Автор: Андреев Леонид.
Как муравей — песчинка к песчинке — строил отец Василий свою жизнь: женился, стал священником, произвел на свет сына и дочь. Через семь лет жизнь рассыпалась в прах. Утонул в реке его сын, жена с горя стала пить. Покоя не находит отец Василий и в храме — люди его сторонятся, староста открыто презирает. Даже на именины к нему приходит только причт, почтенные односельчане не удостаивают батюшку внимания. По ночам пьяная жена требует от него ласк, хрипло моля: «Отдай сына, поп! Отдай, проклятый!» И страсть ее побеждает целомудренного мужа.
Рождается мальчик, в память покойного брата нарекают его Василием. Вскоре становится ясно, что ребенок — идиот; еще нестерпимее делается жизнь. Прежде отцу Василию казалось: земля крохотная, а на ней он один, огромный. Теперь эта земля вдруг населяется людьми, все они идут к нему на исповедь, а он, безжалостно и бесстыдно требуя от каждого правды, со сдержанным гневом повторяет: «Что я могу сделать? Что я — Бог? Его проси!» Он позвал к себе горе — и горе идет и идет со всей земли, и он бессилен уменьшить земное горе, а только повторяет: «Его проси!» — уже сомневаясь в желании Бога облегчить людское страдание.
Как-то Великим постом исповедуется ему нищий калека. Страшное признание делает он: десят лет назад изнасиловал в лесу девочку, задушил ее и закопал. Многим священникам сообщал злодей свою тайну — и никто ему не верил; он и сам стал думать, что это — злая сказка, и, рассказывая ее в следующий раз, придумывал новые подробности, менял облик бедной жертвы. Отец Василий — первый, кто верит услышанному, словно сам совершил злодеяние.
Упав на колени перед убийцей, священник кричит: «На земле ад, на небе ад! Где же рай? Ты человек или червь? Где твой Бог, зачем оставил тебя? Не верь в ад, не бойся! Ада не будет! Ты окажешься в раю, с праведными, со святыми, выше всех — это я тебе говорю!…»
В ту ночь, накануне Страстной пятницы, отец Василий признается жене, что не может идти в церковь. Он решает пережить как-то лето, а осенью снять с себя сан и уехать с семьей куда глаза глядят, далеко-далеко…
Это решение вносит в дом покой. Три месяца отдыхает душа. А в конце июля, когда отец Василий был на сенокосе, в доме его вспыхивает пожар и заживо сгорает жена.
Он долго бродил по саду старого дьякона, служащего с ним и приютившего с дочерью и сыном после пожара. И чудны мысли отца Василия: пожар — не был ли таким же огненным столпом, как тот, что евреям указывал путь в пустыне? Всю его жизнь Бог решил обратить в пустыню — не для того ли, чтобы он, Василий Фивейский, не блуждал более по старым, изъезженным путям?…
И впервые за долгие годы, склонив смиренно голову, он произносит в то утро: «Да будет святая воля Твоя!» — и люди, увидевшие его в то утро в саду, встречают незнакомого, совсем нового, как из другого мира, человека, спрашивающего их с улыбкою: «Что вы так на меня смотрите? Разве я — чудо?»
Отец Василий отправляет дочь в город к сестре, строит новый дом, где живет вдвоем с сыном, читая ему вслух Евангелие и сам будто впервые слушая об исцелении слепого, о воскрешении Лазаря. В церкви он теперь служит ежедневно (а прежде — лишь по праздникам); наложил на себя монашеские обеты, строгий пост. И это новое его житие еще больше настораживает односельчан. Когда погибает мужик Семен Мосягин, определенный отцом Василием в работники к церковному старосте, все сходятся на том, что виноват — поп.
