоцке, окончил Киево-Могилевскую академию, в 1659 г. принял монашеский постриг под именем Симеона в православном полоцком Богоявленском монастыре. С 1664 г. проживал в Москве. Первой его должностью стало руководство школой подьячих в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, в которой он преподавал «семь свободных наук». В конце 60-х гг. XVII столетия Симеон стал учителем царских детей, занимая одновременно еще и должность придворного поэта, приобрел известность как человек искусный в разнообразных сферах богословского и научного знания. Наиболее известными его произведениями являются: «Жезл правления», написанный к церковному собору 1666/67 г. и посвященный обличению учений раскольников; «Вертоград многоцветный» — энциклопедическое, поучительное произведение (1668) и «Рифмологион» (1679)— собрание стихотворений панегирического характера. Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.
Социальной проблематики он касался только опосредованно, и здесь его взгляды вполне ортодоксальны. Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию небесных порядков на земле («ови родятся благородии, овисмиреннородни, ови же свободны, ови же рабы»). Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределенный судьбой, в чем и состоит главное назначение человека на земле, где каждому отведено свое место. Однако он призывал богатых «начальников» заботиться о своих «подначальных» и не доводить их до скудости, а также управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством «наложения язв».
Среди пороков русской жизни Симеон критикует лень, праздность и особенно пьянство. Тема обязательности труда постоянно присутствует во всех произведениях мыслителя.
Главной проблемой творчества Симеона было разрешение вопросов, связанных с верховной властью, формой ее организации и деятельности. Он одним из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал теоретическое обоснование необходимости установления просвещенной монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу «царь-солнце», являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии, в русскую политическую литературу он ввел впервые. Царь и бог у него почти равные величины. «Небом Россию наречи дерзаю, ибо планиты в ней обретаю. Ты — Солнце, Луна — Мария царица». В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются. Большое внимание уделяет Симеон описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с «премудрыми людьми», а особенно полезно царю читать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран и народов и «по их примеру живот свой править». Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ.
Симеон настаивает на различии между царем и тираном. «Кто есть царь и кто тиран хощеши знати, Аристотеля книги потщись почитати. Он разньствие сие полагает. Царь подданным прибытков желает. Тиран паче прижитий хощет себе. О гражданстей ни мало печали потребе».
Поэт-мыслитель полагает, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. «Под законом все казни (наказания. — Н. 3.) должны страдать», и исключений из этого правила нет ни для кого, ни для самого царя, ни для его сына. Все люди в гражданстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство и «чинна и славна содеевает царства».
Термин «правда» Симеон традиционно употребляет в значении «закон». Он просит царя «хранить правду» и утверждать ее во всем царстве и совершать суд «в образ правды».
Мыслитель обращал также внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и, более того, противопоказано правде, так как оно бывает «от лютого правды ненавидения». Симеон мечтает о равном для всех суде, который будет «равно судити мала и велика», невзирая на лица («на лице не зри, равен суд твой буди»). Организация судебных учреждений, по его мысли, должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. «Единый суд всем... иже в единой суть области (стране. — Н. 3.) люди». Судебные дела следует вершить своевременно и без волокиты.
Мыслитель приветствует присоединение Белоруссии к России и неоднократно выражает надежду на освобождение всех славянских народов от ига иноверных «агарян гордых», полагая, что русский царь должен помочь всем православным народам освободиться «от общего врага рода христианского змия... ага-рянского», ибо необходимо, наконец, сокрушать «сонм агарянский, брани ищущий, мира нехотящий».
В определении внешнеполитического курса русского государства Симеон придерживался традиционной для русской политической мысли ориентации на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. Он советует царю жить в мире со всеми государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», никогда не искать «брани» и вступать в войну только в случае нападения врага, а к побежденным всегда являть милосердие. Слава России должна расширяться не мечом, «но скоротечным типом через книги».
Симеон Полоцкий достиг значительной прижизненной известности. В «Эпитафионе», написанном на его смерть по заказу царя Федора Алексеевича любимым учеником мыслителя Сильвестром Медведевым, он характеризуется как «благородный муж», «потребный церкви и государству».
