Реферат: ГИА обществознание 2010 спецификация - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА обществознание 2010 спецификация

ЕГЭ » ГИА обществознание 2010 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме)
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы
Спецификация
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших
основные общеобразовательные программы основного
общего образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 1
Спецификация
экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной
(итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования
1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень
общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. 2.
Документы, определяющие нормативно-правовую базу
экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный
компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3. Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ
Ряд заданий экзаменационной работы за курс основной школыпо
своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и некоторые задания части 2 экзаменационной работы (например, на установление соответствия). Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, важно было, учитывая роль государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой форме) в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации.
Вместе с тем, при разработке контрольно-измерительных материалов
для итоговой аттестации в IX классе учитывались познавательные возможности учащихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной работы в рамках ГИА. Наиболее существенные отличия имеет часть 3 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2
4. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы
Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются
по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий:
- часть 1 содержит задания с выбором ответа; -
часть 2 содержит задания с кратким ответом;
- часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы
предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается в виде
набора цифр (например, 215) или букв (например, АББ), записанных без пробелов и других символов. Задание с кратким ответом считается правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Ответы на задания в третьей части работы формулируются и
записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом
максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
Части Число Максимальный Типы заданий
работы заданий первичный
балл
1 Часть 1 20 20 Задания с выбором ответа
2 Часть 2 5 7 Задания с кратким ответом
3 Часть 3 6 13 Задания с развернутым ответом
Итого: 31 40
5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В первой части работы представлены следующие разделы курса,
предусмотренные в нормативном документе 2004 г.: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право.Задания, представляющие эти линии, сгруппированыв пять блоков-модулей.Единым блоком-модулем представлены: человек и общество, сфера духовной культуры
– остальные
содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 3
место задания, проверяющего знание одного и того же элемента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте проверочной работы.
Задания второй и третьей частей ориентированы на выявление уровня
овладения определенной группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания.
Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание
заданий второй и третьей частей, что в совокупности они представляют все блоки-модули.
В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входит
шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов проверочных работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса. В экзаменационной работе контролируются следующие умения (см. таблицу 2).
Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям
и видам деятельности
Проверяемые умения и виды Число Максималь- Процент
деятельности заданий ный максимального
первичный первичного балла
балл за задания
данного вида
учебной
деятельности от
максимального
первичного балла
за всю работу,
равного 40
1 Распознавать существенные 4/5 4/5
признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания. 10-12,5%
2 Определять понятие, социа- 5/4 5/4
льное явление на основе его существенного признака, пред- ложенной характеристики. 10-12,5%
3 Применять социально-гумани- 6 7
тарные знания в процессе решения
познавательных и
практических задач, отражаю- щих 17,5%
актуальные проблемы
жизни человека и общества.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 4
4 Оценивать различные суждения 6 6
о социальных объектах с точки зрения общественных наук. 15%
5 Сравнивать социальные объек- 1 1
ты, выявляя их общие черты и различия. 2,5%
6 Осуществлять поиск социаль- 2 4
ной информации в различных источниках. 10%
7 Анализировать, классифициро- 3 6
вать, интерпретировать имею- щуюся социальную информа- цию, соотносить ее со знания- ми, полученными при изучении курса.
15%
8 Применять в предлагаемом 1 1
контексте обществоведческие 2,5%
термины и понятия.
9 Различать в социальной инфор- 1 1
мации факты и мнения. 2,5%
10 Приводить уместные в задан- 1 3
ном контексте примеры социа- льных явлений, объектов, деяте- льности людей, ситуаций, регу- лируемых различными социаль- ными нормами.
7,5%
11 Формулировать на основе при- 1 2
обретенных социально-гумани- тарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оце- нивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
5%
Всего: 31 40 100%
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
6. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
Таблица 3. Распределение заданий экзаменационной работы
по уровню сложности
Процент максимального
Уровень сложности заданий заданий Число Максимальный первичный балл данного уровня сложности от первичного балла за задания максимального первичного
балла за всю работу, равного 40
Базовый 16 18 45%
Повышенный 13 17 42,5%
Высокий 2 5 12,5%
Итого: 31 40 100%
7. Время выполнения работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
8. Дополнительные материалы и оборудованиена экзамене по обществознанию не используются. 9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 40 баллами. Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Правильно выполненные задания В1, В3 и В4 оцениваются 1 баллом,
В2 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и
правильности ответа. Задания С1–С3, С5 и С6 являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл. Задание С4 – трехбалльное. За полное и правильное выполнение такого задания выставляется 3 балла. При неполном правильном – в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. Таким образом, за выполнение мини-теста с текстовым фрагментом (за правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов вопроса-задания) экзаменуемый может получить 13 баллов. 10. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по
общественным дисциплинам. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.
Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутым ответом)
осуществляют специалисты в области общественных дисциплин.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 6
11. Рекомендации по подготовке к экзамену
К экзамену можно готовиться по учебникам, рекомендованным и
допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году (используемым в школах в последние два-три года). Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu) в разделе «Документы министерства».
12. Изменения в экзаменационной работе 2010 года по сравнению с 2009 годом
В целом структура экзаменационной работы осталась неизменной.
Однако анализ опроса организаторов и учителей – предметников,
участвовавших в апробации КИМ для государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2009 году (в новой форме), выявил ряд направлений совершенствования КИМ. В связи с этим были внесены следующие коррективы:
1. В части 1 работы проверяемые элементы содержания были перегруппированы между позициями А2
– А6, в результате чего в
первом блоке теперь два задания на два суждения (А4 и А6) и одно задание на анализ социальной реальности (А3).
2. В части 2 было
• удалено задание на установление последовательности;
• изменено задание на анализ данных, приведенных в виде диаграммы или таблицы: оно стало составным (наряду с традиционным заданием на извлечение информации появилось задание на интерпретацию информации, установление причинно- следственных связей);
• добавлено задание на умение различать в социальной информации факты и мнения;
• изменен порядок расположения заданий.
3. Изменен уровень трудности задания С3 экзаменационной работы.
13. План экзаменационной работы 2010 года
Содержание экзаменационной работы 2010 года по обществознанию
отражено в плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7
Приложение
План демонстрационного варианта экзаменационной работы
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с
выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал %
выполнения 60% – 90%), П – повышенный (40%-60%), В – высокий (менее
40%).
№ Обоз- Проверяемые элементы Коды Коды Уро- вень Мак- При-
наче- содержания прове- про- сималь мерное
ние ряе- веря- емых слож- ности ный время
зада- мых балл за выпол- выпол-
ния в эле- уме- зада- нения
рабо- ментов ний ния нение зада-
те содер- зада- ния
жания ния (мин.)
1. А1 Общество как форма
жизнедеятельности людей; взаимодействие общества и природы; основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
1.1 1.3 – 1,2 Б 1 1 – 2
2. А2 Биологическое и социальное в человеке; личность; дея- тельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение); человек и его ближайшее окружение; меж- личностные отношения; об- щение, межличностные кон- фликты, их конструктивное разрешение.
1.4 1.8 – 1,2 Б 1 1 – 2
3. А3 Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям). 1.1 1.8 – 3 Б 1 1 – 2
4. А4 Общество и человек (задание на анализ двух суждений). 1.1 1.8 – 4 П 1 2 – 4
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 8
2.1 2.5 – 1,2 Б 1 1
6. А6 Сфера духовной культуры (задание на анализ двух суждений). 2.1 – 4 П 1 2
2.6
7. А7 Экономика, ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы
и потребности,
ограниченность ресурсов;
экономические системы и собственность; производст- во, производительность тру- да; разделение труда и спе- циализация; обмен, торгов- ля; рынок и рыночный ме- ханизм. 3.1 3.6 – 1,2 Б 1 1
8. А8 Предпринимательство; ма- лое предпринимательство и индивидуальная
трудовая
деятельность; деньги; зара- ботная плата и стимули- рование труда; неравенство доходов и экономические меры социальной поддерж- ки; налоги, уплачиваемые гражданами; экономические цели и функции государства.
