Кандидат педагогических наук А.В. Алексеев
На международном форуме "Молодежь - наука - олимпизм", проходившем в дни Всемирных юношеских игр в Москве, было сказано немало слов о принципе "Фейр-плэй", о необходимости утверждения в современном спорте гуманных, добрых взаимоотношений. Эта проблема весьма актуальна, так как нередко приходится видеть, как тренеры, особенно работающие с детьми, то и дело кричат на них, почему-то полагая, что таким способом помогают процессу обучения. Согласно данным проф. Л.И. Лубышевой, приведенным ею на форуме, от 60 до 80% тренеров используют именно такой - авторитарный - стиль в общении с учениками.
А ведь есть работы, в частности Л.Н. Рогалевой из Екатеринбурга, показавшие, что при авторитарном стиле руководства рост спортивных результатов идет хуже, чем там, где преобладает демократический подход к обучающимся. Следовательно, тренеры, исповедующие авторитаризм, не знают, что мешают себе, делу, когда кричат или как-то "давят" на своих учеников.
Авторитарный стиль руководства, как единственно эффективный способ управления людьми, обществом, государством, сформировался за годы советской власти. Основной эмоцией, которая в то время пронизывала отношения между руководителями и подчиненными, был страх во всех его вариантах и проявлениях. Подчиненные опасались не справиться с заданиями своих руководителей, которые, в свою очередь, боялись показаться несостоятельными в глазах вышестоящего начальства. Но ведь давно доказано, что страх, особенно длительно воздействующий, ухудшает и психическое, и физическое здоровье, ведет к снижению жизненного тонуса, учащает брак в работе. Тем не менее и в последние годы, несмотря на то что социальная структура общества во многом изменилась и сейчас, казалось бы, нет больших причин жить в атмосфере прежнего страха, все еще немало сторонников авторитарного руководства подчиненными, полагающих, что именно страх - основная сила в процессе управления людьми. К сожалению, такой вариант взаимоотношений наличествует и в спорте высших достижений.
Конечно, тренеры не могут быть все время "добренькими". Нередко для поддержания дисциплины необходима соответствующая строгость. Но она должна быть основана на утверждении справедливости, быть такой, чтобы вызывать у спортсменов чувство уважения к тренеру, а не страх перед ним. В умении варьировать разные средства воздействия на учеников так, чтобы в конечном счете преобладающими у них оказались положительные эмоции: удовольствие, уважение, радость - и состоит искусство педагогического мастерства тренеров. Немало тренеров обладают так называемыми врожденными способностями к подобному ведению занятий. Но немало и таких, которые не умеют и не хотят разбираться в душевном и физическом состоянии своих учеников, сразу же переходят на грубость, крик, оскорбление.
К сожалению, будущим тренерам, пока они учатся в институтах, не прививают навыков гуманного отношения к ученикам. Вина здесь лежит на тех программах, которым все еще следует преподавание на кафедрах психологии и педагогики, где, конечно, говорится о высоком значении гуманных отношений, но где не учат практическому умению создавать гуманную атмосферу во взаимоотношениях между тренерами и их воспитанниками. Поэтому заповедь - "тренер не раздражается, а спокойно анализирует" различные неудачи своих учеников очень часто остается лишь призывом, за которым не следует конкретных дел. А ведь весьма нередко не спортсмены виноваты в своих промахах, а тренеры, не сумевшие найти правильный путь к сердцу и уму тех, кого они обучают.
Подобно тому как верующие, переступив порог храма, сразу же погружаются в атмосферу добра и любви к тому, что там происходит, так и тренеры, направляясь к месту, где они работают, должны заранее наполнить себя чувствами добра и любви к своим подопечным. Ведь ученики очень хорошо чувствуют психоэмоциональное состояние своих педагогов и соответственно относятся к ним: к добрым - положительно, а к недобрым - отрицательно, что, как правило, негативно отражается на их взаимоотношениях, общем деле.
Можно ли научиться тому, чтобы, несмотря на все трудности современной жизни, порождающие множество отрицательных переживаний, целенаправленно и быстро вызывать в себе положительные эмоции, прежде чем приступить к тренировкам? Можно и нужно! Но для этого необходимо хорошо овладеть аутотренингом, с помощью которого при достаточном опыте можно буквально за секунды как вводить себя в нужное психоэмоциональное состояние, так и выходить из него.
Существует "психофункциональный тест" (А.В. Алексеев, 1979), который позволяет с помощью пяти простых приборов за 1-2 минуты получать объективную цифровую информацию о том, насколько успешно испытуемый умеет обретать необходимое психоэмоциональное состояние. Суть теста, разработанного на основе теории функциональных систем академика П.К. Анохина, состоит в инструментальной оценке состояния нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем в процессе выполнения двух простых психических задач. Тестируемому, находящемуся в положении стоя, предлагается за счет процессов представления или воображения обрести сначала чувство высокой радости, затем погрузиться в глубокое успокоение и снова испытать радость. По тому, насколько адекватно и согласованно включаются в эти задания три перечисленные системы организма, можно судить, о том, в какой мере испытуемые владеют и управляют своим эмоциональным состоянием. В среднем на однократное тестирование уходит от 2 до 5 минут.
Практика показывает, что после овладения возможностями аутотренинга тестируемые уже через несколько психических тренировок, направленных на решение задач теста, достигают достаточно хороших результатов, говорящих о том, что они научились целенаправленно руководить своим психоэмоциональным состоянием. Думается, что каждый тренер должен владеть аутотренингом и пройти соответствующее психофункциональное тестирование, чтобы на основании полученных данных решать, насколько хорошо он умеет создавать атмосферу положительных эмоций на занятиях, то есть быть добрым, отзывчивым и терпеливым, работая с учениками.
