Гуманистические идеи обрели себя не только в рамках studia humanitatis, они пробивались в живописи и поэзии еще в ХIII - ХIV вв. Искусство Италии в этом смысле было колыбелью Возрождения. Одним из первых его провозвестников был живописец Джотто ди Бондоне (1226-1337 гг.) из Флоренции. Его искусство знаменовало собой отход от средневековых канонов и утверждение того искусства, которое выражает все: и божественное, и человеческое. Джотто утверждал искусство естественное, и вместе с тем привлекательное и гармоническое.
Он отверг неподвижность византийского искусства, как и пафос византийского экспрессионизма; экстатическая или трагическая неуравновешенность сменились у него монументальным величием и драматизмом. Мерой его художественного вкуса стала идея нравственная, согласно которой чувство не утрируется, а переводится в действие. Джотто испытал на себе влияние идей св.Франциска Ассизского, так как был близок к францисканскому ордену, но при этом чутко улавливал новые веяния.
В росписях фресок в Верхней церкви в Ассизи Джотто представил святого не "бедняком", не страждущим аскетом, но человеком, полным сознания своего достоинства и нравственного авторитета; все поступки такого святого - не только чудеса, но достопамятные исторические события. Далее он прибегает к типично живописному средству - передаче мироощущения целиком с помощью цвета, как бы отождествляет живопись с поэзией. Это происходит тогда, когда Джотто сближается с великим поэтом Возрождения Данте Алигьери (1265-1321гг.), автором всемирно известной "Божественной комедии".
Джотто отказывается от плотского видения живописи и открывает объемное пространство - это ясно видно, например, в его "Мадонне на троне", а также в других работах. Если рассматривать художественное кредо Джотто, то это будет преобразование живописи из средства образного повествования о вещах, которые могли быть выражены словами, средство показа таких интеллектуально-нравственных ценностей, которые могут быть выражены только хорошо продуманными объектами и колористическими структурами.
Живопись Джотто - это не иллюстрация священной истории, это именно живопись с присущими ей специфическими выразительными средствами, говорящая своим языком, и в этом ее глубочайшая суть.
Гуманистическим содержанием пронизаны поэзия и философия Франческо Петрарки (1304-1374 гг.). Из его диалога "Тайна" видно, что он безмерно почитал Августина Аврелия, из философов античности его привлекали Платон и Цицерон. Сама жизнь Петрарки, принявшего духовный сан, была тем не менее жизнью частного человека, обращенного к самому себе, "первого индивидуалиста" (А.Ф. Лосев). В его "Письмах" выражен идеал творческого уединения и гармонии человека и природы. Земные блага, воспетые Петраркой, - это любовь к женщине (Лауре), природа, поэзия, книги, размышления. Все они существуют для ощущения полноты собственного Я.
Наиболее заметны гуманистические начала в сонетах, посвященных его возлюбленной Лауре, в которых поэт воспел свою чувственную любовь. Данте тоже воспевал любовь, но только религиозно-философскою. Любовь Петрарки сказалась безответной, отсюда присущее его чувство неудовлетворенности существующим - ацедия ( accidia - тоска). Это чувство, охватывающее поэта, само по себе знаменовало его духовную автономность, что осуждалось религиозной доктриной; вместе с тем это служило вдохновением для творчества. Драматический элемент личной судьбы порождал шедевры поэзии. Сонеты Петрарки говорят о его любви; трактаты, которые он написал, - о власти разума и традиции; но и то, и другое свидетельствует об одном - на заре эпохи Возрождения рождалась личность, эмансипированная от жестких религиозных традиций, заявлявшая права на самое себя.
Высокий Ренессанс (ХIV-ХV ст.) в Италии ознаменован выдающейся личностью Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Этот гениально одаренный человек не получил классического образования, был по существу творцом самого себя. Он был начитан, знал идеи Архимеда и Евклида, как и идеи современников. Леонардо известен как художник, архитектор, скульптор, инженер, ученый, писатель и философ. В литературе об эпохе Возрождения о нем упоминают как о пионере современного естествознания.
Если принять во внимание состояние европейской науки того времени (а она только зарождалась), воззрения Леонардо поражают своей ясностью, чистотой идей, четкими суждениями о значении опыта и вычислении для познании и практики. В обширном научном труде Леонардо "Об истинной и ложной науке" и содержатся разделы, характеризующие эрудицию автора и круг его научных интересов, а именно: математика, механика, гидромеханика, геология и физическая география, метрология, теория летания и движения тел в воздухе, химия; сведения о свете, зрении и глазе; астрономия; анатомия и физиология человека и животных; ботаника. Из этого перечня видно, что Леонардо был среди тех, кто положил начало всей европейской науке последующих столетий.
Другие работы по теме:
Структура философского знания
Характеристика и структура внутренней специализации философии, сущность ее основополагающих разделов: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Роль и значение законов и принципов в становлении философского знания как системы.
