Котикова В. Д.
Процесс формирования политологии как научной дисциплины начался в России недавно, традиции подготовки научных кадров лишь только складываются, научный уровень политологических исследований и преподавания в целом не высок, ряд специалистов плохо владеет методологией политологического анализа, часто отсутствуют и необходимые методические навыки. В связи с этим, проведение Всероссийской научно-практической конференции «Политология в условиях многоуровнего образования: проблемы методологии и методики» представляется важным шагом в разработке комплексного подхода к проблеме политологического образования в системе педагогического образования России.
Политология включена в программы подготовки студентов по различным специальностям и направлениям. Политология стала не только академической дисциплиной, но и образовательной.
Однако, общество еще не готово к восприятию политологии как серьезной науки. Наблюдается разрыв между теоретической политологией и политическими технологиями. В нашей политологии получила развитие проблематика, связанная с внутренними Российскими проблемами, что обусловлено, прежде всего, обслуживанием практических потребностей политической деятельности (выборы, партийная работа, проблемы власти, избирательные технологии и др.). Существенной является неразработанность теоретико-методологических оснований политической науки, а также концептуального аппарата и самого языка отечественной политологии. Не хватает переводной, реферированной зарубежной научной литературы, ее обзоров что сильно сказывается на уровне исследований и, особенно, преподавания политологии. Не менее существенным является низкий уровень учебников, учебных пособий и программ. Качественная литература по политологии с большим опозданием доходит до библиотек в регионах или не доходит вовсе. Данная ситуация приводит к углублению разрыва между информацией, предлагаемой при обучении, и потребностями индивида, который вынужден удовлетворять свою любознательность через не-институализированные каналы информации, а это создает разрыв между обыденным и научным сознанием. Если теоретические знания противоречат тем установкам личности, которыми она руководствуется в жизни, то они могут деформировать сознание. А когда еще и вузовское образование увеличивает этот разрыв общество получает личность с двумя «сознаниями», одно из которых — псевдонаучное.
Остро стоит вопрос о разработке концепции воспитания созидателей новой жизни. Образование, обучение и воспитание — это главные направления в преодолении духовного, и в конечном счете, и экономического кризиса в России.
Знания, информация становится все возрастающей ценностью. В этих условиях актуализируется проблема непрерывного образования, меняются его цели, задачи, содержание. Преподаватель должен помочь обучающемуся разобраться в иерархии цели человека: выжить, биологически полноценно выжить, социально полноценно выжить, как представителю всего человечества Необходимо все больше ориентироваться на воспитание широты видения мира, на признание равноценными и равноправными любые точки зрения на мир, на воспитание внимания к глобальным проблемам, на воспитание уважения к чужой культуре, понимания роли взаимообогащения культур, на формирование системного мышления и т. д. Вся система образования должна выполнять не только обучающую функцию, но также быть и источником совершенствования и гармонизации общества. Важно, чтобы обучающая молодежь занимала место сознательного сторонника прогрессивных преобразований, вносила свой вклад в возрождение России.
Обеспечение такой непрерывности образования требует тщательной проработки вопроса о комплексе обязательных и необязательных дисциплин, изучаемых на каждой ступени, о соотношении времени выделяемого на них. С повышением ступени образования соотношение времени, отведенного на обязательные и необязательные курсы меняется в пользу последних. Ситуация выборов предметов изучения имеет важное воспитательное значение, формирует самостоятельность, ответственность студента за уровень собственной образованности. Так, на факультете иностранных языков с большим интересом воспринимается спецкурс «Политическая система Великобритании» на английском языке. Подобные спецкурсы, учитывающие профиль будущих педагогов разработаны преподавателями политологии для всех факультетов пединститута, они позволяют сохранять целостность и системность социально-гуманитарного цикла
В современных условиях преподаватель переходит к относительной независимости, самостоятельности в выполнении основного педагогического принципа «не навреди»: не помешай раскрыться индивидуальности и не деформируй социализирующее влияние среды, помоги в проблемной, кризисной ситуации.
Политология призвана формировать многогранно развитую личность, решать обучающие, развивающие, воспитывающие задачи. Решению воспитательной задачи наши преподаватели уделяют особое внимание. При отсутствии на современном этапе каких либо студенческих организующих и воспитательных организаций роль гуманитарных циклов возрастает. Центральными темами выступлений на студенческих научных конференциях все чаще становятся вопросы нравственного воспитания (соотношение науки и морали, морали и культуры, гуманизма и технической революции и т.д.).
Усилия преподавателей политологии нашего института направленно на издание качественных учебно-методических пособий для учащихся школ, гимназий, студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарного цикла по разнообразной тематике («Человек и общество», «Личность и свобода», «Личность и политика» и т.д.), позволяющие с разной глубиной изучать и объяснять происходящее в природном и социальном мире изменения. Они отражают специфику учебного заведения, профиль будущего специалиста и написаны на основе рекомендаций к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы.
Педагогическая практика так или иначе решает поставленные выше проблемы. Так учебные планы высших технических и естественнонаучных заведений дополняются гуманитарными циклами, а учебные планы гуманитарных вузов — естественнонаучными дисциплинами («Концепции современного естествознания», «Мировая художественная культура»).
Высшее образование, по-видимому, превратится в совместно-разделенную с преподавателем деятельность студента по «наращиванию» культуры, ее обогащению — творчество, созидание нового.
