Реферат: Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Управление персоналом» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Управление персоналом»

Остальные рефераты » Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Управление персоналом»

инистерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)



Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ)



Методические указания

к семинарским занятиям по дисциплине

«Управление персоналом»


Новочеркасск 2008

УДК 338.2(07)


Рецензент – к.э.н., доцент А.Ф. Баташова



Составитель Довлатян Г.П.


Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Управление персоналом» / Сост. Г.П. Довлатян; Шахтинcкий ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск:

ЮРГТУ, 2008. – 21 с. - 50 экз.


Знакомят студентов с ролью управленческой дисциплины в условиях рыночной экономики. Представлены темы, изучение которых позволит более детально прорабатывать цели, решать задачи и применять оптимальные управленческие решения при подборе персонала на предприятиях различных форм собственности.


Предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности «Прикладная информатика (в экономике)».


УДК 338.2(07)

© Шахтинский институт ЮРГТУ, 2008

©
Довлатян Г.П., 2008

Введение


В условиях рыночной экономики, в жесткой конкурентной среде возрастает роль значимости человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и выявления конкурентных преимуществ, нацеленных на стратегическое развитие организаций.

Основные задачи курса: учебный курс «Управление персоналом» является дисциплиной (по выбору студентов) специальности «Прикладная информатика (в экономике)» нацеленной на формирование у студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми отношениями в современной организации. Овладение методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и трудовых споров позволит будущим специалистам принимать своевременно управленческие решения в кадровых вопросах.

Изучение курса базируется на таких дисциплинах, как «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Социология», «Трудовое право».

Программа курса включает все лучшее из мировой и отечественной теории и практики управления персоналом.

В процессе преподавания дисциплины предусмотрены лекции семинарские занятия, которые проходят в виде деловых игр и конференций внутри коллектива.

Рубежный контроль знаний включает выполнение домашнего задания (в виде доклада) и сдачу итогового контроля (экзамена или зачета) в зависимости от формы обучения.


При завершении учебного курса информатик-экономистдолжен:

знатьпредмет и содержание дисциплины «Управление персоналом»; механизм управления персоналом: методы управления, их классификацию, взаимосвязь и развитие;

уметьпроводить системный анализ управления персоналом организации: устанавливать цели, использовать принципы, обозначать функции, составляющие подсистемы и элементы;

иметь представлениеоб эволюции теории и практики кадрового менеджмента: мировом и российском опыте;

уметь использо­вать информацию в ситуациях: современные концепции управления трудом в деловых организациях.


Семинарские занятия проходят в виде проведения деловых игр по следующим темам:

1.Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом.

2. Кадровая политика.

3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента.

4. Личность как объект управленческого воздействия.

5. Руководство: власть, влияние и партнерство.

6.Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя.

7. Управление группой.

8. Управление формированием и развитием коллектива.

9. Управление конфликтами. Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении.

10. Мотивация работы с персоналом. Мотивация как функция управления.

11.Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур.


ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Семинар 1. Тема: Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом


Вопросы для обсуждения

Менеджмент и его типы.

Цели и задачи управления персоналом.

Концепция управления персоналом в организации.

Система управления персоналом.

Власть и основные формы ее реализации.


Темы докладов/рефератов

Управление деловой карьерой в организации.

Специфика управления персоналом в различных моделях менеджмента.

Формы текущего контроля знаний: опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.


Литература

Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001.

Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000.

Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999. - №3

Кадровое обеспечение государственной службы. – Ростов на Дону, 1999.

Философия власти – М.: Изд-во МГУ, 2002.

Янов А. Истоки автократии // Октябрь, 1999. - №8.


Семинар 2. Тема: Кадровая политика


Вопросы для обсуждения

Сущность кадровой политики.

Структура кадров системы управления.

Развитие коммуникативных возможностей персонала.

Ротация и продвижения кадров.

Кадровая служба: функции, организация, ответственность.


Тема доклада

Кадровая служба: функции, организация, ответственность.

Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.


Литература

1. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. - М., 1998. -С. 217 - 35.

Хостинг А. Курс предпринимательства. - М., 2001. - С. 228 -230.

Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000.

Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000.


Семинар 3. Тема: Управленческая психология Психологические проблемы бизнеса и менеджмента


Вопросы для обсуждения

Управленческая психология как наука.

Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.

Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.

Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.


Темы докладов/рефератов

Адаптация как проблема мотивации.

Психологические законы функционирования рыночной экономики.


Форма текущего контроля знаний: опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.


Литература

Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4.

– С 207 -212.

Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000. - С.187.

Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999. - С 10 -11.

Попов В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. - 2001. -№3.


Семинар 4. Тема: Личность как объект управленческого воздействия


Вопросы для обсуждения

Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.

Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.

Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.

Психодиагностика как область психологического знания.


Тема доклада/реферата

Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.


Форма текущего контроля знаний: опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.


Литература

Анастази А. Психологическое тестирование – М., 1999.

Айзенк Т.Ю. Проверьте свои способности – М., 2002.

Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 2000.

Бодалев А.А., Столин В.В. психодиагностика. – М., 2000.

Берлочук Л.Ф. Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностики. Киев, 1999г.

Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, 1999.

Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999.


Семинар 5. Тема: Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала


Вопросы для обсуждения

Предмет психодиагностики как области психологического знания.

Методы и техника психодиагностики:

а) тесты, опросники;

б) проективная техника.


Тема доклада/реферата

Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.

Формы текущего контроля знаний: опрос, тестирование.


Семинар 6. Тема: Руководство: власть, влияние и партнерство. Модели лидерства


Вопросы для контроля знаний

Руководство в организации.

Управление и лидерство.

Теории лидерства.

Партнерство руководителя и подчиненных.

Виды влияния, обеспечивающие партнерство: убеждение, привлечение работников к участию в управлении.

Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.

Лидерство в механизме осуществления власти.


Темы докладов/рефератов

Лидер и менеджер: общее и особенные черты.

Власть как возможность влияния на поведения людей.

Качества современного лидера.


Форма текущего контроля знаний: опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.


Литература

Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999. - №4.

Качество элиты // Деловой мир. 2001.

Роль лидеров в реорганизации предприятия // Кадры. – 2000. - №2.

Тичи Н.И., Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002.


Семинар 7. Тема: Стиль руководства.

Социально-психологический портрет руководителя


Вопросы для обсуждения

Стиль руководства как категория управления.

Классификация стилей руководства.

Субъективная составляющая стиля руководства.

Самоменеджмент руководителя.


Тема доклада

Модель личности современного руководителя.


Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.


Литература

Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000.

Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999.

Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000.

Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999.


Семинар - конференция7.

Тема: Технология имиджа менеджера


Вопросы для занятий

Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.

Общие условия формирования личного обаяния.

Некоторые специфические условия и приемы овладения имиджем (официальная переписка, стратегия и тактика ведения переговоров, официальные приемы и т.п.).


Темы докладов/рефератов

1. Авторитет руководителя.

2. Имидж организации.


Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.


Литература

Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя – практика. – М., 2001.

Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000.

Гуревич П.С. Приключения имиджа – М., 2001.

Корнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990.

Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000.

Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999.


Семинар 8. Тема: Организация труда руководителя


Вопросы для занятий

Необходимость организации труда руководителя.

Планирование рабочего времени.

Тренировка памяти.

Быстрое чтение.

Управлением стрессом.

Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).

Работа с документами.


Темы докладов/рефератов

Временной ресурс руководителя.

Тренировка интеллекта и выработка креативного мышления.


Форма текущего контроля знаний: опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.


Литература

1. Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000.

2. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999.

3. Силюк Н.А., Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого труда. – М.: Экономика, 1999.

4. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. – М., 2002.


Семинар 9. Тема: Управление группой


Вопросы для занятий

Групповые методы работы с персоналом.

Типы группв управлении.

Формальная и неформальная структура групп.

Основные причины вступления людей в неформальные организации.

Повышение эффективности функционирования формальных групп и организаций.


Темы докладов/рефератов

Психологическая совместимость в малых группах.

Психологические аспекты эффективной коммуникации.

Психологические аспекты эффективных инноваций.


Форма текущего контроля знаний: опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.


Литература

Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя – практика. – М., 2001.

Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000.

Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.

Гриман Л.П. Общение с собой. – М., 2001.


Семинар 10. Тема: Управление формированием

и развитием коллектива


Вопросы для занятий

Формирование коллектива.

Качество персонала. Построение коллектива.

Построение коллектива. Этапы построение коллектива.

Преимущество и недостатки коллективной работы.

Менеджер как воспитатель коллектива.


Темы докладов/рефератов

Формирование команд.

Роль менеджера в воспитании коллектива.


Форма текущего контроля знаний: опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.


Литература

Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 1998. - №12. – С. 102 – 104.

Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Диалог. – 1998. - №12. – С 104 – 112.

Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000.

Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999.


Семинар 11. Тема: Психология толпы. В неколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции


Вопросы для занятий

Массовые формы неколлективного поведения.

Феномен толпы. Психология толпы.


Тема доклада/реферата

Социально-психологические методы воздействия на массовое стихийное поведение.


Форма текущего контроля знаний: опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.


Литература

1. Лебон Г. Психология народов и масс – 1898.

Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета 1999.

Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 1998. - №12. – С. 102 – 104.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999.


Семинар 12. Тема: Управление конфликтами


Вопросы для занятий

Природа и виды конфликта.

Движущие силы конфликтов и формы их протекания.

Стратегии и техника управления конфликтами.

Анализ и способы разрешения конфликтов.


Темы докладов/рефератов

Методы разрешения конфликтов.

Практика использования конфликтов в управлении.


Форма текущего контроля знаний: опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.


Литература

Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999г.

Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 . - С. 189 -204.

Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.

Гриман Л.П. Общение с собой – М. 2001.


Семинар 13. Тема: Психологическое предупреждение и разрешение конфликтов

в деловом общении


Вопросы для занятий

Типология и характеристика конфликтов делового общения.

Социальные и психологические факторы упреждения конфликтов в деловом общении.

Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.

Условия и возможности саморегуляции в общении.


Тема доклада

Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении.


Формы текущего контроля знаний: опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.


Литература

Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999.

Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 . - С. 189 -204.

Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.

Семинар 14. Тема: Мотивация работы

с персоналом


Вопросы для занятий

Мотивация как функция управленческого цикла.

Роль мотивации в достижении цели управлении.

Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации.

Психологические аспекты мотивации.


Тема доклада/реферата

Особенности мотивации и стимулирование персонала.


Форма текущего контроля знаний: опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.


Литература

1. Ковалев В.И. Мотивы поведения, деятельность. – М.: Наука 1999.

2. Волгин Н.А., Никлолаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. – М., 2000.

3. Грейсон Д., О Делл К. Амереканский менеджмент на пороге 21 века. – М., 2001.

4. Как добиться успеха / Под ред. Хруцкого В.Е. – М., 2002. С 460 – 480.


Семинар 15. Тема: Мотивация как функция управления


Вопросы для обсуждения

Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.

Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем.

Зарубежный и отечественный опыт мотивации.

Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.

Оценка собственных мотивационных тенденций.


Тема доклада/реферата

Зарубежный опыт психологического подхода к стимулированию труда.


Форма текущего контроля знаний: опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.


Литература

1. Макконел К.Р., Брю С.Н. Экономика. Т.2. – М., 2000. – С. 156 – 175.

2. Проников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. – М., 1999.

3. Роджерс Ф.. - ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг / пер. с англ. – М., 1999.

4. Управление по результатам / Пер. с финского. – М., 1998.

5. Шегель В.М. Управленческая психология. - М., 2000.


Семинар-конференция15.

Тема: Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур


Вопросы для занятий

Цели и способы оценки управленческого персонала.

Подготовка программы Центра оценки персонала.

Проведение мероприятий по оценке персонала.

Обработка и способы использования результатов.


Темы докладов/рефератов

Организационное, правовое и научно-методическое обеспечение соци­ального партнерства.

Зарубежные модели социального партнерства.

Подготовка кадров и повышение их квалификации.


Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.


Литература

Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Ансенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М., 2002.

Менеджмент персонала. Учебник. – М., 2001.


Вопросы для итогового контроля (экзамен или зачет)

Менеджмент и его типы.

Цели и задачи управления персоналом.

Концепция управления персоналом в организации.

Система управления персоналом.

Власть и основные формы ее реализации.

Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.

Сущность кадровой политики.

Структура кадров системы управления.

Кадровая служба: функции, организация, ответственность.

Управленческая психология как наука.

Положительные и отрицательные результаты адаптации.

Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.

Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.

Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.

Психодиагностика как область психологического знания.

Предмет психодиагностики как области психологического знания.

Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.

Управление и лидерство.

Теории лидерства.

Партнерство руководителя и подчиненных.

Виды влияния, обеспечивающие партнерство.

Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.

Лидерство в механизме осуществления власти.

Качества современного лидера.

Модели лидерства.

Стиль руководства как категория управления.

Классификация стилей руководства.

Субъективная составляющая стиля руководства.

Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.

Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.

Необходимость организации труда руководителя.

Планирование рабочего времени.

Управлением стрессом.

Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).

Работа с документами.

Групповые методы работы с персоналом.

Типы групп в управлении.

Повышение эффективности функционирования формальных групп и организаций.

Психологические аспекты эффективной коммуникации.

Психологические аспекты эффективных инноваций.

Формирование коллектива.

Качество персонала. Построение коллектива.

Преимущество и недостатки коллективной работы.

Менеджер как воспитатель коллектива.

Природа и виды конфликта.

Движущие силы конфликтов и формы их протекания.

Стратегии и техника управления конфликтами.

Типология и характеристика конфликтов делового общения.

Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.

Мотивация как функция управленческого цикла.

Эволюция идей в мотивации. Классическая теория мотивации.

Психологические аспекты мотивации.

Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.

Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных.

Зарубежный и отечественный опыт мотивации.

Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.


Учебно-методическое издание

Методические указания к семинарским занятиям

по дисциплине «Управление персоналом»


Составитель: Довлатян Галина Петровна


Редактор Т.П. Дмитриева

Темплан 2008 г. Подписано в печать 17.03.2008 г.

Формат 60х841/16. Бумага офсетная. Ризография.

Усл.-печ.л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,25. Тираж 50


Южно-Российский государственный технический университет

Адрес ун-та: 346428, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132

Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ)

Адрес ин-та: 346500, г. Шахты, пл. Ленина, 1