В.Н. Клеймёнов, Е.А. Болдырева, Ю.А. Хоменко
Подготовка юношества к семейной жизни является важной проблемой воспитания. Система представлений о семье – важный фактор, определяющий характер отношений и эмоциональный климат семьи. Изучено отношение 85 учеников 10-го класса к родительской и представления о собственной будущей семье с применением метода ценностных ориентаций Рокича. Показано, что эмоциональный портрет будущей семьи и родительской у учащихся не совпадает, снижена ценность семейной жизни, представления о своей будущей семье носят расплывчатый характер. Необходимо в течение учебного процесса проведение мероприятий, направленных на повышение ценности семьи, выработку в юношеском возрасте эффективных психологических стратегий поведенческих стереотипов.
Cвой первый социальный опыт ребенок получает в родительской семье. Отношения между родителями, структура семьи, ее традиции, обычаи прочно укрепляются в сознании только начинающего жить человека. Ребенок, вырастая, строит свою семью. Она часто напоминает ту, в которой он вырос. И если родительская семья была полна мудрости, уважения к ближним, взаимопомощи, то и от ребенка в будущем следует ожидать того же. В противном случае очень высока вероятность того, что человек повторит в своей семье те отношения, которые существовали в родительской семье и которых он стремился избежать [2; 3].
Подготовка к семейной жизни традиционно является одним из главных направлений юношеского воспитания, не менее важным, чем подготовка к труду. Но эта проблема никогда не стояла так остро, как сейчас. Глубокий духовный кризис в нашей стране дезориентирует подрастающие поколения в выборе ценностей. Понимая значимость создания семьи в будущем, нынешние юноши и девушки не придают важного значения тому, что основные модели семейных отношений формируются с раннего возраста. Поэтому важным является формирование конструктивной модели своей семьи у юношества до того, как они начнут создание собственной семьи [1, 5, 6].
Нами была предпринята попытка изучить представления старшеклассников о будущей семейной жизни и сравнить их с представлениями об их родительской семье. В качестве объекта исследования были выбраны учащиеся десятых классов МОУ СОШ № 36 Калининграда. Всего в исследовании приняли участие 85 человек в возрасте 14 – 16 лет, из них – 26 % юношей и 74 % девушек.
Чтобы определить, что значит семья для учащихся, мы исследовали их ценностные ориентации с применением метода Рокича [4]. Для старшеклассников в исследуемой нами выборке на первое место выходит здоровье, а «счастливая семейная жизнь» занимает только шестое место. Возможно, здесь сказывается близость нашего региона к Европе, и вследствие этого молодежь в большей степени ориентируется на западные ценности и стандарты. При сравнении ответов юношей и девушек были выявлены сильные различия в важности счастливой семейной жизни, тогда как различия между остальными ценностями незначительны. Девушки поместили эту ценность на пятое место («то, что украшает мою жизнь»), а юноши – на двенадцатое («то, чего может даже и не быть в моей жизни»). То есть семья в этом возрасте является более значимой целью для девушек, чем для юношей. Среди учащихся из полных и неполных семей наблюдаются большие расхождения в значимости счастливой семейной жизни: у учеников из неполных семей эта ценность находится на 11-м месте, а у подростков из полных семей – на 5-м месте.
Мы сравнили эмоциональное отношение старшеклассников к родительской семье и своей будущей семье. Свою будущую семью положительно воспринимают 75,0 % девушек и 68,8 % юношей, а родительскую семью – 72,2 % и 62,5 % соответственно. Отрицательное же восприятие у учащихся отмечено только для родительской семьи (2,5 % девушек и 6,2 % юношей). Эмоциональный портрет будущей семьи и родительской у учащихся не совпадает. Это связано с тем, что оценка родительской и супружеских ролей в родительской семье происходит с точки зрения ребенка, а своей будущей семьи – с точки зрения перспективы взрослого.
При формировании собственной концепции семьи очень важно, какой эмоциональный климат существует в родительской семье, какую роль играют в семье мать и отец.
Хотят, чтобы их семья была похожа на родительскую 18 % подростков, более 50 % – пребывание дома дает положительное настроение, у них преобладают положительные эмоции, они удовлетворены психологической обстановкой дома, не испытывают повышенной напряженности и тревожности в семье; 37,5 % учащихся считают психологическую атмосферу родительской семьи негативной. В группе старшеклассников из неполных семей также преобладает негативное настроение в семье.
Согласно полученным ответам, в семье наиболее близким и значимым человеком для большинства учащихся является мать (так ответило 44,7 % ребят из неполных семей и 30,5 % – из полных). Значимость отца невысока. Для учащихся из неполных семей отец вообще не является близким и значимым человеком, на эмоциональном уровне он воспринимается негативно. Лишь для 14,3 % учащихся из полных семей отец является значимым человеком при помощи и разрешении различных проблем старшеклассников.