Политология способствует овладению и развитию навыков умственного труда, поиску истины в том или ином явлении, помогает развивать творческую личность путем участия в подготовке рефератов, докладов, выступлениях на конференциях, развивать гибкость ума, быть в курсе происходящих событий экономической, политической, культурной жизни. В ходе изучения политической науки формируется «политическое Я» студентов, активизируется процесс политической социализации личности.
Другие работы по теме:
по Основам социологии и политологии 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИИ и ПОЛИТОЛОГИИ» 3 курс 1 семестр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Политология как наука
Одним из факторов формирования демократической политической культуры является знание основ политологии. Без обладания такими знаниями личность становится объектом манипулирования и подчинения.
Политическая власть, её структура и функции
Понятие власти является одним их центральных в политологии. Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Предмет и метод политологии
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
Объект политологии
Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.
Предмет, структура, методы и функции политологии
Зарождение и путь развития политической науки, ее характеристика и основные функции на современном этапе. Значение преподавания политологии в ВУЗах для воспитания в студентах гражданственности в обществе, закладывающем демократические основы жизни.
Предмет и методы политологии
Предмет политологии. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Приемы и методы анализа, используемые в политологии: институциональный, сравнительный, исторический, социологический, нормативно-ценностный подходы.
Политология как научная дисциплина 2
Политология как научная дисциплина Термин «политология» этимологически образован сочетанием двух греческих слов: politike – государственные дела и logos – знание. Таким образом, политология – это наука о политике.
«зачет-незачет»
Аспирантам и соискателям для получения допуска к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» необходимо
Пелевин Виктор
(1962 - ...) Родился в 1962 году. В 1979 году окончил московскую среднюю школу № 31 (сейчас гимназия им. Капцовых № 1520). В 1984 окончил Московский энергетический институт (МЭИ), учился в Литературном институте им. Горького. Работал в одном из первых в стране небольших частных издательств, участвовал в издании текстов Карлоса Кастанеды, древнекитайских буддистов.
Уэллс Герберт Джордж
(1866-1946) Герберт Уэллс родился в 1866 году в Бромли, графство Кент. Карьеру Уэллса, возможно, определил несчастный случай — в детстве он сломал обе ноги, и проводил все время дома, благодаря чему много читал. Потом Уэллс окончил школу и получил дальнейшее образование в Педагогическом Колледже в Лондоне.
Грацианский, Николай Павлович
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Научный вклад 4 Основные публикации Список литературы Введение Никола́й Па́влович Грациа́нский (19 сентября (2 октября) 1886, село Ерлино, Скопинского уезда Рязанской губернии, — 4 ноября 1945, железнодорожная платформа Рассудово, Московская область) — русский и советский историк-медиевист.
Паренти, Майкл
Майкл Паренти (родился в 1933 году) — американский левый политолог, критик существующей капиталистической и толпоелитарной системы. По причине своих взглядов в США стал дисcидентом. Окончил Йельский университет в 1962 по специальности политологии со степенью Ph.D. Отец левого публициста Кристиана Паренти.
Рафаил Островский
(1963) является профессором факультета компьютерных наук и профессором факультета математики в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе . Он - известный учёный в области алгоритмов и криптографии [1]. Проф. Островский получил степень доктора философии (PhD) в 1992 году в Массачузетском Технологическом Институте.
Йелинек, Фредерик
Фредерик Йелинек (Frederick Jelinek, 18 ноября 1932, Кладно — 14 сентября 2010) — учёный в области теории вычислительных систем, один из пионеров обработки естественного языка и автоматического распознавания речи. Родился в городе Кладно (Чехословакия). С 1959 по 1962 год преподавал в своём альма-матер — Массачусетском технологическом институте.
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Сюни, Рональд Григор
План Введение 1 Труды 2 Критика в Армении Список литературы Введение Рональд Григор Сюни (англ. Ronald Grigor Suny) — американский историк армянского происхождения, профессор политической и социальной истории Мичиганского университета, заслуженный профессор политологии Чикагского университета.
Воук, Виктор
Виктор Воук (Victor Wouk) — американский учёный, инженер, разработчик электромобилей и гибридных автомобилей. Виктор Воук родился в 1919 году в Нью-Йорке. В 1939 году получил степень бакалавра в Колумбийском университете. В 1942 году стал доктором философии в Калифорнийском технологическом институте.
Муратбаев, Гани
План Введение 1 Биография 2 Память о Гани Список литературы Введение Гани Муратбаев (3 июня 1902 — 15 апреля 1925) — известный общественный деятель, основатель комсомола в Казахской ССР.
Женское образование в России в XIX – XX вв.
Борьба за среднее и высшее женское образование в России была составной частью общественно – педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы Cмольный институт благородных девиц и пансионы для девушек.
Дмитрий Иванович Менделеев
Основные этапы жизни Менделеева. Учеба Дмитрия Менделеева в Петербурге в педагогическом институте. Жизненный путь ученого, наука.
Кобзон Иосиф Давыдович
Народный артист СССР, Народный артист РСФСР, Народный артист Украины, лауреат Государственной Премии СССР, профессор Российской Академии музыки им.Гнесиных, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Айзерман Марк Аронович
АЙЗЕРМАН Марк Аронович (1913-92), российский ученый в области теории управления, представитель первого поколения кибернетиков в нашей стране, доктор технических наук.
Форрестер Джей
Форрестер Джей Райт (Forrester Jay Wright) (р. 14 июля 1918, Анселмо, шт. Небраска), американский инженер-электронщик и эксперт по менеджменту. Изобрел запоминающее устройство на магнитных сердечниках.
Лукин Владимир Петрович
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, Председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Морозов Олег Викторович
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель депутатской группы "Российские регионы".