В истории политических и правовых учений Симеон Полоцкий выступил одним из первых серьезных идеологов просвещенного абсолютизма в России. Его идеи были распространены в XVII и XVIII вв. Непосредственное свое продолжение и развитие они получили у современника Симеона, представителя той же «латинской ориентации» Юрия Крижанича.
Другие работы по теме:
Сретение Господне
Старец Симеон, по преданию священник Иерусалимского храма, за свое неверие обреченный дожить до глубочайшей старости, чтобы удостовериться в пришествии Христовом, дождаться и увидеть, и держать на руках Христа.
Полибий о государстве и праве
Полибий 210-123 до н.э. Произведения - история Рима в 40 книгах. Его идеал - Сократ, его идеи. Также учения стоиков. Основной момент (принцип стоицизма) все что случается случалось раньше и случится снова.
Учение И. Канта о государстве и праве
Политэкономика Учение И. Канта о государстве и праве Реферат 2007 Координаты: электронная почта acher@wiseowl Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl
Творчество Симеона Полоцкого (1629-1680)
Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович– первый профессиональный русский поэт и драматург, зачинатель сразу двух литературных родов в русской литературе и создатель первых образцов в области силлабической книжной поэзии и театра.
Королевство Великобритания
Эта статья — об исторически существовавшем государстве, называвшемся «» (1707—1800). О современном государстве-преемнике см. статью: Великобритания
Губной целовальник
— должность в Московском государстве. Название губной по мнению Татищева происходит от слова губить, губление. По сведениям Н. М. Карамзина, слово губа в древнем Немецком праве означало усадьбу, а в российском — волость или ведомство[1].
Губной дьяк
— должность в Московском государстве. Название губной по мнению Татищева происходит от слова губить, губление. По сведениям Н. М. Карамзина, слово губа в древнем Немецком праве означало усадьбу, а в российском — волость или ведомство[1].
Симеон II
Введение 1 Царствование 2 Эмиграция 3 Премьерство 4 Семья 5 Награды Список литературы Введение Симеон Борисов Саксен-Кобург-Готский (болг. Симеон Борисов Сакскобургготски, нем. Simeon von Sachsen-Coburg und Gotha; 16 июня 1937, София) — болгарский монарх и политик. Царь Болгарии (царствовал в 1943—1946 годах под именем Симеон II), 62-й премьер-министр Болгарии (с 24 июля 2001 по 17 августа 2005), а в настоящее время председатель и лидер Национального движения Симеона II.
Симеон Юродивый
(Симеон Эмесский[1], Симеон Палестинский, Емесский, Христа ради юродивый) — христианский монах, отшельник, юродивый и святой VI века. Родился в богатой семье и до возраста 30 лет проживал в городе Едесса[2].
Глеб Всеславич
(ум. 13 сентября 1119, Киев) — князь минский с 1101 года, родоначальник минской ветви полоцких князей, сын князя Всеслава Брячиславича. Биография В 1104 году его в Минске пытались осадить, но безуспешно, воевода Путята, Олег Святославич и Ярополк Владимирович, сын Владимира Мономаха. В 1106 году Глеб участвовал в походе на балтское племя земгалов.
Первое Болгарское царство 2
Введение 1 Начало 2 Кризис Болгарского царства 3 Крум, Омуртаг, Борис 4 Симеон Великий и Пётр I 5 Последние бои с Византией Первое Болгарское царство Введение
Глебович, Ян Юрьевич
Ян Юрьевич Глебо́вич (ок. 1480 — 23 апреля 1549), государственный деятель Великого княжества Литовского. Староста жижморский, мстиславский, бобруйский, борисовский, радашковичский; воевода витебский (с 1529), великий писарь литовский (с 1530), воевода полоцкий (с 1532), воевода виленский (с 1542), великий канцлер литовский (с 1546).
Братские школы в Белоруссии
Введение 1 Местонахождение школ, их значение 2 Система обучения Список литературы Введение Братские школы в Белоруссии ― учебные заведения, создававшиеся православными братствами.
