ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный технический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра социологии и политологии
Дисциплина “Психология и педагогика”
ЭССЕ
Тема “Зачем инженеру знание психологии”
Выполнил: студент группы РНГМу-07-01 Лунегов Е.И.
Проверил: Шарыкина Е.П.
Пермь 2010
Нужна ли инженеру психология???
А действительно, нужна ли? Первая реакция, конечно нет… Зачем? Зачем вообще нужна эта психология? Дань моде? Жили же, как-то без нее, учились, работали.
В моём понимании психолог – это сохраняющий в любой ситуации спокойствие, знающий себя и понимающий других, разумный, рассудительный человек, а психология – наука быть таким? В этом случае, безусловно каждый инженер должен хоть немножко да быть психологом.
Самая серьезная проблема, с которой сталкивается человек в своей творческой или практической деятельности - это взаимоотношения с людьми.
И здесь недостаточно знать математику, экономику и кибернетику. Требования к личности специалиста с высшим образованием резко изменились. Сейчас после окончания ВУЗа можно рассчитывать на себя, свои возможности, способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, быстро и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Не менее важно быть специалистом по работе с людьми: уметь ясно и доходчиво объяснить свою идею, уметь строить взаимоотношения с людьми, быть понятым и приятным в общении, уметь слушать, уметь избегать конфликтов - такой человек гораздо успешнее делает свою карьеру.
Каждый инженер по окончанию обучения приходит работать в коллектив. И от того, сможет ли он выстроить отношения с другими членами коллектива, подберет ли ключик к каждому из них, зависит, насколько комфортно будет ему трудиться. Здесь знание психологии в первую очередь поможет сформировать нормальное профессиональное поведение. Как мне кажется, его можно охарактеризовать следующим образом: сотрудник хорошо осведомлен в собственных должностных полномочиях, ориентируется на имидж организации, ценности корпоративной культуры, характеризуется адекватной мотивацией, уровнем индивидуальной готовности к самоорганизации и самореализации в производственном процессе. Многие современные организации строятся по принципу коллективного творческого саморазвития и выступают в качестве единого целого, где каждый сотрудник не только реализует свой профессиональный потенциал, но и принимает творческое участие в решении производственных задач на уровне собственных должностных полномочий, производства в целом. Психология взаимной поддержки, коллективного творчества, эмоционального комфорта сказывается и на производительности труда и на экономической эффективности предприятия.
Изучение психологии служит важнейшему человеческому качеству – умению общаться с людьми. Инженеру, по роду своей деятельности, зачастую приходится общаться с совершенно разными по образованию, профессиональной и должностной принадлежности людьми: рабочими, мастерами, начальниками отделов и цехов. Именно знания психологии личности помогут специалисту достаточно четко представить себе степень надежности коллеги, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть «рабочие» отношения с конкретным человеком.
Общение в профессиональной среде является не только процессом обмена информацией между сотрудниками. Зачастую от эффективности процесса общения зависит экономическая стабильность, безопасность предприятия. Процесс принятия решения, функции планирования и контроля, обучение персонала и создание имиджа организации также зависят от эффективности процесса общения.
Хотелось бы отметить еще один момент. Не секрет, что высшее образование является «пропуском» на руководящую должность. Для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а, следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо руководитель обязательно должен быть «вооружен» хотя бы минимумом знаний о психологии личности. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. К руководителям часто обращаются с просьбой вмешаться в качестве третьей стороны в конфликты между коллегами и подчиненными. Однако роль посредника дается нелегко, и мы часто чувствуем, что плохо для этого подготовлены.
А сколько терпения и такта необходимо при обучении молодого персонала. И здесь поможет психология. Поможет не только сохранить спокойствие во время обучения, но подобрать оптимальный вариант подачи новых знаний для каждого конкретного человека.
Ну и, на мой взгляд, самый важный момент. Инженер – это, прежде всего, человек с высшим образованием, а потому должен быть самодостаточной личностью.
Каждый, кто изучает психологию, может научиться лучше видеть свои сильные и слабые стороны, получает возможность работать над собой, совершенствуя хорошие качества и преодолевая недостатки. Знание психологии помогает людям в их трудовой и учебной деятельности, раскрывая условия лучшего понимания, запоминания, внимания, мыслительной деятельности. Большое значение имеет психология для изучения литературы, языка, истории и других общественных наук, которые отражают психическую жизнь человека.
Для написания этого эссе мне было необходимо получить представление о психологии. Я уверен, что именно знание психологии позволяет каждому человеку с наилучшим результатом использовать то лучшее, что в нем есть.
5
Другие работы по теме:
Зачем юристу знание естественных наук
Российский Университет Дружбы Народов РЕФЕРАТ На тему: Зачем юристу знание естественных наук. Написал: студент юридического факультета Группа юю-108
Аудиторство
Сущность аудита. Аудиторская проверка фирмы. Основания проведения проверки.
Психология как наука
Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии. Специфика научного психологического знания. Взаимосвязь научной и житейской психологии. Психология как естественная и гуманитарная наука. Практическая польза психологии.