Староста входит к отцу Василию в алтарь и впрямую заявляет: «уходи отсюда. От тебя здесь одни несчастья. Курица и та без причин околеть не смеет, а от тебя гибнут люди». И тогда отец Василий, всю жизнь боявшийся старосту, первый снимавший шляпу при встрече с ним, изгоняет его из храма, как библейский пророк, с гневом и пламенем во взоре…
Отпевание Семёна совершается в Духов день. По храму — запах тления, за окнами темно, как ночью. Тревога пробегает по толпе молящихся. И разражается гроза: прервав чтение поминальных молитв, отец Василий хохочет беззвучно и торжествующе, как Моисей, узревший Бога, и, подойдя ко гробу, где лежит безобразное, распухшее тело, зычно возглашает: «Тебе говорю — встань!»
Не слушается его мертвец, не открывает глаз, не восстает из гроба. «Не хочешь?» — отец Василий трясет гроб, выталкивает из него мертвеца. Народ в страхе выбегает из храма, полагая, что в тихого и нелепого их пастыря вселились бесы. А он продолжает взывать к покойнику; но скорее стены рухнут, чем послушается его мертвец… Да он и не с мертвецом ведет поединок — сражается с Богом, в которого уверовал беспредельно и потому вправе требовать чуда!
Охваченный яростью, отец Василий выбегает из церкви и мчит через село, в чисто поле, где оплакивал не раз свою горькую судьбу, свою испепеленную жизнь. Там, среди поля, и найдут его назавтра мужики — распластанного в такой позе, будто и мертвый он продолжал бег…
Другие работы по теме:
Шукшин в. м. - Нравственные проблемы в рассказах в. шукшина.
Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Пи сатель как бы “рисует” картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить в жизни любого человека. Все рассказы написаны простым “народным” языком, возможно, поэтому они так легко читаются.
Сочинения на свободную тему - Кот василий деловое описание 2
Василий это персидский кот наших соседей. Он очень важный потому что у него есть настоящий паспорт и родословная. Длинная серая шерсть. Василия к зиме приобретает голубоватый оттенок становится густой и длинной и превращает кота в настоящего красавц.
Юродивый
Одной из главных достопримечательностей Москвы является храм Покрова Богородицы на Рву, который находится на Красной Площади. Его другое название - Собор Василия Блаженного. Почему же Собор связывается с одним из московских юродивых XVI века?
Анализ Баллады Светлана 2
Анализ Баллады «Светлана» Автор: Жуковский В.А. Баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» была написана в 1812 году. В основе сюжета — баллада «Ленора» Готфрида Бюргера. Но можно считать произведение Жуковского самостоятельным, так как
Настоящая жизнь в понимании Толстого
Автор: Толстой Л.Н. Настоящая жизнь- это жизнь без оков и ограничений. Это верховенство чувств и ума над светским этикетом. Толстой противопоставляет «жизнь ложную» и «жизнь настоящую». Все любимые герои Толстого живут « Настоящей жизнью». Толстой в первых главах своего произведения показывает нам только «жизнь ложную» через жителей светского общества: Анну Шеррер, Василия Курагина, его дочь и многих других.
Человек и Рок в произведениях Л. Н. Андреева
Л. Андреев — один из самых пессимистичных писателей в литературе начала XX века. Он носитель катастрофического сознания и идеи бесприютности человека в мире. Его творчество — реакция на неспокойное, “смутное” время, “страшные годы” России.
Эссе-клуб
— литературный клуб, возникший в 1996 году в недрах журнала «Новая Юность», в котором эссеистика в то время была возведена в ранг полноценного жанра литературы. Первоначальная идея клуба как кружка авторов эссе «Новой Юности» возникла у редакторов журнала Рустама Рахматуллина, Василия Голованова, Татьяны Изотовой.
Ростовский, Александр Владимирович
Князь Александр Владимирович Ростовский (ум. 1522-1523) — боярин и воевода на службе у Московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XIX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его отец Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его старший брат Дмитрий Владимирович, и племянники Андрей, Пётр Бессчастный также находились на службе у московских князей.
Ушатый-Чулок, Василий Васильевич
Василий Васильевич Ушатый-Чулок (ум. 1549) — князь, окольничий, боярин и воевода на службе у Великих князей московских Василия III и Ивана Грозного, второй из пятерых сыновей Василия Федоровича Ушатого, внук первого князя Ушатого. Принадлежал к роду князей моложских, отрасли князей Ярославских, XIX колено от Рюрика.
Радзивилл, Мария
Мария Радзивилл (урожд. Лупу; ? — 1660, Слуцк) — княгиня, вторая жена великого гетмана Литовского Януша Радзивилла. Дочь молдавского господаря Василия Лупу. Ее сестра Роксанда была замужем за сыном Богдана Хмельницкого Тимофеем. Оставаясь в отличие от католика-мужа, православной, построила в Кейданах церковь.
Одоевский, Василий Семёнович
Васи́лий Семёнович Одо́евский (? — 1534) — князь, воевода, сын Семёна Юрьевича, брат Ивана и Петра. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдалённых потомков Рюрика.
Ноздроватый-Звенигородский, Василий Иванович
Князь Василий Иванович Ноздроватый-Звенигородский (возможно написание Ноздреватый) (умер 1512) – окольничий и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III, часто выполнял дипломатические поручения. Рюрикович в XVII колене, сын Ивана Александровича Большого, удельного Звенигородского князя из Звенигорода на Оке, отделившегося от верховского Карачевского княжества (не путать со Звенигородом на Москве-реке).
Ростовский, Дмитрий Владимирович
Князь Дмитрий Владимирович Ростовский (ум. 1518) — боярин и воевода на службе у Московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XIX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его отец Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его младший брат Александр, сыновья Пётр Бессчастный и Андрей также находились на службе у московских князей.
Курбский, Семён Фёдорович
Семён Фёдорович Курбский (умер 1527) — князь и воевода на службе у московскоих князей Ивана III и Василия III. Сын князя Фёдора Семёновича, внук первого князя Курбского, детей не имел.
Глинский, Михаил Васильевич
Миха́ил Васи́льевич Гли́нский (15??—1559) — князь, боярин и воевода, сын Глинского-Тёмного, шурин великого князя московского Василия Ивановича.
Траханиот, Юрий Дмитриевич
(по прозвищу Малый) (2-я пол. XV — 1-я четв. XVI в.) — придворный и дипломат на службе у Великих князей Московских Ивана III и его сына Василия III, возможно, переводчик.
Дмитрий Иванович Внук
(10 октября 1483— 14 февраля 1509) — сын Ивана Молодого и Елены Волошанки, внук Ивана III. Претендент на московский престол, в 1498 году был венчан на великое княжение своим дедом Иваном III, в связи с кончиной от болезни старшего сына и наследника Ивана III — Ивана Ивановича Молодого, так как в России с XV века уже установилось новое правило наследования престола, по которому уже не братья, а сыновья были преемниками великого княжения.
Василий Острожский
Василий Острожский (серб. Василије Острошки в миру — Стоян Йованович , серб. Стоян Јовановић; 28 декабря 1610 — 29 апреля 1671) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви. Память совершается 29 апреля (по юлианскому календарю).
Еропкин, Фёдор Степанович
(первая половина XV — начало XVI веков) – боярский сын, голова, дипломат и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XVIII колене, младший сын Степана Ивановича Еропкина и внук родоначальника Еропкиных Ивана Евстафьевича Еропки из рода князей Смоленских. Его старший брат Еропкин-Кляпик, Михаил Степанович также находился на дипломатической службе.
Одоевский, Иван Семёнович
Иван Семёнович Одоевский Сухорук - князь, воевода, сын Семёна Юрьевича, брат Василия и Петра. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдаленных потомков Рюрика.
Иван Васильевич Белёвский
— князь, воевода, сын Василия Михайловича, брат Андрея и Василия. Первоначально служил Великому князю Литовскому. Не ясно, когда произошел его переход на службу к Великому князю Московскому. Однако уже в 1490 году посол Ивана III к польскому королю Казимиру Михаил Еропкин передавал жалобы на разбой совершаемый в отношении князя Ивана, со стороны князей Дмитрия и Семёна Воротынских.
