Женское образование в россии в XIX – XX вв
Е.Ю. Незнакомова
Проблема женского образования и воспитания является одной из актуальных проблем общего и профессионального образования России.
Борьба за среднее и высшее женское образование в России была составной частью общественно – педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы Cмольный институт благородных девиц и пансионы для девушек.
В числе людей, которые сыграли главную роль в разработке организационно-педагогических, теоретических и методических основ среднего женского образования в России, ведущее место принадлежит К.Д. Ушинскому и Н.А. Вышнеградскому, заложившим прочный фундамент для последующего развития русской женской школы.
Основой плана перестройки женской школы в России К.Д. Ушинский считал демократизацию женского образования. Первый практический опыт был реализован при реформе Смольного института благородных девиц. Образование женщины, которое у нас было формальным и поверхностным, К.Д. Ушинский сделал серьезным государственным и общественным делом.
Русская женская средняя школа к XIX веку не только обрела совершенно самостоятельное лицо, но и стала образцом для женской школы многих зарубежных стран.
В 1852 году все женские учебные заведения были разделены на 4 разряда, и для каждого из них был разработан учебный план, который давал образование девушкам в соответствии с их будущим предназначением.
1 разряд высший – воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Петербургское и Московское училища и все институты благородных девиц в губерниях. Для дочерей потомных дворян.
2 разряд средний – Павловский институт (1 отделение), Александровские училища (мещанское отделение Смольного) в Петербурге и Москве при Екатерининском институте; Петербургский, Московский дома трудолюбия, Астраханский и девичий институт в Восточной Сибири. Для дочек менее знатных дворян, почетных граждан и купцов.
3 разряд низкий – Александровский сиротский дом, Иркутский сиротский дом.
4 разряд низший – специальные заведения: сиротские институты воспитательных домов в Петербурге и Москве, повивальные училища для дочерей лиц всех сословий.
Чем выше был разряд, тем больше внимания уделялось изучению наук.
В XVIII веке – первой половине XIX века деятельность женщин на педагогическом поприще ограничивалась лишь службой в качестве домашних воспитательниц и учительниц.
В 1858 году было открыто несколько общедоступных женских школ – гимназий. С 1862 года по инициативе Н.А. Вышнеградского в России организуются женские семиклассные Мариинские гимназии.
Однако общий рост женского образования в стране шел медленно.
К примеру, по состоянию на первое января 1917 года в России насчитывалось 145 мужских, 26 женских учительских семинарий.
Необходимо отметить, что к концу XIX столетия в России сложилась система женского среднего образования, включавшая в себя основные типы учебных заведений: гимназии (министерские) 163 гимназии (Мариинские) 30 Институты благородных девиц 31 епархиальные училища 51 Заинтересованность общества в образованных женщинах возрастала, о чем свидетельствуют сведения о количестве гимназий и прогимназий в Московском учебном округе .
Следовательно, востребование общества в женском, гимназическом образовании, в том числе и столичном, было значимым моментом.
В женских гимназиях большое внимание уделялось и физическому воспитанию, так в младших классах для детей от 7 до 11 лет в центр всех физических упражнений были поставлены правильно организованные подвижные игры. В список обязательных предметов в женских гимназиях и прогимназиях была введена оздоровительная гимнастика.
В настоящее время образование РФ занято поиском новых моделей образовательных учреждений, соответствующих требованиям общества. Особое внимание уделяется учебно-воспитательному процессу, и здесь представляется весьма актуальным исследование опыта развития женских учреждений и современного его использования в педагогическом процессе, общих средств, методов воспитания и образования, организации самовоспитания.
Становление и развитие современных женских гимназий требует обраще ния к историческому опыту России, изучению лучших традиций образования женщин в разные исторические периоды, поэтому идея возродить и адаптировать лучшие традиции женского образования к реалиям нашего времени важна для повышения образованности, всестороннего развития женского организма.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, сейчас раздельное женское образование выступает как альтернативный путь гармоничного развития способностей женщин, формирования мировоззрения, жизненных ценностей и поведенческих установок, а также полной социальной самореализации, нацеленной на достижение гармонии с собственной семьей и обществом.
Другие работы по теме:
О выборе друга жизни женщиной
В возрасте 17-19 лет девушка готова выйти замуж за первого понравившегося ей парня, предложившего ей «руку и сердце». В 20-22 года и старше «оженить» девушку уже трудно, ибо она во многом разбирается.
Кундалини
Кундалини (санскр.– «свернутая в кольцо»), понятие индуистского тантризма, означающее энергию, которая на уровне микрокосма визуализируется в образе змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг центрального артериального канала.
Китайская мифология
Именно в Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян - это самый распространенный символ в Китае.
Литературный герой МАРИЯ СТЮАРТ
Мария стюарт нем. Mary Stuart героиня трагедии Ф. Шиллера Мария Стюарт Исторический прототип. Мария Стюарт шотландская королева претендовавшая на английский престол.
Анализ стихотворения Россия Блока
Стихотворение «Россия» было написано А.А. Блоком в 1908 году в цикле стихов «Родина». После событий 1905 года обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным. Поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, историческое прошлое и будущее родной страны, судьба ее народа.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала Булат Окуджава
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала 8230 Булат Окуджава Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не застало войны. Основные знания о ней мы черпаем из книг В. Некрасова, В. Гроссмана, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Астафьева, К. Симонова, Ю. Бондарева и др. Военная литература так же многолика, как и сама война.
