Плашко Р.В.
Научный руководитель: к.психол. н., доцент Росина Н.Л.
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ:
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Террористический акт — особый вид чрезвычайного события. Научный и практический интерес к особенностям переживания людей, оказавшихся вовлеченными в подобные события, неуклонно продолжает расти. В настоящее время проблема террористических актов находится в фокусе внимания многих специалистов: политологов, социологов, психологов, юристов и т.д. Психологические аспекты переживания террористического акта и его последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем деятельности человека в экстремальных условиях, исследований адаптационных возможностей человека и его стресс-толерантности.
Результаты подобных исследований как бы фокусируют социальные, природные, технологические, индивидуально-психологические, экологические и медицинские аспекты существования человека в современном мире. При этом все специалисты сходятся в описании существенных черт данного типа события, оказывающих решающее влияние на состояние людей, переживших его. Это, прежде всего чрезвычайный, внезапный, угрожающий жизни характер события, ломающий, по мнению многих авторов, практически все базовые иллюзии человека. Чаще всего это влечет за собой в той или иной степени дезориентацию человека как в психологическом, так и в социальном пространстве. Вторая характерная черта данного типа события состоит в его насильственности, в том, что оно произошло в силу "злого умысла определенных людей" [Aldwin, 1994].
Это серьезным образом отличает такие события от других чрезвычайных событий - природных катаклизмов или несчастных случаев. Здесь чаще всего событие отличается массовостью, есть группа людей, объединенная общими переживаниями. Эти люди становятся хорошей группой поддержки друг для друга. Чаще всего есть внешний враг (он может быть персонализирован или нет), на которого можно перенести всю возникшую агрессию. Кроме этого, все пережившие приобретают статус пострадавших, что обеспечивает особый социальный статус и поддержку окружения. При этом психической травматизации особенно сильно подвержены беженцы из «горячих точек» [Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Хаскельберг М.Г.].
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе выявляется влияние характеристик террористического акта на восприятие пострадавшими своих личностных черт в периоде преодоления. Предполагалось наличие у данных лиц нарушения ряда личностных функций, обеспечивающих успешную адаптацию к окружающему миру.
Исследование проводилось с молодыми людьми, пережившими террористические акты в зоне локальных военных конфликтов (Чечня, Таджикистан), в настоящее время проживающими в г. Воркута и имеющими статус беженцев или участников боевых действий. Общее число испытуемых — 24 человека (11 юношей и 13 девушек), студенты 1-3 курсов ВФ СыктГУ. Возраст испытуемых 17-22 лет.
Использовались констатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирического метода использована методика "Личностный дифференциал". Методика представляет собой адаптацию "Семантического дифференциала", которая была произведена в Психоневрологическом институте им. Бехтерева. Она содержит соответственно три шкалы: Оценки, Силы и Активности.
В целом по фактору "Оценка" испытуемые демонстрируют высокий уровень самоуважения, склонны в большей степени воспринимать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик. В определенном смысле наблюдается удовлетворенность собой. Столь высокие баллы по данному фактору (М=15,7; у юношей и девушек соответственно 17,2 и 14,2), вероятно, отражают защитный характер ("мы потерпевшие", "нам нечего стыдиться" и т.д.). При этом юноши и девушки значимо не отличаются друг от друга.
Результаты, полученные по фактору "Силы", значимо отличаются от результатов по двум другим факторам (М=4,1; 9,8 и 1,3, р≤0,05). Таким образом, испытуемые отличаются недостаточностью самоконтроля, неспособностью держаться принятой линии поведения, зависимостью от внешних обстоятельств и оценок. Во многом, вероятно, это связано с наличием у всех испытуемых физической травмы той или иной степени, полученной в момент террористического акта, и осложняющей их нынешнее самочувствие. Особый вклад в величину этого фактора вносит женская часть выборки. По фактору "Силы" девушки значимо (р≤0.01) отличаются от юношей. Их зависимость от внешних обстоятельств и оценок, неспособность к самоконтролю особенно велика. Возможно, девушки острее переживают свои физические травмы, что осложняет преодоление последствий травматического события.