Проблемы источниковедения истории психологии.
Одним из разделов методологии историко-психологического исследования является источниковедение истории психологии. Являясь наукой, реконструирующей историческое прошлое, история психология базируется на анализе и интерпретации исторических источников.
Психология управления как наука
Источники зарождения психологии управления как науки. Фундамент психологии управления. Основные элементы управленческого процесса. Предмет психологии управления.
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Психология как наука. Её место в системе наук
Билет 1.. Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Разделы психологии
Разделы психологии Основная статья: Разделы психологии Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Таблица Развитие психологии в рамках философии
Таблица 1. Развитие психологии в рамках философии ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Когнитивный подход в психологии 2
Когнитивный подход (в психологии) [англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] — современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира. Хотя сам термин К. п. стал активно употребляться лишь в 1960-х гг., элементы этого подхода присутствовали в гораздо более ранних работах.
Задача по Технологии
Главному инженеру надо решить, монтировать или нет новую производственную линию, использующую новейшую технологию. Если новая линия будет работать безотказно, компания получит прибыль 200 млн. рублей. Если же она откажет, компания может потерять 150 млн. рублей. По оценкам главного инженера, существует 60% шансов, что новая производственная линия откажет.
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 1
Учиться необходимо! Каждому человеку нужны знания в повседневной жизни. Надо уметь читать, писать, считать. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. Нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира.
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 2
Трудно в учении легко в бою. А. СуворовУчиться трудно необходимо но интересно. Трудно в учении легко в бою. В школе мы получаем знания из разных областей жизни человека природы точных наук истории культуры.
Документ является демонстрационной версией
Все больше осознается мысль о том, что психология – не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в образовании всякого специалиста, в том числе и юриста
Софийский собор 2
Софийский собор Сочинение-описание памятки по собственным наблюдениям Свое наследие - Киев - князь Ярослав Мудрый украсил не хуже от ярчайших городов мира. Кто-то намекал князю на его расточительство: зачем это золото? И зачем церковь поставлена на холме? Но князь Ярослав знал, что делал. Пусть все - и чужестранцы и путешественники, и друзья, да и враги - сразу видят, какой богатый, красивый и могущественный Киев.
Зачем ведьме помело
А и в самом деле, зачем? И чему как ведьма - так и помело? А как добрая фея - так хорошенькая волшебная палочка? И зачем нужно столько всего выгадывать в сказках: и ковры-самолеты, и сапоги-скороходы, и волшебные цветы, и живую и мертвую воду, и меч-голова-с-плеч. Всего и не пересчитаешь! Разве нельзя было обойтись без всех этих предметов?
Стихотворение Книги-наши друзья
Стихотворение "Книги-наши друзья" Автор: Сочинения на свободную тему Все задают себе вопрос, Кто просто шутит, кто всерьез: “Зачем нам книги на Земле?
Если у человека есть зачем жить, он может выдержать любое как Ф. Ницше
“Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое "как" (Ф. Ницше) Автор: Сочинения на свободную тему Я абсолютно согласна с высказывание Ф. Ницше “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»” Автор поднимает одну из важнейших человеческих проблем - проблему смысла жизни.
Зачем нужны запятые
Автор: ЕГЭ Зачем нужны запятые? Давайте разберемся.Русский язык развивается,становится всё богаче.Развивается и наше общество,становится мудрее и граммотнее.И язык должен соответствовать новому обществу.Как можно без запятых разобраться с историческим фактом:"Казнить нельзя помилывать." Даже от одной запятой может зависеть человеческая жизнь.
Зачем же жить
Автор: Горький М. Прочла произведение Максима Горького «Ма-аленькая», и осталась под глубоким впечатлением. Пыталась ответить себе на вопрос «Зачем же жить?» И я думаю, что жить нужно для того, чтобы понимать - кому-то ты, хоть и ненадолго, даришь кусочек счастья. Жить надо затем, чтобы хоть что-то хорошее в этом мире осталось именно после тебя! А кто это делает? Да практически никто! Все живут ради себя, собственные проблемы кажутся огромными и нерешимыми! Вы не думайте, я не критикую всех без разбору, самое обидное - что я такая же! Иногда чувствуешь себя так паршиво, осознавая, что ты вот ноешь – а есть же те, чьи беды куда хуже.
Царство муравьёв
Автор: Уэллс Герберт Джордж. Капитану Жерилло приказали помочь жителям Бадамы бороться с нашествием муравьев. Капитан заподозрил, что начальство просто издевается над ним. Он был креолом и обладал чисто португальскими представлениями об этикете и дисциплине. Доверял он лишь Холройду и Ланкашира, молодому инженеру на судне.
Всемирная выставка 1889
года проходила в Париже с 6 мая по 31 октября и была приурочена к столетию взятия Бастилии. В качестве входной арки на территорию экспозиции в Трокадеро инженеру Гюставу Эйфелю была заказана знаменитая Эйфелева башня, которую по окончании выставки предполагалось разобрать.