КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ВОСКРЕСИЛА МЕЧТУ О ГОСПОДСТВЕ НАД МИРОМ В НОВОМ ВЕКЕ ЗАПАД НЕ ЗАХОЧЕТ ДЕЛИТЬСЯ ЭНЕРГИЕЙ, НО НИКОГО НЕ ОБДЕЛИТ ВНИМАНИЕМ
Встреча глав государств-членов ООН в Нью-Йорке 6-8 сентября 2000 года ("саммит тысячелетия") - уникальный повод для сопоставления различных взглядов на философию международных отношений нашего времени.
В последние десятилетия ХХ века, человечество вступило в новую эпоху всемирной истории. Ее главный признак - коренной, планетарный переворот в телекоммуникационных средствах общения. Глубиной своего влияния на жизнь людей он не уступает промышленным революциям прошлого, а по скорости вызываемых перемен, несомненно, превосходит их.
Если технологические перевороты предшествующих эпох революционизировали способы преобразования вещества, то новейшие электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, революционизируют способы преобразования информации. Благодаря глобализации информационных технологий, с одной стороны, возникли колоссальные возможности расширения плодотворного человеческого общения, с другой стороны, впервые в истории, сделалось технически возможным установление тотального электронного контроля над личностью. Это противоречие определяет духовную ситуацию времени, оно оказывает глубокое влияние на всю мировую экономику и международные отношения.
Глобализация спутниковых телекоммуникаций, глобализация финансовых рынков, глобализация циклов воспроизводства в реальной экономике, а рядом с этим глобализация угроз - угрозы разрушения международного стратегического равновесия в результате создания национальной противоракетной обороны одной страны в ущерб безопасности других, угрозы беспрецедентного роста активности международных террористических организаций, угрозы деятельности транснациональных нарко-корпораций и так далее - образуют невероятно сложную и пеструю картину. Данные процессы и явления невозможно усреднить, подведя их под общий знаменатель. В современном мире нет и не может быть "глобализации как таковой", а есть сложнейший клубок различных проблем, возникающих на основе планетарного информационного технологического переворота.
"Саммит тысячелетия", происходящий пятьдесят пять лет спустя после учреждения ООН на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, является тем форумом, где свободно выражаемые точки зрения ответственных представителей различных культур и народов не рискуют утонуть в абстрактных и бессодержательных разглагольствованиях о "новой эре глобализации" с ее мнимо безграничными возможностями. Миф о безграничном прогрессе - этот идеологический продукт западноевропейской цивилизации Нового времени - возрождался с каждым великим открытием, с каждым крупным технологическим переворотом, но человечество, осознавшее поставленные ему "пределы роста", высвобождается из плена мифических представлений. Свидетельством тому - одна из ключевых идей нашего времени, сформулированная в заключительном документе международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1991 году и гласящая, что цивилизацию, которую создал новоевропейский Запад, не удастся уже повторить никому, ибо при уровне энергопотребления, который эта цивилизация предполагает, разведанные энергоресурсы планеты будут исчерпаны в течение 7-10 лет. Вот поистине глобальный вызов, лицом к лицу с которым стоят на пороге ХХI столетия Объединенные Нации!
Другая глобальная проблема, которая актуальна для всех людей, охарактеризована еще три десятилетия назад как "шок будущего". Его суть в том, что скорость изменений, происходящих в различных областях человеческой жизни, столь велика, что личность и культура утрачивают способность их ассимилировать. Человек не поспевает за изменением, которое принудительно навязывается ему извне, и вместе с тем все больше сознает, что его неспособность переломить тенденцию и излечиться от "шока будущего" грозит существованию вида Homo sapiens.
Сознание невозможности "догоняющего развития", воспроизводящего модель энергопотребления западной цивилизации, и "шок будущего" позволяют говорить о том, что фундаментальные перемены, вызываемые вселенским переворотом в новейших средствах общения на основе информационных технологий, сталкиваются, как это ни парадоксально, с ветхим мировоззрением европейского человека эпохи научной революции ХVII века и домашинного производства. Отождествляя новую реальность с абстракцией - "глобализацией как таковой", ветхий человек, ослепленный собственным безумием, рвется к "глобальному управлению", которое не может быть ничем иным, как всемирным единодержавием силы - худшей из всех известных истории форм тоталитаризма.
Если дать интегральную оценку вызовам нового столетия, то очевидно, что человечество напряженно ищет сегодня решение двуединой проблемы - как отвести глобальную угрозу суверенному духовному миру каждой личности и суверенному государственному существованию каждого народа в его неповторимом культурном своеобразии. Мировое сообщество - это не узкая группа технически и экономически наиболее развитых стран, не региональный союз и тем более не блок двух десятков государств. Мировое сообщество - это сообщество суверенных в своем развитии государств и народов. Лишь оставаясь таковым, оно в состоянии дать адекватный ответ разнообразным вызовам наступающей эпохи.