У подростков существует определенное представление о будущей семье. Так, большинство школьников планируют создать свою семью в возрасте от 20 до 25 лет (70 % девушек и 50 % юношей). Наиболее важные качества будущих супругов для учащихся – «любящий», «заботливый», «внимательный»; отношения в будущей семье должны быть «полными любви и взаимопонимания, взаимоуважения»; в семье также обязательно наличие детей. Вместе с тем отмечается то, что супруг(а) должен быть непьющий, некурящий, а в семье чтобы не было ссор, измен. Остальные учащиеся сомневаются либо хотят в корне иных отношений. Можно сказать, что старшеклассники ищут новые модели построения своей семьи в современных условиях, так как для определенной части юношей и девушек родительская семья не является показательным образом семейной жизни, особенно это характерно для учащихся из неполных семей. Поэтому в целях профилактики важна работа педагогов, психологов, валеологов по ориентации старшеклассников на здоровые семейные ценности. В свете этих данных основная задача взрослых – пропаганда ценностей семейной жизни и освоение эффективных психологических и поведенческих стереотипов для создания благополучных семейных отношений, возможно в ходе учебного процесса путем включения специальных социально-психологических тренингов. Однако реализация данной задачи сопряжена с рядом трудностей.
Подводя итог, необходимо отметить, что у современных старшеклассников снижена ценность семейной жизни. С одной стороны, это связано с тем, что у них есть отрицательный семейный опыт, почерпнутый из родительской семьи, с другой – представления о своей будущей семье носят достаточно расплывчатый характер, так как в них не просматривается ни ответственность за будущее, ни реальное видение своего будущего. Необходимая психологическая помощь может быть оказана в рамках педагогического процесса и должна быть направлена на повышение ценности семьи, выработку в юношеском возрасте эффективных психологических стратегий поведенческих стереотипов.
Список литературы
1. Васильева О., Журавлева Е. Здоровый образ жизни: стереотипные представления и реальная ситуация // Народное образование. 1999. № 10. С. 202 – 207.
2. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 46 – 56.
3. Каган В.Е. Семейные полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 54 – 61.
4. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. С. 6 – 22.
Другие работы по теме:
Управление финансами предприятия
Финансовый менеджмент как наука управления финансами. Цели финансового менеджмента. Объекты и субъекты управления финансами. Бухгалтерская норма рентабельности. Остаточная балансовая стоимость инвестиций. Будущая стоимость и составные денежные потоки.
Семья является первичным лоном человеческой культуры
(И. Ильин). Русский философ Иван Ильин придавал большое значение семье как важнейшему социальному институту, являющемуся истоком человеческой культуры. Я полностью согласна с высказыванием Ивана Александровича. Действительно, среди всех элементов общества семья является наиболее древним и стабильным.
Семья 4
Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Современная семья характеристики и типология
Программа социологического исследования Современная семья характеристики и типология Обоснование проблемы исследования. Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”.
Представления учителей о проблемах старшеклассников
Необходимой стороной эффективного общения (педагогическое общение не составляет исключения) является адекватная социальная перцепция, и, в частности, понимание того, что является для партнера счастьем и несчастьем.
Сочинения на свободную тему - Семейный вечер
После уроков я быстро собираюсь и спешу домой. Сегодня папа придет домой пораньше и вся наша семья будет ужинать вместе. Такой семейный вечер бывает не каждый день. Я возвращаюсь из школы. Мама уже дома и готовит ужин моя младшая сестра помогает ей.
1. 1 Сущность детско-родительских отношениях в современной психологии
Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало)
Тема обреченности в повести Бунина Суходол
Автор: Бунин И.А. Повесть «Суходол» поднимает тему обреченности усадебных мужиков. Спокон века славятся Хрущевы своими ссорами, как им всякая долгоживущая в единении семья. Суходольцы, с одной стороны, - дружная семья. Так же Хрущевы слывут добрейшими и простыми господами. С другой стороны, они держат в страхе своих крестьян.
Моя будущая семья
Автор: Сочинения на свободную тему Моя будущая семья. Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба. К. Маркс
Моя будущая профессия
Конкурс: Номинация: Сочинение на тему: «Моя будущая профессия» Ученика 11 «Б» Класса. Ларионова А. В. ЧСШ№1 Внутренний мир человека, его индивидуальность и неповторимость во многом влияют на его развитие, и, безусловно, на выбор профессии.
Если б я был губернатором ...
Какие они? Методист городского отдела образования Анна Ашотовна Багдасарян предложила мне прочитать сочинения старшеклассников на тему «Если бы я был губернатором...» Когда прочитала, поняла:
Роль семьи в нашей жизни
Автор: Сочинения на свободную тему Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Проще говоря - семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи.
Составляющие патриотизма
Россия - это наш родной край, земля, где мы родились, впервые увидели и познали мир, услышали колыбельную песню, родной язык, ощутили любовь и ласку.
Любовь на страницах романа Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви. Во-первых, это любовь родительская и сыновья. Николай Кирсанов очень сильно любит сына и выплёскивает всё наружу. Аркадий отвечает взаимностью, хотя и старается прикрыть свои чувства. Что до Базарова, то он очень любит своих родителей, но никоим образом не показывает этого.
Идейно-художественный анализ Ф.И.Тютчев К.Б.
Идейно-художественный анализ Ф.И.Тютчев "К.Б." Автор: Тютчев Ф.И. Ф.И.Тютчев всего на четыре года моложе Пушкина, но в нашем восприятии и в восприятии его современников он относится не к пушкинской эпохе, а к более позднему периоду времени, к «серебряному веку» русской литературы. Тютчев относится к тому разряду поэтов, произведения которых надо не просто знать – её надо чувствовать, проникаться ею до глубины души.
Федлимид Рехтмар
Введение 1 Биография 2 Семья и дети 3 Семейное древо Уи Нейллов Список литературы Введение Федлимид Рехтмар (Законодатель)[1] — легендарный верховный король Ирландии.
Бероев, Вадим Борисович
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Признание и награды 4 Творчество 4.1 Роли в театре 4.2 Фильмография Введение Вади́м Бори́сович Беро́ев (10 января 1937, Беслан — 28 декабря 1972, Москва) — советский актёр театра и кино осетинского происхождения. Заслуженный артист РСФСР. Дед актёра Е. В.
Сулицкая, Татьяна Ивановна
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Дипломатический ранг 4 Библиография 5 Семья Введение Татьяна Ивановна Сулицкая (23 февраля 1949, Москва) — российский дипломат, синолог, филолог-востоковед, исследователь Франции, исследователь франко-китайских отношений, государственный и общественный деятель.
Доктрина Кеннеди
(англ. Kennedy Doctrine) относится к инициативам во внешней политике 35-го Президента США Джона Фицжеральда Кеннеди по отношению к странам Латинской Америки в 1961—1963 годах. Кеннеди поддерживал сдерживание коммунизма и противодействие коммунистическому прогрессу в Западном Полушарии.
Вахтмейстер, Карл Ханс 1682 1731
Введение 1 Биография 2 Семья Список литературы Введение Карл Ханс Вахтмейстер (швед. Carl Hans Wachtmeister; 15 июня 1682(16820615), Стокгольм — 31 января 1731, Стокгольм) — шведский адмирал, барон.
Конн Ста Битв
Введение 1 Правление 2 Семья Список литературы Введение Конн Ста Битв (англ. Conn Cйtchathach), сын Федлимида Рехтмара (II век) — верховный король Ирландии в 116—136[1] или 123—157 годах[2].
Алексеев, Валерий Иванович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды 4 Семья Список литературы Введение Валерий Иванович Алексеев (род. в 1948, г. Усолье-Сибирское, Иркутская область) — актёр Омского театра драмы, Народный артист России.
Мэнеску, Маня
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Награды 4 Источники Введение Маня Мэнеску (9 августа 1916, Брэила, Румыния — 27 февраля 2009, Бухарест, Румыния) — румынский государственный деятель, премьер-министр Румынии (1974—1979).
Сазонов, Георгий Петрович
Введение 1 Биография 2 Труды 3 Семья 4 Источники Список литературы Введение Георгий Петрович Сазонов (около 1851—???) — российский статистик и публицист, отставной коллежский секретарь.
Лугайд мак Кон
План Введение 1 Биография 2 Семья Список литературы Введение Лугайд Мак Кон (англ. Lugaid mac Con) также известный просто как Мак Кон (Сын Пса) — легендарный верховный король Ирландии II века.[1]
Моя будущая профессия /english/
Описание профессии инженера в сфере компьюторных систем управления. Системное моделирование производственных операций. Автоматизация производства.
Экологические проблемы Волги
Введение 1 В средние века, река Волга была известна под названием Итиль. По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему марийскому названию реки Волыгдо. Волга - крупнейшая в мире река внутреннего стока. В образном восприятии сущности русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал.
Практика начисления процентов на депозиты
Примеры решения задач по определению суммы выплаты простых и сложных процентов на депозитный банковский вклад при различных подходах к практике их начисления. Варианты применения английской, германской и французской практик расчета, их особенности.