Эссе на тему
«Особенности современной
ситуации в психологии по мотивам Л.С. Выготского»
В настоящее
время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное
многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной
задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее
развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт
психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.
Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые
гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов
в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя
современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает
потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем
психологической науки и ее общей теории».
Область
явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и
свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного
различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до
борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а
описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают,
и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых
явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа
не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых
знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том,
чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают
методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на
нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены
теоретического знания эмпирическим.
Я считаю, что
основная заслуга Выготского заключается в том, что он «напрочь» разрушил
традиционную предметную область психологии, так как Лев Семёнович опирался на
естественнонаучную парадигму в психологии.
Как известно,
прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической
(мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни
существенно изменилась. Она все более становится областью особой
профессиональной практической деятельности в системе образования, в
промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д.
Включение психологической науки в решение практических задач существенно
изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует
психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах
жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого
фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг
социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств,
которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной
деятельности.
Исследование
практически всей системы психических явлений – от элементарных ощущений и до
психических свойств личности, – направленное на раскрытие объективных законов,
которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной
базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и
воспитания.
Знаменательно,
что за выбором Льва Семёновича той или иной исследовательской стратегии в
психологии стоит, во-первых, определенное понимание характера связи
теоретической психологии с практикой, во-вторых, определенное решение проблемы
предмета психологической науки. Так переориентация методологии психологии на
принцип практики (психотехническая парадигма) направлена на устранение разрыва
между теоретической и практической психологией. В качестве предмета
исследования в этом случае выступает психотехническая деятельность по
организации и реорганизации сознания человека. Реализация естественнонаучной
парадигмы (в ее нынешнем виде) в большей степени способствует параллельному и
относительно независимому существованию фундаментальной и прикладной
психологии, порождая проблему приложения теоретических знаний на практике.
Сравнение видения
психологии Выготским с видениями его предшественников и современников приводит меня
к выводу об особой роли Л.С. Выготского в истории психологической науки,
заключающейся в открытии новой эпохи в развитии психологии – эпохи «неклассической
психологии. Суть осуществленного Выготским переворота в психологической науке
оценивается при этом по-разному.
Другие работы по теме:
О методах исследований в психологии
Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас занимают психологов.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций.
Взаимосвязь обучения и развития
Проблема соотношения обучения и развития – одна из центральных тем психологии развития. Решая данную проблему, мы получаем ответы на вопросы: в какой мере социальное окружение человека оказывает влияние на его развитие?
Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев)
Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Лурия Александр Романович
Александр Романович Лурия считается одним из выдающихся психологов своего времени. Он стоял у истоков возникновения психологии как науки и внёс большой вклад в развитие различных отраслей психологии.
Эгоцентрическая речь
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………………………… 3 Теория детского эгоцентризма Пиаже……………………………… 4 Критическое исследование Выготского…………………………… 5
Детская психология 2
НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Натальи Нестеровой Заочное отделение Факультет ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Предмет ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Исполнитель:
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Разделы психологии
Разделы психологии Основная статья: Разделы психологии Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина
Концепция развития и обучения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей среде, то Выготский рассматривает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста человека меняется роль среды в развитии, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.
Название темы и ее содержание
Место психологии в системе наук. Межпредметные связи психологии. Психология и социальные науки, психология и естествознание, психология и технический прогресс. Структура современной психологии. Отрасли психологии. Основные психологические дисциплины
Методы исследования медицины
Методы исследования медицинской психологии. Аффективные (эмоциональные) расстройства являются одной из актуальных проблем в современной мировой психологии и психиатрии. Исследования в области медицинской психологии и медицины показывают, что в общем числе депрессивных состояний преобладают маскированные или скрытые депрессии, что требует своего дальнейшего изучения, так как диагностика такого рода депрессий представляет большие трудности.
Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова Охотники на привале с прямой речью
Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова "Охотники на привале " (с прямой речью) Автор: Разное Как-то раз три друга Николай, Федор и Иван собрались на охоту. Долго они ходили по полю в поисках дичи. Подстрелив несколько гусей и уток, решили сделать привал. Как всегда во время обеда друзья, начали рассказывать охотничьи байки.
Запорожцы картина
Введение 1 Сюжет 2 История создания 3 Скульптурные композиции по мотивам картины 3.1 Краснодар 3.2 Село Тамбовка, Украина 4 Отражение в современной культуре
Принцесса Эрендира
Принцесса Эре́ндира (примерно 1503—1519) — дочь правителя царства Пурепеча на территории современной Мексики. После прихода испанцев (в это время ей было около 16 лет) её отец, Тангахуан II, капитулировал перед ними, узнав о падении могущественной Ацтекской империи (хотя за несколько лет до того сами пурепеча успешно противостояли ацтекам и даже нанесли им ряд поражений).