"Добро есть вечная высшая цель нашей жизни" - это изречение Л.Н. Толстого должно стать законом для всех, кто работает в современном спорте - как со взрослыми, так и особенно с детьми.
Другие работы по теме:
Что такое добро для меня?
Общее понятие добра как блага, причины его спонтанного и осознанного проявления. Характеристика доброты как самого прекрасного человеческого качества, на котором держится весь мир. Философские раздумья о проблеме противостояния борьбы добра и зла.
Добро и зло
Характеристика категорий "добро" и "зло" с точки зрения философии, духовных и моральных убеждений человека. Особенности понятия "борьбы зла и добра", которое есть не что иное, как выбор, а именно - выбор между добром – эволюция и между злом – деградация.
Старый завет
Аннотация к семинару по Ветхому Завету Ветхий Завет — первая и древнейшая книга, которая дошла до нас еще с незапямятных времен. Есть сведения, что Ветхий Завет знали еще во II-м тысячелетии до нашей эры. Множество мировых религий вышло из этого священного текста, и каждый человек просто обязан знать его.
Булгаков м. а. - Добро и зло в романе м. булгакова мастер и маргарита
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла.
Лермонтов м. ю. - Мои размышления над поэмой мцыри
Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра в котором не работал. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь.
Сочинения на свободную тему - Мой друг
AlignjustifyМой друг. Вадик учится в том же классе что и я Мы очень дружны почти не расстаемся вместе проводим досуг готовим уроки помогая друг другу вдвоем ходим на секцию футбола. Вадик вратарь а я защитник.
Булгаков м. а. - Добро и зло в романе булгакова мастер и маргарита
Добро и зло. На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные люди особой трагичности достигает эта борьба когд Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа.
Гуманизм в романе Диккенса Приключения Оливера Твиста
Роман Ч. Диккенса о приключениях мальчика, в которого отняли даже имя матери, - это произведение высокого гуманистического смысла. Писатель принуждает по-новому посмотреть на общепринятые понятия о порядочности, респектабельности, которыми так гордились его современники. Безусловно, внешние проявления красивого воспитания важны, но что за этими манерами, что за белым жилетом? Ч.
Царевна-лягушка
Волшебная сказка «Царевна-лягушка» прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам. Из названия сказки понятно, что царевна-лягушка — главная героиня. Вначале Иван-царевич хотел отступиться от неё: уж очень напугал его внешний облик лягушки.
Проблема добра и зла в романе Достоевского Преступление и наказание
Проблема всего творчества Достоевского — определение границ между добром и злом. Это центральный философский вопрос, волновавший писателя всю жизнь. В своих произведениях писатель пытается дать оценку этим понятиям и установить их взаимодействие как в обществе в целом, так и в отдельном человеке.
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита 2
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Автор: Булгаков М.А. “Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. И. В. Гёте. “Фауст” Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении Булгакова к сатане. Если для Гоголя и Достоевского дьявол — это воплощение зла, то Булгаков пишет о сложном переплетении добра и зла в жизни.
Наташа Ростова в церкви Разумовских. Анализ эпизода романа Толстого Война и мир
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» множество персонажей, но любимой героиней Толстого, без сомнения, является Наташа Ростова. Она занимает центральное место среди образов романа, потому что воплощает саму жизнь с ее крайностями и бесконечными изменениями. Наташа непосредственна и естественна, она находится в гармонии с окружающим ее миром, она наделена счастливой чертой ощущать полноту жизни.
Добро и зло в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске, на самом деле, во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, — что это и естественно и
Что такое счастье, добро и зло
Автор: Сочинения на свободную тему Наверное, каждый задавался таким вопросом, каждый и отвечал по-разному. У всех есть свое мнение, и это сочинение-рассуждение о моём понятии добра, зла и счастья.
Карась-идеалист
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил. Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.
Образ Украины в творчестве Гоголя
Николай Гоголь — гениальный русский писатель, но истоки его творчества — в украинской культуре. Украинец по происхождению, он из детства хорошо знал украинские сказки, песни и были. Именно они насыщали его воображение, которое создало прекрасные «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».
Рубаї
Автор: Рудакі. Чотири речі нам потрібні, щоб невеселих збуться дум: Здорове тіло, добра вдача, ім'я хороше, світлий ум. Кого Всевишній обдарує цими дарами чотирма,
Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова Демон
Автор: Лермонтов М.Ю. В поэме Лермонтова «Демон» идет размышление над философскими вопросами. Главный конфликт в поэме – это противопоставление добра и зла, где Демон – «дух исканья», индивидуум, который «сеял зло без наслажденья», а Тамара – это «ангел земной», «святыня добра, любви и красоты». Это две противоположные личности.
Лебеді материнства
Автор: Симоненко Василь. Мріють крилами з туману лебеді рожеві, Сиплють ночі у лимани зорі сургучеві. Заглядає в шибу казка сивими очима, Материнська добра ласка в неї за плечима.
Первое прочтение романа М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С одной стороны, можно сказать, что этот роман – фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное «булгаковской чертовщинкой» для выражения остро-волнующей автора проблематики: борьбе добра и зла, предательстве, трусости, любви и милосердия.
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист 2
Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности убедить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди, проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника.