Л. Андреев — один из самых пессимистичных писателей в литературе начала XX века. Он носитель катастрофического сознания и идеи бесприютности человека в мире. Его творчество — реакция на неспокойное, “смутное” время, “страшные годы” России. Произведения Л. Андреева вобрали в себя дух эпохи. Чувствуя неизбежность гибели старого мира, писатель не верит в стремительное великолепное возрождение. Художественный мир Л. Андреева мрачен, гнетущ, полон неразрешимых противоречий. Жизнь изображается трагичной в своих основах. Писатель не находил в действительности добрых и светлых начал. Еще в юности мир казался ему “пустыней и кабаком”. Не случайно главным героем произведений Л. Андреева становится ужаснувшийся абсурдности жизни и отчаявшийся человек. Он страдает от одиночества, чувствует себя игрушкой в руках Рока. Миром правят силы зла, поэтому люди находятся в зависимости у Непреложного. Попытки противостоять жестокой судьбе тщетны. Наверное, поэтому большинство произведений Л. Андреева рассказывают о трагическом поединке человека с Роком.
Концентрацией безумия, жестокой бессмысленности жизни становится образ “красного смеха” в одноименном рассказе. Л. Андреев, используя этот зловещий символ, стремится показать, что мир находится на краю пропасти, что его дни сочтены. Кровавая бездна рано или поздно поглотит человечество. Картину братоубийственной войны писатель рисует в бессвязных отрывках “найденной рукописи”. Отдельные эпизоды не имеют ни начала, ни конца. Текст рассказа так же “расколот”, как и изображенный в нем мир. “Безумие и ужас” — эти слова, повторенные многократно, становятся не только лейтмотивом произведения, но и лейтмотивом жизни. Рожденный событиями русско-японской войны, рассказ вырастает до философского обобщения. Андреев, видя бессмысленность и трагическую абсурдность происходящего, показывает, что люди беспомощны и несвободны: прекращение бойни не в их власти, поэтому они продолжают убивать друг друга. Солдаты — заложники чьей-то злой воли. Рассказ производит “потрясающее, оглушающее впечатление”. Мир в нем представлен лишенным нравственных ориентиров и ценностей.
Надвигающийся кошмар парализует волю человека. От вмешательства Рока невозможно спастись. Трудно оставаться “вполне хорошим”, когда мир плох. Эта мысль перечеркнула надежды, разрушила идеалы целомудренного революционера Алексея в рассказе “Тьма”. Писатель показывает “очную ставку” двух правд: чистой революционной идеи героя и выросшей из самой жизни философии проститутки Любы. Перед лицом падшей женщины Алексей вдруг понимает, что “стыдно быть хорошим”. Бесстрашный революционер оказался в “ловушке”. Ему нечего противопоставить Любе. В одно мгновение герой утрачивает смысл жизни. Что же стало причиной столь глубокого разочарования? Угрызения совести, внезапная любовь или роковые силы, разрушающие самые основы бытия и калечащие души?
Каждое произведение Андреева убеждает нас в том, что во Вселенной торжествует “вненравственный хаос”. В современном мире нет Бога, есть злая предопределенность. Это горькое открытие стоило жизни деревенскому священнику Василию Фивейскому. В нем нетрудно узнать “печального брата” библейского Иовы. Но в отличие от мифологического героя, вознагражденного за истинную веру Божьей милостью, священник Василий не получает ничего, кроме еще больших испытаний. Фивейский искренен в своем поклонении Всевышнему. Он мужественно перенес смерть сына, запой жены и затем ее гибель в сгоревшем доме. Не роптал священник, когда его второй сын родился идиотом. Василий ждал божественного знака, хотя верить становилось все труднее. Как заклинание звучат его слова “Я верую!”, произносимые после каждого удара судьбы. Но все больше сомнений и отчаяния в душе героя. Непреодолимые страдания привели священника к бунту, к отречению от единственного духовного богатства, которое оказалось не в состоянии избавить людей от мук. В порыве безумной гордыни отец Василий почувствовал себя богоравным и захотел воскресить человека. Над телом умершего работника он произносит слова Христа, но лишь повергает в ужас тех, кто собрался в церкви. Бунт Василия не только не принес ему счастья, но окончательно разрушил его внутренний мир. Утрачивая веру, герой теряет смысл жизни.
Ему остается только умереть. Драма Василия Фивейского — еще одно страшное доказательство бесплодности попыток человека противостоять Року. За всеми действиями героя следила “зловещая маска” идиота — символ “злой преднамеренности жизни”.
Бесприютность людей объясняется их несвободой от жестокой и неотвратимой Судьбы. В пьесе “Жизнь человека” Андреев заостряет тему зависимости личности от воли Рока. Человек приходит в мир из неведомого черного океана. Туда же ему неизбежно предстоит вернуться в назначенный час. Человек не хозяин своей жизни. Рядом с ним все время Некто в сером — символ всего того, что препятствует свободе личности, символ “железного предначертания”. Главный герой пьесы, собирательный образ, воплощение всех людей, “влекомый временем... непреложно пройдет все ступени человеческой жизни, от низу к верху, от верху к низу. Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени, на которую уже поднимется нетвердая нога его; ограниченный знанием, он никогда не будет знать, что несет ему грядущий день, грядущий час — минута. И в слепом неведении своем, томимый предчувствием, он покорно совершит круг железного предначертания”.
Пять картин пьесы, показывающие пять периодов человеческой жизни, иллюстрируют эту мысль. Попытки героя победить Непреложное наталкиваются на равнодушие Некоего в сером с горящей свечой в руках, монотонно повторяющего: “Но убывает воск, съедаемый огнем. — Но убывает воск”. Однако и сам писатель, и многие его современники видели истинное величие и трагизм в том, что Человек, несмотря ни на что, не сдается, а борется до конца. По мнению А. Блока, герой пьесы не побоялся вызвать на бой “неумолимую, квадратную, проклятую Судьбу”.
В представлении Л. Андреева, человеческая жизнь одинока, печальна, механистична. Действительность жестока и беспощадна. Писатель сострадает героям, утратившим последнюю опору в мире, но наибольший интерес вызывают у него те, кто сохранил способность к сопротивлению, для кого само отчаяние становится источником самопознания. Пусть борьба бесперспективна, пусть человек обречен, но он не должен добровольно соглашаться на роль покорного орудия в руках Судьбы.
Другие работы по теме:
Сочинения на свободную тему - Экология природа и человек
В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не могут остаться в стороне от решения.
Прозаик, драматург, публицист ( О Л.Н.Андрееве)
Из новых русских писателей начала ХХ века, по свидетельству Н.Н.Гусева, секретаря Л.Т., Толстой больше всего интересовался Андреевым. Отношение к его творчеству у него было неоднозначным.
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Мой учитель
Профессия учителя — очень тяжелая и ответственная. Учитель, как и врач, не может допускать ошибки, потому что в его руках — души его учеников. Добрая, справедливая, внимательная — такой я вижу свою учительницу русского языка и литературы Екатерину Ивановну. Она молодая, однако это очень хороший учитель.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Как стать настоящим капитаном
В своих произведениях Жюль Верн показывает нам стойких, храбрых и благородных героев. Среди них были капитаны Немо и Грант, а в произведении “Пятнадцатилетний капитан” - Халл и юный Дик Сенд.
Сочинение об Айвенго
Вальтер Скотт - известный шотландский писатель. В его произведениях ярко переплетаются история и выдумка, наука и фантазия. Вальтер стремился правдиво отобразить быт, обычаи, мораль прошлых столетий, срисовать выдающиеся личности и реальные события. Но главным для автора было изображение на историческом фоне судьбы обычного человека, объединяя историческую правду с художественным вымыслом.
Человеческая комедия Оноре Бальзака
Произведения Бальзака — это те произведения, к которым человек не раз будет возвращаться в течение жизни и воспринимать их как что-то новое и заново открыто для себя.
Общие точки Ангелочка Л.Андреева и Сусального ангела А. Блока
Общие точки "Ангелочка" Л.Андреева и "Сусального ангела" А. Блока Автор: Блок А.А. Великие авторы иногда пишут свои произведения под впечатлением от прочтения чужих творений. Так Александр Блок под впечатлением от рассказа Леонида Андреева "Ангелочек" написал свое стихотворение "Сусальный ангел".
Пелевин Виктор
(1962 - ...) Родился в 1962 году. В 1979 году окончил московскую среднюю школу № 31 (сейчас гимназия им. Капцовых № 1520). В 1984 окончил Московский энергетический институт (МЭИ), учился в Литературном институте им. Горького. Работал в одном из первых в стране небольших частных издательств, участвовал в издании текстов Карлоса Кастанеды, древнекитайских буддистов.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в. Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Рецензия на рассказ Леонида Андреева Бен Товит
ецензия на рассказ Л. Андреева "Бен-Товит" Творчество Леонида Андреева – яркий луч в русской литературе конца XIX начала XX века. В это время в духовной жизни общества происходят разительные перемены. Переосмысление роли поэта приводит к появлению множества новых направлений, которые неразрывно связаны с изучением человеческой психологии.
Талант любви в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
Автор: Бунин И.А. Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Очень поэтично раскрывают эту тему в своих произведениях замечательные писатели Александр Иванович Куприн и Иван Алексеевич Бунин.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Творчество Леонида Андреева
Произведения Леонида Николаевича Андреева завораживают. Они поражают глубиной знания писателем самых темных, самых неожиданных закоулков человеческой души, убедительностью самых фантастических ситуаций, необычностью взгляда писателя на многие, давно известные вещи. На мой взгляд, Леонид Андреев самый мрачный писатель русской литературы после Достоевского.
Тип величавой славянки в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. «Величавая славянка» - образ русской женщины, который воспел в своих произведениях Некрасов. Именно он впервые ввел такое понятие в литературу и дал ему определение. Образ русской женщины – это символ жизни, символ национального характера, который в некоторых произведениях внимательно и тщательно анализируется и рассматривается поэтом с помощью разговора, различных ситуаций и поступков.
Проблема границ любви в произведении Л. Андреева Иуда Искариот
Эссе по культурологии Леонид Андреев «Иуда Искариот» Тема: Проблема границ любви в произведении Л. Андреева «Иуда Искариот» Существует много пересказов библейской легенды об Иуде из Кариота. Мне кажется, что «Иуда Искариот» Леонида Андреева в этом отношении самый неординарный вариант. Повесть раскрывает перед нами картину предательства Иисуса Христа, но это лишь внешний смысл произведения.
Андреев-Бурлак, Василий Николаевич
Василий Николаевич Андреев-Бурлак (наст. фамилия Андреев ; 1 января 1843, Симбирск, ныне Ульяновск — 10 мая 1888, Казань) — русский актёр, чтец и писатель.
Андреева против Латвии
Андреева против Латвии (55707/00) — дело в Европейском суде по правам человека. Обстоятельства дела Негражданке Латвии Н. Андреевой латвийскими властями в пенсионный стаж не были засчитаны годы, проработанные в советское время на находившемся в Латвии предприятии союзного подчинения. Гражданам Латвии, согласно закону «О государственных пенсиях»,такие периоды в пенсионный стаж засчитывались.
Абт, Карл Фридрих
Карл Фридрих Абт (нем. Karl Friedrich Abt; 1733, Ульм — 20 ноября 1783, Бремен), один из знаменитейших актёров Германии в конце XVIII в. Уже 25-ти лет от роду странствовал с собственной труппой по Германии. В 1775 г., потерпев неудачу в Голландии, где пьесы Шекспира, Лессинга и т. п. не пришлись ещё по вкусу публике, он поступил на сцену в Готе, где играл в первых произведениях Шиллера и Гёте.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Д. И. Фонвизин
Среди русских писателей, имевших дар видеть и передавать все нелепое в жизни , первым был Фонвизин.В своих произведениях он искусно использовал и подбирал выражения , которые на долгое время оставались в памяти читателя.
Андреев Николай Андреевич
Скульптуры этого знаменитого русского художника — украшение Москвы. Н. А. Андреев — талантливый ученик известного скульптора С. М. Волнухина, творчество которого было близко к передвижникам.
Шолом-Алейхем
В своих многочисленных произведениях разных жанров, которые он писал на русском, идише и иврите, Шолом-Алейхем запечатлел в художественных образах трагические судьбы обездоленных евреев, в массе своей оторванных от родных корней.