3.7 – 1,2 Б 1 1
3.12
9. А9 Экономическая сфера жизни общества
обращение к социальным реалиям). (задание на 3.12 3.1 – 3 Б 1 1
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
10. А10 Экономическая сфера жизни
общества (задание на анализ двух суждений) 3.12 3.1 – 4 П 1 2
11. А11 Социальная структура об-
щества; семья как малая группа; многообразие со- циальных ролей в подрост- ковом возрасте; социальные ценности и нормы; откло- няющееся поведение; социа- льный конфликт и пути его решения; межнациональные отношения.
4.1 4.6 – 1,2 Б 1 1
12. А12 Социальная сфера (задание на обращение к социальным реалиям). 4.1 4.6 – 3 Б 1 1
13. А13 Социальная сфера (задание на анализ двух суждений). 4.1 4.6 – 4 П 1 2
14. А14 Власть; роль политики в
жизни общества; понятие и признаки государства; разде- ление властей; формы го- сударства; политический ре- жим; демократия; местное самоуправление;
граждан в политической жизни; выборы, референдум; политические партии и дви участие 5.10 5.1 – 1,2 Б 1 1
-
жения, их роль в общест- венной жизни; гражданское общество и правовое госу- дарство.
15. А15 Сфера политики и социа-
льного управления (задание на обращение к социальным реалиям). 5.10 5.1 – 3 Б 1 1
16. А16 Сфера политики и социа-
льного управления (задание на анализ двух суждений). 5.10 5.1 – 4 П 1 2
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
17. А17 Право, его роль в жизни
общества и государства; норма права; нормативный правовой акт; признаки и виды правонарушений; поня- тие и виды юридической ответственности; админист- ративные правоотношения, правонарушения и наказа- ния; основные понятия и институты уголовного права; уголовная ответственность несовершеннолетних.
6.1, 6.2, 6.4,
1,2 Б 1 1
6.16,
6.17
18. А18 Конституция РФ; основы
конституционного строя РФ; федеративное
устройство
России; органы государст- венной власти РФ; право- охранительные органы; су- дебная система; взаимоотно- шения органов государст- венной власти и граждан; права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; конституционные обязанности
6.5 – 1,2 Б 1 1
6.12
гражданина;
права ребенка и их защита; особенности
правового
статуса несовершеннолет-
них; механизмы реализации и защиты прав и свобод че- ловека и гражданина; меж- дународно-правовая защита жертв вооруженных конф- ликтов.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
19. А19 Понятие правоотношений;
право на труд и трудовые правоотношения; трудоуст- ройство
несовершеннолет-
них; семейные правоотноше- ния; права и обязанности родителей и детей; граж- данские 6.3,
6.13 – 3 Б 1 1 – 2
правоотношения; 6.15
права собственности; права потребителей. (задание на обращение к социальным реалиям).
20. А20 Право (задание на анализ двух суждений). 6.17 6.1 – 4 П 1 2 – 4
21. В1 Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на прове- ряемое умение (задание на сравнение).
– 5 П 1 7 – 10
22. В2 Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на прове- ряемое умение (задание на установление соответствия).
– 7, Б 2 7 – 10
23. В3 Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на прове- ряемое
умение (задание 9 П 1 5 – 7
установление фактов и
мнений).
24. В4 Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на прове- ряемое умение (задание на выбор верных позиций из списка).
– 6,7 П 1 7 – 10
25. В5 Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на прове- ряемое умение (задание на выбор верных позиций из списка).
– 6,7 П 2 7 – 10
26. С1 Различное содержание в разных вариантах: задание – 6,7 П 2 20 – 25
27. С2 – 6,7 Б 2 8 – 10
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 12
28. С3 ориентировано на прове- ряемое умение (задания на анализ источников). – 6,8 П 2 8 – 10
29. С4 6,10 В 3 15 – 20
30. С5 6,3 П 2 8 – 10
31. С6 – 10,1 1 В 2 10 – 15
Всего заданий – 31, из них по типу заданий: А – 20, В – 5, С – 6; по уровню сложности: Б – 16, П – 13, В – 2. Общее время выполнения работы – 180 минут.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 13
Копирование не допускается