У войны не женское лицо по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие
У войны не женское лицо 8230 по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие 8230 У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести "А зори здесь тихие..." нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть.
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных.
Тема Родины в лирике М. Цветаевой
М. Цветаева - русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.
Быт и нравы губернского города NN
Центральный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, еще не свойственное России. Павел Иванович проявляет громадную, неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Его жизненным лозунгом стало: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай».
У войны не женское лицо
8230 Война… Отвратительное лицо ее никогда не сотрется из памяти народной. Холодные и безжалостные глаза смотрели стволами орудий на бойцов, идущих в атаку, страшными кровавыми ранами - на медсестер, санитарок, хирургов, смотрели на изнемогавших голодных рабочих у станков, неся горе и смерть.
Мифологические мотивы в поэме В. Иванова Прометей
На протяжении многих веков миф являлся объектом, привлекающим внимание художников. Мифы и литература постоянно взаимодействуют. Это взаимодействие протекает в двух формах: непосредственно, в виде «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительное искусство, ритуалы, народные празднества, а в последние века - через научные мифологические концепции, эстетические и философские учения.
Ритуал переодевания
Происхождение платья. Мужчины и платье. Мантии ученых. Старики и женская одежда.
Лившиц, Хая Нахмановна
Хая На́хмановна Ли́вшиц (партийные псевдонимы Женя, Маленькая, Maria Pavel; 14 декабря 1903, Кишинёв Бессарабской губернии — 17 августа 1929, Клуж, Румыния) — участница подпольного коммунистического движения в Бессарабии.
Шевалье д Эон
Введение 1 Ранние годы 2 Пребывание в Лондоне 3 Шевалье на покое 4 Память о шевалье Введение Шевалье д’Эон или де Еон (Шарль де Бомон, полное имя Charles-Geneviиve-Louis-Auguste-Andrй-Timothйe d'Йon de Beaumont; 5 октября 1728 — 21 мая 1810) — французский тайный агент, принадлежавший к дипломатической сети «Королевского секрета», который первую половину жизни провёл как мужчина, а вторую половину — как женщина.
Операция на острове Анжуан
Введение 1 Предпосылки 2 Ход событий 3 Последствия Список литературы Операция на острове Анжуан Введение Опера́ция на́ о́строве Анжуа́н — военная операция вооружённых сил Коморских Островов, Франции, Ливии, Сенегала, Судана и Танзании против сепаратно настроенного острова Анжуан с 25 по 26 марта 2008 года[1].
Смольный институт
Содержание 1 Институт благородных девиц 2 Воспитанницы Института благородных девиц 3 1917 год 4 Резиденция партийного руководства 5 Постсоветский период
Тина, Брэндон
План Введение 1 Биография (на английском) (на русском) Введение Брэндон Тина (англ. Brandon Teena; 12 декабря 1972, Линкольн — 31 декабря 1993, Фоллз-Сити) — FtM транссексуал из США, жертва преступления на почве ненависти, чья судьба привлекла общественное внимание и послужила сюжетной основой для ряда художественных произведений.
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Гайдуки личная охрана аристократии
Гайдуки — воины личной охраны местных правителей, аристократов. Придворные гайдуки — охрана русских царей. Упоминание придворных гайдуков как телохранителей встречается в России с XVII по XIX века. Гайдуки были вольнонаемными. Дети гайдуков часто получали университетское образование. Придворные гайдуки участвуют в праздничных церемониях (коронациях, бракосочетаниях) в непосредственной близости от царственных особ.
Пояс для чулок
По́яс для чуло́к — деталь нижнего женского белья — пояс, к которому крепятся чулки. Пояс для чулок — результат эволюции шосс (колгот-чулок, характерных для позднего Средневековья, носившихся как мужчинами, так и женщинами). Шоссы изготавливались из неэластичных тканей (лён, сукно) и не могли держаться самостоятельно: было необходимо использовать подвязки или привязывать шоссы к поясу.
Джорджия
План Введение 1 География 2 История 3 Демография 4 Интересные факты 5 Экономика 6 Спорт 7 Города Джорджия Введение Джо́рджия (англ. Georgia [ˈdʒɔrdʒə]) — штат на юго-востоке США, четвертый штат, подписавший в 1788 г. Конституцию Соединенных штатов. Столица и крупнейший город — Атланта.
Павел 1 и масорны
“Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее”. Император Павел. План Введение Личность, образование, среда. Император Павел-реформатор или самодур.
Имя Вероника
Тайна имени Вероника Женское имя Вероника · Имена: происхождение и формы Вероника - (от греческого) несущая победу; (от латинского) истинное, подлинное изображение.
Женщины-кинорежиссеры
Существует ли дискриминация женского кино. Рассмотрение личности женщины-кинорежиссера. Анализ творческих работ. Просмотр критических статей относительно фильмов и судьбы данных режиссеров. Интерес широкого круга аудитории к женскому кинематографу.
Богословский Николай Андреевич
(геолог и почвовед, профессор Харьковского университета.) Родился в 1862 г. Образование получил в Казанском университете по физико-математическому факультету (окончил курс в 1887 г.). В 1889 - 1894 годах по приглашению нижегородского губернского земства производил детальные почвенно-геологические и частью оценочно-статистические исследования и заведовал нижегородским земским естественноисторическим музеем, причем организовал дождемерную сеть по Нижегородской губернии.