По фактору "Активности" были получены средне положительные результаты (М=8,3; 9,7 и 7,6). При этом оценки юношей и девушек не отличаются значимо друг от друга. Для испытуемых характерен достаточно высокий уровень активности, потребность в наличии интенсивного межличностного общения.
Таким образом, можно отметить, что по результатам самооценок, пережившим террористический акт, особенно свойственны потребность в общении с окружающими, их поддержка, несамостоятельность и низкий самоконтроль, который они, вероятно, транслируют окружающим их близким людям.
Выявленные тенденции нарушают социально-психологическую адаптацию лиц молодого возраста переживших террористический акт или или служивших в «горячих точках», поэтому все это должно рассматриваться в качестве мишени для комплексных мер в процессе психосоциальной реабилитации.
Хотя эмпирические данные показывают, что личность и преодоление выступают как модераторы отношений «стрессор — последствия» террористического акта, изучение характера и степени воздействия индивидуальных особенностей личности на развитие этого состояния нуждается в продолжении. Дальнешее исследование должно показать, каким именно образом это происходит и какие последствия имеет.
Список литературы
1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ, 2000.-352 с.
2. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - М.: Вече, ACT; 2000.
3. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб: Питер, 2001. - 272 с: ил.
4. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Хаскельберг М.Г. Психологические последствия вынужденной миграции // Материалы VМеждународной конференции «Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф». Минск, Республика Беларусь, 1998.-Association, 1995.
5. Aldwin С.М. Stress, сoping and development/ An Integrative Perspective. The Gilford Press. New-York - London, 1994, 320 p.
Другие работы по теме:
Коэффициенты демографической нагрузки
Коэффициенты демографической нагрузки это соотношение численности лиц в нетрудоспособном возрасте (лица пенсионного возрасти или еще не вступили в трудоспособный возраст) к численности населения в трудоспособном возрасте.
Социально-психологический контекст сексуальности
В 1996 г. Лев Щеглов сформулировал основные мотивы вступления в интимную близость: Секс как случайность: в этом случае все решает ситуация, чаще всего данный мотив реализуется в юношеском возрасте.
Половое влечение
В организме человека и животных заложена определенная программа, генетический код, направленный на обеспечение рода. Никто не учит птицу, рыбу, оленя или кошку совершать действия, необходимые для полового сближения.
Гиперсексуальность
Гиперсексуальность (гипер... + секс), значительно повышенное половое влечение (либидо). Различают юношескую, или пубертатную, гиперсексуальность в форме фиксации психики на сексуально-эротических впечатлениях и фантазиях
При каких условиях вреден онанизм?
В детском и юношеском возрасте, когда к организму слишко рано предъявляются непосильные половые переживания. Неумеренный, чрезмерный онанизм во много раз превышающий потребность организма в половой жизни.
Самосознание в психической организации жизни человека
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности.
Изучение Я-концепции
Изучение личностного самоопределения как психологического явления предполагает наличие определенных критериев для оценки его содержания, тех показателей, по которым мы можем судить об успешности-неуспешности его протекания.
Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себ
Психология альтруизма и жизненного успеха
Альтруизм как обостренное чувство совести в системе личности. Анализ представлений о любви в юношеском возрасте. Психологические особенности альтруизма личности, их роль в учебно-воспитательном процессе студентов социально-психологического факультета.
Эдипов комплекс или Комплекс Электры
Text Graphics «Эдипов комплекс» / «Комплекс Электры» Graphics Если же отец хочет сохранить первенство в глазах «своей женщины» для себя и вступает в борьбу со своим маленьким сыном, высмеивает чувства малыша, унижает, оскорбляет его, силой стремится подавить его сопротивление, то у сына возникают обида и ненависть к отцу, которые в будущем могут проявиться в страхе быть несостоятельным в любой области — профессиональной или сексуальной.
Праздник жизни - молодости годы
Самые лучшие и незабываемые годы в жизни каждого человека - это годы его молодости. Молодость – это пора, когда юноши строят "воздушные замки", а девушки мечтают о "принце на белом коне". Романтичная и нежная любовь.
Сочинение-описание по картине Шевченко Автопортрет
На своем веку Шевченко создал свыше тридцати малярных и графических автопортретов, в которых передал свои мнения, чувства, переживания. Одним из них есть автопортрет 1840 года. На картине видим сосредоточенное лицо молодого человека. Красивого, преисполненного достоинства. Свет выхватывает из полутьмы лишь лица, все другое прячется в полупрозрачных тенях.
Тропинин В.А.
Среди русских живописцев XIX века Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном отношении портреты.
Баласагуни, Юсуф Хасс Хаджиб
Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (Баласагунский) — уйгурский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов. Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он завершил поэму «Кутадгу Билиг» («Знание о Благодати» или «Наука о Счастье»), представил её правителю Кашгара и был удостоен звания «Хасс Хаджиб».
Джундалла
Введение 1 Организация 2 Крупные терракты Список литературы Введение Джундалла или Джондалла (араб. جندالله, букв. Солдаты Аллаха) — террористическая исламистская организация в Иране, также известная как Движение народного сопротивления Ирана.
Военная организация БКП
(болг. Военна организация на БКП) — вооружённое крыло Болгарской коммунистической партии, существовавшее в 1920—1925 гг. Создана после разгрома транспортной стачки правительством БЗНС при помощи частей Оранжевой гвардии. Для предотвращения подобных репрессий в будущем БКП(т.с.) принимает решение о создании вооружённого крыла партии.
Взрыв в Зимнем дворце 1880
Взрыв в Зимнем дворце (18:22; 5 февраля 1880) — террористический акт, направленный против российского императора Александра II, организованный членами движения «Народная воля». Халтурин проживал в подвальном помещении Зимнего дворца, куда им было пронесено до 30 кг динамита. Бомба была приведена в действие с помощью запального шнура.
Перепись населения США 1820
План Введение 1 Список вопросов 2 Результаты переписи 3 Недостатки Список литературы Введение Перепись населения США 1820 года была четвертой по счету переписью населения, проводимой на территории США. Она была проведена 7 августа 1820 года. Численность населения по итогам переписи была определена в 9 638 453 человек, из которых 1 538 022 были рабами.
Перепись населения США 1800
План Введение 1 Вопросы 2 Доступность информации 3 Сводная информация Список литературы Введение Перепись населения США 1800 года была второй переписью населения проводимой в США. Она была проведена 4 августа 1800 года.
Террористический акт в Ташкенте 16 февраля 1999 года
Террористический акт в Ташкенте произошёл 16 февраля 1999 года. Всего взорвалось 6 взрывных устройств в разных частях города в течение небольшого времени. Целью атак явились ключевые правительственные объекты, в том числе и здание Кабинета Министров Республики Узбекистан на площади Независимости (Мустакиллик майдони), где террористы взорвали автомобиль, начиненный взрывчатой, около одной их V-образных опор здания, с целью обрушения его крыла[1].
Авиакатастрофа у Честертона 1933 года
Авиакатастрофа у Честертона 1933 года — самолет Боинг 247 американской компании United Air Lines с бортовым номером NC13304 сгорел и разбился 10 октября 1933 года недалеко от Честертона, США. Самолет выполнял трансконтинентальный рейс из Ньюарка в Окленд. На борту по мимо трёх членов экипажа, находилось ещё четыре пассажира.
Аронсон, Григорий Яковлевич
Григорий Яковлевич Аронсон (1887, Санкт-Петербург — 1968, Нью-Йорк) — меньшевик, публицист и общественный деятель. Биография Получив традиционное еврейское образование, в юношеском возрасте вступил в партию социал-демократов (большевиков), а в 1908 г. — в Бунд. С 1909 г. активный сотрудник ОРТа и Общества для распространения просвещения между евреями в России.