Исторические типы философии 3
Исторические типы философии 1)Мифология как форма мировоззрения. 2)Особенности древневосточной философии.(древне индийская и древне китайская).
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Фромм Э. Искусство любить, главы 1,3
Глава 1. Любовь – искусство? В своей работе «Искусство любить» Эрих Фромм рассуждает о любви как об исключительной способности человека, которая дается не так легко, как это кажется сначала.
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Ушу: Тайцзицюань
Уже многие столетия миллионы китайцев занимаются Тайцзицюань, классической школой китайского рукопашного боя. В прежние времена ему обучались для самообороны; теперь же его осваивают в основном как искусство саморегуляции.
Боевая легенда тайского бокса
Такой древний спорт, как Муай Тай, имеет множество героев. Имя Май Кханом Том - одно из тех, которое знает каждый тайский ребенок, которое упоминается фактически в каждом тайском спортивном издании.
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Народный стих
Автор: Разное Ой ты, гой eси... Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение — это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке.
Роль античной культуры в развитии литературы
Искусство греков — высочайшее искусство, норма и первообраз высокого искусства. В. Г. Белинский Тот же В. Г. Белинский, восхищенный только что прочитанными «Жизнеописаниями» древнегреческого историка Плутарха, писал: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы…
Искусство классицизма
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
Рассказ Срезал
Автор: Шукшин В.М. Василия Макаровича Шукшина, как художника, задевали любые жизненные проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, существующее в жизни человека, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Он никогда не искал материал для творчества специально, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим.
Моё отношение к Базарову по роману И.С. Тургенева Отцы и дети
Моё отношение к Базарову (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно был конфликт, начиная от простых вещей, заканчивая проблемами общества.
В чем заключается назначение искусства
Автор: ЕГЭ В чем заключается назначение искусства? Об этом размышляет в своей статье советский писатель Василь Быков Владимирович. Размышляя над данной проблемой, автор уже в самом начале статьи подчеркивает, что искусство всегда было средством познания жизни «с целью ее совершенствования». Беспокойство писателя вызывает то, что в наши дни искусство служит главным образом для развлечения.
Темари
Когда-то давно это искусство было известно только в Китае, откуда и попало в Японию, а теперь от темари без ума весь мир: существует множество различных кружков и секций, где рукодельницы обмениваются схемами и секретами мастерства.
Искусство в системе культуры 2
Искусство в системе культуры 1.Сущность и формы эстетического освоения человеком мира. 2.Понятие и виды искусства. Основные функции искусства. Что такое искусство?
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Кинетическое искусство
Кинетическое искусство (от греч. Kineticos – “приводящий в движение”) – течение в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов, в основе которого лежит идея движения формы.
Мазолино да Паникале
Мазолино да Паникале (Masolino da Panicale) (ок. 1383 – ок. 1447), флорентийский художник, искусство которого является связующим звеном между флорентийской готикой и новым ренессансным стилем его ученика Мазаччо.
Греция Политика Искусство Наука
Политика Искусство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Тривиум
Введение 1 Состав 1.1 Грамматика 1.2 Риторика 1.3 Логика Список литературы Введение Тривиум, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.
Квадривиум
Квадри́виум , или квадри́вий (лат. quadrivium — «четырёхпутье») — повышенный курс светского образования (следующий за тривием) в средневековых школах и университетах. Квадривий состоял из 4 дисциплин: арифметики (считалась базовой дисциплиной), геометрии, астрономии и музыки (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и т.п.).
Воронский, Александр Константинович
Введение 1 Биография 2 Взгляды на искусство 3 Сочинения Введение Алекса́ндр Константи́нович Воро́нский (8 сентября 1884, с. Хорошавка Кирсановского уезда Тамбовской губернии — 13 августа 1937) — революционер, большевик, литературный критик и теоретик искусства.
Карус, Карл Густав
Введение 1 Жизнь и творчество 2 Избранные полотна 3 Публикации на русском языке Введение Карл Густав Карус (нем. Carl Gustav Carus; 3 января 1789, Лейпциг — 28 июля 1869, Дрезден) — немецкий врач (гинеколог, анатом, патолог, психолог), художник и учёный, крупный теоретик романтизма в искусстве.
Сальвини, Томмазо
Томмазо Сальвини (итал. Tommaso Salvini; 1 января 1829, Милан — 31 декабря 1915, Флоренция) — великий итальянский актёр так называемой «школы переживания».
Мишель Дюфренн (Dufrenne)
Мишель Дюфренн (Dufrenne) (1910–1995)- фр. философ, эстетик, представитель феноменологии. В 1950— 1960-е гг. разрабатывает проблемы эстетики. Его двухтомная «Феноменология эстетического опыта» (1953) стала классической работой в этой области.