Рыкалова, Пелагея Титовна
Введение 1 Биография 2 Партнеры Список литературы Введение Рыкалова Пелагея Титовна (1779(1779) — 15 (28) февраля 1862, Петербург), урождённая Пожарская — оперная (меццо-сопрано) и драматическая актриса, артистка Петербургских Императорских Театров начала XIX столетия, жена знаменитого комика Василия Федотовича Рыкалова, с которым положили начало актёрской династии Рыкаловых.
Телешов, Иван Иванович
(возможно написание Телешев) - дьяк, думный дьяк (1520), дипломат на службе у московских князей Ивана III и Василия III. Служба у Ивана III В 1500 г. был послан Иваном III литовскому князю Александру объявить, что Семён Стародубский и Василий Рыльский со своими вотчинами перешли под власть Московского князя и будут под его защитой.
Курбский, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Курбский (умер 1546) — князь и воевода на службе у московскоих князей Василия III и Ивана Грозного. Сын князя Михаила Фёдоровича Карамыша, отец князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного.
Ушатый, Константин Фёдорович
Константин Федорович Ушатый (ум. 1522) — князь, окольничий и воевода на службе у Великого князей московских Ивана III и Василия III, третий сын Федора Ивановича Ушатого и дочери видного царедворца Юрия Захарьевича Кошкина-Захарьева. Принадлежал к роду князей моложских, многие из которых находились на службе у московских князей.
Ростовский, Андрей Дмитриевич
Князь Андрей Дмитриевич Ростовский (ум. 1550-1551) — боярин и воевода на службе у Московских князей Василия III и Ивана Грозного. Рюрикович в XX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его дед Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его отец Дмитрий Владимирович, дядя Александр Владимирович и брат Пётр Бессчастный также находились на службе у московских князей.
Ряполовский-Лобан, Пётр Семёнович
Пётр Семёнович Ряполовский-Лобан (ум. в 1524 г.) — князь, боярин на на службе у Великого князей московских Ивана III и Василия III. Из рода удельных князей Ряполовских, отделившихся от князей Стародубских, владеющих Стародубом на Клязьме. XVII колено от Рюрика.
Баранщиков, Василий Яковлевич
План Введение 1 Биография 2 Авторство книги «Несчастные приключения Василия Баранщикова…» Список литературы Введение Баранщиков Василий Яковлевич (1756 год — начало XIX века) — русский путешественник, автор книги «Несчастные приключения Василия Баранщикова, мещанина из Нижнего Новгорода, в трёх частях света: в Америке, Азии и Европе, с 1780 по 1787 год».
Правление Елены Глинской и бояр
В 1533г. после смерти Василия III Великим князем Московским стал его трехлетний сын Иван VI, регентшей при нем состояла его мать Елена Глинская. Современники считали ее женщиной умной и решительной. Но годы ее правления не были ни легкими, ни мирными: в отсутствии взрослого князя нашлось слишком много желающих занять его место как со стороны родственников Василия III, так и Глинских.
Жареной, Фёдор
Фёдор Жареной (XVI век) — российский оппозиционер, крестовый дьяк великого князя Василия Иоанновича. Биография Служил митрополичьим дьяком во времена Василия III. Вместе с Иваном Беклемишевым и Вассианом Патрикеевым входил в кружок Максима Грека. С митрополитом Даниилом был в ссоре из-за финансовых разногласий.
Анна Васильевна
Дочь великого князя московского Василия Васильевича Темного, жена великого князя рязанского Василия Ивановича.
Анкудинов Тимошка
Самозванец, выдававший себя за Ивана Васильевича, сына царя Василия Шуйского.
Беклемишев Иван Никитич
Иван Беклемишев по прозванию Берсень (что значит — крыжовник) в разрядных книгах именуется “сыном боярским”. Он участвовал в великокняжеской Думе и был одним из выдающихся дипломатов и деятелей в царствование Ивана III и Василия III.
Василий Блаженный
Юродивый московский. Василий Блаженный родился в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству.