Акты органов военного управления и организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях

Рефераты по военной кафедре » Акты органов военного управления и организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях

Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях.


Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.


В деятельности органов военного управления применяются следующие основные виды правовых актов: воинские уставы приказы положения наставления инструкции директивы предписания указания приказания.

Наиболее распространенными в военное управлении являются приказы которые вправе отдавать (издавать) все командиры (начальники) и другие органы военного управления.

Приказ - обязательное для исполнения выраженное в стро­гом соответствии с законом устное или письменное повеление начальника (органа военного управления).

В Вооруженных Силах РФ действует принцип закреплен­ным Дисциплинарным уставом: приказ командира - закон для подчищенного» Приказ должен быть выполнен беспрекословно и точно и в срок.

Приказы служат действенным средством правильной организации боевой подготовки личного состава прове­дения в жизнь единой воли командования повседневного управ­ления и контроля за жизнью и деятельностью подразделения воинской части соединения. Четкая регламентация порядка отдания приказов служит важным правовым средством осуществления и укрепления принципа единоначалия Вооруженных Силах РФ укрепления воинской дисциплины воспитания исполнительности у подчиненных Особо важное значение имеют боевые при­казы посредством которых осуществляется управление войсками бою. На обеспечение точного исполнения приказов командования направляется разносторонняя воспитательная и организаторская работа среди военнослужащих.

Российское военное законодательство четко регламентирует порядок отдачи приказов воинскими должностными лицами.

Приказы могут быть письменными и устными. Правом издания письменных приказов пользуются:

  • командиры воинский частей и соединений;

  • начальники учреждений и военно-учебных заведений;

  • начальники гарнизонов;

  • командующие армиями и войсками военных округов.

Приказ Министра обороны РФ и соответствующими положениями об органах военного управления право об органах военного управления право отдачи прика­зов моют быть предоставлено и другим должностным лицам в пределах круга их служебных обязанностей.

Командир (начальник) отдавший приказ обязан проверить его выполнение и требовать от подчиненных безусловного его исполнения воспитывать в них чувство воинской ответственности за порученное дело разумную инициативу в деле выбора путей и средств для наилучшего исполнения приказа.

В приказе Министра обороны РФ объявляются акты высших органов государственной власти относящиеся к Вооруженным Силам РФ. Обычно в таких приказах кроме объявления того или иного акта даются указания о необходимых мероприятиях по проведению его в жизнь.

Приказы как и другие акты военного управления вступают в силу с момента их подписания если в самом приказе не установлен их порядок. Нормативные акты вводимые в действие приказами принимаются соответствующими должностными лицами с момента их объявления.

Особое место среди приказов занимают письменные приказы отдаваемые командирами воинских частей ежедневно от строевой части и по мере необходимости по боевой подготовке приказы по тылу и по технической части. В них отражаются все ежедневные распоряжения командира (начальника) фиксируются действия события имеющие существенное юридическое значение.

Приказом по строевой части командир части производит: назначение дежурного и помощника дежурного по части дежурного по парку дежурного подразделения; зачисление на довольствие и исключение с довольствия; увольнение военнослужащих в запас; прием на работу и увольнение рабочих и служащих; награды поощрения и дисциплинарные взыскания личному составу а также решение вопросов входящих в компетенцию командира воинской части. В приказах по строевой части отражаются также изменения в персональных учетных данных личного состава убытие в командировки отпуска на учебу лечение и т.д.

В приказах по боевой подготовке подводятся итоги боевой подготовки личного состава за истекший учебный год (период) ставятся задачи на новый учебный год (период) объявляются итоги инспектирования и оценки боевой подготовки личного состава даются указания по организации и проведению учебных занятий и решаются другие вопросы в этой области деятельности.

В приказах по тылу и технической части решаются вопросы материального обеспечения.

Воинский устав – нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности военнослужащих установленный на длительное время и регулирующий определенную сторону жизни быта подготовки и боевого использования Вооруженных сил или отдельных их составных частей (видов вооруженных сил родов войск).

Общевоинские уставы – Дисциплинарный устав Устав внутренней службы Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ – утверждены Указом президента Российской Федерации. Другие воинские уставы введены в действие приказами Министра обороны РФ.

Уставные нормы – фундамент воинского правопорядка.

Воинские уставы детально регулируют порядок внутриармейских отношений формулируют основные правила регулирующие жизнь быт и деятельность войск. В воинских уставах определены общие и должностные обязанности и права военнослужащих взаимоотношения между начальниками и подчиненными правила поведения военнослужащих на службе и вне ее порядок несения внутренней и караульной служб и т.д.

Постоянное и глубокое изучение воинских уставов строжайшее соблюдение уставных требований составляют прямой долг и важнейшую обязанность каждого воина.

По своему содержанию нормы воинских уставов могут быть распределены на следующие группы:

  • дающие руководящие указания по боевой подготовке и боевому использованию войск;

  • определяющие общий распорядок в воинских частях и взаимоотношения между военнослужащими;

  • относящиеся к поддержанию и укреплению воинской дисциплины;

  • устанавливающие порядок несения гарнизонной и караульной служб;

  • определяющие порядок строевого обучения и действия военнослужащих в строю;

К воинским уставам по своему характеру и назначению близко примыкает и другая форма нормативных актов военного управления – наставление.

Наставление – систематизированный свод правил деятельности отдельных органов военного управления или правил обращения с боевым оружием военной техникой и их применения. Значительная часть норм наставлений носит описательный технический характер но соблюдение их обязательно.

Сходны по своему характеру с наставлениями и положения. В них также регулируется определенная область военно-служебных отношений или устанавливается структура и правовое положение какого-либо военного органа (например Положение о финансовом хозяйстве воинской части).

Инструкция – акт содержащий правила деятельности того или иного органа управления или воинского должностного лица . Инструкция всегда содержит правила общего характера обращенные к должностным лицам (например Инструкция о порядке проверки и оценки физической подготовки в Вооруженных Силах РФ).

Директивы – издаются по вопросам оперативным организации устройства комплектования и службы войск по основным вопросам материального технического и медицинского обеспечения войск а также развитие приказов старших начальников по вопросам боевой воспитательной и воинской дисциплины.

Предписание – письменное распоряжение составляемое по определенной форме. Начальники дают предписания подчиненным им должностным лицам с конкретным указанием что где и к какому сроку они должны выполнить.

Указания основываются на требованиях приказов и директив старших начальников и отдаются по вопросам организации и планирования боевой подготовки и методов обучения личного состава боевого обеспечения войск хранения эксплуатации сбережения и ремонта вооружения боевой техники и имущества а также по другим частным вопросам материально-технического обеспечения.

Распоряжение (приказание) – указание отдаваемое начальником штаба от имени командира.

Содержание и формы правовых актов по вопросам управления войсками в полевых условиях а также формы учета и отчетности по личному составу по материально-техническому и медицинскому обеспечению войск определяются соответствующими уставами наставлениями приказами инструкциями и табелями срочных донесений.


Вопрос 2. Классификация актов военного управления.


Различные виды актов военного управления можно группировать (классифицировать) по следующим основным признакам (критериям):

  1. юридические свойства;

  2. органам издающим акты;

  3. правообязанным субъектам;

  4. характеру регулируемых вопросов.


1. По юридическим свойствам акты военного управления делятся на нормативные и индивидуальные.

Нормативными актами военного управления называют акты содержащие правила поведения общего характера. Они предназначены для регулирования однородных групп отношений отдельных сторон и отраслевой жизни и деятельности Вооруженных Сил.

В нормативных актах формулируются правила общего характера безотносительно к конкретным исполнителям. Правообязанные и правоуполномоченные субъекты определяются в них родовыми или видовыми признаками.

Нормативными то есть содержащие правила общего характера являются например такие акты военного управления как воинские уставы инструкции положения и наставления.

Индивидуальные акты военного управления в отличие от нормативных актов не содержат правил общего характера и предназначены для регулирования на основе и во исполнение нормативных актов конкретных вопросов отдельных случаев в жизни войск. Например приказ о назначении сержанта И. на должность заместителя командира взвода является актом индивидуальным. Его издает командир части в соответствии с Положением о прохождении воинской службы солдатами и сержантами.

2. Классификация актов управления военного управления по органам издающим акты. Значение классификации актов военного управления по этому признаку заключатся в том что юридическая сила акта военного управления определяется методом занимаемым издавшим его органом в системе органов военного управления. Термин «юридическая сила» выражает соподчиненность актов а не степень их обязанности. Все акты военного управления обязательны к исполнению.


3.По правообязанным субъектам акты военного управления разделяются на следующие группы:

  1. обращенные к военным органам (воинских должностным лицам);

  2. обращенные к отдельным военнослужащим или их составам (солдатам сержантам офицерам и т.д.);

  3. обращение к военнообязанным запаса и пизывникам;

  4. обращение к невоенным государственным органам общественным организациям и к гражданским лицам.


4. По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть разделены на акты;

  1. управление боевыми действиями войск;

  2. управление боевой подготовкой личного состава;

  3. строевого управления и организации службы войск;

  4. материально-технического обеспечения войск.


Вопрос 3. Требования предъявляемые к актам военного управления.


Основное требование предъявляемое к актам военного управления как правовым состоит в том чтобы они не противоречили закону и были изданы на основе закона и в целях предписанных законом.

Акты военного управления должны быть изданы полномочными на то военными органами и в пределах их компетенции иначе они не могут быть признаны законом.

В актах управления могут излагаться лишь те вопросы решение которых входит в круг служебных обязанностей должностных лиц подписавших эти акты. Акты управления в которых допускается нарушение законов и воинских уставов подлежат отмене а к виновному применяются необходимые меры воздействия.

В структурном отношении акты военного управления должны быть составлены кратко ясно и четко без употребления формулировок порождающих различное толкование документов. Дублирования требований содержащихся в ранее изданных актах в новых документах не допускаются.

В актах военного управления указывается:

  • наименование акта (приказ приказание положение и др.)

  • дата и место издания

  • органы военного управления (должностные лица) издавшие акт.

  • органы и круг лиц обязанные исполнять предписание акта.

  • содержание и срок выполнение предписанных действий.


Вопрос 4. Дело производство в воинских частях и учреждениях.


Значения организация и задачи делопроизводства. Правильная постановка делопроизводства имеет важное значение для организации эффективной работы органов военного управления.

В соответствии с руководством по служебной переписке и делопроизводством командиры и начальники всех степеней обязаны:

  • систематически заниматься совершенствованием стиля работы подчиненных командиров и начальников воспитывать в них исполнительность четкость в работе и чувство высокой ответственности за порученное дело.

  • принимает решительные меры к сокращению служебной переписки запрещать ее ведение по таким вопросам которые могут быть разрешены при личном общении или с помощи технических средств связи;

  • принимать меры по рационализации и механизации делопроизводстве;

  • запрещать требовать от подчиненных представлении сведений отчетов справок не предусмотренных табелями срочных донесений а так же документов которые могут быть составлены в штабе управлении службе по имеющемся данным.

Делопроизводство должно обеспечивать:

  • четкое быстрое производство технических операций по приему регистрации и пересылки документов;

  • быстрое нахождение всех нужных справок в делах;

  • простой и надежный учет документов в делах текущего архива;

Систематический контроль и наблюдение за исполнение заданий по служебным документам при минимальном техническом аппарате.

На делопроизводство возложены следующие основные задачи:

  • прием отправка учет и хранение служебных документов и ведение дел;

  • доклад командованию поступивших служебных документов и передача их на исполнение;

  • хранение архивных материалов подготовка и передача их в архивные органы;

  • учет печатей и штампов учет множительных аппаратов контроль за их использованием;

  • учет хранение выдача проверка наличия документов и изданий с грифом «для служебного пользования»

  • контроль за соблюдением исполнителями правил хранения служебных документов обращений с ними а также за движением и своевременным возращением их в делопроизводство;

  • отбор и уничтожение служебных документов и архивных материалов;

  • Учет хранение выдача проверка наличия документов с грифом «для служебного пользования».

Служебные документы внутри воинской части (учреждения) передаются под расписку в журналах регистрации входящих и исходящих документов.

Важной задачей делопроизводства является своевременное доведение до личного состава и должностных лиц приказов. приказаний директив и указаний.

Виды служебных документов. В воинских частях и учреждений применяются многие виды служебных документов наиболее распространенными из которых являются:

  • приказ;

  • приказание (распоряжение);

  • директива;

  • указание;

  • предписание;

  • отношение;

  • рапорт;

  • доклад;

  • донесение;

  • отчет;

  • акт;

  • справка.


Первые пять из них являются правовыми актами.

Отношение используется в служебной переписке между воинскими частями и учреждениями не подчиненными друг другу а также с гражданскими учреждениями и организациями по различным вопросам служебной деятельности.

Рапорт применяется для краткого изложения вопросов связанных с выполнением служебных дел либо просьб и обращений личного характера.

Доклад как письменный документ представляется в случаях предусмотренных табелями срочных донесений по заданию старшего начальника для изложения положения дел по конкретному вопросу.

Донесение и отчеты пишущих также в случаях предусмотренных табелями срочных донесений и по возникновению необходимости.

Акт обычно составляется для отражения результатов работы комиссии инспектирования ревизии приема и сдачи имущества и т.д.

Справки составляются по приказанию начальника. В них излагаются сведенья цифрового или описательного характера.

В отдельных воинских частях от отдельного батальона и выше соединениях и военно-учебных заведениях ведется исторический формуляр а на кораблях в частях и учебных заведениях Военно-Морского Флота — исторический журнал.

Все разрабатываемые служебные документы должны полностью охватывать решаемые в них вопросы и не противоречить действующему законодательству и документам старших начальников. Они составляются кратко четко без употребления формулировок порождающих различные толкование документов. В них не должны употребляться термины и сокращения не предусмотренные уставами наставлениями. Проекты руководящих служебных документов согласовываются с заинтересованными штабами управлениями отделами и службами.

Контроль за состоянием делопроизводства. Начальники штабов и учреждений систематически контролируют состояние делопроизводства во вверенных им штабах и учреждений. Особое внимание обращается на сохранность документов и необходимость постоянного совершенствования процесса делопроизводства на основе уточнения функций исполнителей и рационализации техники работы с документами. Один раз в год состояние делопроизводства в воинских частях и учреждениях проверяется комиссией назначенной приказом по штабу (учреждению).

Порядок хранения печатей и штампов и пользование ими. В каждой отдельной воинской части соединении управлении и заведении имеются печати с изображением Государственного Герба РФ мастичные штампы печати для пакетов одна или несколько сургучных печатей для хранилищ.

Право пользование Гербовыми печатями и штампами а также порядок их хранения определяется приказом по части (учреждении). Командиры (начальники) обязаны лично проверять порядок хранения печатей и штампов.

Страницы: 1 2