В докладе генерального секретаря Организации Объединенных Наций, предложенном вниманию государств-членов и их представителей, собравшихся на "саммит тысячелетия", сказано, что уходящее столетие оставило в наследство "ужасающую нищету и поразительное неравенство… на фоне беспрецедентного по масштабам богатства". Это действительно так. Здесь пропасть, которая раскалывает мир, и края этой пропасти продолжают расходиться. Не в последнюю очередь это происходит потому, что и сегодня - десятилетие спустя после прекращения холодной войны - "беспрецедентное по масштабам богатство" продолжает омертвляться в фантастической по своим размерам гонке вооружений. Абсолютным лидером в этой области являются Соединенные Штаты Америки.
Грандиозные возможности, открываемые ходом всемирно-исторического переворота в средствах общения, обновили древний соблазн господства над миром. Сегодня этот соблазн ищет себе выход в международно-политической практике сверхдержавного комплекса. Он выражается в пропаганде "глобального управления", в попытках создать некое подобие легализованного "мирового правительства". Такой централизованный орган космополитической власти, написав на своем знамени лозунг "ограниченного суверенитета", присвоит прерогативу осуществлять "гуманитарную интервенцию" в любой момент времени в любой точке земного шара. История завершившегося ХХ века учит, чем заканчиваются подобные эксперименты: тот, кто хочет привести к власти мировое правительство, развязывает мировую войну.
Серьезным симптомом того, что подобная опасность нисколько не преувеличена, является эволюция нынешнего международного кризиса на Балканах - в том районе мира, где пусковой механизм мировой войны однажды уже сработал. Кризис был усугублен, с одной стороны, одновременным появлением в Старом свете в начале 90-х годов двух десятков новых независимых государств, с другой - интенсификацией опасных попыток отрицать суверенное право государства защищать свою территориальную целостность доступными ему средствами. Эти средства включают неотъемлемую от природы государства монополию организованного насилия, а также взаимное признание государствами монопольного права друг друга на использование принуждающего насилия в пределах своих суверенных территорий. Данный принцип обеспечил в свое время возникновение гражданского общества как зоны ненасилия, на нем покоится вся структура ныне действующего международного права.
Успешное реформирование Организации Объединенных Наций на пороге ХХI века возможно лишь как плод общих усилий суверенных государств, солидарных в своем стремлении сделать мир более безопасным. Целенаправленные усилия по реформированию ООН должны с необходимостью учитывать всю сложность происходящих в мире перемен, но реформаторы обречены потерпеть фиаско, если они превратятся в заложников перманентного изменения. Существование народов и жизнь отдельного человека в потоке изменений безопасны тогда, когда опорой им служит то, что незыблемо и неизменно. Миропорядок, предотвращающий всеобщую угрозу мирового хаоса, возможен как такой и только такой правопорядок, краеугольным камнем которого выступает Божественное - и естественное - право человека, государства, народа быть в выборе своего развития суверенными и только потому свободными.
Список литературы
Максименко Владимир. "Компьютеризация воскресила мечту о господстве над миром в новом веке запад не захочет делиться энергией, но никого не обделит вниманием"
Другие работы по теме:
Современные тенденции в развитии рынка ценных бумаг
Последние десятилетия ХХ ст. определили новые направления, за которыми может развиваться мировой рынок ценных бумаг в долгосрочной перспективе. Итак, рассмотрим ключевые тенденции, поскольку их влияние со временем может обозначиться и на характере функционирования рынка ценных бумаг в Украине.
Таинства Церкви миропомазание
Миропомбзание (греч. Миро - благовонный елей) это Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, подаются дары Святого Духа, способствующие росту и укрепляющие в жизни духовной.
Компьютеризованная реклама
Компьютеризованная реклама- принципиально новое средство распространения рекламы. Кроме того, компьютеризация традиционных средств рекламы внесла много нового в подготовку и проведение рекламных кампаний, существенно повысив их эффективность.
Блок а. а. - Призрачность мечты
Критика и разоблачение "страшного мира", фальши к убожества его морали, власти чистогана, проникшей во все поры буржуазного общества, мещанского самодовольства и хамской "сытости" - самая сильная в идейном отношения сторона поэзии Блока. Самая сильная, но не единственная. Блок жил не одной критикой и разоблачением, так же как и не ограничивался тем лишь, что повествовал о тоске и муке затертого лживой жизнью, выбитого из колеи, измучившегося человека.
Грин а. - Сказка о любви1
Романтическая повесть «Алые паруса» - одно из лучших произведений Александра Грина. Путь к созданию этой повести был долгим. Автор неоднократно изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Он стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка способны победить грубость и черствость.
Достоевский ф. м. - преступление и наказание - Достоевский
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" ,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают по-разному.
Васнецов. Богатыри
(сочинение по картине) Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина "Богатыри".
Стихотворение Лермонтова Как часто пестрою толпою окружен
Жизнь Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарования. Лирика Лермонтова богата и разнообразна событиями, порой противоречива. Какую бы сторону жизни мы ни взяли, всюду у Лермонтова видна полярность отношении к жизни, почти взаимоисключающие чувства.
Вечные трагедии человечества
Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию "Гамлет" именно этой смене эпох.
Рецензия на книгу Джона Толкиена Властелин колец
В начале этого века в Англии профессор Оксфордского университета Джон Толкин выпустил в свет книгу, не похожую на все произведения английской литературы того времени. Вслед за «Хоббитом» не замедлило последовать продолжение. Эпопея «Властелин Колец» произвела настоящий фурор.
Поэма Двенадцать Блока
Александр Блок — поэт XX века, поэт своей страны. После революции поэт остался дома, любя Родину, он не мог расстаться с тем, что ему дорого, У него не возникало мысли покинуть Россию, Революция несла перемены. Блок принял ее, так как поэта влекло все новое, неизведанное.
Чем мне Близок Чехов
Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого привыкли искать ответы на те вопросы, которые часто возникают в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
Образ Хлестакова
Автор: Гоголь Н.В. Хлестаков - питерский неудачник, которого строгий отец призывает к ответу за безделье и мотовство (мот). Хлестаков оказался в этом городе без гроша в кармане и не способен остановиться даже в мыслях на своем горьком положении. Он надеется на случай, важничает, хотя и трусит. В борьбе за свое спасение столкнулись непроходимая глупость в лице Хлестакова и ловкий мошенник в лице городничего.
Часть С ЕГЭ
Автор: ЕГЭ Какова роль книг, литературы в жизни человека? Зачем нужны хорошие книги – задается в статье Ю. Олеша. Писатель вспоминает свою мечту завести отдельную полку для любимых книг. Он задумывался, какой должна быть эта полка. Такая полка должна быть особенной. Для неё нужна золотая лента – но где её раздобыть?! И он подумал, что золотую ленту можно купить.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова Листок. Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Листок". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Лермонтов М.Ю. Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным.
Интерпретация поэтического текста. Гумилёв Жираф
Автор: Гумилев Н.С. Поэт Н. Гумилёв в своём художественном воображении свободно перемещался в пространстве и во времени. Уже в ранних стихотворениях проявлялось романтическое и мужественное стремление к мечте не утопической, а вполне достижимой. Эту мечту и выразил автор в своём стихотворении «Жираф».
Моя любимая песня сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему В нашей семье очень любят петь песни и с удовольствием слушают как современную, так и классическую музыку. Просто невозможно представить себе нашу жизнь без песен. Каждый день мы слышим их по радио, телевизору, из окон домов и на концертах. Я долго думал, какую из песен назвать самой любимой? Наверное, это песни "Ты слышишь, море?" на стихи замечательного поэта Михаила Пляцковского.
Преступление и наказание
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф. М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" , ставящими себя выше нравственных законов общества.
История постепенного обновления человека
В исповеди-самобичевании "титулярного советника" доброе, трепетное сердце "бывшего студента", противоречащее жестокому, циничному разуму, угадало ту дверь, за которой его приветят и поймут, когда ему будет "уже некуда больше идти".
Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XX века.
Автор: Грин А. В повести-сказке Александра Грина “Алые паруса” отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее начал зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей игрушек. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал ее характер.
Чем мне близок Антон Павлович Чехов 2
Чем мне близок Антон Павлович Чехов? Автор: Чехов А.П. Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого мы привыкли искать ответы на вопросы, так часто возникающие в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
Прекрасная песнь о любви по повести Гранатовый браслет
Автор: Куприн А.И. Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое время первой русской революции. Это оно сообщило купринским картинам — как ни мрачна была их правда — мечту о будущем, страстное ожидание бури, которая очистит и преобразит мир. Заветная мысль Куприна-гуманиста о трагическом противоречии бытия: изначально прекрасный человек среди благой и щедрой природы и — жестокий, противоестественный собственнический строй, несущий ему мучения и гибель.
Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Испания"
Маяковский, как советский поэт, принципиально не хочет принимать западную капиталистическую цивилизацию. Но возможно, здесь дело даже не в идеологии. Нельзя забывать того, что Маяковский не только советский, а еще и русский человек.
Верования, знания и мифы
Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
Искусство Нидерландов
В Нидерландах в гораздо большей степени, чем в Италии, художник сохранил живые связи с ремесленной средой, а понятие художественного и личного артистизма не занимало в сознании живописца сколько-нибудь заметного места.
Что значит быть успешным человеком
Я думаю, что успешным человеком можно считать того, кто добился поставленных перед собой целей и остался доволен своими достижениями. Для каждого успех может значить совершенно разные вещи. Это не только деньги. Можно быть богатым, но при этом хотеть чего-то ещё: интересную работу, признание, определённое положение в обществе… Успех – это и моральное, и материальное удовлетворение, когда ты добился того положения в жизни, которое считаешь подходящим для себя.
Николай Бурлюк
Младший из братьев Бурлюков Николай Давидович принимал участие практически во всех футуристических изданиях и выступлев Санкт-Петербурге и Москве, но персонального поэтического сборника так и не выпустил.