Антоний Зубко
Введение 1 Заслуги 2 Семья и образование 3 Грекокатолический священник 4 Православный архиерей Список литературы Антоний (Зубко) Введение Архиепископ Антоний (в миру Антоний Григорьевич Зубко, 2 июля 1797 — 15 февраля 1884) — епископ Православной Российской Церкви; c 28 января 1840 года епископ Минский и Бобруйский, с 7 июля 1840 года епископ Полоцкий и Витебский, с 1841 года управлял епархией в сане архиепископа.
Симеон Бекбулатович
Введение 1 Великий князь Симеон Бекбулатович Список литературы Введение Саин-Булат хан (после крещ. Симеон Бекбулатович, в монаш. Стефан, тат. Sainbulat, Саинбулат, ساین بولاط) (ум. 5 января 1616) — касимовский правитель, хан (1567—1573).
XVII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Исторические деятели Список литературы Введение Семнадцатый (XVII) век длился с 1601 по 1700 годы по григорианскому календарю.
Татарские царевичи
Введение 1 1462—1505 2 1505—1533 3 1533—1584 Введение Татарские царевичи на службе у московских государей — царевичи, выехавшие из татарских государств на службу в Московское государство.
Иосафат Кунцевич
План Введение 1 Виленский период 2 Полоцкий период 3 Гибель 4 Канонизация Список литературы Иосафат (Кунцевич) Введение Архиепископ Иосафа́т Кунце́вич (польск. Jozafat Kuncewicz,укр. Йосафа́т Кунце́вич,белор. Язафат Кунцэвіч 1580 — 12 ноября 1623) — униатский епископ украинского происхождения; архиепископ Полоцкий (с 1618 до своей смерти).
Полоцкая земля
План Введение 1 История до удельного периода 1.1 Возникновение 1.2 Правление Рогволода 1.3 Правление Изяслава 1.4 Правление Брячислава 1.5 Правление Всеслава
Минское княжество
План Введение 1 История 2 Князья Минские Список литературы Введение Минское княжество — удельное западнорусское княжество с центром в городе Минск (Минеск), существовавшее с 1101 года до начала XIV века.
Кишка, Пётр
Пётр Ки́шка Пя́трас Ки́шка (лит. Petras Kiška; ум. 1534) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского из рода Кишек, дрогичинский староста, в 1521—1532 годах — полоцкий воевода, с 1532 года — трокский каштелян и староста Жмудский.
Брячислав Изяславич
Карпов А. Ю. Брячислав Изяславич (ум. 1044), князь Полоцкий (с 1003). Сын полоцкого князя Изяслава Владимировича († 1001), внук Владимира Святославича, Крестителя Руси. Провозглашен полоцким князем еще ребенком, после смерти своего старшего брата Всеслава.
Кишка, Януш
Януш Кишка (лит. Jonušas Kiška, польск. Janusz Kiszka; 1586 — 13 января 1654, Кривичи, Ошмянский повет Виленского воеводства) — военный и государственный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой из рода Кишек, полоцкий воевода, польный гетман литовский, великий гетман литовский.
Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий (мирское имя — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) (1629–1680) — деятель восточнославянской культуры XVII в., поэт, переводчик, драматург и богослов, один из идейных лидеров "латинствующих".
Алексей Алексеевич
Сын царя Алексея Михайловича от первого брака его с Марией Милославской. По общему отзыву наших летописцев и иностранных писателей, царевич отличался большими способностями, любознательностью и добрым сердцем.
Андрей Ольгердович
Князь полоцкий, трубчевский и псковский, четвертый сын Ольгерда и первой жены его Марии, княжны витебской, старший брат Владислава Ягайла.
Всеслав Брячиславич
Князь полоцкий, сын князя полоцкого Брячислава Изяславича. Вопреки политике отца, Всеслав первое время княжения (с 1044 г.) жил в согласии с Ярославичами и в 1060 г. участвовал вместе с ними в походе на турков.